Случай в марте 1953 года

Евгений Щукин
О Бериевской амнистии.  На фото; Я  в Перми у памятника Славянову.


Как-то  вспомнился  мне один эпизод  из далекого 1953 года. Я тогда  учился   на 3-м  курсе в Молотовском  Военно-Механическом Техникуме, (ныне  он Пермский  политехнический  колледж им. Славянова).

Только что прошли в Перми похорны  товаища Сталина  -  Отца Народов, победивших в Великой Отечественной Войне,  а  следом была объявлена амнистия, (ее почему-то  в народе  называли Бериевкой).

По ней выпустили на волю бандитов и жуликов всех мастей, и в Перми, вокруг  которой в лесах лагерь на лагере, начались грабежи и бесчинства.

Общежитие  наше находилось  на  трамвайной  остановке «Горки», а  учебный  корпус был  в  паре трамвайных  остановок в "Рабочем поселке", это в  сторону Мотовилихинского завода.

В тот вечер в  конце марта, после  какого-то культурного мероприятия, (концерт самодеятельности, танцы), в 12-м часу ночи,  мы гурьбой вывалились из здания учебного корпуса  и пытались атаковать трамвай.

Мы бы уехали, да наши девчонки не смогли уместиться на  подножках, – спрыгнули, ну  и мы спрыгнули тоже. Решили пойти пешком.

Погода  была прекрасной, светила полная  луна, был легкий морозец, еще  лежал снег и весело похрустывал под ногами.

Пешеходная  дорожка была  узкой: слева была проезжая  дорога, а  справа возвышались метровые сугробы. Наша компания  растянулась – девчонки  ушли вперед, а   мы  отстали.
   
Мы, это я и  мои друзья:  -  Вовка  и  Слава,    плюс  наши подружки, имен которых я  уже не помню.  Все мы были из  Краснокамска, районного городка,  в 50 километрах от Перми  на правом  берегу реки  Камы.

Вовка  -  коренастый  крепыш, умеющий постаять за  себя.  Слава – высокий, худощавый паренек,  из интеллигентной семьи, посещавший   музыкальный  кружок при доме пионеров, а на вечерах самодеятенсти  (на бис)   исполнявший  на трубе Неаполитанскую песенку  Чайковского.
Ну  и Я,  – ни чем не выдающийся подросток, ни роста, ни мускулов, - продукт  голодных военных и послевоенных  лет.
 
Внешне, если посмотреть со стороны:  мы все одевались  бедно, но стараись выгядеть   по моде тех лет,  -  «приблатненно»:   на голове  кепочка  восьмиклинка с  пуговкой и малюсеньким   (в 2 пальца), козырьком.  Полупальто (типа бушлат.)  Штаны, (если ты в ботнках), то  клеши.  А если потратился на  хрмовые сапоги   (гармошкой),   то  штаны  заправлены  с  напуском.
 
Вот  такая  "картина маслом", -  типичный  портрет  учащегося  техникума или  ремеслухи, - паренька  с  окраины  послевоенной  Перми.

И еще  было модным  тогда, иметь при себе что-либо для самообороны.  Кто-то молоток  держал во внутреннем кармане, кому-то свинцовый кастетик карман оттягивал, а  кто-то и финку за голенищем сапога имел.

Вовка, например, имел  красивую  финку. Слава,  в  конфликтах  с кем-либо,   ловко  использовал увесистый мундштук  от своей  блестящей никелем трубы,  с  острыми краями   трубчатой ее части!
Я же, чтобы не отставать от всех,  в  учебных мастерских  заточил ромбический  личной  напильник. Правда,  никак не  мог придумать какую рукоятку к нему изготовить. Очень хотелось  сделать наборную  из разноцветного плекса. Но его нужно было еще  где-то  найти.

Так  вот, идем мы  неспеша,  веселая, «вооруженная до зубов»,   компания, -  девчонки  впереди, до общежития,  всего-то ничего.  Вдруг  видим,   как с  трамвайных путей к  нашим  девочкам  подбежали  трое:  – один сорвал шапку, дугой вырвал сумочку!

Но  тут подоспели мы,   и  началась потасовка. Неожиданно подбежав  сзади,  нам  удалось сбить  нападавших  с ног. Девчонки убежали.   Ну а нам пришлорсь  применить ноги, и все что имели для оброны. Подробностей   в памяти не сохранилось. 
Помню, что, прихватив  трафеи,(шапку и сумочку), оставив в сугробе нападавших, мы  убежали  в сторону общежития.

Девчонки прошли в общежитие через парадный  ход, где сидела  придирчивая вахтерша, а нас запусти через черный,  и  только в  комнате  у  девчонок,  мы пришли  в  себя и  стали зализывать раны.

У меня  был разбит нос и кровоточили  ладони  с ранами от  хвостовика моего напильника.  Славка  получил чем-то по голове. Один Вовка вышел из потасовки, как огурчик, без  видимых  повреждений.
Мы  все еще были   возбуждены,  грязные и потрепанные, а, главное,  тряслись от страха!  Вот сейчас придет милиция и нас  повяжут! Понимали, что  применив наши железки, мы  совершили преступление.

Стали думать  и договариваться,  что говорить, если за нами придут. От  «вещдоков» мы  избавились  еще  перед общежитием, зашвырнув  их далеко в снежный  пустырь. Только Славка, отмыв в туалете   мундштук, аккуратно убрал его в  футляр своей  трубы.

Спать мы уже не могли  и с рассветом, выпив чаю, пошли в  техникум.  Проходя мимо места драки,  мы  увидели,  что снег  перемешан, сугробы со следами падений, а  кое-где   краснеют   пятна крови.

Вряд ли мы, (еще мальчишки),   смоги нанести тем  уркам,  серьезные ранерия.
Мы надеялись, что они (как пострадавшие) не  решились  обращаться в органы.
Найти   нас,  не составило бы особого труда:  у меня распузхшая губа и были забинтованы ладони, а у  Славки   - голова,  и  Вовка от нас не одходил ни на шаг.
Учебный день прошел  в тревоге,  а  вдруг были  свидетели? Но день прошел  без последствий,  за ним другие дни … и этот эпизод вскоре был забыт.
К счастью,    отбив  у меня  напрочь,  желание,  иметь в  кармане что-либо острое!

                -***-

Прошло  20 лет.    Давно был окончен техникум,  а  я  в  очередном отпуске  в Перми с сыном, (учеником сташх классов),  уже офицер в  звании капитана,  решил прогуляться  по памятным  местам и  по улочкам, где прошла  моя юность.

Пермь сильно изменилась, особенно в  центре. Исчезли  кварталы  2-х этажных деревянных домов. На  их месте выросли офисы и  высотные дома, не стало кинотеатра  "Художественный" на  улице  Ленина, в  котором мы с боем  покупали билеты  на просмотр новых фильмов.

Только в Разгуляе  да  в Мотовилихе  сохранились островки  старой Перми, с уютными двориками, с дровяными сараюшками и  баньками,  в окружении березок и  кустов сирени.

Транспорт в район техникума  тоже стал  ходить по другому  маршруту. Если раньше   трамвай  шел  через железный  мост   реки  Егошихии  и,  поднявшись в  крутую гору,   подъезжал  прямо  к парадному входу  общежития, то теперь  весь транспорт  идет  по новой дамбе,  мимо  цирка, построенного на   пустыре,  где   мы любили  играть в  футбол.

Рядом  с  цирком,   в тени высоких и ветвистых тополей, (часть  которых  посажены моими  руками и руками учащихся моей  105-405-й группы,  стоит  наше  общежитие.  Только теперь его черный  ход   стал парадным.

Зашли миы  с сыном  в общежитие, – прошлым  и не пахнет! Какие-то офисы,  кафешка  со спиртным.  Вокруг здания построены гаражи, грязь,  канавы,  кучи мусора - впечатление  удручающее.

Обошли  здание, вышли на улицу Степана Разина,   раньше  тут проходила трамвайная  линия  и остановка называлась «Техникум», а против остановки, парадный вход  в здание, и  тоже все совсем по-другому. 

                -***-

И  вспомнился  мне тогда  случай связанный  с этой самой  трамвайной  остановкой.
Мы,  трое друзей,  (та же компания, проживающая в одной комнате),  как-то были на «шабашке»:  разгружали  машины  с  коньяком  и водкой.
Получили за работу по 50 рублей и на троих бутылку коньяка, да  еще одну  бутылку кто-то из нас  прихватил  без спроса.

Доставить этот бесценный  груз в общагу доверено   было   мне, -  у  меня было полупальто, и эти бутылки  можно было  удобнее спрятать.
Меня   с трудом  затолкали  в переполненный  трамвай, а  друзья остались висеть на подножках. 

Трамвай  был  так плотно  забит пассажирами,  что меня при посадке  заталкали в середину и пробиться к выходу требовались немалые усилия. Я  стал протискиваться к  передней  площадке, чтобы не проехать нашу  общагу.

И почти   достиг своей цели, как  почувствовал,  что  ползет  из-за  пазухи вниз  у  меня одна из наших драгоценных  бутылок! И с  ужасом  понял,  что никакими усилиями   я не смогу ее удержать.

Трамвай остановился и меня, как пробку, вытолкнули  из вагона. Еще в полете я услышал, как   одна бутылка разбилась о подножку, а, далее, по закну подлости,  вторая разбилась при моем   падении.
 
Мои друзья,  отряхивая  меня,  уже по коньячному запаху   поняли, что   мечты наши,    выпить, почти честно доставшегося коняка, -  уже   не сбудутся. 
Вход из положения  нашли бысро - наказать того, кто не оправдал долверитя коллектива!  Пока   жарилась картошка, на мои 50 рублей, в соседнем  магазине была куплена водка!

Оказавшись на этом злополучном месте, я с некоторыми упущениями,  щедя его возаст, я поведал сыну.

                -***-

Мы  с сыном медленно шли по улице  Степана Разина  в сторону учебного корпуса и  я  продолжал делиться  с различными эпизодами той, давно  прошедшей   юности:   вот тут,  именно в  этот фонарный  столб, я врезался   лбом, когда, опаздывая на  занятия,  оглянулся  посмотреть,   не  догоняет ли меня   трамвай, вот  тут  . . . !  И так далее!А чуть дальше  было место нашей  драки!.....

Я  так увлекся  воспоминаниями, что не сразу  врубился   услышав, как мой 13-ти летний сын сын,  с ноткой   восхищения  произнес: - «Папа,  ух какая  же  у  тебя- была счастливая  юность!»   Эта фраза,  как холодый душ, остановила  мои  разглогольствования!

Стоп,- "Раскукарекался"! А не захочет - ли  мой  сын, по примеру  отца,   изготовить ножичек и где-нибудь применить его?!

Пришлось срочно  перестраиваться  и  пофантазировать   уже на   такую тему: –  а что было  бы,  если бы  мы,  (по статьям УК СССР 111,112, а еще и 113-Й,  да еще группой лиц),   лет на 5 загремели бы    на нары,  еще не остывшие  от тех самых урок,  амнистированных Берией?!

Обяснил сыну, что случись так, и не было бы в  моей жизни  очень многого: не состаялось бы  у меня защиты  дипломного проекта и последующей  работы на заводе. Не былоло  бы  службы в  армии (тогода сидевших в армию не призывали),  и,  конечно, не могло быть  учебы  в  военном  училище.
И, как своих ушей, не видал бы я,  офицерских погон  и службы   в авиации.

А, главное,  не  было бы  встречи с красивой  девушкой, ставшей  его мамой!  Да  не было бы  и его самого!
                -***-

Подошли мы  к  учебному корпусу, постояли у  памятника  Славянову  (изобретателю электросварки), деревья скверика   у его надгробья  разрослись,  тоже    стали взрослыми .

Вдруг Юра вспомнил, что дома он видел  фото,  где   в этом скверике   я  сижу  на тонких  ветках  какого-то   деревца.  Мы  нашли это дерево, (уже постаревшего, как  и я),  и  сын сфотографировал  меня  рядом  с ним.

Заглянули   мы  и в  учебный  корпус  техникума, было  последнее  воскресенье  августа  и в  корпусе дежурил лишь охранник, который  разрешил нам  побродить по коридорам.
Аудитории были заперты, пахло свежей  краской,  стены   украшены наглядной агитацией, все  было готово к  1-му сентября.

У спортзала - обновленный  стенд   спортивных достижений, на  котором  когда-то  красовалась  и моя  фотография - чемпиона области по пулевой  стрельбе, - теперь  же там на стенде незнакомые   лица  новых лидеров  и чемпионов.

Вот так закончилась  наша экскурсия  в  мое  прошлое.
                -***-

Как повлияли  мои воспоминания на  сына   Юрия ,  показала   жизнь.
Юрий, как и я,  выбрал  профессиою защищать Родиу, – стал офицером,  ушел на пенсию  в  звании полковника. Сейчас   успешно работает в Москве в одном  из министерств.
 
Семья  у него крепкая, жена и два его взрослых сына Максим и Павел - (мои внуки).

Оба получили высшее образовани,  и  успешно   работают. Оба  женаты, старший Максим воспитыват двух  сыновей. Павел, мой младший внук,  воспитывает  троих, Диму и  Еву,, а  полгода  назад у него еще родилась дочка  - Василиса.

Вот так,  мы с бабушкой  и не заметили,  как  стали  пра дедушкой и пра бабшукой! 
Жизнь  продолжается!