Гитарный Страдивари

Владислав Карпешин
Мы  бежали  со  всех  ног,  сначала  вверх  по  эскалатору,  затем  по  улице,  по  вокзалу,  но,  выбежав  на  платформу,  увидели  удаляющиеся  огоньки  последнего  вагона  электрички.
Опоздали!
Теперь  придется  до  утра  сидеть  на  вокзале,  дожидаясь  первую  электричку,  как  вдруг  мой  приятель,  встрепенувшись,  предложил  зайти  к  одному  его  знакомому,  который  живет  недалеко  от  вокзала.
- Ладно  тебе,  беги  в  метро,  ты  еще  успеешь  доехать.
Мой  приятель  жил  в  Москве,  а  метро  закрывалось  лишь  в  два  часа  ночи.  Но  он  стал  настаивать,  уверяя  меня,  что  его  знакомый  совершенно  исключительный  человек,  и  мне  будет  крайне  интересно.

Созвонившись,  мы  зашли  в  квартиру,  где  нас  встретил  плотный  человек  среднего  возраста  с  бородой  и  сразу  заявил, -  Ну  давайте  водку,  что  Вы  там  принесли?
Мы  развели  руками,  и  хозяин  начал  нас   честить  почем  зря,  обвиняя  нас  в  нарушении  его  режима,  биологических  часов,  и  еще  черт  знает  чего.
Пока  мой  приятель  не  заявил,  что  я  гитарист  со  стажем,   его  верный  почитатель  и  фанат.  Хозяин  сразу  смягчился,  и  пошел  ставить  чайник.

Квартира  представляла  собой  потрясающее  зрелище.  Фактически  для  проживания  имелся  только  угол  с  кроватью,  отгороженный  шкафом  и  кухня.  Остальную  площадь  занимали  какие  то  станки  и  приспособления,  везде  были  расставлены  банки  и  другие  емкости,  вторая  комната  сплошь  загружена  и  заставлена  листами  дерева,  самого  разнообразного.  Здесь  был  драгоценный  палисандр,  красное  дерево,  различные  орехи.  Да  чего  там  только не  было.
- Юрка,  наш  хозяин,  это  талантище,  закончил  Строгановское  училище  и  работал  некоторое  время  художником.  А  затем  увлекся  гитарой,  и  начал  их  делать,  да  так  здорово,  что  стал  одним  из  лучших  мастеров  страны.  У  него  покупают  гитары  наши  отечественные  маэстро  и  даже  иностранцы.
Но  он  сложный  человек,  с  взрывным  характером,  продаёт  гитары,  только  тем,  чья  игра  ему  понравится.  Может  отказать  даже  богатому  меценату!  Странный  человек.
Вот  и  ютится  в  своей  двушке.  Любимая  жена  от него  ушла,  с  ним  же  жить  невозможно.  Но  каждый  день  готовит  ему  обеды  и  завтраки,  и  кормит  его.
Обрати  внимание  на  росписи  на  потолках  стенах  и  туалете.  Это  его  супруга.

Действительно,  везде  была  нарисована  одна  и  та  же  обнаженная  женщина.  Кстати  весьма  привлекательная,  и  изображена  она  была  очень  талантливо.

Хозяин  принес  чай  с  печеньем,  и  мы  стали  чаевничать,  касаясь  самых  разных  аспектов  бытия.
Он  жаловался  на  чиновников,  отказывающих  ему  в  помещении  для  мастерской,  упирая  на  существующий  геноцид  русского  народа.  Мы  осторожно  соглашались  с  ним,  опасаясь  его  гнева.
Выяснилось,  что  у  него  две  готовые  гитары,  и  каждая  имеет  своё  персонально  имя.  «Мадонна  и  Рафаэлла».
А  стоимость  каждой  превышает  стоимость  нового  хорошего  автомобиля.
И  тут  я  заявил,  что  он  может  запросто  разбогатеть,  стоит  ему  постараться,  и  изготовить  гитар  побольше.
Хозяин  посмотрел  на  меня  как  на  придурка,  и  сразу  потерял  ко  мне  интерес.
Мне  долго  пришлось  извиняться,  пока  он  не  понял,  что  я  просто  ляпнул  по  недомыслию.

Уступая  моим  настойчивым  просьбам,  он  вытащил  из  твердого   специально  изготовленного  чехла  «Мадонну»,  и  взял  аккорд.  Волшебный,  глубокий  звук  сразу  заполнил  всю  комнату.
Я  оторопел,  я  не  ожидал  такого  изумительного  эффекта,  гитара  не  должна  была  так  звучать!
Мы  все  как  бы  оказались  на  дне  океана  звучания,  и  нас  качало  гитарными  аккордами.

-  Щас,  проявятся  соседи, -  проворчал  хозяин,  и  через  несколько  минут  застучали  в  дверь  и  заверещал  визгливый  женский  голос,  но  затем  неожиданно  умолк.
-  Егорыч,  поднялся,  утихомирил  свою  благоверную, - и  мастер  сыграл  несколько  отрывков  из  различных  произведений,  в  том  числе  в  стиле  Фламенко.

Когда  я  взял  первый  аккорд  на  «Мадонне»,  ощущение  было,  будто  гитара  живет  собственной  жизнью,  и  она  может  принять  тебя  или  отвергнуть,  в  зависимости  от  того,  что  ты  вкладываешь  в  свою  игру.  И  если  ты  отдаёшь  всего  себя,  всю  свою  душу,  то  можешь  быть  спокоен.  Гитара  тебя  примет!

Маэстро  сразу  указал  на  мой  главный  недостаток -  недостаточно  поставленную  игру  правой  рукой.
Именно  игра  правой  рукой,  т.е.  той,  которая  извлекает  звук  из  струн,  и  определяет  мастерство  гитариста.
Он  также  посоветовал  отрастить  ногти,  но  у  меня  всё -  таки  была  иная  профессия.

А  затем  мы  заворожено  слушали  маэстро,  а  соседи,   почему то,  молчали.
Боже  мой,  как  он  сыграл  «Испанское  каприччио»  В.  Гальермо  и  «Кумпарситу»  К. Гарделя!
Прошло  много  лет,  но  я  до  сих  пор  слышу  эту  музыку.

Пришло  время  прощаться,  и  я  пожимал   с  благоговением  руку  этого  замечательного  человека,  отчего  то,  будучи  уверенным,  что   больше  его   не  увижу.


Мой  приятель,  впоследствии,  сообщил  мне,  что  наш  хозяин  вскорости  собрался  и  уехал  в  глубинку,  кажется  в  Вологодскую  область,  никого  не  известив  куда.
Поднялась  буча,   многие  гитаристы  с  именем  сразу  захотели  его  видеть,  говорят,  подыскали  помещение  под  мастерскую.  Но  куда  там,  исчез  в  провинциях  наш  замечательный  мастер.
Впрочем,  не  сомневаюсь,  что  его  гитары  живут  полной  жизнью  и  радуют  слушателей,  подлинных  знатоков  гитарной  музыки.
А  наш   ночной  хозяин  продолжает  творить … потому,  что  он  не  может  иначе.

Я  всегда  удивлялся,  почему  всем,  буквально  всем,  известны  выдающиеся  скрипичные  мастера,  такие   как  Амати,  Страдивари,  Гварнери,  о  которых  написано  масса   книг  и  снято  множество  фильмов,  но  не  известны  мастера  волшебных  гитар.
А  ведь  гитара  заметно  популярнее  скрипки.

Лишь  в  Испании  отношение  к  гитаре  сопоставимо  значимости  этого  великого  музыкального  инструмента.  Там  есть  памятники  Сеговии  и  Тарреги,  исполнителей,  и  чтят  память  величайшего  мастера,  изготовившего  великие  гитары   Антонио Родригеса,  одна  из  гитар,  которого -  «Миларадес»,  по  слухам  была  подарена  за  мастерство  одному  из  лучших  русских  гитаристов  Юрию  Нугманову.

В  Испании  много  мастерских  и  мелких  фабрик,  где  используют  только  натуральные  компоненты  для  изготовления  лаков,  клея,  подсушки  и  растяжки  дерева.  Например,  используется  только  рыбный  клей,  причём,  предпочтительно  осетровых  пород.
Известны  имена  мастеров  Торреса,  Фернандеса,  Переса  и  других.

У  меня  великолепная  гитара  Переса  из  городка  Альманса,  которую  мне  подарили  на  юбилей  жена  и  сын.

И  когда  я  играю  Испанское  каприччио  или  Кумпарситу,  чувствуя,  что  гитара  поёт,  и  я  передаю  суть  и  душу  произведений,  то
почему - то   всегда  вспоминаю  своего  случайного  ночного  знакомого – гитарного  Страдивари  и  его  волшебную  гитару  «Мадонна».