1989 г 14 марта. Политика - дурной тон

Вячеслав Вячеславов
      На предвыборном собрании Осташов ратовал голосовать за Каданникова, и спрашивал зал:

— Есть ли здесь те, кто будет голосовать против?

Похоже на угрозу. Люди в зале молчали. Ни у кого не хватило смелости поставить себя под удар, или даже предстоящее уговаривание, отказаться от своего намерения.

По всей стране разговоры об Артеме Тарасове, заплатившим 90 тысяч рублей партвзносов с трех миллионов. Здесь и зависть, и возмущение большими заработками. Странное положение: государство не хочет брать миллионы, миллиарды долларов, потому что никто не заинтересован, и даже больше — кровно желают, чтобы государство по-прежнему влачило жалкое существование, им же лучше будет, они не лишатся возможности разъезжать по заграницам, заключая контракты на поставку продуктов в свою страну. Но стоило кооперативу проявить инициативу, поднять с земли миллионы долларов, как ими занялось соответствующее ведомство и через газету пообещало читателям сообщить, как добыты миллионы?

Вечером читал Стругацких "Град обреченный" и пришла идея рассказа «Ночной собеседник». Днем читал предисловие к книге С. Моэма, вот и получился такой сплав. Хотелось спрыгнуть с кровати и начать записывать, хотя брезжил пока один диалог и не ясно, каким получится рассказ. Остался лежать, пора спать.

Утром, придя на работу, сразу начал записывать, благо, работали втроем и времени больше обычного. К трем часам дня закончил. Не ясно, получился рассказ или пустышка. Надо лучше продумать.

В местной газете критикуют членов тольяттинского народного фронта, выставляя их недоучками, заботящимися о личной власти. Недавно эта же газета писала, что против Ворошилова и Буденного нет достаточных улик, чтобы заняться переименованием улиц названных в их честь.

89. 18 марта во сне, перед пробуждением, за считанные секунды прокрутился логический сюжет рассказа. И заключительная фраза "Будьте вы прокляты!"
Два дня назад пришел в лито, а там смотрят по видео "Крестный отец". Лишь в девять вечера закончили, сорвался план Вали — обсудить этот фильм, как было задумано, она не ожидала, что фильм длится три часа.

Копия с копии, и качество копии паршивейшее, если бы не читал книгу, то трудно было понять, что происходит? Никаких особых ужасов и кошмаров. Никаких отступлений от книги, так легко снимать.

Молча смотрели, чтобы понять, что же там такого, нашумевшего? И не видели ничего особенного.

19 марта отнес Лене журнал. К моему изумлению Леня начал говорить, что он против демократии и плюрализма, и вообще, против предоставления каких-либо прав народу, потому что русский народ настолько сволочной, что выберут Васильева в свои вожди и начнется новый фашизм и истребление евреев.

— Да ты сам фашист, коли такое говоришь.
— Нет, я не фашист. Лично мне свобода слова нужна, но когда я подумаю о своей семье, детях, об их благополучии, то прихожу к выводу, что пусть всё остается, как есть.

Поразительное откровение, он не стыдится признаться, что благополучие семьи ставит выше интересов всего народа. Слушал его с неприязнью, как же он может считать себя умным после таких заверений? Уверял меня, что знает больше о притеснениях евреев, чем я. Я согласился с этим, но сказал:

— Но не до такой степени, чтобы уезжать. Ведь тебя никто не гонит.
— Нет, ты не знаешь всего, что я знаю.

Но всё же я уверен, что он преувеличивает.
— А почему ж тогда евреи так массово сейчас уезжают?
— Просто хотят получше пожить. Знают, что здесь к лучшему не скоро изменится.
— Ты уверен, что там им лучше? Как им будет лучше, если у них ничего нет?
Хорошо единицам. А тысячам каково? Я не могу представить, что могу уехать, и всё же,  всё чаще об этом задумываюсь.

Такой разговор был неприятен. Я переводил на другие темы, но он стойко возвращался к наболевшему. И я подумал, что не буду больше к нему приходить, пока он сам не придет.

— Наш народ намного лучше, чем ты думаешь, — сказал я.
— Ты уверен? А я хорошо знаю окружающих людей, знаю, на что они способны.
Неужели он прав? В такое не хочется верить. Его жена всё еще лежала в больнице.
— Валя говорила, что собираются напечатать условия лит. конкурса. Будешь участвовать?
— Не знаю, — сказал он.

Этот ответ тоже о многом говорил. О его желании прославиться, хотя в других он осуждает это качество. Он спросил тоном упрека:

— Почему они недавно так защищали Сталина?
— Помнится, совсем недавно в 86-м году ты сказал, что Сталин кристально честный человек.
— Я не говорил — кристально. Честный. Я тогда не знал всего.
— Почему же тогда им отказываешь в незнании?
— Неужели Михаил Алексеев и Проскурин не знали?
— Алексеевых и Проскуриных единицы, а других — миллионы. Вот ты же не знал.

Он долго оправдывался, что ничего не знал и верил Сталину, мол, не подозревал, что он такой актер, он играл свою естественность, не думал, что можно так притворяться.

Мне же кажется, что он и не думал притворяться, конечно, на публике он играл вождя, да и все на людях держат себя иначе, чем наедине с собой.

Увидев Кудряшова, я подошел и поздравил с успехом — книга выходит.
— Пустое. Всё это суета сует. Я уже не рад, что связался.
Потрясающее лицемерие. Неужели он верит, что я ему поверю?

Недавно на улице избили Валеру Стрелкова, сына Владыко, восемь человек били ногами. В милицию не стали заявлять из страха, что могут отомстить, сначала он говорил, что никого не знает, потом признался, что это были ребята из соседней школы.

А на днях в школе произошло убийство, так же, из соседней школы пришли ребята и начали требовать деньги у мальчика. Мимо проходила завуч,  но не поинтересовалась, что привело чужих мальчиков в школу? Они толкнули мальчика, и он упал с лестницы. В реанимации не успели, не смогли спасти. Его мать работает в Ш-4, воспитывает одна двоих детей, осталась дочь, девятиклассница. Собрали деньги в помощь.

На работе обсуждали, стоит ли переходить на хозрасчет? Больше всего женщин беспокоит, что некоторые будут получать на десятку больше, и что бригада будет заинтересована работать меньшей численностью, боятся остаться без работы.  Я было хотел выступить, но сдержался, зачем наживать врагов, пусть будет, как им хочется, пусть ссорятся, я в стороне,   их много, всех не переспоришь.

Леня всё напирал, что не всегда большинство право, мол, вас русских сто миллионов, а нас всего 2,5, и конечно, ваши голоса перевесят, вас большинство, и к власти придет Васильев.

— Ты уверен, что не придет? 
— Да, я уверен, — говорил я.
— А я не уверен.

Леню возмутило, что Вадим Кожинов начал разоблачать Свердлова, который в январе 19 года отдал приказ об истреблении казаков.

— Почему именно Свердлова?

— Там не только Свердлов, но и Якир, да и Блюхер не лучше, а если присмотреться, то все замешаны в массовых расстрелах. А это уже преступление.

Впервые опубликованы последние, предсмертные слова Ленина (конец 1923 г.) "Конечно, мы провалились...  Мы должны ясно видеть… что так, вдруг, переменить психологию людей,  навыки их вековой жизни нельзя. Можно попробовать загнать население в новый строй силой", — но это приведет к "всероссийской мясорубке".

Из письма Ленина Сокольникову: "...нужен ряд ОБРАЗЦОВЫХ процессов с применением ЖЕСТОЧАЙШИХ кар. НКюст, кажись,  не понимает, что новая экономическая политика требует НОВЫХ способов НОВОЙ ЖЕСТОКОСТИ кар (11 февраля 1922г.)

24 марта Вармяк все же нашел способ уйти из бригады — записался на министерские курсы наладчиков электронного оборудования с отрывом от производства. Он тяготился своей работой грузчика на автоматических линиях, терпел лишь потому, что она давала хороший заработок, и ответственности никакой. Последние месяцы я с ним почти не общался, мне не нравилась его сдержанность, он словно боялся сказать лишнее:

— Надоело, всё одно и тоже в газетах, не читаю.

Лена Бычкова сказала, что Ярушин ушел из бригады,  которая не захотела терпеть его пьянок и прогулов. Вот не ожидал, что он сопьется.
— Испортили парня, — сказал я, имея в виду, что его разбаловали, он почувствовал себя незаменимым.  Он действительно хороший наладчик, но отсутствие стимула губит, он всё больше ленился.

Почему-то кажется, что Каданников наберет 60-80% и 10%, вообще, не будут участвовать в выборах. Посмотрим,  насколько верен мой прогноз. В Москве прошли митинги в поддержку Ельцина. Многие за него и говорят, что если он не пройдет, значит, выборы были махинаторскими, и одна женщина пригрозила, что, несмотря на 27 лет партийного стажа, положит билет, если его не выберут. 

За последние три года членов ВЛКСМ стало меньше на шесть миллионов, с 42 до 36 млн. К нам на работу поступили два юноши, и оба не комсомольцы. Для меня это удивительно. Действительно,  революционные события произошли, молодежь уже не боится выйти из комсомола. Это членство интересно только школьникам, и в большей степени, девочкам.

26 марта впервые в истории СССР проведены выборы народных депутатов на альтернативной основе.

89. 31 марта. Я точно угадал, за Каданникова проголосовало 6О%,  против 22% и 18% не пришло — здесь я ошибся на 3%. Всё же я надеялся, что он не пройдет, но многим было безразлично, как голосовать, и кто пройдет.
Недавно спросил Сергея:

— О чем вы разговариваете, молодые, когда собираетесь вместе, о политике, о девочках?
— О тряпках. Говорить о политике считается дурным тоном.
— Что может быть хуже разговора о тряпках! — воскликнул я, вспоминая свою юность. 

Мы никогда не говорили о тряпках, потому что у нас не было возможности приобретать,  не было такой проблемы,  мы говорили обо всем, что знали и не знали, о достижениях науки, о структуре Вселенной, о событиях в мире, но стыдились уделять какое-то особое внимание вещам. По мере необходимости. У нынешних всё иначе,  главное — внешний вид, Если его нет, то ты не можешь претендовать на внимание.

Каждый раз, когда прихожу к Лене, он в старых, вылинявших трико с разорванной коленкой, и такой же рваной рубашке.  При мне пришла обаятельная подруга его жены,  при которой он тает и расстилается мелким бесом, но своего затрапезного вида не устыдился. Как это понять? Я не требователен к одежде, но он меня перещеголял, хотя, на выход он одевается лучше меня, есть вкус и средства.

Впервые в этом году увидел Ямпольца, и впервые он встретил меня радостным возгласом:

— Наконец-то дождался меня?!

Он и не подумал, что я мог и не приходить, и за три месяца пришел лишь второй раз, и то, лишь потому, что шел мимо после библиотеки, оставалось лишнее время, которое решил убить таким вот образом.

— А я сегодня вышел из больницы, три недели пролежал. Чего только не навидался. Лекарств нет, где хочешь, там и доставай. Самого дешевого и доступного папаверина целую неделю не было. Новокаином кололи, а это разве лечение? Боль сняли и ладно. В вену не попадет,  тыкает, тыкает,  молчишь, терпишь, деться некуда Глаз красный, видишь.  Ничего им не вижу. Врач выписал атропин, а у них его нет. Сам бегал по корпусам.  Хорошо,  медсестры подсказали обратиться к главврачу, он налил два пузырька. Две недели закапывал,  ничего не помогает. Снова вызвал врача, говорю: Так можно и глаз сжечь.  Молчит.   Не знает, что сказать.  Боль сняли — выписали,  а язва осталась.

— Тебе надо перейти на самолечение, таблетки тебя погубят. Траволечение,  йога.
— Не поможет. У меня характер такой.

Да,  его характер и помог нажить язву.  Вечное недовольство людьми,  своим положением,  всеми окружающими,  лишь сам без недостатков, как красное солнышко. У меня время кончалось, а он всё высказывался, что начальство недовольно им, что не подготовил себя замену:  когда он заболел, то некому было работать на шлифовальном станке, никто не умел, мол, он учил, но они всё забыли.  Я молчал, не говорил, что он и от меня закрывал внутрен¬ности эл.шкафа, чтобы я не в видел, что он делает,  не научился и не стал конкурентом.

— Три недели пролежал, и не вылечили.  Так я им и работать буду.  Придет начальник цеха, я ему и скажу: как лечили, так я вам и работать буду. Как лечили, так и поработаю.  Пусть знает.

Он не понимал смысл произносимого, он всегда считал себя глубокопорядочным,  и никогда он не признается,  что давно перестал им быть, чтобы не потерять самоуважение.  А я каждый раз при встрече с ним вспоминал его фразу, сказанную мне: — Все операторы сволочи. — Он тогда и не подумал извиниться, хотя и говорил оператору.

Вале понадобились сведения о Тришкине. Молодой юморист дал ей телефон Лени и его секретарши. Леня знал, где и кем работает Тришкин. Валя удивилась:

— Кем же он работает, если есть и секретарша? Тогда понятно, почему он перестал приходить.

Я хотел было сказать, что у него жена болеет, поэтому он и не  может прийти, но для этого надо было перебить говоривших, а паузы всё не было, стоило одному замолчать, как тут же начинал говорить другой, а иные начинали, не дожидаясь паузы. Но верно было и другое, что он просто не хотел приходить, такие желания возникали и у меня, когда чересчур одолевала глупость поэтов.

Снова появился Степан Петрович. Я подошел к нему и спросил, не обиделся ли он на мою критику, когда я сказал, чтобы судить о его рассказах, он должен принести хотя бы десяток. Я понимал, что ему не под силу это сделать, и года два я его не видел, и вот он снова появился. Что его тянет? Невостребованное собственное тщеславие?

3 апреля +5. Лужи.  На улице Московской появились дорожные машины, укладывающие асфальт заплатками, прямо в лужи. И все видят цену нашей перестройки, сплошная говорильня и лозунговые призывы.

Горбачев эти дни на Кубе. Удастся ли ему переубедить Кастро вырыть себе яму и начать перестройку? Не настолько тот глуп, чтобы это сделать и уйти после 30-летнего царствования. Тогда какой смысл в этой поездке?

Забыл о данном себе слове, не вызывать Пихтовникова на спор, и вообще, не ввязываться с ним в споры. Меня бесит его непробиваемая вера в сталинский порядок, что тогда воровали меньше,  был порядок, и в магазинах всё можно было купить.

Категорично отказался от выдвижения в совет бригады. Сказал, что против общественной деятельности.

О  какой-то категории людей Леня выразился презрительно:

— И эта, вечно, вата в ушах.

Словно вата была последней каплей их падения. И мне слышать неудобно, потому что и я затыкаю больное ухо ватой, чтобы не застудить холодным ветром и не мучиться головной болью. Как он может упрекать человека в таком безобидном поступке, как бы ставить ему это в вину? Я пытаюсь понять его, оправдываю, что не может человек быть идеальным, он старается быть хорошим, и не его вина, что у него не получается, а вина всего общества, времени,  которое ставит индивида в такие условия, проверяя на выживаемость.

С апреля начали работать на хозрасчете, у нас числится 87 человек, но зарплату будут выделять только на 85, чтобы за счет сэкономленных денег администрация могла содержать «подснежников»,  и вообще, распоряжаться по своему усмотрению, кроме того,  мы должны оплачивать двух строителей. Всё это называют хозрасчетом.

Пихтовников и Кузьменко хотят, чтобы деньги наладчика выплачивали им,  это по 30 рублей, кроме других премий. Женщины против.  Пихтовников стал кричать на них, что он больше работает, а они только и знают, что чаи распивают во время смены. Обижается на меня, что я его не поддерживаю, а отмалчиваюсь.

Я же считаю, что он прав, но коли большинство не считает нужным его работу, как наладчика, то он должен уступить и не навязывать себя, пусть они убедятся, что без наладчика им хуже, но он этого не понимает и психует.

Снова встал вопрос о выходе на ленинский субботник, мол, все выходят, а вы хотите обособиться, остаться после работы, на вас будут пальцем показывать, что вам стоит один раз в год проявить сознательность, выйти с праздничным настроением,  привести на работу своих родителей, детей, попить здесь чай.
Л. рассказала об одном эмигранте, которого спросили, почему он покидает родину.

— Надоела постоянная радость. Кусок мыла достал — радость. На субботник вышел — радуешься. И так всю жизнь, — сплошные радости.

Начальству хочется создать видимость единодушия, послушания, и не думают, что у рабочего творится на душе.  Хотя многие поддаются на словесное внушения, приводят детей,  цепляют красные банты.

Селюнин в новой статье говорит, что нужно купить за границей товаров на семь миллиардов долларов, продав дома за 70 миллиардов рублей, это позволит выкачать деньги у населения. Творится сплошное вредительство, закрываются заводы, производящие стиральные порошки, об этом в газете «Известия», хотя мыло и порошок в дефиците. Делают всё, чтобы урон государству был как можно больше, только тогда бюрократы будут себя чувствовать в безопасности.

Ребята рассказывают, что "Ока" с четырьмя пассажирами не тянет, слаб мотор, всего 23 л.с.   Это будет своеобразная инвалидная коляска улучшенного дизайна, которая, всё равно, будет пользоваться огромной популярностью из-за совершенно неудовлетворенного спроса на автомобили.

7 апреля в Норвежском море затонула атомная подводная лодка «Комсомолец», примерно в 180 километрах к югу-западу от острова Медвежий. Большинство моряков погибло от переохлаждения в ледяной воде из-за отсутствия гидрокостюмов с подогревом. Над ними кружили самолеты, сбрасывая спасательные плоты, а у них не было сил доплыть до плотов.

9 апреля +9, безветренно. Весна. Еще вчера было +2, ночью -2.
В Тбилиси в ночь с 8 на 9-е предпринята попытка вытеснения демонстрантов с площади войсками. Начались волнения, абхазы требуют самостоятельности, отделения от Грузии. Грузинам это не понравилось, и начали избивать абхазов, всё это вылилось в мощную демонстрацию, митинг. Власти вызвали в/ч и милицию, которые резиновыми дубинками стали наводить свой порядок, народ отшатнулся от них, подмяв под себя 19 человек.

Прилетел Шеварднадзе, снял Патиашвили и других горе-руководителей, назначили комиссию по расследованию смерти погибших.  В газетах скупые сообщения, словно писал одноглазый корреспондент,   ничего неясно о причине волнений, и что было в действительности, никаких подробностей, словно писали не профессиональные журналисты, а бюрократы.

Случайное ли совпадение? Рассказ "Молния-мужчина" Фазиля Искандера в №3 "Юности" поясняет, почему в апреле в Тбилиси абхазы стали требовать свободы. 18 писателей Грузии в знак протеста разорвали партбилеты. Начальник КГБ стал Первым секретарем Грузии.

Время не только лечит,  но бывших преступников делает героями, а из героев — преступников. Меняются взгляды, ценности: трагедия может стать комедией, и наоборот.

    Если жить невмоготу и готов покончить с собой — подожди несколько дней, недель и твои страдания превратятся в фарс.

13 апреля Коняева сказала, что ее сын учится в 9 классе и уже не домашний ребенок, а уличный:

— Сколько я не отговаривала дружить с одним, именно с ним он и подружился. Знаешь, мама, я ему благодарен, он познакомил меня с ребятами, а то раньше весь оплеванный ходил. Один на один они боялись, он сильный, вот в спину и плевали. А он не говорил мне. Сейчас, как вечер, так на улицу и допоздна.
По ее виду нельзя было сказать, что она недовольна этим, наоборот, как бы гордилась, что сын стал мужчиной. Она легко возбуждается, хотя старается держать себя в руках, но губы и всё тело начинают мелко дрожать,

Лена Бычкова наврала про Ярушина, не спился он, и не попросили его из бригады, а сам ушел на стройку, а ее мужа, Колю, убрали из бригадиров, и в воровстве деталей он был замешан, как и про Колю Ярушина говорили, когда детали странным образом пропали из контейнера. Ярушин сказал, что к нему подошли трое и заставили его открыть контейнер.

Но и Лёне Галушке не могу поверить, нет доверия. Многие врут, если не с выгодой для себя, то с какой-то определенной целью, или кого-то опорочить, его же мотивы вранья совершенно непонятны, абсолютно не мотивированы. Такое впечатление, что врет ради самого процесса, ради какого-то спортивного интереса, чтобы кому-то от этого вранья стало хуже. Точно так же врет и Владыко Алла, она если и сообщит правду, то в груде лжи, где очень трудно отделить одно от другого.

Лена Бычкова по-прежнему красива,  за десять лет почти не изменилась. Каждый раз поражаюсь, что досталась такому некрасивому и примитивному парню. Лицо его поражено мелкими белыми точками, непонятного происхождения, словно созревшие угри, и каждый раз ему хочется подсказать, выдавить их, и тем самым, хоть как-то очистить лицо. Но, видимо,  это не угри,  а нечто другое, что ни разу в жизни мне не встречалось.

Поразительно, как красивая девушка могла таким увлечься? Единственное, что ее портит, это недоразвитые, короткие ноги.  Это несоответствие сильно портит впечатление, ноги на 15 сантиметров  короче нормы, была бы идеальной манекенщицей и красавицей.

Коля занимал ответственную должность в горкоме комсомола, может быть,  это ее привлекло, они поженились и сразу были вынуждены уехать в Тольятти. Причину держали втайне, но, вероятно, что-то случилось, обычно в медовый месяц не сбегают от родных и близких. Первые годы они часто ссорились, то есть Лена на работе не скрывала своего раздражения, и выговаривала недовольство. Он сносил терпеливо, не знаю, как дома. Два года подряд были выкидыши, а потом родила.

У меня такое ощущение, что она меня недолюбливает, это всё на интуитивном уровне, потому что не давала к этому повода, чтобы я так думал. Какое-то время она старалась вообще не замечать меня, словно я не существовал, но, возможно, это потому, что я в то время был как бы преградой, занимал место которое хотелось занять Коле на станках, режущих шестеренки, а потом он стал там работать, но всё равно,  по сравнению со мной, он работал хуже, долго не мог приспособиться к станкам. Когда менял фрезы, часто ошибался при настройке, ломал их. Со мной такого никогда не было, я никогда не ошибался так грубо. За  все время работы на станках не поломал ни одной фрезы. Но может, всё это кажется, просто мне хотелось, чтобы она относилась лучше.

Продолжение следует: http://proza.ru/2012/08/03/1080