Вечная молодость Леа Лившиц Lea Livshits

Влад Лившиц
                На снимке панно-триптих "Вечная молодость",
                мозаика, 2,4 х 1 м. 1968 г.


"Искусство начинается в человеке с самого рождения,
а не приобретается в процессе обучения"
                Джеймс Бретт [5]

Эстонский художник Леа Лившиц работала в разных жанрах. Наиболее известны ее акварели и стохатипии (фрактальная монотипия).  Достаточно много у нее  произведений в виде мозаики из стекла.   Когда она заведовала детским  кружком рисования при городском Доме культуры Кивиыли, где под ее руководством группа учеников изготовила уникальное панно-мозаику «Вечная молодость» из кусочков разноцветного картона. "Панно она подарила новому зданию 1-ой средней школы г. Кивиыли. Общее мнение учащихся и учителей таково: это была большая смелость  - взяться за такую большую работу. В то время у нее был отпуск, а у детей каникулы. 9 членов кружка работали над панно ежедневно с утра до вечера, отлучаясь лишь на обед. Работали с большой любовью, ведь панно предназначалось своей долгожданной новой школе". (Газета "Ленинское знамя" № 202(1895) 1969  Э. Толса "О детях, искусстве и руководителе").    Это панно-триптих размером 2,4 х 1 метр состоит из трех отдельных картин (0,8 х 1). На первой из них группа поющих детей, на второй – показана художественная гимнастика, а на третьей – народный танец.  Впечатляет динамичность, композиция и цветовая гамма произведения. К счастью, панно сохранилась в хорошем состоянии до наших дней в этой эстонской школе. Фактически это первое публичное произведение Леа Лившиц, выпускницы (1967) заочных курсов изобразительного искусства  Тартускго художественного музея (КККК - Kunstimuueumi kujutava kunsti kaugoppekursuse), наследие  знаменитой высшей школы  искусства "Палас". На мой взгляд, панно "Вечная молодсть" могло бы стать прекрасным экспонатом от Эстонии для всемирно известного уникального английского "Музея  всего"(The Museum of Everything) - произведений неизвестных и непрофессиональных художников, основанного в 2009 г.   художником и кинорежиссером  Джеймсом Бреттом (James Brett). 

Примечание:

1."В Кивиылиской больнице есть несколько картин с ее подписью, которые радуют сердце и глаз больного. Эти картины в основном на медицинскю тему. В хирургическом отделении висит на стене картина, смысл которой заключается в следующем: в больницу приходят с печалью, с грустью, а уходят с улыбкой, радостью. В красном уголке больницы мы видим на декоративном полотне гимн женщине "Женщина под солнцем". Без солнца нет жизни, а женщина - это тоже солнце , так нужное в жизни. В одном из кабинетов висит картина "Адам и Ева в раю" и декоративное изображение подсолнечника.
Картины Леа Лившиц можно увидеть и в детских яслях Кивиыли. Она руководит в Доме культуры двумя художественными кружками"
Из статьи  М. Калкуна "Художник Леа Лившиц". - газета "Ленинское знамя" 28 ноября 1968 г.

2. В  кивиылиской поликлинике сохранилось четыре картины (цветы), из которых две (хризантемы) висят в комнате отдыха, а две  (маки и ирисы) в фойе. Даты их изготовления 1979 и 1980 гг. В больнице по обслуживанию картины не сохранились.

3. Мозаика «Вечная молодость» в Кивиылиской школе
О результатах ее работы в Народном доме, помимо прочего, напоминает деятельность Геннадия Ельцова, известного нашего художника, которому азы рисования передала в кружке Леа Лившиц.

4. Планируется провести выставку пяти художественных произведений-мозаик Леа в одном из выставочных залов г. Кохтла-Ярве. Это имеет значение не только как показ неизвестной страницы в творчестве этого художника. Важно и то, что мозаика является очень модным направлением в современном искусстве!

5. "Гараж" выбирает самовыражения (http://www.kommersant.ru/doc/2008573/print)

Искусство начинается в человеке с самого рождения, а не приобретается в процессе обучения Джеймс Бретт. Само название музея, позаимствованное у одного из художников-самоучек, ставит под сомнение наличие каких бы то ни было норм и правил в сфере художественного творчества.

6.Мозаика «Дети» в Кивиылиской школе
Категория: Культура
Опубликовано 22.08.2012 10:16
Автор: Юри Окс
 Произведения художника Леа Лившиц хорошо известны многим жителям Кохтла-Ярве и Кивиыли, поскольку в свое время она их щедро дарила, или отдавала за небольшую плату. Менее известна ее педагогическая деятельность. Несколько лет она работала учителем рисования в Кивиылиской первой средней школе, и руководила кружком рисования в Народном доме того же города.

Прошло много лет, но сохранилась память и об этой ее деятельности. В школе в 1964 году учениками под ее руководством была создана мозаика из раскрашенного картона «Дети», которая сохранилась, и радует зрителя богатством красок и мастерством исполнения.

А о результатах ее работы в Народном доме, помимо прочего, напоминает деятельность Геннадия Ельцова, известного нашего художника, которому азы рисования передала в кружке Леа Лившиц.

7. Кивиылиские художники заявляют о себе. СП 10 января 2015.
 Художник Сергей Ежиков: 
- Первый год нам ставила руку Леа Лившиц, думаю, что это имя достаточно хорошо известно в Ида-Вирумаа, и Эстонии.

8. Художница Леа Лившиц сквозь призму времени
Акварели Леа Лившиц завораживают своей легкостью. Леа Лившиц родилась 22 сентября 1930 года, ушла из жизни десять лет назад. Художественное образование получила на престижных в свое время заочных курсах изобразительных искусств при Тартуском художественном музее. Наибольшую известность художнице принесли ее произведения в сложной технике мокрой акварели, а также художественная графика (монотипия).
За минувшие десять лет с творчеством Леа познакомилось много ценителей искусства. Если при жизни Леа было 20 персональных выставок, то мемориальных состоялось 30! В наш виртуальный век нельзя ограничиваться только реальными выставками. За это время было изготовлено два компакт-диска с ее произведениями. Эти компакт-диски в качестве моего дара были переданы во все школы Кохтла-Ярве.
Она многие годы возглавляла Кохтла-Ярвеский клуб художников. Именно с него в городе начали систематически проходить художественные выставки. В то время была лишь одна художественная галерея – в Музее сланцев. Интересная деталь: известная эстонская акварелистка Валли Лембер-Богаткина постоянно помогала художникам этого клуба, делилась своим богатым опытом в области изобразительного искусства. Еще один человек заботился о клубе – тогдашний директор Музея сланцев Артур Руусмаа. Достойной памятью о Леа является и памятная доска, которая установлена в 2002 году на доме, в котором жила художница.