Памяти учителя

Ирина Тымчук
               
В класс он вошел как-то  внезапно, резко  распахнув  дверь, в руках книги. Широкими шагами подошел к столу ,остановился   и торжественно произнес:

  -Пока свободою горим,

  -Пока сердца для чести живы,

  -Мой друг, отчизне посвятим

  -Души прекрасные порывы.

 Мы, ученики 5-го класса ,  замерли  на мгновение, глядя на нового учителя.

  -Виктор Павлович Ковальчук.-представился он.-Я буду вести у вас уроки русского языка и
литературы.
  Закончив перекличку, учитель отложил журнал в сторону, и начал  урок.На вид ему было лет сорок, голос его был твёрдый, движения  не торопливы. Большой , статный рост . На лацкане серого костюма- орденская колодка. Таким  он мне  запомнился.Его первый урок был похож на спектакль. Виктор Павлович  рассказывал  нам о писателях и поэтах, с которыми
нам предстоит познакомиться в процессе учебы,  с вдохновением читал стихи.Его красноречие нас просто завораживало.Ученики его побаивались. 

 Шел 1956 год. В те годы еще были экзамены по окончании  каждого класса .Вот и нам ,пятиклассникам,  предстояли эти испытания. Перед началом весенних каникул всем раздали  билеты по русскому языку.

 Штук  тридцать их было. Я разделила их поровну на каждый день каникул и давай зубрить. Так хотелось быть хорошей ученицей, так страшно было получить на экзамене двойку и остаться на второй год.

  " Неопределённые местоимения с приставкой- кое- и суффиксами-то,-либо,-нибудь-пишутся через черточку(дефис)",-добросовестно  зубрила я. И дальше в таком духе, в день по пять билетов.

 Постепенно мы стали привыкать к своему необыкновенному  учителю ,к его неожиданным приёмам. Урок  Виктор Павлович  обычно начинал так, называл тему и обращался к классу:

  -Кто пойдет  отвечать? Есть желающие ? Поднимите руку.
 Все скромно молчат ,потупив взоры.

  -Лес рук!-было при этом его любимое выражение.

  Однажды, предложив ученикам добровольно выйти к доске, он услышал с последней парты:

  -Лес  рук!
 
  Это был Роберт Жидов ,мальчик решил  пошутить, и  Виктор Павлович тут же вызвал его к доске. И потом в течение недели каждый день его спрашивал.(Роберт  впоследствии   стал одним  их первых  руководителей «Издательского дома «Экстра-Балт», основанного  в Петербурге в 1994 году).

 Однажды, войдя в класс, учитель  объявил:

  -Сегодня пишем сочинение на тему "Мой лучший друг". Убрать всё с парты!

  И дежурный раздает нам чистые тетрадные листки. Иногда по такому же сценарию писали диктант.

  Литературный кружок, организованный учителем, посещали все. Это было свободное общение. Мы  рассказывали о прочитанных книгах, Виктор Павлович читал стихи,  знакомил нас с произведениями  поэтов и писателей, которых не было в школьной программе. Несколько раз он  устраивал встречи  с Тамбовскими поэтами. Я даже помню одного из них: Семен Милосердов.  Поэты рассказывали нам о своей  жизни и творчестве ,читали стихи свои и других поэтов.

  А однажды Виктор Павлович посоветовал  нам, ученикам , проявить  себя как-то на литературном поприще. Я и моя  лучшая  подруга Надя Лазарева тут же бросились писать стихи. Было это в шестом классе. Мы решили написать о том, что мечтаем стать отважными летчицами , а  одноклассница Инна Троянская-врачом.Учитель слегка  отредактировал  « произведения»  и предложил  выпустить в классе литературную газету с нашими стихами и фотографиями. Целый месяц, пока эта газета висела в классе, мы ходили гордые и счастливые.(  Инна Троянская все-таки исполнила свою мечту-стала врачом, а Надя Лазарева- студенткой  филфака  Ленинградского Университета).

  Общешкольную «Литературную газету»  учитель  издавал сам. Ей было отведено место в коридоре, рядом с  учительской. Это был литературный уголок, в котором  Виктор Павлович рассказывал о связи  известных поэтов и писателей с Тамбовским краем.Здесь были   А. С.Пушкин ( вернее  , жена его   Наталия Гончарова , которая родилась в Тамбовской губернии) , М. Ю. Лермонтов, Е. А. Баратынский, Н .Вирта, Сергеев-Ценский.Часто  проходили литературные диспуты, на которых мы  обсуждали прочитанные книги,выражали свое мнение о прочитанном. Учитель поощрял все наши высказывания, даже если они не совпадали с общепринятыми.  Тем самым он заставлял нас ДУМАТЬ.

  По окончании учебного года Виктор Павлович раздавал список литературы  для внеклассного чтения. Мы  старались  прочитать все, что нам  задавали, так как были уверены - урок литературы   самый главный предмет.

 В школе была хорошая  библиотека  и Виктор Павлович туда часто наведывался, проверял по картотеке, что мы читаем. Потом приходил в класс и сообщал:

  -Так, Цыплаков, «Васька Трубачева» все читаешь?

 Трудно приходилось новеньким ученикам, которые  приходили  из других школ. Помню в 7-й класс  к нам пришел мальчик -  Гена Калюжный. Его отец был военный и они часто переезжали. С  первых  уроков обнаружились   слабые   знания  Гены  по русскому языку.

  -Ну, что, "доктор" Калюжный,-обращался к  нему Виктор Павлович( в то время на экране  шел фильм «Доктор Калюжный»),-чем  ты  сегодня нас порадуешь?-продолжал он, проверяя тетрадь Гены. И оба тяжело вздыхали. Оставили мальчишку на второй год.( Гена Калюжный сейчас полковник в отставке).

  А с каким удовольствием Виктор Павлович ставил в дневник пятерки, такие огромные, прямо в три строки.  Впрочем , и  двойки тоже рисовал крупные.

 Когда мы изучали  творчество М. Ю. Лермонтова,то мне вдруг так захотелось  отличиться. Я решила выучить большой отрывок из  поэмы «Тамбовская  казначейша» .Мне всегда нравилось учить стихи, а тут я отважилась аж на пять глав. Вышла к доске и
понеслась…Учитель все пытался меня остановить, но я ,делая вид  что не слышу, дочитала до конца выученный мною текст:

  -Вот ставни настежь,

  -Целый дом трёт стёкла  тусклые сукном

  -И любопытно пробегают глаза опухшие девиц

  -Ряды суровых, пыльных лиц.

 Пятерка в дневнике появилась  очень крупная и до конца четверти  учитель меня больше не спрашивал.

 Виктор Павлович  воевал на Ленинградском фронте. Но про войну никогда ничего не рассказывал.Однажды он начал урок таким образом:

  -Вчера я получил письмо от фронтового товарища,-обратился он к классу.

 Развернув его ,он начал читать. Письмо было в стихах про войну.Только много лет спустя, мы, его ученики, узнали, что эти письма в стихах  учитель писал сам .Должно быть  это был не только элемент патриотического воспитания. Из скромности он не хотел обнародовать  своё авторство.

***
 Когда пришло время моему сыну идти в школу, я, не задумываясь , отправила его к Виктору Павловичу. Много лет прошло с тех пор. Многие воспоминания стерлись из памяти. Но  чувство восторга, уважения и благодарности  никогда не покидали нас, его учеников.
Многие его ученики,  сами ставшие учителями и имеющие большой опыт работы, все единодушно заявляют:

  -Виктор Павлович был УЧИТЕЛЬ от Бога!

Светлая ему память.