Benim dedem turk

Елена Ряшина
    Турция....Страна, которая сегодня, к сожалению, стала синонимом популярного и дешевого отдыха, местом, где тысячи людей разных социальных слоев греют свои бренные тела на просторах Средиземного моря под приветливым солнцем, заливающим светом яркий красный флаг со звездой и полумесяцем...И никто ни на секунду не задумывается о том, как велика эта земля! Что на территории современной Турции находилась  погибшая Троя. Как богата ее история. Как красив Босфор и минареты мечетей в лунном свете. Как богаты и не пошлы дворцы времен османских султанов, сколько тайн хранят в себе стены, здания и улочки Стамбула, в прошлом великого Константинополя-столицы огромных империй: Римской, Византийской, Латинской и Османской. Как современна и привлекательна Анкара, как приветливы и добры ее жители, как сильны традиции и любовь народа к отцу - основателю современного светского государства Мустафе Кемалю  Ататюрку, портреты которого, как дань уважения, украшают здания городов в день независимости 23апреля. Как гуманна эта нация, о чем свидетельствуют как минимум два факта: что с разрешения властей Турции был заложен памятник воинам-белогвардейцам, которые нашли здесь свое пристанище после гражданской войны на родине, для того, чтобы россияне могли почтить память своих соотечественников, а их потомки могли поклониться своим усопшим предкам, и то, что во время нацистского геноцида, Турция предоставляла надежное убежище огромному  количеству евреев, давая им турецкие паспорта и гражданство, тем самым спасая "великий народ" от гибели.Все это лишь небольшое количество голых фактов о стране, которую омывают четыре моря, не говоря о красотах ее природы...
            Мне посчастливилось бывать в  Турции не как туристу, хотя отдых на море прекрасен и оставил очень яркие впечатления. Благодаря моей профессии, я счастлива тем, что мне представилась возможность выйти на сцену театра "Cyyolu" города Анкары, дважды побывав на театральном фестивале, познакомиться и подружиться с замечательным человеком Леми Бильгином - министром культуры Турции, увидеть все красоты Стамбула, проплыть по Босфору, вдохнуть аромат  пряностей и морского бриза. Но все-таки  я люблю эту страну особой любовью, потому что для меня Турция - это большая часть моей души. Я прилетаю туда, словно в родные места, которые генетически притягивают меня и не отпускают мое сердце. Я ощущаю неразрывную связь с этим народом, хотя во мне течет всего лишь 25% турецкой крови, но это очень ощутимо, ибо для меня приезд в Турцию еще и дань моей любви к моему дедушке Осману Хасановичу Мамин-Оглы, который всю свою жизнь мечтал вернуться на родину, но так и не смог этого сделать…
       Мой прадед Хасан Маминоглу (так правильно звучит фамилия) был богатым и уважаемым человеком в городе Трабзоне, у него было две семьи( тогда закон  это позволял) : от старшей жены у него было два сына, а от младшей сын и дочь – мой дедушка и его младшая сестренка. Прадедушка ушел на войну, первую мировую, защищать тогда еще Османскую империю,  и погиб смертью героя, оставив все свое состояние женам и детям. Но видимо, куш был очень велик, раз «старшая семья» рискнула пойти на преступление, задушив подушкой во время сна сестренку дедушки на его глазах, таким образом, избавляясь от лишних наследников. Та же участь могла ожидать и моего дедушку, если б он не рассказал об увиденном маме, и она в считанные часы не отправила его со своим братом, дедушкиным дядей,  на пароходе по Черному морю в Россию, тогда уже Советский Союз, где его дядя со своей артелью пекли хлеб.  Так моя прабабушка спасла жизнь своего сына, но сама чуть позднее умерла молодой по непонятной причине. В 15 лет мой дедушка оказался в чужой стране, не зная языка. В паспорте его фамилию записали на азербайджанский манер с приставкой «Оглы», по медицинской экспертизе установили год рождения ( так как летоисчисление на тот момент в Османской империи велось по исламскому, а не григорианскому календарю) и отправили в большую жизнь… Язык постепенно выучился, но всю жизнь дедушка говорил с акцентом, работа приносила доход и страна приняла его с распростертыми объятьями. Когда срок контракта дядиной артели подходил к концу, и нужно было возвращаться на родину, дедушка предпочел остаться здесь, так как возвращаться ему было не к кому, там его уже никто не ждал. Он организовал  собственную артель и уже самостоятельно занялся выпечкой хлеба, работал в разных городах, а встреча на теплоходе в круизе по Волге определила его будущую судьбу: он встретил мою бабушку, они полюбили друг друга - он переехал в Казань, и прочно обосновался  здесь на всю оставшуюся жизнь. Принял советское подданство и рвался на войну, но по состоянию здоровья, т.к. у него не было части желудка, был взят на фронт только как пекарь – он пек хлеб для солдат на линии фронта, пытаясь помочь стране, которая его фактически спасла, которую он любил…Но каждую ночь ему снилась его родина, его родной Трабзон и море. Он всегда рассказывал о том, как прекрасна его страна и как бы он хотел вернуться, чтоб вдохнуть воздух родных мест, но раньше это было невозможно, а до светлого дня, когда каждый день в Турцию летят сотни рейсов он не дожил…
      Он похоронен здесь, на «чужой земле», хотя на этой земле  родились его дети, внучки и правнуки, но я знаю, что сердце его там, в стране, которая омывается четырьмя морями, в стране его детства и материнской любви, в стране, тоска по которой с каждым годом становилась все сильнее. И единственное, что я сегодня могу сделать для дедушки – мысленно поклониться его родине, каждый раз, возвращаясь из Турции, могу привезти горсточку родной земли на его могилу, и, приехав в страну красного флага с белой звездой и полумесяцем, я могу с гордостью сказать, что BENIM DEDEM TURK*!



* мой дедушка турок