Обыденный лик многомирия

Аркадий Костерин
Статья впервые была опубликована на сайте МЦЭИ (Международный центр эвереттических исследований http://www.everettica.org/member.php3?mode=1&m=kost)

1. О многомирии.

 
   Начну с популярного определения, а затем уже сформулирую своё отношение к многомирию:
   Многомирие в эвереттике — это фундаментальная характеристика Бытия, отражающая возможность его проявления в виде многообразных типов реальностей… В широком контексте Многомирие чаще выражается термином «параллельные миры» отражающим общекультурное понятие, порожденное Многомирием и проявлениями отдельных его типов в нашей реальности. (1)

   Многомирие – это очень важная и нужная вещь. Это не игра ума, не развлекательная головоломка, а новое миропонимание и мироощущение. Потому что принятие многомирия означает новые отношения с людьми и с природой, новые оценки и чувства, новое качество жизни. Для меня многомирие – это форма, которая привычно облекает мои мысли и поступки, всё моё разумное существование.

   По моему убеждению, многомирие – это новая общечеловеческая парадигма познания,  мышления и, вообще, существования. И я думаю – что это спасительная альтернатива нынешнему безнадёжному тупику универсальной цивилизации. Причина в том, что многомировое мировоззрение предполагает относительно бесконфликтное выделение из общего многообразия спасительных, т.е. перспективных вариантов существования.

   Многомировая парадигма утверждает в жизни толерантность особого рода. Не беспринципную всеядность, характерную для постиндустриальной цивилизации, а защиту каждым своей духовной реальности и отказ от агрессии. Твёрдость принципов и миролюбие отношений. Она предполагает, по возможности, согласованное, но самобытное существование разных духовных реальностей.

   Многомировое понимание открывает сложность всякого, даже элементарного события, потому что каждое событие двухсоставно. В любом событии предполагается совместное и нераздельное проявление духовного и материального аспектов бытия. Материальное не существует без духовного, они неразделимы как две стороны одной медали, как форма и содержание. Но в многомирии торжествует свобода духа, потому что выбор реальности деятелями – это основа формирования действительности любого масштаба.

   Многомирие – это учение об относительности бытия. Пространство и время, все миры человеческие, относительны, они выбираются нашими поступками, желаниями и мыслями. Но выбираем мы из мира Абсолютного, который содержит всю полноту бытия и потому недвижим, неизменяем. В многомирии этот абсолютный мир представляется как всеобщая квантовая суперпозиция, из которой деятели выбирают варианты своего существования.

   Для того чтобы понять и принять многомирие в человеческом существовании, нужно отказаться от близорукого прагматизма, от представления, что реально лишь то, что можно пощупать и увидеть. Наша воля, наши чувства совершенно реальны, даже если они и не обличены в дела. Нужно также осознать, что мы всегда свободны и ежеминутно выбираем способ своего существования.

   Многомирие входит в жизнь человека сразу после того, как он узнаёт о его существовании. По мере же познания многомирия, возрастает наше доверие к этому миропониманию и, вследствие этого, мы постепенно осознаём реальность нашей свободы и возможность всегда изменить свою жизнь. Можно сказать, что осознание многомирия даёт нам невидимые крылья, способные переносить нас из одной реальности в другую.

   Предлагаемая статья призвана, в меру моих скромных возможностей, показать читателю, как проявляется многомирие в нашей психической реальности, начиная от привычных обыденных ситуаций и завершая высшими проявлениями духовности. Но для обоснованного рассмотрения, необходимо сначала рассмотреть некоторые общие теоретические положения эвереттики.

 
2. Существование, как выбор реальности.


   Предложенное мной выше понимание многомирия имеет в своей основе гипотезу выдающегося российского физика М.Б. Менского о выборе реальности сознанием. Собственно, на этой гипотезе строится вся его оригинальная физическая и философская трактовка многомирия – Расширенная многомировая концепция квантовой механики – РКЭМ, которая имеет много сторонников. Речь идёт о том, что единственной объективной реальностью является квантовая суперпозиция Вселенной, объединяющая все возможные её состояния. Все же прочие реальности носят относительный и частный характер и определяются выбором вступающих во взаимодействие деятелей.
   М.Б. Менский определяет роль сознания, как механизма селекции классических альтернатив из квантовой суперпозиции. (2) Квантовая суперпозиция Вселенной, в его понимании, содержит в себе все возможные варианты всех взаимодействий существующих объектов. Каждому варианту любого, даже самого малого взаимодействия соответствует особое и уникальное состояние Вселенной (то, что Эверетт называл «соотнесённое состояние»). Выделение конкретных вариантов – классических альтернатив живыми существами выступает как необходимое условие их реагирования на окружающий мир с целью выживания. Это, бесспорно верное, на мой взгляд, положение требует некоторого расширения, позволяющего обойти ловушку солипсизма и перейти на почву относительно объективной реальности. Речь идёт о том, чтобы сохранить имеющуюся научную картину мира, используя многомировую трактовку как охватывающую всё научное знание парадигму.
   Позволю себе настаивать на следующем дополнении: под деятелями (наблюдателями) должны пониматься не только живые существа, но и все объекты, участвующие во взаимодействиях. Это соответствует утверждению Эверетта о том, что селекцию альтернативы осуществляют любые наблюдатели – не только живые, но и просто регистрирующие приборы (3). Частным случаем фиксирующего прибора может представляться и просто элементарная частица, участвующая во взаимодействии. При этом памятью её является полученное в результате взаимодействия новое физическое состояние. Сошлюсь также на авторитет Ю.А. Лебедева, который писал в своей монографии об эвереттике (том «Эвереттическая проблематика» стр. 110: «В соответствии с Пятой аксиомой эвереттики\1\(см. сноски), сознание «в смысле Менского» должно быть присуще не только живому, но ВСЕМ структурам мультиверса» (4).
    То есть деятелями, могут представляться любые цельно проявляющиеся объекты физического мира.  Они, вступая во взаимодействие, каждый раз выбирают частное состояние Вселенской волновой функции. Обладающие памятью деятели осуществляют преемственность выбираемых ими реальностей в форме причинно-следственных связей. Так строится история бытия деятелей, а также и их общностей. Эта история является линейной для каждого деятеля любого уровня  развития, но, по выражению Ю.А. Лебедева: «…в силу эвереттических ветвлений каждого выбора и возможных склеек различных ветвей альтерверса, для мультивидуумов и метавидуумов она оказывается весьма сложным графом». (5) О мультивидуумах и метавидуумах мы и будем говорить дальше.
   Деятели различного уровня сложности отличаются масштабами квантования всемирной квантовой суперпозиции\2\. При этом каждый предыдущий масштаб квантования создаёт относительно объективную реальность для последующих деятелей, имеющих более крупный масштаб. Уже на базе этой реальности деятели последующего уровня осуществляют свой выбор. Например, если взять крупную градацию масштабов выбора, то можно сказать, что взаимодействующие физические объекты создают относительно объективную реальность для биологических деятелей. В свою очередь, биологические деятели создают относительно объективную реальность для выбора сознательных деятелей. В связи с этим вводится понятие о частных суперпозициях состояний деятелей на каждом уровне выбора реальности (7). Частная суперпозиция заключает в себе тот набор возможностей, которым обладает старший деятель по отношению к деятелям низших уровней.
   Предложенное выше допущение о деятелях позволяет рассматривать всё Мироздание, как единую систему, в которой все объекты имеют психический и физический аспекты бытия. Двухсоставность всех активных объектов (деятелей) проявляется в том, что каждому спонтанному или осознанному их акту выбора соответствует определённый вариант их физического состояния и конкретное соотнесённое состояние всемирной волновой функции. Этот принцип относится к любым деятелям, будь то человек, кактус или электрон. Для каждого деятеля рассматривается пара суперпозиций: психическая суперпозиция возможностей выбора и физическая – возможных состояний. Для простейших деятелей психическая суперпозиция состоит из психоидных состояний\3\, для более сложных – из психических состояний. В этом контексте, человеческое сознание рассматривается как развившаяся возможность выбора физической реальности.
   Усложнение действующих объектов выражается в разворачивании ими новых измерений взаимодействия и в росте масштаба их квантования психической и физической суперпозиций. Приведённый выше подход к выбору реальности даёт возможность рассматривать всю динамику Мироздания как взаимодействие всевозможных деятелей. Причём, рассмотрение проводится единообразно – с позиции многомировой концепции квантовой механики. Таким образом, существование любых рассматриваемых нами объектов и вся наша жизнь представляются как непрерывный выбор реальности, осознанный или неосознанный. Частные выборы реальностей для сходных и, в силу этого, постоянно контактирующих и взаимодействующих между собой деятелей, объединяются в устойчиво существующие «коридоры реальностей». Например, таким коридором и относительно объективной реальностью является для нас макрореальность физического мира, сложенная (склеенная)\4\ из частных выборов деятелей микромира.
   Далее я попытаюсь рассмотреть, характерные проявления многомирия именно в  повседневной человеческой жизни.


3. Интуиция


   Для начала, рассмотрим такой загадочный и многозначный феномен психической жизни человека как интуиция. На мой взгляд, это характерное проявление многомирия в человеческой психике. Многие психологи считают интуицию неким атавизмом, рудиментом психики, который сохранился у человека от животного мира. Не стану с этим спорить, потому что интуиция действительно играет очень важную роль в формировании поведения животных. Но, более того, я считаю, что интуиция – это важный аспект бытия всех многомировых субъектов, через неё проявляется системность Мироздания. Тут моя позиция приближается к представлениям Н.О. Лосского и других интуитивистов (9). Напомню, – они считали, что человек располагает, потенциально, через интуицию, любой подлинной информацией о Вселенной, её нужно только выявить и сформулировать в своём сознании.
   Полагаю, что роль интуиции не уменьшается, а возрастает с развитием человеческой личности. Человек имеет более сложную и разнородную по направленности интуицию, чем животные. Из-за сложности и многообразия проявлений интуиции её влияние на наши поступки не столь явно, как влияние осознанных факторов. Кроме того для человека интуиция может быть опосредована через абстрактные понятия и художественные переживания. Через интуицию проявляется личное и коллективное бессознательное человека, поэтому она особенно заметна в изменённых состояниях сознания.
   Приведу здесь высказывание М.Б. Менского, которое может быть ключом к пониманию механизма интуиции: …когда сознание (почти) выключается, когда оно выходит в единый квантовый мир (не разделённый перегородками на классические проекции), для него не существует запретов на получение информации из будущего и прошлого. В отличие от классической системы (эволюция которой «локально предсказуема»), квантовая система существенно нелокальна. Поэтому, погрузившись в квантовый мир, сознание получает возможность получать информацию из пространственно удалённых областей квантового мира. (10)
   Позволю себе привести здесь свою модель выявления бессознательных содержаний и, в частности, интуиции. Исходная позиция такова: выбор реальности сознанием человека, как и выбор всех других деятелей, может быть описан с помощью квантовой механики. То есть, можно представить, что состояние сознания человека описывается некоей волновой функцией. Эта функция представляется как суперпозиция всех возможных состояний сознания с весовыми коэффициентами, означающими вероятность этих состояний. Очевидно, то, что мы подразумеваем обычно под сознанием (наше «дневное» сознание) является всего лишь одним из членов волнового уравнения, тем, который имеет наибольший весовой коэффициент. Это состояние сознания соответствует наиболее вероятной духовной реальности, воспринимаемой нами.
   Фиксация сознательной реальности как единственной осуществляется доминирующим деятелем психики посредством контроля над памятью\5\. Именно контролирующий центр психики является тем формирующим нашу осознанную реальность деятелем, который выстраивает причинно-следственные связи, определяющие наши сознательные реакции. По-моему, принцип формирования причинно-следственных связей может быть довольно простым. Ключом или кодом каждой выбираемой реальности является характерный для неё набор измерений, т.е. качественных параметров. В памяти, при выстраивании причинной цепочки фиксируется тот вариант событий, который имеет набор измерений, наиболее сходный с набором предыдущего события. Ну и, наверное, учитываются приоритеты, выставляемые разумом (процессором) и актуальными составляющими бессознательного.
   Однако альтернативные состояния сознания, которые соответствуют прочим членам психической суперпозиции, всё равно выбираются, в среднем, с вероятностью, соответствующей их весовым коэффициентам. То есть, выбор психической реальности флуктуирует и это не может не оставлять физических изменений в структуре мозга. Хотя эти следы, с помощью контролирующего центра исключаются из причинно-следственных связей выявляемой главным деятелем осознанной реальности, но, тем не менее, они влияют на формирование зон активности мозга. Это влияние создаёт эмоциональные напряжения, фон психической жизни, оно прорывается в изменённых состояниях сознания, на грани сознания, а чаще всего во сне. Но это ещё не интуиция. Интуиция – это актуализация, увеличение веса тех реализаций, которые желательны для заинтересованных в этих вариантах деятелей высшего порядка.
   Механизмы актуализации вариантов неосознанного выбора имеют единую физическую основу в квантовой механике, но разные формы для биологического и сознательного уровней. Об этом я уже писал прежде (7, гл.4). Здесь же добавлю, что бесспорное существование самого феномена интуиции говорит о возможности направляющего влияния на нашу психику, которое происходит в контексте выбора реальности высшими деятелями. На биологическом уровне изучение интуиции может прояснить возникновение группового поведения и инстинктов, а на сознательном раскроет многие истоки возникновения духовной культуры. Влияние высших деятелей на низших, осуществляется посредством разворачивания у низших дополнительных измерений взаимодействия. Вот как я это себе представляю:
   Временной интервал реализации у низших деятелей короче, чем у высших. Вследствие этого, инициация дополнительных измерений происходит при многократном повторном считывании низшими деятелями требования на взаимодействие, выставляемого высшим деятелем. Организуется как бы тенденция выбора. Например, если высший деятель имеет временной масштаб квантования измеряемый годами, а у низшего квант реальности формируется за доли секунды, то один запрос высшего деятеля на взаимодействие считывается низшим огромное количество раз, и это инициирует разворачивание у него дополнительных измерений, необходимых для взаимодействия.

   Я глубоко убеждён, что для человека интуиция играет важнейшую роль не только при разрешении конкретных ситуаций, но и в выборе направления духовного роста. Однако разберём всё по порядку. Рассмотрим, в контексте многомирия, основные факторы, определяющие интуицию. На мой взгляд, можно выделить три таких крупных фактора. Через интуицию осуществляются влияния следующих, старших по рангу деятелей:
А) Влияние ближайшего по масштабу метавидуума.
Б) Влияние ближайшего по качеству мультивидуума.
В) Влияние деятелей и систем высшего уровня (влияние метавидуумов последующих масштабов и мегавидуумов).


   Влияние ближайшего по масштабу метавидуума.

   Напомню, что метавидуум – это общность деятелей, принадлежащих к одному коридору реальностей и связанных условиями совместного существования. Метавидуум может рассматриваться как деятель высшего порядка по отношению к индивидууму. Например, это какой-то вид или подвид животных. В меньших масштабах – это популяция или стадо. По классификации  многомирия эти общности представляют собой метавидуумы. Не будем заниматься мифотворчеством и представлять себе метавидуум, как некую разумную сущность. Хотя масштаб квантования реальности метавидуумом несомненно шире\6\, чем масштаб для индивидуума, но развитие его может быть довольно низким. Например, я вполне могу представить, что развитие метавидуума для стада соотносится с уровнем амёбы, а развитие метавидуума человеческой толпы находится на уровне моллюска.
   Посмотрим, какую роль играет интуиция в жизни зоологических сообществ. В психической деятельности особи проявляются различные тенденции, которые отражают её собственные интересы и интересы общностей, к которым она принадлежит. В частном случае, это  интересы ближайшего по масштабу метавидуума, например, стада. То есть могут сталкиваться интересы выживания особи и её стада. А причина в том, что условия выживания общности иногда противоречат инстинкту самосохранения. Проводником же влияния общности на индивидуум является интуиция. По-моему, примером влияния интуиции на поведение животных может служить биологический альтруизм:
Альтруизм (биологический)
В буквальном смысле, любое действие одного организма, увеличивающее шансы на выживание другого организма при одновременном уменьшении собственных шансов. Самки, заслоняющие свое потомство от хищников, и летучие мыши-вампиры, которые делятся пищей с голодными представителями своего вида, могут служить примерами альтруистического поведения у животных. Тот факт, что некоторые животные могут идти на самопожертвование или иным способом подвергать себя опасности, представляет очевидную угрозу дарвиновской теории эволюции путем естественного отбора. Согласно этой теории, в процессе естественного отбора предпочтение отдается лишь тем способам поведения, которые позволяют животным иметь более обильное потомство и таким образом способствуют выживанию вида. Альтруистическое поведение не укладывается в эти рамки и, следовательно, противоречит естественному отбору. (12)
   Можно копнуть немного глубже и задуматься, а что же такое инстинкт самосохранения? По-моему, его можно трактовать как выбор реальности, осуществляемый сообществом составляющих организм клеток в интересах сохранения этого сообщества. Потому что организм можно обоснованно рассматривать как метавидуум, составленный из живых клеток, каждая из которых является деятелем. Сошлюсь здесь на разработку такого авторитетного учёного, как д.пс.н. Ю.И. Александров (11). Заметим, что и на уровне клеток организма тоже проявляется своего рода биологический альтруизм. Каждая клетка стремится выжить и размножиться, но их общность – организм диктует им более сложные правила поведения, руководствуясь общими интересами. Например, количество клеток в любом здоровом организме должно или контролируемо изменяться, или поддерживаться на постоянном уровне. Иногда, в целях сохранения общности, некоторые клетки, утратившие способность к адаптации, должны самоликвидироваться. Приведу цитату из статьи членкора РАН д.б.н. В.И. Агола (13):
…при развитии организма млекопитающих те нервные клетки, которые не успевают установить контакты - или, по-научному, синапсы - между собой или с иннервируемыми органами, - они и есть лишние. Их существование не имеет смысла. Для клеток других тканей сигнал к включению программы смерти может быть иным, но биологический смысл самопожертвования можно найти всегда. Самопожертвование происходит по определенному ритуалу. Участвует масса персонажей. Многие из них еще неизвестны науке. Схематически смертоносный сценарий можно разбить на несколько основных этапов. В первом действии клетка получает послание о том, что она должна пожертвовать своей жизнью для благополучия организма. Это известие приходит из окружающей среды, либо от соседних клеток, либо от межклеточных веществ - твердых или жидких. Чтобы услышать такое послание (и вообще чтобы "быть в курсе"), клетки имеют специальные органы чувств, называемые рецепторами… Во втором действии драмы внутриклеточные регуляторы-посланники, получив новые инструкции, вносят поправки в работу отдельных генов. Работа эта, как известно, заключается в образовании РНК, а затем и белков. Таким образом, в результате срабатывания генетической программы, первоначально запущенной сигналом с рецептора, происходит изменение набора внутриклеточных РНК и белков. В конечном счете появляются или активируются ферменты, способные разрушать клеточные белки и нуклеиновые кислоты, - их называют протеазами и нуклеазами. В заключительном акте клетка теряет свою целостность и становится пищей для макрофагов… Было бы неправильно усматривать аналогию между нашим организмом и жестким, антигуманным тоталитарным государством, которое безжалостно расправляется с пенсионерами, безработными, инвалидами, диссидентами и пр. и пр. Нет, все эти категории клеток в силу своей "сознательности" сами добровольно приносят себя на алтарь общего благоденствия. Правда, иногда не без подсказки соответствующих органов.(13)
   Если клетки отказываются выполнить установку организма на самоликвидацию и продолжают размножаться, то это означает страшную болезнь, рак, приводящую к гибели всего организма. Исходя из рассмотрения клеток, как деятелей, параллель биологического альтруизма с предложенной выше трактовкой интуиции, по-моему, вполне уместна. Таким образом, «клеточный альтруизм» демонстрирует нам химическую модель интуиции, в которой, всё же остаётся простор для «свободного выбора» деятелей – клеток. Возвращаясь же к зоологии, в которой правомерно использовать социальные модели, мы можем сказать, что особь может выбрать проигрышную для себя реакцию на опасность, пожертвовать собой и обречь себя на гибель, действуя в интересах своей общности. А в целом, замечу, что трактовка инстинктов с позиции многомировых взаимодействий может быть весьма плодотворна.
   В случае человеческого метавидуума правомерно говорить о том, что интуиция, в какой-то мере, опосредуется (выражается) комплексом социально-нравственных идей, которые скрепляют общество, таких, как солидарность, милосердие, патриотизм и прочих. То, что у животных выражается в неосознанном инстинктивном поведении, в человеческом обществе осознаётся, формулируется и насаждается. Общественная нравственность и мораль являются охранительными механизмами человеческого общества. Это не случайно появившиеся умозрительные идеи, а системные, привитые с детства, эмоционально насыщенные установки поведения. Конечно, социально-нравственные установки учитывают также опыт развития, факторы демографические, географические, экономические и прочие, но направляющим и цементирующим является, по-моему, влияние деятелей высшего, по отношению к человеку, уровня. Недаром же эпос всех народов повествует о сакральном происхождении морали и законов. Влияние ближнего метавидуума связано с происхождением нравственности, а развитие – с деятелями более высокого ранга, о которых мы будем говорить далее. 


   Влияние ближайшего по качеству мультивидуума.

   Мне уже доводилось излагать своё понимание интуиции в контексте мультивидуума. (7) Мультивидуум – это деятель многомирия, так сказать, в чистом виде. Он объединяет все возможные варианты существования одного и того же деятеля во всех возможных коридорах существования. Но, при анализе, разумно, наверное, выделять влияние на выбор индивидуума общности относительно близких по качеству, т.е. актуальных  вариантов существования. Такую частную суперпозицию я определяю, как ближайший по качеству мультивидуум. Несомненно, что для животных такое влияние оказывается очень важным, например, при поиске пищи, определении верного пути, распознавании опасности. Интуиция, инспирированная ближним мультивидуумом, оказывается важнейшим фактором выживания и продолжения рода. Однако тема эта так обширна и сложна, что заслуживает особого рассмотрения. Очень хотелось бы привлечь к этому вопросу специалистов.
   Для человека интуиция такого рода также очень важна при выборе оптимальных оперативных реакций. То есть мы  рассматриваем направляющее воздействие многомирового субъекта – мультивидуума на составляющие его индивидуумы, которые существуют в выделяемых ими вариантах действительности. Например, варианты реакции на изменение окружающей среды могут быть более или менее успешными в контексте ближайшего будущего. Мультивидуум присутствует во всей полноте в бессознательном содержании человеческой психики. Интуиция позволяет сделать наиболее активным оптимальный вариант и претворить его в действительность. В результате, в актуальном коридоре миров индивидуума закрепляется в качестве продолжения линейного развития единственный оптимальный вариант. Таким образом, эффективное воздействие – через интуицию, может являться важным компонентом человеческих решений.
   Мне представляется, что интуиция, проводящая влияние мультивидуума, действует как некое шестое чувство, как зрение, проникающее через толщу времени и позволяющее найти спасительный вариант выбора. Разумеется, это интуитивное предвидение обычно не может выявлять конкретные события, оно служит для самой общей оценки того или иного варианта поведения. Предполагаю, что при выборе оптимального поступка задействованы псевдопространственные механизмы сознания. То есть оптимальный вариант должен давать ощущение наибольшей свободы существования. Могу себе представить это чувство, как ощущение протяжённости коридора жизни, проявляющееся при выборе того или иного варианта поступка. Для человека это ощущение обычно заслоняется сознательными мотивациями, а для животных оно должно быть вполне реально.
   Информация, которую мы можем получать от нашего мультивидуума может носить разнообразный характер. Ведь в составе мультивидуума должны быть все наши нереализованные в актуальной реальности возможности. Использование ресурсов мультивидуума позволяет умножить способности нашей личности. Кроме того, как уже говорилось выше, временной масштаб квантования мультивидуума намного крупнее нашего сиюминутного масштаба, поэтому, актуальным становится получение информации из будущего и из прошлого. Преимущества такой склейки трудно переоценить. Освоение же ресурсов мультивидуума может начаться с признания многомировой концепции. – Осознание возможностей, подспудно таящихся в глубинах человеческой личности, активизирует бессознательные содержания соответствующей направленности, которые могут выявляться в пограничных и изменённых состояниях сознания\7\.


  Влияние метавидуумов последующих масштабов и мегавидуумов.

   Безусловно, в интуиции должна присутствовать и составляющая общностей более высокого уровня – крупномасштабных метавидуумов и мегавидуумов. Например, для животных следующими по масштабу за стадом метавидуумами будут: популяция, вид, биоценоз, биогеоценоз и т.д. Для людей такая последовательность может выглядеть, например, следующим образом: толпа, партия, национальная общность, государство, современное человечество. Но люди способны создавать и качественно более высокие – духовные объединения, которые получили название мегавидуумов. Мегавидуумы создаются на основе определённого характерного круга идей, верований или убеждений. Обычно мегавидуумы олицетворяются и персонифицируются фигурами вождей, пророков, духовных лидеров, которые сформулировали основополагающие для общности идеи.
   Если, как правило, метавидуум формируется совместным пространством-временем деятелей и совпадающими качественными параметрами их физической и биологической реальности, то мегавидуум скрепляется духовным взаимодействием участников. Возможности духовного взаимодействия далеко выходят за рамки физических и биологических коридоров реальности, поэтому мегавидуум может объединять сознательных деятелей разных масштабов, с различным типом бытия, существующих в различном пространстве-времени. Нужно, однако, отметить, что между метавидуумами и мегавидуумами не пролегает резкой качественной границы. Часто на формирование мегавидуума оказывают влияние физические и биологические факторы, и наоборот, метавидуумы иногда обретают черты мегавидуумов, т.е. совмещаются с духовной общностью.
   Само собой подразумевается, что метавидуумы и мегавидуумы имеют сложную внутреннюю структуру. Но мегавидуумы занимают более высокую ступеньку развития среди многомировых субъектов, чем метавидуумы. Если метавидуумы редко поднимаются выше целей выживания, продолжения рода и обеспечения комфорта, то мегавидуумы могут воплощать высочайшую духовность и созидательный потенциал. Позволю себе высказать догадку, что метавидуум какого-то государства тогда начинает играть заметную роль в истории, когда он приобретает черты мегавидуума. Например, когда государство обретает свою национальную идею. Тогда народ осознает своё духовное единство и выдвигает вождей. Правда, иногда, потенциал этот может быть и разрушительным. Мегавидуумы объединяют не только современников, но и людей разделённых столетиями и тысячелетиями. Можно указать в качестве примеров мощные исторические мегавидуумы: христианство, буддизм, мусульманство.
   Воздействие упомянутых выше общностей, в соответствии с их крупным масштабом, должно быть более распределённым во времени, чем влияние ближних по старшинству, т.е. оно должно иметь более низкий уровень и одновременно, большую длительность воздействия. Благодаря распределённому характеру влияния высших деятелей, оно в наибольшей мере сказывается в области стратегического планирования личности, при выборе направления развития. В сфере же непосредственных реакций оно тоже проявляется, но исподволь, как тенденция.  Высшая интуиция, являющаяся проводником влияния духовных общностей, может облекаться в слова и символы, в другие осознанные и высокохудожественные формы. По-моему мнению, именно высокая интуиция вдохновляла великих деятелей искусства на создание выдающихся шедевров.


   Интуиция, как средство ориентации.

   То, что сказано, вообще, о многомировом характере интуиции может быть с успехом отнесено к частным аспектам человеческого выбора. Например, применительно к ориентации и к выбору пути, как буквального, в физическом пространстве, так и пути духовного. То есть, по её проявлению, интуицию можно охарактеризовать как неосознанный механизм ориентации в рамках коридора физической или духовной реальности. Выше уже говорилось о пространственном или псевдо пространственном проявлении интуиции, и это не случайно, потому, что связано с её предназначением – ориентацией. Хотя, интуитивный выбор пути в физическом и в духовном пространстве формируется под действием различных факторов, но обобщённая оценка в обоих случаях может выглядеть как ощущение свободного и безопасного пространства.
   Тема ориентации естественно перетекает в рассмотрение феноменов предваряющего контакта и «предзнания». Встретив незнакомого человека, мы можем почувствовать при первом взгляде на него, что мы что-то уже о нём знаем. Иногда даже говорят, что первое впечатление о человеке – самое верное. И это естественно, потому что часто этот встречный ещё не успевает включить своё запланированное на нас воздействие. Часто предзнание проявляется как предчувствие при попадании в какое-то место, или при начале каких-то событий. Иногда интуиция может проявляться и как конкретное предваряющее знание о грядущих событиях, т.е. проскопия.   


4. Другие примеры проявления многомирия.


         Многомировой механизм взаимопонимания.

         Понимание кого-либо возможно, по-моему, вследствие ощущения себя этим человеком, более или менее полного. Тогда становится возможным восприятие его доводов, примерка на себя его ситуации. Это значит, что для того, чтобы понять другого, я должен воспринимать и оценивать действительность по тем же параметрам, что и он. Я, как деятель, должен получать ту же информацию, выбирать ту же реальность, что и мой партнёр по контакту. На геометрической модели можно представить это как разворачивание мной таких же качественных измерений, которыми обладает партнёр по контакту. То есть, взаимопонимание явно носит характер многомирового феномена, оно основано на склейке реальностей двух разных людей. Естественно, при этом происходит широкомасштабное взаимодействие в духовной сфере.
   Павел Амнуэль в своей повести «Ветви» (14) высказал догадку, что сочувствие и понимание порождают ветвление нашей судьбы, в котором воплощается наше представление о другом человеке (или вымышленном персонаже) и перевоплощение в него. Этот механизм понимания особенно отчётливо наблюдается у маленьких детей. Способность к перевоплощению определяет наши возможности понимания и характер общения. Это же качество определяет и актёрский талант. То есть, это способность создать в своём бессознательном образ интересующего нас человека и сделать этот вариант нашего бытия актуальным. Это качество подводит нас к пониманию феноменов сочувствия и сострадания. Отличие их от просто понимания состоит в более яркой эмоциональной окраске этих отношений. То есть можно сказать, что тут имеет место ещё более полная и широкомасштабная склейка реальностей, чем при обычном взаимопонимании.

   Влюблённость и любовь.

   Влюблённость – это сигнал из другого мира? То чувство, которое многие пылкие натуры (особенно женщины) принимают за любовь, по-моему, является ярким проявлением многомирия в нашей жизни. Это внезапное очарование, привязанность к недавно совсем чужому человеку, ощущение общности и надежда на совместное будущее возникает иногда внезапно и сильно захватывает человеческие души. Чувство это парадоксально, ибо, подчас, не имеет в актуальной реальности никакого основания. На мой взгляд, это чувство порождается воспринятой нами интуитивно одной из многих альтернатив данной встречи. Это интуиция в чистом виде, но не сопряжённая с оценкой вероятности вариантов, а потому, далеко не всегда сбывающаяся. Актуализацию в бессознательном таких маловероятных вариантов можно отнести на счёт влияния общностей досознательного уровня, например биологического метавидуума или мультивидуума. То есть, механизм возникновения описанного предчувствия явно атавистический – сканирование альтернативных вариантов существования в поисках оптимального биологического контакта.

   Любовь также порождена многомировым восприятием, она не имеет ничего общего со скучным линейным прагматизмом. Любовь всегда стремится к взаимопониманию, взаимопроникновению, к сочувствию и полному слиянию на всех уровнях выбора реальности. Это соответствует поиску и наращиванию совместных измерений реализации. Поэтому любовь всегда приводит к обогащению личности, открытию новых способностей, расширению горизонтов.
   Человеческая любовь духовна, она исходит от высших идеалов, присутствующих в сознании. Но, надо иметь в виду, что любовь, инициированная на высших уровнях сознания, тем не менее, проявляется во всей иерархической системе человека. Поэтому, если мы не привыкли анализировать своё духовное состояние, то можем легко спутать любовь одухотворенную и плотскую, т.е. влечение, – они проявляются на чувственном и биологическом уровне одинаково. По сути же, любовь и влечение инспирированы разными уровнями иерархии деятелей – сознательным и биологическим и имеют совершенно различную значимость и перспективу.
   Но есть ещё такое понятие, как любовь христианская. Таким названием я обозначаю свой источник познания этой любви, не оспаривая подобные источники в других религиях. Эта любовь означает благорасположение и сочувствие к любому человеку, мало того, к любой живой твари и к самой природе. Христианская любовь основана на любви к Богу, создавшему этот прекрасный мир и запечатлевшему свой Образ в каждой человеческой душе. Эта любовь означает безусловное принятие в себя мира другого человека или существа, сопереживание ему, желание оказать помощь и дать облегчение страданий. На языке многомировой концепции всё это называется глубокой и широкомасштабной склейкой реальностей. Любовь, порождаемая Богом, беспредельна, она стремится к бесконечной полноте и многообразию.

   Молитва.

   Молитва, для того, кто молится – это обобщённый, прочувствованный, результирующий образ реальности. В одних случаях эта реальность является идеальной, желаемой. В другой ситуации, при покаянной молитве, это отвергаемая реальность. При каждом прочтении молитвы она наполняется новыми ассоциациями и эмоциями. Поэтому, невозможно одинаковое прочтение одной и той же молитвы. Будучи повторяема многократно, она создаёт коридор реальностей, т.е. целый духовный мир, в котором существует человеческая душа. В этом состоит смысл непрерывной молитвы, которую практикуют многие аскеты – создание коридора духовных реальностей, то есть пространства для «жизни будущего века». Молитва, на мой взгляд, является самой широкомасштабной склейкой реальности, которая достижима при духовном выборе.
   С другой стороны, по отношению к тем высокодуховным объектам, к которым человек обращается, молитва – это попытка контакта, просьба о взаимодействии. То есть, молящийся пытается развернуть те же измерения духовной реальности, которые он предполагает у объекта молитвы. И в ответ, сам объект молитвы инициирует в молящемся нужные для совместного выбора реальности измерения и отвергает ненужные. Происходит склейка, например, моей реальности со святой реальностью Богородицы, подвижников и светочей веры, явивших человечеству непостижимые высоты всех благих качеств. В результате, мой условный «центр личности» смещается в духовных координатах. (15) Таким образом, имеет место коррекция выбора молящегося человека, преобразование его духовной сущности.


        Опасные склейки.

         Выше уже говорилось о том, что влияние высших деятелей может носить противоречивый характер. Например, это происходит в силу расхождения биологических и духовных критериев оптимальности. Влияние метавидуума может противоречить влиянию мультивидуума или мегавидуума. Всё это может привести к психическому разладу и даже к болезни. Но опасней всего, на мой взгляд, влияние мегавидуумов отрицательной, разрушительной направленности, потому что они способны изменить направление развития человека. Не хотелось бы пугать читателя опасностями, приходящими из многомирия, но это один из важнейших моментов динамики духовного выбора. И негативные влияния тоже могут корректировать наш выбор реальности и смещать центр личности в нужном направлении. Поэтому нам необходимо постоянное внимательное наблюдение за своим внутренним состоянием и осознание смещения выбираемой реальности. Окончательный выбор в любой ситуации остаётся за самим человеком.
         Но, хотелось бы поговорить и о другой опасности. Человек может сам, своим выбором провоцировать конфликт влияющих на него старших деятелей и тем нанести себе немалый урон. Попробую объяснить это. – Психика нормального человека, при всей своей сложности, пребывает в состоянии динамического равновесия. В обыденном духовном существовании человека более или менее согласованно проявляются влияния всех актуальных для него метавидуумов и мегавидуумов. Допустим, он исповедует какую-то религию, придерживается определённых общественных и нравственных ценностей. Но тут в его жизнь приходят соблазны в виде неких иных пропагандируемых кем-то личных и общественных ценностей или религий. Даже, если в этих предложениях нет обмана и корысти, не надо спешно примерять на себя новые духовные одежды!
         Дело в том, что нельзя произвольно нарушать независимое существование вариантов бытия. Нельзя натягивать одну реальность на другую. Ничего хорошего из этого не получится. Потому что при смене духовных ориентиров возникает конфликт между направляющими интуицию влияниями. Определённо такой конфликт приведёт к психическому разладу, к нарушениям в иерархической системе личности, он ослабит влияние покровителей индивидуума и тем самым даст возможность агрессивного вторжения в психику негативных мегавидуумов. В любом случае, даже если человек вознамерился поменять свою высокую духовность на ещё более высокую\8\, он подвергает себя опасности. Это ещё в лучшем случае! Очень часто бывает, что человек, меняющий духовные ориентиры (например, исповедание) остаётся у «разбитого корыта». Старое достояние теряет, но и новых ценностей не обретает, а оказывается игрушкой тёмных сил.
         С философской концептуальной позиции это можно описать так. – Всякая свободно выбираемая деятелем реальность представляет собой логически законченное целое. Она воплощает в наибольшей полноте актуальную сущность деятеля. Волевое смещение шкалы ценностей – это всегда некий компромисс старого с новым, т.е. паллиативное мировоззрение. Такая попытка смещения коридора существования всегда приводит к разрыву и потере логических связей образующих каждую реальность. Теряется много измерений взаимодействия, органично присущих данному деятелю. Общий спектр результирующей реальности обедняется. Человек, как бы, сам себя связывает и обкрадывает содержание своего бытия. Это происходит даже тогда, когда человек, произвольно меняющий свою духовную реальность, руководствуется добрыми намерениями.
         По-моему, лучшим критерием для оценки новых духовных веяний является их соответствие традиционным религиозным и нравственным ценностям. Потому что традиционными они стали в силу того, что обеспечивают наибольшую живучесть человеческого общества, стабильность и органичное развитие. Эти ценности отражают влияние мощных мегавидуумов позитивной направленности. Влияние негативных мегавидуумов направлено на разрушение человеческой общности и, в силу этого инспирируемые ими ценности никак не могут стать традиционными. Судите сами, нет уже тех обществ, которые строились на жестоких, людоедских основаниях, на вражде и эгоизме или каких-то «нетрадиционных» отношениях! Я убеждён, что история мира и человечества – это организованный поток, вводящий нас в абсолютное пространство вечного бытия. Всё лишнее и ненужное для вечности отсеивается из этого бытия, приходит к концу. Наша задача – держаться на середине потока, именно это даст нам неиссякаемую энергию, мужество и любовь. А для этого надо просто выбирать правильную реальность...



Использованные источники.

1. Эвереттика (Амнуэль). Викитека. http://ru.wikisource.org/wiki/()
2. Менский М.Б. Концепция сознания в контексте квантовой механики. УФН, т. 175, №4 стр. 413 – 435. Интернет-копия www.chronos.msu.ru/RREPORTS/mensky_kontseptsia.pdf
3. Эверетт Х. Формулировка квантовой механики через соотнесённые состояния. Перевод Ю.А. Лебедева. http://www.everettica.org/art/Ever2.pdf
4. Лебедев Ю.А. Эвереттическая проблематика.  Москва. Фирма «ЛеЖе» 2010г. Электронный вариант: http://www.everettica.org/art/EProbl.pdf
5. Лебедев Ю.А. Частное сообщение от 25.02.12.
6. Лебедев Ю.А. Эвереттическая аксиоматика. Москва. Фирма «ЛеЖе» 2009г. Электронный вариант: http://www.everettica.org/art/Aks.pdf
7. Костерин А.М. Формирование многомировой картины мира. Иерархический выбор реальности. http://www.everettica.org/art/Kost311011.pdf
8. Костерин А.М. Смысловые измерения в разных масштабах. http://www.everettica.org/art/100311.pdf
9. Лосский Н.О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. Москва 1992 Прогресс.
10. Менский М.Б. Странности квантового мира и тайна сознания. http://fiz.1september.ru/article.php?ID=200701213
11. Александров Ю.И. Научение и память: системная перспектива. http://www.intelligence.su/lib/00021.htm
12. Мир словарей.
13. В.И. Агол Самопожертвование клетки. http://evolution.powernet.ru/library/selfsacrifice.htm
14. П. Амнуэль. Ветви. http://ukamina.com/books/vetvi.html
15. Костерин А.М. Моделирование осознанного выбора реальности (на примере самовнушения). http://www.everettica.org/art/Kost200511.pdf


Нюрнберг. Март 2011 – февраль 2012.


Сноски.

\1\ Пятая аксиома эвереттики – это аксиома о метасистеме Мирозданий. Она гласит: «Бытие эвереттично. Бытиев целом – это гёделевская фрактальная система Мирозданий и их обитателей». (6)

\2\ Под увеличением масштаба квантования понимается наращивание числа измерений реализации деятеля и увеличение временной продолжительности выявляемых им квантов действительности. (8)

\3\ Предлагаемое мной дополнение к концепции Менского состоит, по сути, в том, что свойство выбора реальности всяким объектом означает наличие у него некоего психического полюса. Но говорить о наличии психики у физических объектов (например, у элементарных частиц) у нас нет никаких оснований. Поэтому такой зачаточный психический полюс бытия простейших деятелей мы называем психоидным (в отличие от психического). См. также (8).

\4\ Понятие о склейках соотнесённых состояний выдвинуто и разработано Ю.А. Лебедевым (6).

\5\ Вот что пишет д.пс.н. Ю.И. Александров: …Само существование индивида есть непрерывная модификация, а точнее - непрерывное созидание памяти. (11)

\6\ Масштаб квантования деятеля определяется набором и количеством развёрнутых им измерений, а также временным масштабом выделяемых квантов реальности.

\7\ К примеру, инсайт, т.е. озарение очень часто приходит во сне, в молитве, в состоянии прострации.

\8\ Обычно, всё же, такие перемены при всех оправданиях, безотчётно совершаются «во имя своё», ради себялюбия, лености или тщеславия.