Тест для... меня

Николай Ломачинский 2
Николай Ломачинский
                Т е с т   д л я… м е н я

       В одно время мой друг Саша Ш. немного увлёкся всякими гороскопами, хиромантией и, конечно же, тестами.  Это входило в моду,  и на почве наскучившей, коммунистической, тотальной  идеологии, легко приживалось.  В стране всеобщей уравниловки находились люди, которым хотелось выделиться, в чём-то и они искали всякие способы, чтобы заявить о себе, как о личности, в которой заложены определённые способности.  «Моральный кодекс строителя коммунизма» не давал такой возможности, он рассчитан был на пчелиное или муравьиное мышление.
          Саша в основном предпочитал тесты и всегда приходил ко мне, как только находил свеженький тест на определение способностей у человека.
      Я был противником и того и другого. Меня всегда смущало, как это можно с помощью десятка, другого вопросов со стандартным ответом: «Да!» и «Нет!», выстроить в одну шеренгу, как минимум 300миллионов самых непохожих друг на друга человек?
       Я нещадно громил один тест за другим, доказывая другу на их относительность, игровую условность человеческого Эго, но он, оставаясь со своим мнением, искал уже другие, которые могли меня переубедить в их прикладной жизнеспособности.
       В этот день он принёс довольно простой и нелепый, с моей точки зрения, тест. Смысл его заключался в том, чтобы испытуемый, не задумываясь, назвал любую нечётную  цифру от  единицы  до девяти.
        Какой-то «мудрец» вычислил, что за каждой цифрой кроется способность личности. По их предположению получалось, что тот, кто называл единицу, тот автоматически объявлялся гением.
         Не хило! В одно мгновенье, даже за ухом не почесав, можно вознестись на такую вершину. Осталось только награды и дивиденды собирать от нежданно свалившегося везенья.
В «спортлото», и то в миллион раз сложнее несчастный рубль выиграть, чем  титул гения заполучить.
        Самое удивительное то, что в нашей стране в этом тесте «дураком» практически проблематично стать так, как тройка в нашем сознании ассоциируется с посредственными отметками, а «трёшка» и того хуже – с  алкоголизмом, и надо быть по-настоящему гением, чтобы её назвать, не задумываясь.
        Я позднее проверял  этот тест на друзьях и знакомых и никто не назвал тройку, зато, едва ли, не каждый второй становился гением или довольно способной личностью. Семёрку называли реже. А вот последнюю нечётную цифру, интеллект советского человека ленился называть – она так же далека от него, как и коммунизм.
       Я допускаю, что этот тест был рассчитан на прагматичное мышление западного человека, не забитое идеологией  «О всеобщей уравниловке!»
       И так, я возвращался с работы уставший, но с чистыми мыслями о своём относительном положении в обществе по тесту моего друга. В коридоре, у моей комнаты, я увидел  Сашу Ш. и Сашу Д., Фёдора и Виталия Диссидента. Два Саши о чём-то спорили.
     Я не догадывался о том, что пока я колесил по городу, они поспорили на коньяк, что я назову  цифру одного из них. Саша Ш. стоял на том, что я назову  девятку. По его мнению, я был авантюристом.
      Признаюсь, но я за собою таких наклонностей не замечал. Я всегда и во всём предпочитаю «золотую середину». К экстремалке прибегаю лишь в критических случаях и ситуациях, да и то, доверившись шестому чувству и мгновенному анализу сложившегося обстоятельства на подсознательном уровне. Здесь авантюризмом не пахнет! Просчёт, просчёт и только просчёт на несколько шагов вперёд. Как это происходит, мне неведомо.
     Саша Д., собрав в своей памяти все сведения и наблюдения о моих способностях, поставил на семёрку, полагая, что я должен проявить себя и здесь.
       Приятно сознавать, что мои друзья,  не возносят меня к высшей планке бытия, но всё же высоко и искренне подымают мою личность в своих глазах. Мне осталось только не подвести одного из них, и не упасть до низшей оценки моих способностей. Они уже апробировали этот тест на себе и теперь с нетерпением ждали моего ответа.
         Позднее, я понял, что, в самом деле, им всё равно было, какую именно цифру я назову; даже если попадусь на злополучной тройке. Они, ни за что бы не снизили мне баллы за такой промах. Они уверены были, что и в этом случае «хохол выкрутится!»  И лишь Виталя Диссидент  затаённо ждал моей осечки. Я не знал, какую цифру выбрал он, но мне он желал только тройку. Федя был весельчак, и ему плевать было на любую из цифр. Он  воспринимал все тесты за игру и в споре не знал, какую сторону поддержать, признавая правоту обоих вместе.
         Едва я успел поздороваться со всеми, как Саша Ш. сходу стал загружать меня правилами теста, не дав ни секунды на размышления.
        Мне неведомо было, какие подсчёты происходили в моём мозгу, но озвученный мною результат сначала озадачил экзаменаторов, а затем вынудил их рассмеяться. Громче всех смеялся Фёдор. Виталя тоже засмеялся, но это было похоже скорее на едва сдерживаемую ухмылку или на гримасу досады.
      Как и полагалось правилами теста, я назвал нечётную «девять с половиной». Я, как бы нарушил чистоту эксперимента, но в правилах не запрещены были доли целых цифр. Второй попытки не предусматривалось, хотя и были попытки опротестовать мой результат.
Вожделенный  «Большой приз» никто не проиграл и никто не выиграл.
         На этом можно было бы  закончить рассказ  о неудачном тестировании моей персоны, да вот я, со слов Саши Ш., стал «авантюристом с половиной», и должно было случиться нечто, что должно было закрепить моё новое звание или титул. И оно не заставило себя долго ждать. Благодаря Витали, мои девять с половиной  оказались аксиомой для всех присутствующих.
        Посмеявшись над случившимся, мы уже собирались расходиться по своим комнатам, как вдруг Виталя спрашивает: - А как запомнить этот тест?
      Бог свидетель, его никто за язык не тянул. Сам нарвался!
       Как нарочно, мы стояли кругом, и нас было ровно пять человек – на каждого присутствующего по циферке.
       По «правилам» девятки с половиной, я, ни секунды  не раздумывая, ответил  незадачливому  любителю необычных тестов: - Очень просто! Саша Ш. – единица, ты – тройка, Д. – пятёрка, Федя – семёрка, а меня сам Бог короновал девяткой.  Теперь, как вспомнишь, кого-нибудь из нас, то сразу тебе и нужная цифра объявится.
      Федя первым не выдержал и спрыснул от смеха, за ним  последовали и два Саши, и лишь мы с Виталей сохраняли серьёзность на своих лицах.
    Виталя, не  сообразив, как  он  оказался  «тройкой», которую он подкладывал под меня, вновь спрашивает  у авантюриста с половиной: - А почему именно я тройка?
       В уме пронеслось: «Повторяю для дураков!»
       Я, как ни в чем, ни бывало, ответил: - Да потому, что ты вторым стоишь от меня.
       - А – а – а!  - протянул он.
       Я едва не добавил: «Бэ!»
       То, что он оказался  «вторым» от начала относительного счёта, это он проглотил, как пилюлю от доктора. А вот то, что мы стояли кругом,  и я мог начать счёт с любого – даже с него – это оказалось для его мозга высшей математикой, которую он пытался понять в течение двух месяцем так, как он почти два месяца приставал к Саше Ш. с одним и тем же вопросом: - Почему Хохол меня под тройку подвёл? Что я дурак?    
      Ко мне с этим вопросом он ни разу не подошёл так, как я для него был недоступен. Нас разделяли, пятёрка с семёркой с одной стороны и единица с другой стороны. 
        Этот тест показал, что я могу ошибаться и  не  дотягивать  до Единицы.


                1979г.