Бобэ мансэс. Бабушкины сказки

Неля Райцина
 Музыка души моей...Когда я слушаю песни на идиш,на глаза наворачиваются слезы...Я  вспоминаю бабушку-ее мелодичные напевы,теплые мозолистые руки,прижимающие мою детскую кудрявую голову к засаленному кухонному переднику,который фактически не снимался в течение всего дня.Я сижу у окна и смотрю на растущую пальму ,в квартире разливается парным молоком музыка.Музыка моего детства.Прошло лет двадцать пять ,а я окунаюсь в те же сладкие напевы,только нету возле меня моей бабули ,а растущую под окном заснеженную рябину заменила красавица - томная пальма...


Коснулась плеча рука
Опора мне так нужна...
Со мною твоя душа,
пришедшая издалека.
И пусть я сижу одна,
Не тронет меня беда.
Покуда издалека-
Душа твоя сберегла.
(Светлой памяти моей бабушки посвящаю)



  У бабушки была замечательная русская речь. Очень выразительная ,так сказать.Она могла сделать дружественно-вежливый комплимент мужчине,сказав что он с большим "обрезанием".О нет,она не заглядывала ему в штаны.Упаси Боже!Она имела в виду его образование.И еще она очень боялась "катарактов"(терактов)  и любила делать внукам "канализацию"(ингаляцию, то бишь).А если кто -то смел над ней смеяться,презрено заявляла:"Все что у меня в голове,у вас и в пятке не наберется".Вот такая женщина была,светлая ей память...С большим обрезанием!



                Бои с пристрастием.

В садик меня вели с боем.

Я сопротивлялась,плакала,кричала...Мама тяжело вздыхала ,клала в рот валокордин и тянула меня за руку.Садик примыкал к нашему дому,из окон квартиры был виден его фасад.Я стояла у забора и выла, как собачка, в сторону второго этажа пятиэтажки: "Баба Сарра ! Баба Сарра!".В группе  отказывалась кушать,швырялась игрушками и не давала детям спать в тихий час.Меня в одних трусах потащили к методистке Гите Михайловне,полноватой низкорослой еврейке с рыжеватым отливом волос.

Там мощь моего вытья только усилилась,подкрепленная диким страхом и пронизывающим холодом.Кто-то сжалился и позвонил бабушке.Дверь с грохотом распахнулась .На пороге с перекошенным от гнева лицом стояла баба Сарра ,грозно сотрясая в сторону Гиты  кулаком,сжимающим мои белые детские колготки."Курвэ,проституткэ,фашисткэ!"-вопила она ,медленно ,но уверенно приближая беленькие колготочки к трехЪярусной нежной шейке методистки.Картина маслом...Рыдала Гита.А я-нет.)


                Какая разница?


Моя бабуля сводила с ума всех переписчиков населения города Киева."Какая разница?"-недоуменно вопрошала она..."Какая разница , я Каган или Коган,Сарра или Слува,ФайвИшевна или ФайвЕшевна?". Добродушная переписчица была на грани обморока.Мы с братом ухахатывались,подглядывая из другой комнаты на этот сюжет сюрреалистической картины." Ша,шейгецы!"-одергивала она нас."Никакой разницы !Пишите, как хотите!"-упрямилась она.Пишите, как хотите...Вспоминали мы,скорбящая семья, у ее могилы.Раздосадованный дядя под фамилией КАган с недоумением созерцал  надгробную надпись:"Дорогой маме и бабушке Слуве КОган от любящей семьи".Воистину,пишите, как хотите,действительно, какая разница?


                "Что-то" посередине.


Вечерний просмотр телевизора.Скудные сцены советского секса....Скромный поцелуй робкого юноши в губы смущенной девушки.Бабушка с омерзением отворачивает голову и произносит презрЭнно:"Нэкейва!Проститутка!В наше время такого не было!".
Дед хитро  решает проявить солидарность  с женой и изрекает:
"Мой тухэс (задница) посередине!".
И понимайте это, как хотите...   




                Бедный ребенок.

Кто не любит поиграть во дворе?Зови,не зови..Бесполезно...
 Димы,Сережи,Кости не торопились домой,когда слышали зов матерей и бабушек с окон и балконов пятиэтажек.Летел стрелой только мой брат Игорь,когда его звала бабуля."Игер,Игерушка!"-звала она меняющего цвета от стыда перед друзьями брата.
"Мама!Неужели тяжело сказать И-го-рь?” -тренировала мама бабушку. - Сколько лет в  Киеве живешь,а говорить по-человечески не научилась".Бабуля,посылая смачные проклятья на идиш всем проклятым антисемитам нашего двора и мира в целом,тяжело работала над произношением...Только для ребенка.Что не сделает для него любящая бобэ?Брат прибежал домой еще больше заплаканный.Бабушка совсем перестаралась ,зовя его через окно:"Егор!Егорушка!"
 

                Сюнька.


Сюнька приходил нам плакать "за маман".
Волосы дыбом,глаза навыкате.
"Баба Сарра,что это за курва моя мамэ?".
Бабуля задумывалась ,была ли ее подруга Пэрале курвэ.
"Она любит только Абрашку!"-вопил он.Просил выпить.Баба отвечала,что нема."Чайку бы!"-говорил Сюнечка,наливая полную чашку заварки."Святая женщина !"-бросался он в ноги бабуле.Зрелище не для слабонервных...Сюнька" приговаривал" большой чайник заварки.До того момента ,когда приходил Вовкэ,мой отец, и не объяснял "блудному" сыну,что за чайник можно и по "чайнику".Сюнька вопил: "Мамэлэ!",и вылетал "пулей" от нашего "святого "семейства!
Сюжетец, достойный фильмов Феллини,только на Подольский лад!
В моем детском лексиконе появилось новое слово.Чефирить...



                Пэралэ.

Вспоминаю Пэралэ-бабушкину подругу ...У этой Пэралэ (жемчужины) было еврейское счастье иметь двух замечательных "брулльянтов"-сыновей Сюньку и Абрашу.Так  эти "брулльянты" кроме славных имен и характерной внешности были "аф гонцэ коп мышыгн"(на полную головку).

Они каждый раз в школе устраивали  очередное представление(по рассказу бабули) и бедную Жемчужину призывали на берег к директору...(утесу).

Особено Пэралэ раздражала вывеска над входом школы-"Добро пожаловать!".При виде этого приглашения Жемчужина начинала яростно вскрикивать все "самые добрые" пожелания всей этой проклятой "мылыхе"(правительству)."Добро пожаловать!"-вопила она и крутила смачные фиги в сторону вывески.."Чтобы всем вашим детям было такое "добро пожаловать" и все болячки во все органы",-разорялась она...А ведь права была ...Кому “добро пожаловать”,а кому - “вход воспрещен”.