Метафизика имени

Юлиан Фрумкин-Рыбаков
ЮЛИАН  ФРУМКИН – РЫБАКОВ

Эта статья была написана несколько лет назад для одного малотиражного журнала. Интернет позволяет познакомиться с ней гораздо большему кругу читателей. По-моему, сколько бы не писали о Дегене - много не будет...
( Дорогие друзья, у меня не получилось вставить две фотографии И.Д. в одну публикацию.
На этой фотографии И.Д. - 19 лет.)


Имя есть Тайна, им именуемая, вне же Тайны,
оно не только безжизненно, но и вовсе не есть имя-
 лишь «звук пустой», «воздушное ничто».
Но обращённое к Тайне, оно являет Тайну,
и влечёт мысль к новым именам.
                Павел Флоренский «Имена»

Ион Деген – имя, вошедшее в мою жизнь сравнительно недавно. Мои друзья прислали мне стихотворение, как оказалось, обошедшее весь мир.
Мой товарищ, в смертельной агонии.
Не зови понапрасну друзей.
Дай – ка, лучше согрею ладони я
Над дымящейся кровью твоей.
Ты не плачь, не стони, ты маленький.
Ты не ранен, ты просто убит.
Дай на память сниму с тебя валенки,
Нам ещё наступать предстоит.
   Кроме того, что я был потрясён, впрочем, как и мои друзья, этими стихами, во мне что-то щёлкнуло, и я вспомнил, что Нина Валерьяновна Королёва* писала в очерке «Мой учитель Глеб Семёнов» о том, что фамилия Семёнов была у Глеба Сергеевича от отчима.
Фамилия же Глеба Сергеевича, по отцу, была Деген.
 Борис Евгеньевич Деген был репрессирован и расстрелян в лихом 37 году. Но мы, ученики поэта Глеба Семёнова, никогда не знали, что настоящая фамилия Учителя – Деген.
   Так в мою жизнь вошло имя Ион Деген.
   В 90-е годы прошлого века я написал цикл стихов «Метафизика слова». Собираясь писать эти заметки, я вспомнил об одном стихотворении из этого цикла:
Имён бездонные глубины
Древнее докембрийской глины.
В них подсознанья лимфы ток,
В них духа горизонты. В каждом слове
Мы слышим Имя – голос крови
Звучащий нам, как эхо, как манок…
А если, ближний, нас не понимает,
В пещере Имени нас время укрывает.
Оно – одно связующая нить
Про меж людьми, меж Космосом
                и прахом,
В нём всё восторгом дышит,
                Божьим страхом!
И невозможно Имя отменить!
                1995г.

Вот что писал Ион Деген в своей книге «Портреты учителей»

     Отца своего я помню смутно.  Он умер  в шестидесятилетнем возрасте.  За
месяц до этого мне исполнилось  три года. В моей памяти отец  остался добрым
чародеем.  Я вижу его  в черном  полированном кресле-качалке. Я стою  наего
вытянутых стопах и замираю от удовольствия. Я помню, как на моих именинах он
кружился в вальсе.  На одной  руке у  него  сидела мама, а на  другой - я, с
гордостью взиравший,  с высоты, на восхищенных гостей. А еще  я помню закат  в
окне железнодорожного вагона и столик под окном с разными вкусностями.  Отец
красивым блестящим  ножом  открывает  плоскую  баночку  голландских  сардин,
изумительный запах которых до  сего дня сохранился в  моей  памяти.  Колеса выстукивают  на стыках веселую мелодию. И я знаю, что мы едем до станции Копайгород. Но ни станции, ни местечка Лучинец,  родины  отца, куда он вез маму и  меня, я почему-то не помню.
     В детстве мне многое  сходило с рук  только потому, что я сын Дегена. Я
помню большую фотографию,  наклеенную на картонное паспарту. Похороны  отца.
За гробом шло больше людей, чем было жителей в нашем городе. Мне рассказывали,
что  путь  от  дома до кладбища был  разделен  на пять отрезков.  На  первом
отрезке отца отпевал греко-католический священник, на втором - мусульманский
муфтий, на третьем - православный батюшка, на четвертом - большой друг отца,
кзендз,  с  которым,  говорят, отец  запирался в  костеле, где  они  слушали
органную  музыку,  и  только  на последнем  отрезке  и на  кладбище  все шло
согласно еврейской традиции.
     Через сорок два года после  смерти отца  я приехал  в родной город. Это
было тридцатого  апреля,  день православной пасхи. Я  решил сократить путь к
еврейскому кладбищу и поднимался в гору  по крутой,  знакомой мне  с детства
тропе.  Солнце пекло,  несмотря на раннее утро.  Я  пожалел, что  не оставил
макинтош  в гостинице. Даже пиджак сейчас был лишним. Из калитки вышел мужик
- типичный Карась из "Запорожца за Дунаем".
     - Христос воскрес! - воскликнул он, отрыгивая сивуху. Не желая вступать
в  теологическую  дискуссию,  я  ответил,   слегка   сгладив  вопросительную
интонацию:
     - Воистину воскрес?
     Мужик посмотрел на меня, с трудом продираясь сквозь хмель.
     - Хлопче, а ты часом не  сын  старого Дегена?  - Я подтвердил.  - Пишлы
выпьемо.
     Вот, пожалуй, и все, что  я  помню. А  рассказы  об отце иногда звучали
почти неправдоподобно.  Они  напоминали легенды.  Я  видел три  Георгиевских
креста,  которыми  отец  был награжден за военные подвиги. Мама  хранила  их
вместе с  тфилим,  завернутыми в  отцовский талит. Но даже сейчас я не  могу
представить  себе, что должен был совершить военный фельдшер, к  тому же еще
еврей, чтобы получить три Георгиевских креста.
О последних минутах моего отца я узнал из рассказа доктора Фиша:
     - В  спальне собралось  много людей.  Лазарь Моисеевич подозвал меня  и
шепнул на ухо: "Давид, уведи  отсюда женщин. Сердце уже на пределе", я вывел
женщин и вернулся к постели. Отец рассказал сальный, но потрясающе
     остроумный анекдот. Все  стоящие вокруг постели покатывались от хохота.
Когда мы пришли в себя, отец был уже бездыханным.

    Я уверен, что Имя есть наше «Я». Мы живём под знаком имени, как под солнцем.
    Имя Ион в переводе с древнееврейскогоозначает: « голубь». Имя Ион используют очень часто в еврейских семьях.
   Имя Лазарь означает - Божья помощь. Библейский Лазарь - брат Марка и Марфы из Вифании, которого Иисус воскресил из мертвых.
    И получается, что Ион Лазаревич Деген является вестником, ибо кто, как не голубь несёт радостную весть о конце Потопа, вестником Божьей помощи нам, в кровавом 20-ом и кровавом 21 веке.
   Можно очень много писать о Дегене. Любознательный читатель может найти эти материалы в Интернете.
   Мы же полностью приведём интервью «Жизнь между двух стихотворений»,  данное Дегеным: Владимиру Бейдеру в Иерусалиме

"Мой товарищ, в смертельной агонии,
Не зови понапрасну друзей.
Дай-ка лучше согрею ладони я
Над дымящейся кровью твоей.
Ты не плачь, не стони, ты не маленький,
Ты не ранен, ты просто убит.
Дай на память сниму с тебя валенки.
Нам еще наступать предстоит.

Многие, в том числе большие поэты, сами фронтовики — Александр Межиров, Борис Слуцкий, Евгений Винокуров, Михаил Дудин,— называли эти строки лучшим военным стихотворением.
Еще с войны оно ходило в списках, без имени автора. Считалось — он погиб, стихотворение нашли в полевой сумке, извлеченной из подбитого танка.
Впервые оно было опубликовано в 1988 году в "Огоньке". Его поместил в своей антологии русской поэзии "Строфы века", печатавшейся тогда в журнале, Евгений Евтушенко — так же, без имени автора. Но автор был. И есть.
    Ион Деген, доктор медицинских наук, хирург-ортопед, известный в своей области ученый, к тому времени уже более 10 лет жил в Израиле и, несмотря на возраст, инвалидность, продолжал работать, писать стихи и прозу, монографии и научные статьи.
Свое знаменитое стихотворение он написал 19-летним лейтенантом, командиром танковой роты, в декабре 1944-го. Шел его четвертый год на фронте. Еще впереди был последний бой, после которого его, размозженного, придется собирать по частям, и не все части найдутся, еще он не знал, что за спиной, на отвоеванной земле, в Восточной Пруссии, осталась его свежая могила — действительно извлекли из подбитого танка его полевую сумку, похоронили вместе с останками других членов его экипажа, эта могила с его именем на надгробье до сих пор осталась в калининградском Нестерове, бывшем Эйткунене и, говорят, содержится в порядке.
    Война началась через пять дней после сдачи последнего экзамена за 9-й класс. Его родной Могилев-Подольский бомбили уже 22 июня. Ион сбежал на фронт из эвакуационного эшелона. В истребительном батальоне возраст не спрашивали — взяли сразу. Через два дня он уже командовал взводом. Через месяц от его взвода осталось двое.
Ни плача я не слышал и ни стона.
Над башнями надгробия огня.
За полчаса не стало батальона.
А я все тот же, кем-то сохраненный.
Быть может, лишь до завтрашнего дня.
        Доктор медицинских наук Ион Деген. 2010 год

Зимой 1945-го в Восточной Пруссии он воевал в последний раз. Когда его нашли, в нем было 6 осколков и 7 пуль. Раздроблена нижняя челюсть, пробита грудь, перебиты руки и ноги. Врачи совершили чудо. Но часть ноги отрезали.
Это тогда, в госпитале, он определил свою судьбу.
— Я возненавидел слово "ампутация",— рассказывает Ион мне.— Решил, что стану врачом и буду не ампутировать, а пришивать конечности.
     Он это сделал. В 1959 году первым в Советском Союзе произвел такую операцию: пришил киевскому слесарю-сантехнику Уйцеховскому руку, которую тот по дури оттяпал себе на фрезерном станке.
     Но путь в медицину оказался непрямой, неблизкий и нелегкий.
Деген — единственный лейтенант в мощной и влиятельной организации ветеранов танковых войск Израильской армии "Яд ле-ширьен". Свой он, естественно, и среди советских ветеранов войны.
       Израиль — единственная страна мира, кроме бывшего СССР, где День Победы отмечают 9 мая, а не 8-го, как везде.
За пределами бывшего СССР только здесь 9 мая ветераны выходят на парад.
    В Израиле, где большинство старожилов — ветераны нескольких войн, но нет привычки к парадам, поначалу с недоумением взирали настроем шагающих по центральным улицам стариков с блестящими на злом здешнем солнце иконостасами на груди. Но привыкли. Стали перекрывать движение транспорта, подвозить воду, произносить речи, подбадривать с обочины, а то и становиться в строй. Теперь в Израиле День Победы — официальный государственный праздник. И это отвоевали наши ветераны напоследок.
   От мая до мая их все меньше в парадном марше. Зато медалей у них все больше. Вот и в этом году прибавилась еще одна.
В посольство России в Израиле пришло полтонны юбилейных медалей "65 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". Несколько недель дипломаты носились по городам и весям Святой земли, устраивая церемонии награждения. Речи, объятия, заверения во взаимной любви и благодарности, слезы... Так что для живущих в Израиле участников Великой Отечественной праздник начался задолго до 9 мая, за что они премного благодарны некогда покинутой родине: родина помнит, родина знает, не забыла, хотя и могла. Что еще нужно состарившемуся герою? По крайней мере, от нее...
Среди других получил в торжественной обстановке юбилейную медаль и Ион Деген.
 А на следующий день прочел мне стихи:

Во рту оскомина от слов елейных.
По-царски нам на сгорбленные плечи
Добавлен груз медалей юбилейных.
Торжественно, так приторно-слюняво,
Аж по щекам из глаз струится влага.
И думаешь, зачем им наша слава?
На кой... им наша бывшая отвага?

Ему опять удалось сказать о своем поколении то, что другим удается только почувствовать."
(с)Владимир Бейдер, Иерусалим

P.S.
Нина Валериановна Королёва — поэт и филолог, автор нескольких поэтических книг и многочисленных работ по истории русской поэзии — о Кюхельбекере, Тютчеве, Ахматовой и др., один из составителей Собрания сочинений Анны Ахматовой, вышедшего в свет в издательстве “Эллис Лак” (Москва). Ведущий сотрудник ИМЛИ (РАН). Живет в Москве.
Глеб Сергеевич Семёнов - Деген  (18.04.1918 Петроград -21.01.1982 Ленинград), поэт, переводчик.

 
ИОН  ДЕГЕН
СТИХИ  ИЗ  ПЛАНШЕТА ГВАРДИИ ЛЕЙТЕНАНТА
НАЧАЛО

     Девятый класс окончен лишь вчера.
     Окончу ли когда-нибудь десятый?
     Каникулы - счастливая пора.
     И вдруг - траншея, карабин, гранаты,
     И над рекой дотла сгоревший дом,
     Сосед по парте навсегда потерян.
     Я путаюсь беспомощно во всем,
     Что невозможно школьной меркой мерить.
     До самой смерти буду вспоминать:
     Лежали блики на изломах мела,
     Как новенькая школьная тетрадь,
     Над полем боя небо голубело,
     Окоп мой под цветущей бузиной,
     Стрижей пискливых пролетела стайка,
     И облако сверкало белизной,
     Совсем как без чернил "невыливайка".
     Но пальцем с фиолетовым пятном,
     Следом диктантов и работ контрольных,
     Нажав крючок, подумал я о том,
     Что начинаю счет уже не школьный.

                Июль 1941 г.

     РУСУДАН

     Мне не забыть точеные черты
     И робость полудетских прикасаний
     И голос твой, когда читаешь ты
     Самозабвенно "Вепхнистхеосани".*
     Твоя рука дрожит в моей руке.
     В твоих глазах тревога: не шучу ли.
     А над горами где-то вдалеке
     Гортанное трепещет креманчули.
     О, если бы поверить ты могла,
     Как уходить я не хочу отсюда,
     Где в эвкалиптах дремлют облака,
     Где так тепло меня встречают люди.
     Да, это правда, не зовут меня,
     Но шарит луч в ночном батумском небе,
     И тяжкими кувалдами гремя,
     Готовят бронепоезд в Натанеби.
     И если в мандариновом саду
     Я вдруг тебе кажусь чужим и строгим,
     Пойми,
     Ведь я опять на фронт уйду.
     Я должен,
               Чемогеноцвалигого**.
     Не обещаю, что когда-нибудь...
     Мне лгать ни честь, ни сердце не велели.
     Ты лучше просто паренька забудь,
     Влюбленного в тебя. И в Руставели.
                Весна 1942 г.
     *"Витязь в тигровой шкуре".
     ** Моя любимая девушка (груз.)



     647-Й КИЛОМЕТРОВЫЙ СТОЛБ
     СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ.

     Маслины красивы под ветром.
     Сверкают лиловые горы.
     Но мрачный отсчет километров
     Заметил я у семафора.
     Не снится километровый,
     Увы, этот столб мне не снится.
     Шестьсот сорок семь до Ростова,
     А сколько еще до границы!

     Я знаю, что вспомнят когда-то,
     Как сутки казались нам веком,
     Как насмерть стояли солдаты
     Вот здесь, у подножья Казбека.
     ...Противны мне, честное слово,
     Белесые листья маслины.
     Шестьсот сорок семь до Ростова,
     А Сколько еще до Берлина!
Октябрь 1942 г.

     Я не мечтаю о дарах природы,
     Не грежу об амброзии тайком.
     Краюху мне бы теплую из пода
     И чтобы не был этот хлеб пайком.
Февраль 1943 г.

***
     Сгоревший танк на выжженом пригорке.
     Кружат над полем черные грачи.
     Тянуть на слом в утиль тридцатьчетверку
     Идут с надрывным стоном тягачи.
     Что для страны десяток тонн металла?
     Не требует бугор благоустройства.
     Я вас прошу, чтоб вечно здесь стояла
     Машина эта – памятник геройству

     Лето  1943 г.



***
На фронте не сойдешь с ума едва ли,
     Не научившись сразу забывать.
     Мы из подбитых танков выгребали
     Все, что в могилу можно закопать.
     Комбриг уперся подбородком в китель.
     Я прятал слезы. Хватит. Перестань.
     А вечером учил меня водитель,
     Как правильно танцуют падеспань.
Лето 1944 г.
***
    Команда, как нагайкой:
     - По машинам!
     И прочь стихи.
     И снова ехать в бой.
     Береза, на прощанье помаши нам
     Спокойно серебрящейся листвой.
     Береза, незатейливые строки
     Писать меня, несмелого, звала.
     В который раз кровавые потоки
     Уносят нас от белого ствола.
     В который раз сгорел привал короткий
     В пожаре нераспаленных костров.
     В который раз мои слова-находки
     Ревущий дизель вымарал из строф.
     Но я пройду сквозь пушечные грозы,
     Сквозь кровь, и грязь, и тысячи смертей,
     И может быть когда-нибудь, береза,
     Еще вернусь к поэзии твоей.
Лето 1944 г.

Ион  Деген вернулся: вернулся к поэзии, к жизни. Он не мог не вернуться – вестник Божьей помощи людям.