Памяти учителя
В класс он вошел как-то внезапно, резко распахнув дверь, в руках книги. Широкими шагами подошел к столу ,остановился и торжественно произнес:
-Пока свободою горим,
-Пока сердца для чести живы,
-Мой друг, отчизне посвятим
-Души прекрасные порывы.
Мы, ученики 5-го класса , замерли на мгновение, глядя на нового учителя.
-Виктор Павлович Ковальчук.-представился он.-Я буду вести у вас уроки русского языка и
литературы.
Закончив перекличку, учитель отложил журнал в сторону, и начал урок.На вид ему было лет сорок, голос его был твёрдый, движения не торопливы. Большой , статный рост . На лацкане серого костюма- орденская колодка. Таким он мне запомнился.Его первый урок был похож на спектакль. Виктор Павлович рассказывал нам о писателях и поэтах, с которыми
нам предстоит познакомиться в процессе учебы, с вдохновением читал стихи.Его красноречие нас просто завораживало.Ученики его побаивались.
Шел 1956 год. В те годы еще были экзамены по окончании каждого класса .Вот и нам ,пятиклассникам, предстояли эти испытания. Перед началом весенних каникул всем раздали билеты по русскому языку.
Штук тридцать их было. Я разделила их поровну на каждый день каникул и давай зубрить. Так хотелось быть хорошей ученицей, так страшно было получить на экзамене двойку и остаться на второй год.
" Неопределённые местоимения с приставкой- кое- и суффиксами-то,-либо,-нибудь-пишутся через черточку(дефис)",-добросовестно зубрила я. И дальше в таком духе, в день по пять билетов.
Постепенно мы стали привыкать к своему необыкновенному учителю ,к его неожиданным приёмам. Урок Виктор Павлович обычно начинал так, называл тему и обращался к классу:
-Кто пойдет отвечать? Есть желающие ? Поднимите руку.
Все скромно молчат ,потупив взоры.
-Лес рук!-было при этом его любимое выражение.
Однажды, предложив ученикам добровольно выйти к доске, он услышал с последней парты:
-Лес рук!
Это был Роберт Жидов ,мальчик решил пошутить, и Виктор Павлович тут же вызвал его к доске. И потом в течение недели каждый день его спрашивал.(Роберт впоследствии стал одним их первых руководителей «Издательского дома «Экстра-Балт», основанного в Петербурге в 1994 году).
Однажды, войдя в класс, учитель объявил:
-Сегодня пишем сочинение на тему "Мой лучший друг". Убрать всё с парты!
И дежурный раздает нам чистые тетрадные листки. Иногда по такому же сценарию писали диктант.
Литературный кружок, организованный учителем, посещали все. Это было свободное общение. Мы рассказывали о прочитанных книгах, Виктор Павлович читал стихи, знакомил нас с произведениями поэтов и писателей, которых не было в школьной программе. Несколько раз он устраивал встречи с Тамбовскими поэтами. Я даже помню одного из них: Семен Милосердов. Поэты рассказывали нам о своей жизни и творчестве ,читали стихи свои и других поэтов.
А однажды Виктор Павлович посоветовал нам, ученикам , проявить себя как-то на литературном поприще. Я и моя лучшая подруга Надя Лазарева тут же бросились писать стихи. Было это в шестом классе. Мы решили написать о том, что мечтаем стать отважными летчицами , а одноклассница Инна Троянская-врачом.Учитель слегка отредактировал « произведения» и предложил выпустить в классе литературную газету с нашими стихами и фотографиями. Целый месяц, пока эта газета висела в классе, мы ходили гордые и счастливые.( Инна Троянская все-таки исполнила свою мечту-стала врачом, а Надя Лазарева- студенткой филфака Ленинградского Университета).
Общешкольную «Литературную газету» учитель издавал сам. Ей было отведено место в коридоре, рядом с учительской. Это был литературный уголок, в котором Виктор Павлович рассказывал о связи известных поэтов и писателей с Тамбовским краем.Здесь были А. С.Пушкин ( вернее , жена его Наталия Гончарова , которая родилась в Тамбовской губернии) , М. Ю. Лермонтов, Е. А. Баратынский, Н .Вирта, Сергеев-Ценский.Часто проходили литературные диспуты, на которых мы обсуждали прочитанные книги,выражали свое мнение о прочитанном. Учитель поощрял все наши высказывания, даже если они не совпадали с общепринятыми. Тем самым он заставлял нас ДУМАТЬ.
По окончании учебного года Виктор Павлович раздавал список литературы для внеклассного чтения. Мы старались прочитать все, что нам задавали, так как были уверены - урок литературы самый главный предмет.
В школе была хорошая библиотека и Виктор Павлович туда часто наведывался, проверял по картотеке, что мы читаем. Потом приходил в класс и сообщал:
-Так, Цыплаков, «Васька Трубачева» все читаешь?
Трудно приходилось новеньким ученикам, которые приходили из других школ. Помню в 7-й класс к нам пришел мальчик - Гена Калюжный. Его отец был военный и они часто переезжали. С первых уроков обнаружились слабые знания Гены по русскому языку.
-Ну, что, "доктор" Калюжный,-обращался к нему Виктор Павлович( в то время на экране шел фильм «Доктор Калюжный»),-чем ты сегодня нас порадуешь?-продолжал он, проверяя тетрадь Гены. И оба тяжело вздыхали. Оставили мальчишку на второй год.( Гена Калюжный сейчас полковник в отставке).
А с каким удовольствием Виктор Павлович ставил в дневник пятерки, такие огромные, прямо в три строки. Впрочем , и двойки тоже рисовал крупные.
Когда мы изучали творчество М. Ю. Лермонтова,то мне вдруг так захотелось отличиться. Я решила выучить большой отрывок из поэмы «Тамбовская казначейша» .Мне всегда нравилось учить стихи, а тут я отважилась аж на пять глав. Вышла к доске и
понеслась…Учитель все пытался меня остановить, но я ,делая вид что не слышу, дочитала до конца выученный мною текст:
-Вот ставни настежь,
-Целый дом трёт стёкла тусклые сукном
-И любопытно пробегают глаза опухшие девиц
-Ряды суровых, пыльных лиц.
Пятерка в дневнике появилась очень крупная и до конца четверти учитель меня больше не спрашивал.
Виктор Павлович воевал на Ленинградском фронте. Но про войну никогда ничего не рассказывал.Однажды он начал урок таким образом:
-Вчера я получил письмо от фронтового товарища,-обратился он к классу.
Развернув его ,он начал читать. Письмо было в стихах про войну.Только много лет спустя, мы, его ученики, узнали, что эти письма в стихах учитель писал сам .Должно быть это был не только элемент патриотического воспитания. Из скромности он не хотел обнародовать своё авторство.
***
Когда пришло время моему сыну идти в школу, я, не задумываясь , отправила его к Виктору Павловичу. Много лет прошло с тех пор. Многие воспоминания стерлись из памяти. Но чувство восторга, уважения и благодарности никогда не покидали нас, его учеников.
Многие его ученики, сами ставшие учителями и имеющие большой опыт работы, все единодушно заявляют:
-Виктор Павлович был УЧИТЕЛЬ от Бога!
Светлая ему память.
© Copyright:
Ирина Тымчук, 2012
Свидетельство о публикации №212080300573