Благодать

Ярослав Диордиенко
БЛАГОДАТЬ
«Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:  благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе ...» (1 Кор. 1:1-4).
Давайте сделаем акцент на благодати, благодати Божией.
Это понятие мы привыкли относить к Новому Завету, к себе. Но о благодати упоминается и в Ветхом Завете:
Пс.44:3 Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; потому благословил Тебя Бог навеки.
Пс.83:12 Господь дает благодать и славу.
Прит.3:34 Господь ... смиренным дает благодать.
Екл.10:12 Слова из уст мудрого – благодать.
Зах.12:10 А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили.
Вы чувствуете, что в этих текстах речь идет о чем-то будущем. И действительно, апостол Петр подтверждает эту мысль:
«Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным, по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ. К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати ...» (1Петр.1:1-10).
Ну и коронные слова баптизма:
«Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился...» (Еф.2:8-9).

Но что мы понимаем под благодатью?
Надо признать, что у нас порою это понятие какое-то общее смутное, расплывчатое, не конкретное. Иногда оно воспринимается как облако осеняющее, подобно Славе Господней в Ветхом Завете, какое-то космическое энергетическое поле, какая-то сила, просто неопределенное Провидение. Но это не так, это не конвейер счастья, на который можно вскочить. Или который тебя подхватит.
Мы понимаем, что это что-то совсем не свое, не наше, это что-то извне, это что-то непревзойдённо высокое, это от Бога! Но что это?
Вот как объясняет Толковый Словарь (Большой толковый словарь русского языка «Норинт» Санкт-Петербург, 2000) смысл понятия «благодать»:
- блага, посланные свыше, изобилие благ;
- Божья помощь;
- Божье покровительство.
Вы чувствуете: всёравно как-то неконкретно. Правильно, но расплывчато, как-то слишком обобщенно.
Из текстов Писания совершенно определенно явствует, что благодать Божия заключается во Второй Его ипостаси – Сыне Божием, Иисусе Христе. И не в каких-то частностях, а в самой сущности, в самом главном.
Благодать Божия – это вся совокупность действий, актов Божиих, вложенных в явление Сына Божия, чтобы разрушить дела диавола (1 Иоан.3:8). В заглавном тексте мы прочли (1 Кор.1:4), что благодать Божия дарована нам во Христе Иисусе. Эту же истину подтверждает апостол Петр (1 Петр.1:13). Итак, благодать – это явление Сына Божия!
Это что-то огромное, космическое, включающее весь духовный мир и весь материальный! Это вся совокупность духовных и физических актов Божиих, не просто самих по себе, а связанных с глобальным планом спасения: решение выделить из Себя Вторую Ипостась, создать материальную Вселенную с человечеством, материализовать, воплотить Сына Своего, совершить победу над диаволом, довести его до коллапса, до озера горящего огнем и серою и вернуть себе часть человечества, создав из него элитную часть духовного мира, Церковь, Невесту Иисуса Христа. Ввести её в Свою славу подобно славе младшего сына, который был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
Представляется, что эта притча (Лук.15:10-32) больше относится ко всему человечеству, некогда ушедшему от Бога, чем к отдельным христианам, познавшим Бога, и вновь ушедшим от Него. О таковых слово Божие говорит совершенно иначе (2 Пет.2:20-22).
Кульминацией благодати Божией, явления Сына Божия, является Его жертва. Жертвенный Агнец, смерть и воскресение. И это Он совершил к концу веков (Евреям 9:26) в отсчёте не от создания Адама, - это всего лишь 4 тысячи лет, при чём из шести! – а от рождения плана спасения, от рождения Сына Божия, выделения второй ипостаси, от начала времени, временной Вселенной. Вот почему мы вспоминаем её на Земле, регулярно и часто, и на небе в вечности она останется центральным предметом всего духовного мира, а не только землян, освобожденных от власти сатаны.

Как же работает благодать?
Мы понимаем, что основная цель, основное назначение благодати Божией (явления Иисуса Христа) применительно к нам, к человечеству – это его спасение. Не всех. Хотя бы некоторых. Творение такого духовного сообщества как Церковь, Невеста Сына Божия.
И мы понимаем, что благодать не работает автоматически, не работает без сознательного, добровольного, волевого отклика человека. Так все-таки, как же она работает?
Диапазон действия благодати огромен! Но главное:
- сила благодати – это право и власть прощать грехи; и это прерогатива Христа (Матф.9:6);
- инструмент благодати – прощение;
- движущая сила благодати – любовь Божия.
Любовь Божия подвигла Его на это благое действо – дать шанс падшему человечеству возвратиться к Нему, избежать участи, уготованной диаволу. Этому вселенскому злу.
Никакой другой цели в благодати Божией нет и не было. Он Сам полнота и наполняет все во всем. Ни для чего Ему человечество не было нужно. Только Любовь подвигла Его, побудила на этот великий подвиг – явление Своей второй ипостаси – Сына Своего, на благодать.
Итак, для нас благодать – это прощение. Возможность получить прощение и избежать заслуженного возмездия и в земной и, главное, в вечной жизни.
Но прощение дается Богом не автоматически, и не по Его избранию, не по Его лицеприятию (1 Петр.1:17). Иначе Он не был бы праведен. А Бог праведен. И не только к человеку, но и к самому диаволу.

Соотношение благодати и дел.
Благодать имеет силу, когда человек осознает себя грешником, т.е. свою жизнь, свои дела – недостойными принципов Совершенного Святого Бога. Раскаивается в них и прибегает за прощением к Богу. И этот механизм работает от момента уверования до момента перехода в вечность. Через смерть или восхищение.
Поэтому ни в коем случае нельзя противопоставлять благодать делам человека, христианина. Да, при его приходе к Богу Он прощает ему все, абсолютно все – благодать! Но, став христианином, родившись свыше, человек обязан жить праведной, и не просто праведной, а святой жизнью. Он должен быть свят во всех поступках своих. (1 Пет.1:15).
«И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам (выделено автором), то со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас ...» (1 Петр 1:17-20).
Итак, Бог судит нас и о нас по нашим делам. И мы должны исследовать себя внимательно, в вере ли мы, достойны ли мы прикоснуться к Божескому естеству в акте причастия, в этом акте кропления кровью Иисуса Христа, Агнца Божия. Если мы не осознаем своих дел, не судим их, не раскаиваемся, не просим прощения, то сама благодать бессильна. Мы пьем осуждение себе! Христианин, живя в мире зла, разврата, разложения, под градом соблазнов, искушений, непрестанных преследований и нападков сатаны, практически не может прожить, не согрешая. Поэтому апостол Павел предупреждает: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией...» (Евр.12:15), т.е. Его помощи и прощения.
И слава Богу, что мы ежесекундно, ежедневно и особенно один раз в месяц – 12 раз в году можем серьезно проверить себя, принести своё раскаяние Господу, получить прощение и через святое причастие почерпнуть очередную порцию духовной жизни своему внутреннему человеку, т.е. способность к праведной, святой жизни в этом злом мире. Получить силу противостоять самому диаволу.
В заключение прочтем слова апостола Павла: «Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией жили в мире, особенно же у вас» (2Кор.1:12). Дай Бог, чтобы каждый из нас мог повторить эти слова от своего имени.

Я.Д. Диордиенко
в