Десять минут доброты меняют мир

Артём Киракосов
http://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/142395/

http://www.proza.ru/2012/08/02/549


Артём КИРАКОСОВ

“ДЕСЯТЬ МИНУТ ДОБРОТЫ МЕНЯЮТ МИР”

__________________________________________________________

Об опыте работы в Группе помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попе­чения родителей, «ВСТРЕЧА»: 1994 – 2009.




“ДЕСЯТЬ МИНУТ ДОБРОТЫ МЕНЯЮТ МИР”, – Юлия БАРАНОВА, Координатор Группы помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, «ВСТРЕЧА».

“ТОЛЬКО ПОМОГАТЬ”, – священник Владимир ЛАПШИН, Настоятель Храма во имя Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке, Руководитель Группы помощи детям-си­ротам и детям, оставшимся без попечения родителей, «ВСТРЕЧА».





8 июля 1993-го года в день Празднования в честь Иконы Казанской Божией Матери мы с супругой были повенчаны Настоятелем московского Храма святых бессребреников Космы и Дамиа­на в Шубине отцом Александром БОРИСОВЫМ и стали при­хожанами этого замечательного и широ­ко известного сейчас, многолюдного Прихода. Через некоторое время, ещё в самом начале своей при­ходской жизни я присоединился к Юлии БАРАНОВОЙ, благословлённой Настоятелем Храма организо­вать помощь и опеку Московской школы-интерната № 8 для детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей, Западного административного округа (Москва, Новозаводская улица, дом 19 а). По­знакомились мы с Юлей через своих ещё `доцерковных`, – если можно так выразиться, – друзей, с которыми произошла уже НОВАЯ ВСТРЕЧА и продолжение дружбы в лоне церковного литургического и приходского общения. Юля — художник, педагог, модель, имевшая в своё время успех, но посвятившая себя ДРУГОЙ ДОРОГЕ в жизни.  Мы расцеловались на Литургии в нашем Храме, нашем Общем Доме, Доме Отца нашего Небесного и Его детей. “Свой свояка видит издалека”, – сказала про это событие наш общий друг Анна ВРОНСКАЯ, и познакомившая нас. Единодушие и единомыслие, переросшие в дружбу, под­держку и понимание с Юлей, – а теперь и с её супругом, – мы сохраняем и по сию пору, до­рожим этим, как ценным Божиим Даром Свыше, как сохраняем дружбу доныне и с Аней ВРОНСКОЙ и с её заме­чательным мужем Андреем КИРЕЕВЫМ, талантливым архитектором, преданно работающим, сколь­ко я помню, в наших родственных двух храмах: во имя святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине и во имя Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке.
Юля рассказывала мне, что всегда хотела заниматься с детьми-сиротами. Четыре года звонила в различные детские дома, но прорваться туда так и не удалось, ''не случилось''. Она меч­тала!.. И об этом тоже!.. В нашем Храме она занималась с детьми прихожан рисованием в Воскресной школе. Дети-сироты из 8-го Интерната, приведённые своими воспитательницами, ищущими для них и для себя Духовной Опоры, появились неожиданно, случайно. Юля, Ева, Света и Нюша, занимавшиеся 'художествами' с нашими, приходскими ‘домашними’ детьми, стали отдавать себя сиротам, вдохно­венно и жертвенно, уделяя им, как наиболее нуждающимся, всё большую часть своей души, своего времени, своих сил. При той нехватке помещений, которая всегда есть во всех приходах храмов цен­тра Москвы, архитектор Храма Ирина РОДИОНОВА отказалась от своей Мастерской в пользу заня­тий там рисунком, живописью, композицией и 'художествами', Законом Божиим с детьми из Интерна­та. Соня РУКОВА, опытный педагог и регент Храма в Новой Деревне, духовная дочь отца Алексан­дра МЕНЯ, подсказала Юле, как можно с помощью рисования приводить детей ко Христу: “А ты рассказывай им Притчи Христа, как Загадки, а Ответы проси нарисовать, но, чтобы Ответы обя­зательно были: важно, чтобы дети не оставались без ответов на те вопросы, на которые они хо­тят их получить”. А если дети не знали что рисовать, то им предлагалось раскрасить один из тех го­товых рисунков-раскрасок, что прислал откликнувшийся и помогавший нашему Приходу в этой рабо­те Жан ВАНЬЕ, основатель Общины «Ковчег» (Троли, Франция, 1964), в которой здоровые люди жи­вут совместно с умственно отсталыми. Его опыт Юля изучала, им восхищалась, вдохновлялась, пере­нимала, применяла:


<…>
«Мы назвали общину "Ковчегом", надеясь, что он, как и Ноев ковчег когда-то, спасет не приспособленных к жизни людей от потопа в водах современного мира».
<…>
«В интернате за ними надзирали люди, которые сами были потеряны либо искали самоутверждения и власти над другими, неспособными постоять за себя. Это было место злобы, страха и горя. Их прошлое было совсем не похожим на моё: я всегда мог делать выбор, я ничем не болел, у меня были любящие родители. Меня тронули эти двое, и я пригласил их жить к себе».
<…>
«Я посетил жуткую больницу, где на полу лежали полуголые люди с бесконечно груст­ными лицами, а вокруг них бегали крысы. Я видел залы, всегда закрытые на ключ, где тридцать и больше совершенно голых мужчин ждали своей смерти, так как больше ждать им было нечего. Они ходили по кругу без дела, от них пахло мочой. Никому не нужные, брошенные всеми, одинокие, поги­бающие от тоски.
<…>
Заходишь в детское отделение какой-нибудь больницы и видишь маленьких детей, ко­торые больше не кричат — знают, что никто не ответит на их крик. Они находятся в таком со­стоянии, что всё держат в себе. Молчать им кажется безопаснее, чем кричать и не получать отве­та. Любая закрытая больница, любое закрытое учреждение, где содержатся люди, — ужасны. Я встречал там чудовищно одиноких людей. Отверженных».
<…>
«Мало-помалу я стал понимать, что жизнь с ними меняет и меня самого. Раньше я жил в мире победителей: по-своему преуспевал в морском флоте, потом в философии. А здесь мне начал открываться мир проигравших.
<…>
В нашем мире есть тирания нормальности. Все должны выигрывать, зарабатывать, властвовать. И очень многие попадают в этот круговорот и хотят быть такими, какими мир хо­чет, чтобы они были. Здесь же есть уважение другого, отношения, любовь, дружба — для многих это что-то очень новое. Именно за этим к нам приезжают волонтёры, они с радостью работают здесь, потому что хотят открыть для себя, что их любят такими, какие они есть. И они действи­тельно видят жизнь по-новому, здесь ищут не власти, а отношений. “Ковчег” — это школа, в кото­рой мы учимся любить и сопровождать страдающих людей. И мы каждому помогаем развить свой потенциал.
<…>
Мы стараемся организовать жизнь так, чтобы у каждого ассистента был друг, кто мог бы спрашивать его, как дела, как он себя чувствует, все ли у него хорошо. Если ассистент уста­нет очень сильно, он не сможет жить в этом ритме, тогда нужно, чтобы он уходил. Или нужно найти способ обновления. Литургия, молитва, жизнь общины, дружба между ассистентами. Нуж­но найти способы помочь людям найти новые источники».
<…>
«Опыт общения, встреч и жизни со взрослыми и детьми, пережившими страдание, полностью изменил меня. Я по-настоящему открыл для себя то, что со­ставляет сердцевину челове­ческих страданий: отверженность, чувство совершенного одиночества в этом мире. Сорокалетний опыт жизни в “Ковчеге” указал мне и на тьму в моей собственной душе».
 <…>
«Так страдание вызывает к жизни не только сострадание, но и открывает тёмные стороны личности, для того чтобы дать шанс побороть их. И только постепенно, через долгое со­пребывание друг с другом лечатся раны, появляются улыбки, приходит радость. Для любого человека важно быть счастливым. А если ты хочешь быть счастливым — тебе нужно сделать счастливыми других. Если ты пытаешься быть счастливым, не передавая своего счастья другим, ты закрываешь­ся, превращаешься в одинокий остров. Но по-настоящему ты счастлив, когда у тебя появляются друзья, когда ты передаёшь счастье другим людям».
<…>
«Без сомнения, начиная “Ковчег”, я хотел создать христианскую общину. Слабые люди учат нас понимать любовь. И я бы сказал, что Евангелие укреп­ляет нашу человечность. Пото­му что Евангелие учит быть человеком: быть сострадательным, по­нимать. Суть евангельской ве­сти: любите друг друга, как Я возлюбил вас. И я открыл, что Церковь и Евангелие дают мне силу, чтобы любить. Евангелие — это откровение о ценности умственно от­сталого человека.
Многие не верят в то, что умственно отсталые люди — полноценные. Я открыл, что у этих людей не развивается та часть мозга, которая отвечает за интеллект, разум, язык, но у них, как правило, развивается так называемый эмоциональный мозг, аффективный мозг, и многие из них очень чувствительны. И они люди, потому что, во-первых, они способны вступать во взаимоотно­шения, во-вторых, потому, что они страдают, когда их отвергают, презирают, не желают».
<…>

Жан ВАНЬЕ.


(Цитаты взяты с Сайта:

 http://www.pravmir.ru/kovcheg-kotoryj-postroil-zhan/

– «ПРАВОСЛАВИЕ И МИР» – ежедневное ИнтернетСМИ, из статьи «КОВЧЕГ, КОТОРЫЙ ПО­СТРОИЛ ЖАН» /Журнал «Нескучный сад», 9 июня, 2010, автор статьи нигде не указан |я не нашёл, по крайней мере, поэтому — извиняюсь|/).



Помощь на первых порах была самой простой, можно сказать, примитивной, и зи­ждилась на том, что у меня был автомобиль, и я много и ежедневно передвигался на нём по городу (по всяким-разным 'своим' делам, естественно): привозил в Интернат те вещи, которые были уже не нужны в связи с покупкой новых. Теперь я пони­маю, что это ‘доброе дело’ в первую очередь для тех, кто от этих вещей избавлялся за ненадобностью. (Такое современ­ное словечко, как «самовывоз», ко­торым пищрят нынешние объявления о нерабочих, старых форте­пиано, мебели, книгах, детских ве­щах и игрушках, о многом другом – можно было бы применить и ко мне, как к олицетворению этого самого «самовывоза». Надо сказать, что наличие автомобиля – это великая возможность! для осу­ществления громадного количества дел, и я эту возможность использо­вал практически без всякого обременения для себя. Именно эту форму помощи – поначалу ненужны­ми вещами, которые жалко выкидывать, а потом и новыми, необходимыми, теми, купить которые просил Директор Интерна­та МЕНЬШОВ Вадим Анатольевич, – и осуществлял и как грузчик и пере­возчик к неизменной радо­сти одних и других: прежних и новых владельцев-обладателей разного-всякого этого нехитрого скар­ба-имущества. Машина – я понял – это отдельное СЛУЖЕНИЕ ЛЮДЯМ! И всякий, имеющий воз­можность ею пользоваться и управлять, может оказать целую палитру услуг! В те годы – мне да­валось это легко!)
Надо сказать, что изначальный позыв моих действий был тоже очень прост – Юлия, имеющая открытый и добро­сердечный нрав, одарённая щедро не заносчивостью искренней реальной внутренней и внешней красоты (а ''КРАСОТА — ЭТО СТРАШНАЯ СИЛА'' |из песни Бориса Борисо­вича ГРЕБЕНЩИКОВА, «БГ»|, — аргумент СИЛЬНЕЙШИЙ! что сказать? для художника |я когда-то им был|), чуткая и опытная, как уже взрослая и пожившая, неординарная женщина, обладающая острым и оригинальным, добрым умом, тактом, прямотою, а не вульгарной и нарочитой, зачастую навязываемой собеседнику «искренностью», природным и взрощенным и воспитанным в себе художественным вкусом и дерзновенной энергией и потребнос­тью помогать детям, — сразу меня расположила к себе, и отношения наши стали дружескими, глубо­кими, честными, церковными, мы действительно нашли друг во друге Христа! Я хотел помогать ЕЙ, как изначально в Российской детской республиканской клинической больнице мой позыв был: СЛЕ­ДОВАТЬ за отцом Георгием, помогать ему! помогать ДЕТЯМ потом... Хотя, понимаю, это и не пра­вильно, может быть, даже не по-христиански, но ведь мы увлекаемы ЧЕЛОВЕКОМ (прежде всего! не так? а ЧЕРЕЗ человека — Христос...), за ЧЕЛОВЕКОМ идём! — увлечённость и влечение — как 'бензин' наших чувств! а следом — и поступков. Идя за другими, кому доверяем, а значит, и ЛЮБИМ, ИЩЕМ! ИЩЕМ! ИЩЕМ! себя, и спасение, СПАСЕНИЕ... Спасение — и от себя и своего, в том чис­ле. Собственная ДУША — как эпицентр! хотя, вспоминаю отца Георгия, незабвенного, который по­чти криком звал: забыть! забыть! себя и своё! своё и себя! — и так можно освободиться от вечно преследующего нас «ЭГО». ''Борись с грехом, не оставляя для него СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ в своей жизни, ЗАНИМАЯ её добрыми делами милосердия и служением людям'', — вспоминаю я дорогого нам всем нашего почившего ТАК безобразно и безмерно РАНО нашего Наставника батюшку отца Георгия (ЧИСТЯКОВА), по нескольку раз за Службу наставлявшего нас — и лично и с амвона, дававшего этот бессменный и бессмертный РЕЦЕПТ практического 'вырастания' (его словечко!) ИЗ СОБСТВЕННО­ГО греха. Поэтому, всё, что делалось и сделалось, – было легко! почти воздушно! безо всякого напря­жения! скоро! не обременительно! Такие отношения у нас хранятся и поныне. Собственно, они и яв­ляются ГЛАВНЫМ ИТОГОМ того служения, тех дел, которые были совершены. Ибо “НАШИ ОТ­НОШЕНИЯ – это то, что мы возьмём с собою в жизнь вечную” (священник Владимир ЛАПШИН, – как я запомнил это из одной из тогдашних проповедей на Литургии в Храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине). Дальняя ДОРОГА — в жизнь после жизни — не состоится без тех отно­шений, что мы выстроим тут, выстрадав поистине их с людьми живыми, полными светлого и тёмного. Я запомнил это; и всегда берегу и вспоминаю то доброе и тех добрых людей, которых лю­блю, и которые так бесконечно щедро вложились в меня. И конечно: священников наших храмов... на­ших наставников... друзей духовных... родственников ДУХА! Любви! Христа! А это было такое вели­кое, благодатное! поистине! время  для нас для всех, когда **НАШИ**: «БИОЛОГ, ГЕОЛОГ И ФИ­ЛОЛОГ» (как безусловно любовно называли их наши прихожане тех далёких уже теперь, незабвен­ных и славных лет) служили вместе (отец Александр БОРИСОВ, отец Владимир ЛАПШИН, отец Георгий ЧИСТЯКОВ), а к ним иногда подсоединялись, СО+СЛУЖИЛИ: отец Игнатий, отец Амвро­сий, отец Иоанн, другие талантливые... Когда такое **ЯРКОЕ СОЗВЕЗДИЕ** в Храме! – НОЧЬ НЕ ТЕМНА боле...

“Только помогать”, – запомнилась мне фраза священника Владимира ЛАПШИНА на первой нашей встрече (так и Группа была названа: «ВСТРЕЧА»): нас с детьми, детей с нами, нас друг с другом, всех – со Христом. Вот так, совершенно незаметно ЭТА ФРАЗА и стала ОПРЕДЕЛЯЮ­ЩЕЙ для НАПРАВЛЕНИЯ жизни и работы. Этот сформулированный отцом Владимиром ПРИН­ЦИП “ТОЛЬКО ПОМОГАТЬ”, ничего не нарушая, не разрушая, – оказался универсальным не только для нашей Группы, но и вообще ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ для меня ВО ВСЕХ ИНЫХ взаимоотношениях ТЕХ ЛЕТ, во всех сферах деятельности, которыми я занимался.
(Сейчас я живу СОВЕРШЕННО ИНАЧЕ, – и это уже СОВЕРШЕННО ИНОЙ опыт жизни! – и я пишу о нём также много...)
(ВСТРЕЧА — как явление кажется СМЫСЛОМ жизни: встретил ЧЕЛОВЕКА — со­стоялось твоё ПреБывание на Земле — ты встретил Бога — в его лице, человеческом — ЛИК Его, Божиий! Подобие!.. Образ и ПраОбраз!.. Так, наверное, во всех ЛИКАХ святых наших — на иконах наших — ХРИСТОС! СИЯЕТ! И ОБЩЕНИЕ — такое ЦЕРКОВНОЕ слово, украшающее собою и продолжающее собою ВСТРЕЧУ!)



С потрясающим воззванием по силе и простоте слов и мысли, по краткости и вдохно­венности обратился наш Настоятель священник Александр БОРИСОВ к нам, прихожанам Храма свя­тых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине в 'объявлении', вывешенном в Храме, с призывом присоединиться к работе Группы помощи Интернату (так как 'руки' — новые и новые — нужны были ВСЕГДА! ВСЕГДА! ВСЕГДА!):

“Можно возмущаться и жаловаться, – это легко, но бесполезно. Попробуем по­мочь, – это очень трудно, но может принести добрый плод ”.


   
В концу 1994-го собралась группа, осуществлявшая уже регулярную и постоянную по­мощь Школе-интернату. Руково­дить Группой Настоятелем Храма святых бессребреников Космы и Да­миана в Шубине отцом Алек­сандром БОРИСОВЫМ был благословлён священник Храма Владимир ЛАПШИН. К тому времени Группа уже нуждалась в организации, оформлении и выработке сформу­лированных и записанных, КАК ДОКУМЕНТ, принципов, которые лягут в основу будущей работы. Документ, лёгший в основу наших отношений и действий, был сформулирован, а поз­же записан, на общем собрании волонтёров и назывался «ПАМЯТКОЙ», выданной позднее каждому, как (действи­тельно) НАПОМИНАНИЕ! – но не жёсткая ДЕКЛАРАЦИЯ – и был надиктован, про­писан, как сей­час мне уже кажется, не самым лучшим образом. Перед состоявшимся позднее общем собрании мы обсуждали эти принципы устно: как кто это себе видит и представляет. Что-то укладывалось В НАС (иногда — интуитивно, иногда — эмпирически) уже в 'процессе': собственно – ЖИЗНЬ ХРИСТИАНИНА – это СТАНОВЛЕ­НИЕ, почва, на которой должны всходить ростки ВЕРЫ! ДОБРА! Литургическая, молитвенная, об­щинная жизнь, проповеди в храмах, общение с нашими духовными руководителями, священниками: Александром БОРИСОВЫМ, Георгием ЧИСТЯКОВЫМ, Владимиром ЛАПШИНЫМ, – вот тот фунда­мент, на котором стояла дея­тельность группы «ВСТРЕЧА». Принципы, легшие в ОСНОВУ, каковыми мне они запомнились по на­шим беседам и дружеским переговорам, предварившим письменную «ПАМЯТКУ» – таковы:


1. члены группы относятся взвешенно и ответственно к взятым на себя обязатель­ствам, строго выполняя то, за что взялись;
2. никто из членов Группы не стремится нарушать сложившуюся форму всех взаи­моотношений в Интернате, не только не входя в конфликты, но и не привнося своих предложений по лучшему, как кажется, устройству внутренней и иной жизни Ин­терната;
3. работать в Группе может всякий, независимо от убеждений и вероисповедания, за кого ручается тот, кто его приглашает, и кто знаком и согласен с принципами работы Группы;
4. Группа не занимается проповеднической деятельность, а реальной необходимой помощью детям-сиротам, Интернату, в которой дети и Интернат нуждаются;
5. по всем сложным и спорным вопросам члены Группы обращаются за советами к Координатору и Руководителю Группы;
6. Группа регулярно собирается, обсуждая сделанное, подводя итоги, решая теку­щие проблемы;
7. новый член Группы при приёме должен получить благословения Руководителя Группы, священника;
8. Группа не декларирует, рассказывая о вере, а являет её делами любви.



Несмотря на несовершенство того документа, который мы совместно выработали (он был записан, распечатан и выдан, как документ ‘для внутреннего пользования’ уже позже, когда отец Владимир ЛАПШИН стал Настоятелем Храма во имя Успения Пресвятой Богородицы на Успен­ском Вражке, в 1995-ом году), я приведу его полностью, как частное личное, сохранённое мною сви­детельство:



ПАМЯТКА для Артёма КИРАКОСОВА
ГРУППА ПОМОЩИ ДЕТЯМ-СИРОТАМ «ВСТРЕЧА»


Мы выполняем одно дело, поэтому следует помнить о следующих формах отноше­ний внутри Группы и с Администрацией Интерната:


При разрешении серьёзных проблем действовать в контакте с Руководством Группы.

При приёме нового члена Группы надо поставить в известность Координатора Группы и получить благословение отца Владимира.

В своих действиях избегать конфликтов со сложившимися формами жизни интерната, его традициями, правилами и инструкциями, не разрушать, а ПРЕОБРАЖАТЬ.

Сироты нуждаются в постоянном и стабильном общении, поэтому каждый член груп­пы должен оказывать им ПОСИЛЬНУЮ помощь, тщательно взвешивая свои возмож­ности.

Группе желательно регулярно собираться для взаимной поддержки и решения проблем текущей и будущей работы.

Каждый член Группы отвечает за свою деятельность перед Руководителями Группы, а они, в свою очередь, – перед Администрацией Интерната.


В Группу «ВСТРЕЧА» входят все, желающие помочь детям-сиротам, согласные со всеми пунктами этой «ПАМЯТКИ» и признающие Руководство Группы.


Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке
Руководитель: Настоятель Храма священник Владимир ЛАПШИН
Координатор: Юлия БАРАНОВА



На первых временах, действительно, нужна была ПОМОЩЬ МАТЕРИАЛЬНАЯ, но вскорости обнаружилось, что ДЕНЬГИ ЕСТЬ! и, в принципе, Интернат стал успешно расти, обустраи­ваться, благоустраиваться. Этим – он обязан, безусловно, одарённости, деятельности и  призванности на это уникальное, сложное и чрезвычайно ответственное место своему бессменному ^лидеру^ –  Директору МЕНЬШОВУ Вадиму Анатольевичу. Принципиальная наша позиция была – работать ИС­КЛЮЧИТЕЛЬНО согласованно со всеми службами, установками, традициями, требованиями и по­требностями Интерната. Вадим Анатольевич очень скоро сформулировал то, что нужно детям: обще­ние со взрослыми, любящими их людьми. К тому времени уже существовала развёрнутая помощь Ин­тернату: совместная молитва, воскресная школа, кружки, собирались деньги, на которые закупалось и доставлялось в Интернат то, в чём была необходимость и потребность.

Здесь я хотел бы вспомнить мысли-установки, которые мне дал отец Георгий ЧИСТЯ­КОВ, тоже рвавшийся там поработать, но из-за загруженности, в связи многочисленными его обязан­ностями этого не случилось: “БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ и МИЛОСЕРДИЕ не должны быть ВЫ­ДЕЛЕНЫ из контекста нашей общей, обыденной ЖИЗНИ! они должны стать НЕОБХОДИМОЙ РЕ­АЛЬНОСТЬЮ повседневной жизни ХРИСТИАНИНА, а те, кто является ОБЪЕКТОМ нашего внима­ния, не должны себя ОЩУЩАТЬ таковыми, они должны ОЩУЩАТЬ  р а в н о с т ь  ОБЩЕ­НИЯ! то есть, быть для нас с вами – ДРУЗЬЯМИ! ‘Друзьями’ называл Апостолов Христос”. Надо сказать, что и сам отец Георгий, разрывающийся НА ЧАСТИ – для нас! за нас! из-за нас! – называл, считал, и подтверждал это своим отношением к нам – мы были ему его “ДУХОВНЫЕ ДРУЗЬЯ”. Друг – сло­во святое. Такую же установку давала и Координатор – Юля БАРАНОВА. Отношения  – ИСКРЕН­НОСТИ и ДРУЖБЫ – были (и сохраняются ДО СИХ ПОР, что ВИДИТСЯ мне ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВАЖНЫМ) основой ОБЩЕНИЯ: и внутри Группы, и с детьми, и с воспитателями, и с Администра­цией Интерната, и с священниками, которых мы никогда не делили 'по приходам' и 'духоводчеству', а любили и слушали. Итог? – пятнадцать лет – беспрерывной работы ПОМОЩИ ДЕТЯМ – БЕЗ ЕДИ­НОГО КОНФЛИКТА. Ненавязчивое и очень тактичное РУКОВОДСТВО наших священников, полностью доверявших нам, – такая ШКОЛА! ДОВЕРИЯ и ЛЮБВИ! что САМО по СЕБЕ — Дарование Небесное нам и для нас...

Работа с детьми – вовсе перестала быть мне 'РАБОТОЙ', обязанностью, долгом! А превратилась в много даю­щее и плодотворное (в первую очередь, для меня) ОБЩЕНИЕ! Общение – вообще, СЛОВО СВЯТОЕ, а в Церкви – особо! Смысл ЖИЗНИ – в общении (обмене ЛЮБОВЬЮ) с Богом! братьями! сёстрами! МИРОМ!



«ВСЕ  ДЕТИ ЗЕМЛИ – НАШИ ДЕТИ» буклет (сложенный пополам лист А3) на двух языках (русский и английский) – единственное ‘ВНЕШНЕЕ’, публичное свидетельство работы Группы — совершенно необходимое на тот момент истории Группы, так как предназначалось оно – для сбора ПОЖЕРТВОВАНИЙ детям-сиротам. Но одновременно существовала и была полностью выдержана  договорённость, что всё то, что ВНУТРИ ИНТЕРНАТА, остаётся и останется навсегда ТАМ ЖЕ, никакая информация, которая была нам доверена, не нанесёт вреда... Именно это УСЛОВИЕ, выполненное ПОЛНОСТЬЮ всеми члена­ми Группы, позволило вести работу напрямую с детьми БЕЗ СПЕЦИАЛЬНО ЧИНИМЫХ ЗАМЕТ­НЫХ ПРЕПЯТ­СТВИЙ с стороны кого-либо. Я ПРИВЕДУ текст буклета «ВСЕ  ДЕТИ ЗЕМЛИ – НАШИ ДЕТИ» ПОЛНОСТЬЮ; он был издан очень малым тиражом и распространён среди тех, кто мог бы быть вовлечённым в будущую работу или оказать помощь:



«ВСЕ  ДЕТИ ЗЕМЛИ – НАШИ ДЕТИ»


Дорогие братья и сёстры!

Сейчас в России в одном из самых трагических положений находятся дети-сиро­ты и дети, лишённые родительского попечения.
Хотя в нашей стране и существует целая сеть государственных учреждений для обездоленных детей, к сожалению, они не в состоянии решить все возникающие проблемы.
Находясь на гособеспечении, дети сыты и одеты, но им катастрофически не хва­тает тепла, общения со взрослыми, любящими их людьми. Дети-сироты также лишены тех обычных контактов с внешним миром, который есть у их ‘домашних’ сверстников, а их духов­ные и творческие запросы остаются без ответов и не имеют выхода.
Так называемых ‘трудных детей’ часто отправляют в психиатрические больни­цы без достаточных к тому медицинских показаний, что по свидетельству воспитателей отрица­тельно сказывается на состоянии ребёнка.
Всё это приводит к трагическим последствиям, так как после окончания школ-интернатов многие сироты оказываются не готовыми вести нормальную жизнь и уходят в пре­ступный мир или проводят остаток жизни в психиатрических больницах или домах для инва­лидов.

К этим проблемам и было привлечено внимание прихожан Храма святых бессре­бреников Космы и Дамиана в Шубине Настоятелем Храма священником Александром БО­РИСОВЫМ, который выступил с призывом организовать Группу помощи хотя бы одной Шко­ле-интернату для детей-сирот города Москвы.

Таким образом в 1995-ом году была образована наша Группа добровольцев «ВСТРЕЧА» для оказания помощи воспитанникам Вспомогательной школы-интерната № 8 для детей-сирот и детей, лишённых родительского попечения, которые все фактически имеют лёг­кую форму умственной отсталости.

Руководство Группой взял на себя Настоятель Храма Успения Пресвятой Богоро­дицы на Успенском Вражке священник Владимир ЛАПШИН. Координацию осуществляет Юлия БАРАНОВА. В настоящее (Буклет был издан в 1998-ом году) время наша Группа насчиты­вает 18 человек из обоих приходов (Храм святых бессребреников Космы и Дамиана в Шу­бине: Москва, Столешников переулок, дом 2; Храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке: Москва, Газетный переулок, дом 15) и опекает 100 сирот в возрасте от 7 до 15 лет.

Цель Группы «ВСТРЕЧА» – попытаться скрасить жизнь детей-сирот, живущих в Интернате, приобщить их к Духовным Ценностям и помочь им подготовиться к нормальной жизни за его стенами.
Для осуществления этой цели добровольцы регулярно посещают детей в Интер­нате, проводят с ними праздники, навещают их в психиатрических больницах, берут детей на БогоСлужения, выставки, прогулки, для домашнего общения. Для развития творческих способ­ностей (а многие дети очень способные) и улучшения их психического состояния с детьми про­водятся занятия по живописи, рисунку, композиции, прикладному искусству, рукоделию, хорео­графии, многому другому.

Двадцать пять детей регулярно посещают Воскресную школу Прихода.
По просьбе воспитателей отец Владимир проводит в Интернате беседы о духов­ных проблемах.
Детям показывают видеокасеты с лучшими отечественными мультфильмами. Планируется организация занятий с детьми по обучению производственным навыкам для их будущей социальной адаптации после Интерната.
Мы обнаружили, что многие проблемы сирот становятся разрешёнными при объединении усилий работников Интерната и Группы добровольцев «ВСТРЕЧА». Но решение этих материальных проблем требует значительных материальных затрат, которые Админи­страция Интерната не в состоянии покрыть, так как не имеет возможности тратить деньги сверх планового финансирования.


Поэтому, только благодаря вашим пожертвованиям, мы можем радовать детей книгами, мультфильмами, играми, подарками, а также приобретать материалы для проведе­ния с ними занятий художественным и техническим творчеством.
Мы призываем всех, кому не безразлична судьба наших обездоленных детей, помочь обеспечить финансовую поддержку для этих проектов.   



 
Опыт работы Группы В ЦЕЛОМ ещё подлежит изучению и осмыслению, что, наде­юсь, будет сделано, но важно ТО, что это была одна из первых групп такого рода, деятельность кото­рой была чрезвычайно разнообразна, успешна, эффективна, плодотворна, в связи с чем мне представ­ляется ОСОБЕННО важным обратить внимание на некоторые моменты КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ЗА­ДУМКИ организации Группы, её структуры, и то, насколько успешно, эффективно, плодотворно ЭТА МОДЕЛЬ была ВОПЛОЩЕНА и оказалась ДЕЕСПОСОБНОЙ.
Побочно, как бы в процессе работы и наблюдения за её результатами, возникли и сле­дующие темы для осмысления:
 
 – насколько деятельность Группы можно назвать христианской;
 – что отличает Группу «ВСТРЕЧА» от других, подобных ей;
 – какой тип руководства можно считать оптимальным, приемлемым, подходящим?

Поскольку бесперебойный, пятнадцатилетний опыт работы группы «ВСТРЕЧА» ока­зался не только продуктивным и результативным, но ещё и – хорошо работающей МОДЕЛЬЮ орга­низации подобных групп, удачно сработанной  с х е м о й  взаимоотношений внутри коллектива груп­пы, а также общих и подчинённых этой схеме индивидуальных взаимоотношений с так называемыми ''контактёрами'', то есть со всеми, с кем члены-участники группы помощи детям-сиротам и детям, лишённым родительского попечения, «ВСТРЕЧА» приходилось контактировать, общаться: админи­страциями интернатов, чиновниками, воспитателями, сотрудниками, детьми, – представляется важ­ным и ценным рассказать о заложенных в самом начале организации нашей группы «ВСТРЕЧА» об­щих принципах ОБЪЕДИНЕНИЯ и договорённостях, которые мы совместно выработали, и тому, к чему мы пришли в неформальных беседах между собою. На протяжении всех прошедших лет эта ор­ганизационная схема и модель поведения не давала сбоев, напротив, сложности начинались там, где от неё отходили волонтёры нашей Группы, проявляя принципиальность, – но личную, – достойную уважения, безусловно. Успешная практика Группы по выработанным принципам действия и взаимо­отношений внутри Группы с внешним миром достойна того, чтобы быть изученной и трансплантиро­ванной, применённой и далее в работе подобных нашей группах.

Огромное влияние на формирование моего взгляда в отношении к участию в 'делах ми­лосердия', как принято говорить, сыграло общение с нашим духовным наставником, **ДУХОВ­НЫМ ДРУГОМ**, как он сам себя 'позиционировал' и называл по отношению к нам, его духовным детям,  священником Георгием ЧИСТЯКОВЫМ, клириком Храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине, Настоятелем Больничного Храма во Имя Успения Пресвятой Богородицы в Дет­ской респуб­ликанской клинической больнице, членом группы помощи больным детям и их родите­лям, которой руководил отец Георгий, я тоже являлся многие годы. Как всякий человек, верующий че­ловек, чело­век, работавший в таких православных группах помощи, и я не избежал полосы личных поражений, разочарований, духовных и человеческих потерь и кризисов (порой глу­боких, затяжных, 'системных' — как сейчас говорят, драматичных...). Не избегать этого, а проходить ДОСТОЙНО... И тут — настав­ники наши ДУХА — опорою... ХРИСТА-БОГА.
Видимо — рвался! вон! — ИЗ (всех!!!!) этих групп. Вопреки ВСЕМУ! Ведь многое — в нас, в других, в Церкви, в Боге — не поддаётся НИЧЕМУ, нашему: ни объяснению, ни осмыслению, ни ана­лизу: ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ меняет РАЦИОНАЛЬНОЕ так же легко и естественно, как НОЧЬ меняет ДЕНЬ. Мистика и случай — Язык Его! Божественный. Христианство — честный поиск ДОРОГИ: ТВОЕЙ, 'своей', которая ложится только ПОД ТЕБЯ. Она — твоя! Только! Твоя! Тебе ИДТИ её! самому! — зачастую, никто не может помочь, НИКТО. Это — как невеста. Дорогу осилит идущий! Но никто не пройдёт её вместо тебя. Тебе падать и расшибаться на ней самому! Дорога... На пути — Христос всегда ря­дом. С тобою. Даже, когда тебе не кажется так. «Христос среди нас!» И это место, когда звучат эти слова, и люди приветствуют друг друга объятиями, поцелуями и рукопожатиями, ВСЕГДА! ВСЕГДА! — водораздел для меня в Литургии! И Она по-другому уже совершенно СЛЫШИТСЯ, свершается и течёт после этих слов и объятий и приветствий и поцелуев любови.
“Не говорить, а являть, – другая ключевая фраза, которая сильно 'укоренилась' (та­кое **Георгиево** СЛОВО!) во мне, как верный принцип того, как должен вести себя член подобной группы – из моего личного разговора со священником Георгием ЧИСТЯКОВЫМ, которой он подыто­жил то, что я ему пересказывал об Общине «ТЭЗЕ», куда я был устремлён и куда попал летом 1995-го, в поисках ответов, наверное, в пору очередного духовного кризиса, – Мы говорим, они – являют!” 
Дороги поисков приводят меня к Брату РОЖЕ в экуменический монастырь ТЭЗЕ. Поз­же – к его книге «НЕТ БОЛЬШЕЙ ЛЮБВИ. У источников Тэзе»:


<…>
“Прощать снова и снова – в этом и есть наивысшая точка любви”.
<…>
“Христос есть сопричастность”.
<…>
 “…Церковь излучает тайну материнства и прощения”.
<…>
 “Прекрасное призвание экуменизма – есть и будет – примиряться без промедления”.
<…>
“Примирение – это весна сердца”.
<…>
“Вместо краткой вспышки энтузиазма решится ли твоё сердце быть верным до кон­ца?”
<…>
“Господь зовёт тебя по имени. Огонь Его спалит в тебе корни горечи. И что бы ни произошло, Он не отвратится от тебя”.
<…>
“Тогда откроются тебе двери кротости и духа детства, изумления любви”.
<…>
“Если исчезает дух праздника…”
<…>
“Если мы потеряем детскую веру в Евхаристию и слово Божие…”
<…>
“Для того, чтобы начать, не нужно опыта целой жизни”.
<…>
“Им дано всё, чтобы создать новую эру доверия и примирения.
Они жаждут, чтобы излечились раны, и встают среди людей, как знамение того, что ожидается.
Их легко узнать. Они выросли во время непонятных испытаний. Они продолжают действовать, несмотря ни на какие трудности.
Посвящая свою жизнь, они уже свидетельствуют о том, что человеческое существо не было создано для отчаяния”.
<…>
“…никогда не отчаиваясь, ибо всегда чувствуешь себя прощённым”.
<…>
“Даже если в тебе останется только одно слово, но этого слова достаточно, чтобы открыть тебе новый путь”.
<…>
“Ты есть Тот, кто днём и ночью молится во мне.”
<…>
“Ты есть Тот, кто каждое утро надевает на палец мне, как блудному сыну, празднич­ный перстень”.
<…>
“…ты подходишь к самым вратам пасхальной радости, в которую уходит корнями человеческая солидарность”.
<…>
“Мир твоего сердца украшает жизнь тех, кто тебя окружают”.
<…>
“…и ночь светла, как день”.
<…>
“Ты призван к свободе”.
<…>
“Не бойся страдать”.
<…>
“Простота без огненного милосердия – это как тень без света”.
<…>
“Вот на пути твоём возникает луч света: когда живые силы зрелости встречаются с духом детства, тогда душа твоя приближается к светлой радости”.
“Если бы ты потерял милосердие, сострадание, то всё бы потерял”.
<…>
“Любая дружба предполагает внутреннюю борьбу. И иногда крест освящает необъ­ятную глубину любви”.
<…>
“Любовь, которая больше всякой любви, Христос, горит в тебе”.
<…>
“Не бойся ничего. Доверие близко, а с ним и счастье”.
<…>



У истоков этого нашего движения социального служения, как у истоков нашей духов­ности, церковности стоял отец Александр МЕНЬ, продолжающий дело, начатое Оптинскими старца­ми, приведение в Церковь людей, занимающихся творчеством: в нашем Храме раздавали различные памятки, где были самые важные вещи для христианина, на одной из таких — «Молитва последних Оп­тинских Старцев», которую так любил отец Александр; и я открыл для себя чрезвычайно важные вещи:

“Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт мне на­ступающий день.
Дай мне всецело предаться воле Твоей святой.
На всякий час сего дня во всём наставь и поддержи меня.
Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твёрдым убеждением, – что на всё святая воля Твоя.
Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами.
Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобою.
Научи меня прямо и разумно действовать с каждым человеком, с кем встречусь сего­дня, никого не смущая и не огорчая.
Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в тече­ние дня.
 Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.
Аминь.”



Всё, что мы ТВОРИМ, ДЕЛАЕМ, ИЩЕМ — в конце концов — Призыв, поиск: себя, Его, друга. Работа наша неразрывна была связана с нашей жизнью, в сердцевине которой всегда нахо­дился поиск Духа! – через тех людей, которых мы считали святыми, их послания, книги, их биографии, письма, молитвы. Одна из таких свя­тых — Мать ТЕРЕЗА Калькутская:


***

“Мы нуждаемся в том, чтобы любить, не иссякая. Как горит светильник? Благодаря постоянному потреблению крохотных капелек масла. Что же это такое эти капельки масла в на­ших собственных светильниках? Самые незначительные вещи повседневной жизни: верность, добро­желательное слово, мысль о других людях, наша манера молчать, смотреть, говорить, действо­вать. Не ищи Иисуса далеко от себя. Он не где-то вне, Он в тебе. Храни светильник зажжённым, и ты узнаешь Его”.


***

Соделай нас, Господи, достойными служить нашим братьям, которые в этом огром­ном мире живут и умирают в нищете и голоде.
Дай им на сей день, через наши руки, хлеб их насущный и через нашу сострадательную любовь – мир и радость.
Соделай меня, Господи, живым знаком Твоего мира, дабы я смог принести туда, где ненависть, – любовь; туда, где зло, – милосердие; туда, где раздор, – согласие; туда, где заблужде­ние, – истину; туда, где сомнение, – веру; туда, где отчаяние, – надежду; туда, где мрак, – свет; туда, где скорбь, – радость.
Господи, дай мне силы утешать, а не искать утешения; понимать, а не искать пони­мания; любить, а не искать любви; ибо, забывая о себе, – находим себя; прощая, – обретаем проще­ние; и умирая, – пробуждаемся в жизни вечной. 


***

Любовь

Любовь идёт, и край её платья
Волочится по грязи,
Отирая нечистоты
С дорог и улиц.

И это потому, что она так может.
И это потому, что она так должна.
 
 
Молитвы и стихи Матери ТЕРЕЗЫ можно было встретить, написанными на листочках, в комнатах различных служб нашего Храма, наряду с другими. (Цитаты взяты из книги МАТЬ ТЕ­РЕЗА «Нет больше той любви…», Издательство св. Петра, Санкт-Петербург, 2001, в переводах Юлия Куркина.)
      


Дети были включены в самый широкий КРУГ моей жизни: были в гостях у меня в се­мье, в семьях моих ближайших родственников, друзей, коллег, мы ходили на выставки, концерты, те­атральные представления, модные мюзиклы, кафе, в конце концов, просто гуляли! смеялись! обща­лись… Действительно, нет большей радости, чем ОБЩЕНИЕ. И узнавание РОДСТВЕННОСТИ ДУШИ! Надо сказать, что от этих детей ИСХОДИТ исключительная БЛАГОДАТЬ! – они ИСКРЕННЕ ДОБРЫ. В них именно! Господь! Являет Себя! НАМ. Скажу искренне: именно на фоне такой вот мнимой ущербности и заметна вся фальшь и наша и НАШЕГО МИРА, отпечаток которой я ощущаю, чувствую, ношу в себе и на себе, фальшь, носителем которой являюсь и я! я! Дети – стали мне УЧИ­ТЕЛЯМИ – непосредственности, веры, ДОБРА! – хорошими! учителями! О, если бы 'ученик' был НА УРОВНЕ...
Для всех нас, моих друзей, которые участвовали в работе, а по сути, в дружеском об­щении, дети стали – объектом НЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, а привязанности, заботы, замешанной не только на искреннем взаимном интересе, но на глубинной симпатии, ЛЮБВИ! Никто никого ни о чём не спрашивал: Хри­стос Был СРЕДИ НАС! Хочу искренне поблагодарить ВСЕХ СВОИХ ДРУЗЕЙ и РОДСТВЕННИ­КОВ! и сказать искреннее-искреннее СПАСИБО! – без них, без вас – не было бы НИЧЕГО… :

обоих моих ДРАГОЦЕННЫХ родителей (Царство Небесное ИМ!),
моих замечательных всех многочисленных родных и неродных (формально) бабушек (Царство Небесное ИМ! ВСЕМ!),
БЕСКОНЕЧНО ЛЮБИМУЮ МНОЮ СУПРУГУ ЛЕНУ!
всех её друзей, родственников,
многочисленный весь КРУГ наших общих друзей семьи, всех наших общих родственни­ков, всех знакомых и их знакомых, а также совершенно незнакомых нам людей, принявших участие в нашем этом деле;
низкий! низкий! низкий! ПОКЛОН – бессменному Деду МОРОЗУ! он же – бессмерт­ный БАРМАЛЕЙ! – истинному ТАЛАНТУ! – известному ПРЕКРАСНОМУ ПОЭТУ Игорю ФЁДОРО­ВУ (из-за особой любви детей к Игорю его даже в июле ‘заказывали’ ДЕТИ, “Июльский Дед Мо­роз” –  так даже хотел назвать свой документальный фильм о поэте Игоре ФЁДОРОВЕ известный режисс­ёр-документалист, поэт Константин ГАДАЕВ);
всем артистам детского театра «АНТРЕПРИЗА» под управлением Павла ОСТРО­УХОВА, в котором помимо Игоря ФЁДОРОВА и Павла ОСТРОУХОВА выступали: Ольга ОСТРОУХОВА и Елена БОГДАНОВА, а также – дочери Павла и Ольги ОСТРОУХОВЫХ – юной актрисе мюзиклов Александре ОСТРОУХО­ВОЙ;
великолепному и очень доброму и по-настоящему ТАЛАНТЛИВОМУ и по-настоящему СМЕШНОМУ ДУЭТУ артистов-клоунов – Александру ЕФРЕМЦОВУ и Алёне АВЕРКИНОЙ;
всему коллективу ВЕЛИКОЛЕПНОГО! ВЕЛИКОЛЕПНОГО! Московского театра му­зыки и драмы под управлением Стаса НАМИНА;
моему другу, художнику, собирателю и галеристу Сергею МАЛЮТИНУ, а также его сыну-композитору Михаилу МАЛЮТИНУ-ЛАНГЕМАН;
коллективам театров, музеев, концертных и выставочных залов и  кафе, где нас так дружелюбно и искренне принимали.



Не бывает СВЕТА без ТЕНИ; и в нашей жизни были, бывают и будут ещё – многие и многие ещё БЕДЫ. Тяжело и очень серьёзно болела Юля, Юля и её мама. И это было  НАПРЯМУЮ связано с детьми, с Интернатом. Отец Владимир (ЛАПШИН) все эти годы поддерживал Юлю и её маму, работа в Группе не угасала, а ширилась только. Стиль Владимира ЛАПШИНА в нашей Группе мне особенно импонировал: он ни разу не вмешался, не диктовал, не давил, давал ПОЛНУЮ СВОБО­ДУ, ПОЛНОСТЬЮ доверяя! – вот это дало свой сверхчувствительный результат! Христианство! ХРИСТОС! – это СВОБОДА! Свобода. И доверие! Полное! До смерти самой! Безусловно!



Интернаты развивались, многое менялось. В 11-ом Интернате, куда ссылали детей за провинности и неповиновение, а по сути — попросту — неугодных — и вслед за которыми шли в 11-ый и мы, полностью  сменилось Руководство, он был преобразован из `детского` во `взрослый`. Де­тей разослали в другие Интернаты, сменились воспитатели. Директора 8-го Интерната Вадима Анато­льевича МЕНЬШОВА заинтересовала вводимая новая программа «ПАТРОНАТНЫЕ РОДИТЕЛИ». Наша миссия на том этапе была выполнена, так казалось по ощущениям, и так оказалось – по фактам ЖИЗНИ, кото­рая, как известно всем нам, верующим, в Божиих Руках. Всё в жизни заканчива­ется (как и жизнь сама — однажды закончится), так закончи­лась для меня и работа Группы: сменившая Юлю Ольга ПОЛЯКОВА сообщила мне об окончании ор­ганизованной работы нашей Группы в 2009-ом году. Для меня это было ещё и ОЧЕНЬ ЕСТЕСТВЕН­НО, так дети в двух интернатах, которые мы опекали,  выпустились ПО ВОЗРАСТУ, и две совершенно замечательные воспитательницы Вальмира Афанасьевна СОКОЛОВА (8-ой Интер­нат) и Раиса Дмит­риева КОЗЛОВСКАЯ (11-ый Интернат) вышли на пенсию. Как бы `НА ПЕНСИЮ` с ними вместе вышел и я, доведя их КЛАССЫ до выпуска. В 11-ом сменилось не только Руководство, но – стиль, условия, кадры, контингент. Работа была завершена – естественно и спокойно. Пришли новые люди, молодые, и в наши приходы: Храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине, Храма Успе­ния Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке. И началась НОВАЯ ЖИЗНЬ.

Через личную и молитвенную связь со своими наставниками и их духовными друзья­ми мы возрастали и укреплялись в вере. Отец Георгий, возвращаясь с Запада, рассказывал о встречах с Иоанном-Павлом II-ым, который с теплом относился к отцу Георгию, любовно называя его, по сло­вам Ирины Алексеевны ИЛОВАЙСКОЙ, “БРАТ ЕЖИ”, о митрополите Антонии СУРОЖСКОМ, кни­ги которого я перечитал ВСЕ. Как это было и со многими нашими священниками (отец Александр МЕНЬ, отец Георгий ЧИСТЯКОВ, отец Александр БОРИСОВ), книги Митрополита АНТОНИЯ были расшифровками его устных бесед. Многие рассказы из жизни Митрополита АНТОНИЯ меня глубоко затронули, они, кстати, часто повторялись в его различных текстах, что подтверждает устное их первоначальное происхождение. Приведу его рассказ (по своей памяти), как будучи врачом во время Второй мировой войны во Франции, Митрополит АНТОНИЙ шестнадцать дней оперировал большой палец пленного немца, отказавшись уступить настоятельным требованиям коллег ампутиро­вать его, пленный немец смог стать после войны отличным часовщиком, а в работе часовщика без большого пальца — никак... 4 августа 2003-его в день своего рождения отец Георгий сорвался в Лондон: в день его рождения почил Митрополит АНТО­НИЙ, у него был рак. 30 июля 2003-го года постановлением Священного Синода Русской Православ­ной Церкви Митрополит АНТОНИЙ освобождён от управления Сурожской епархией и уволен на по­кой. На `покое` Митрополит АНТОНИЙ прожил совсем недолго, 5 дней. “Даты рождения и смерти теперь НАВСЕГДА связывают этих двух замечательных людей: Митрополита АНТОНИЯ и отца Георгия ЧИСТЯКОВА”, – сказал нам отец Александр БОРИСОВ, объясняя отсутствие отца Георгия на Службе.
Жизнь – встреча! Человека с человеком. Человека с Богом. Кому пришла первому мысль назвать нашу Группу «ВСТРЕЧА»? Открываю книгу-сборник Митрополита Сурожского АНТОНИЯ «О ВСТРЕЧЕ»:


<…>
“Если вы отрешитесь от обычного чтения Евангелия и прочтёте его новыми глаза­ми, посмотрите, как оно построено, то вы увидите, что, кроме встреч, в Евангелии вообще ничего нет. Каждый рассказ – встреча”.
<…>
“И вот эта встреча, мне кажется, очень важна, потому что, конечно, встреча про­должается, продолжается встреча с Богом, продолжается встреча между людьми, продолжается встреча людей перед Богом и людей вне Бога. И всё это – евангельская тема”.
<…>

(Беседа в Москве в 1968-ом году. Напечатана в Журнале «Новый Мир» /1992, №2/. «О ВСТРЕЧЕ», страница 211 из Сборника ``Митрополита Сурожского АНТОНИЯ «О ВСТРЕЧЕ»``, Фонд `Христианская жизнь`, Клин, 1999.)


Митрополит АНТОНИЙ – врач. И помимо того богатства духовного опыта, которое нам открывается в беседах-текстах Митрополита АНТОНИЯ, мы ещё учимся у него, как надо ПОД­ХОДИТЬ К ЧЕЛОВЕКУ – врачебно. Каждый человек – нуждается в лечении – любовью! пониманием! внимани­ем! Лекции-книги Митрополита Антония – это рассказы, зачастую с повторяющимися сюже­тами в них.
Из книги ``Митрополита Сурожского АНТОНИЯ «ЖИЗНЬ. БОЛЕЗНЬ. СМЕРТЬ» ``(Из­дательство ``Зачатьевский монастырь``, Москва, 1997, глава «Ещё личные воспоминания», страница 77):


<…>
“Мой отец встретил меня и выразил беспокойство по поводу того, как прошёл лагерь. ``Я боялся, – сказал он, – что с тобой что-то случилось``. Я с лёгкостью юности спросил: ``Ты боялся, что я сломал ногу или свернул шею?`` И он ответил очень серьёзно, с присущей ему трезвою любо­вью: `` Нет, это не имело бы значения. Я боялся, что ты потерял цельность души.`` И затем доба­вил: ``Помни: жив ты или умер – не так важно. Одно действительно важно, должно быть важно и для тебя и для других: ради чего ты живёшь, и за что ты готов умереть``”.
<…>

<…>
“``…молчание, которое само – Присутствие``. И я услышал собственные слова: ``А го­ворят, что есть смерть… Какая ложь!``”
<…>


Из книги ``Митрополит Сурожского АНТОНИЯ «ЖИЗНЬ. БОЛЕЗНЬ. СМЕРТЬ» ``(Из­дательство ``Зачатьевский монастырь``, Москва, 1997, глава «Смерть отца», страница 79).



В частной беседе батюшка священник Георгий ЧИСТЯКОВ и Руководитель Службы  МИЛОСЕРДИЯ в Детской республиканской клинической больнице, которую успел основать почти перед самой своей гибелью отец Александр МЕНЬ в 1989-ом году, Лина Зиновьевна САЛТЫКОВА, и куда я влился в 1994-ом году по призыву ставшего первым Настоятелем основанного в бывшем акто­вом зале Детской республиканской клинической больницы Храма во имя Успения Пресвятой Богоро­дицы священника Георгия ЧИСТЯКОВА, говорили мне, что отец Александр МЕНЬ считал, что работа в подобных группах и службах милосердия и взятые при этом волонтёром обязательства должны быть чётко оговорены и ограничены ПО СРОКУ, воспоминание об этом разговоре тогда, когда уже не было и самого отца (горячо всеми нами любимого) Георгия с нами (1953 – 2007) смягчило боль того, что наша Группа завершила свою работу: всё-таки, ПЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ – это срок.
Мы пришли в Церковь – целым поколением – после гибели, убийства отца Александра, по свидетельству любви его учеников и рассказов о нём его друзей, родных и сподвижников; и это для нас – уже ЖИТИЁ… Многие из нас признавались, что если бы не было этой зловещей и одновремен­но такой жертвенной и светлой, абсолютно христианской смерти! – мы бы и продолжали  жить так, как жили. `Прорубить` нас можно было только ТАК! – ЛИЧНОЙ ЖЕРТВЕННОЙ ГИ­БЕЛЬЮ. Не в этом ли 'отгадка' и *ОТВЕТ* гибели за нас, ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, Христа, Бога? Ключи от Вечной Жизни – в смерти земной..? И Юля и я, и другие участники нашей Группы, как и многие, мно­гие люди нашего поколения, мы можем сказать о себе – нас привела в Церковь – гибель, смерть, злове­щее убийство, жертва – отца Александра МЕНЯ; и символично – что впервые мы сообщаем о наших делах Группы помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, «ВСТРЕЧА» (1994 – 2009) здесь, на месте его гибели, убийства, жизни и смерти. КРОВЬ НАШИХ МУЧЕНИ­КОВ – семя! христиан! Помню, на первом «Вечере Памяти», посвящённом отцу Александру МЕНЮ, состояв­шемся зимою 1990-го в Государственном литературном музее (Москва, улица Пет­ровка 25), завершая Вечер, на котором замечательно, проникновенно и до СЛЁЗ (неожиданно для меня) выступала и мой ву­зовский педагог, про­фессор ЗАВАДСКАЯ Евгения Владимировна, подытоживая сказанное, отец Александр БОРИСОВ сказал: “Об отце Александре МЕНЕ будут судить не по тому, что мы тут сейчас о нём скажем, но по нашим делам, что мы успеем совершить”. Поэтому – для нас ВАЖНО и СИМВОЛИЧНО здесь именно, на месте убиения, свидетельствовать.
И на Юлю и на меня сильней­шее впечатление произве­ла ЛЕКЦИЯ отца Александра МЕНЯ «О ПЕДАГОГИКЕ», слова Александра привели нас, и меня в частности, и к работе в Группе и, позже, в профессию ПЕДАГОГА: мы оба сей­час с Юлей преподаём в художественных ВУЗ-ах Москвы. Мы считаем, что с отцом Александром свя­зано всё то, что в нас, и с нами есть. Эта работа Группы – ЕГО работа, нам так кажется, мы считаем так. “Всё, что мы дела­ем, и мы сделаем, в конце концов, – для себя, и для себя, ДЛЯ СПАСЕНИЯ СВО­ЕЙ ДУШИ! – Евгения Владимировна ЗАВАДСКАЯ (лично, мне), – мы поедем с тобою к отцу Алек­сандру МЕНЮ – кре­ститься у него, я буду твоей крёстной матерью”. Мы не успели… Я уехал в Ка­рабах. Отец Алек­сандр произнёс «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ПРОПОВЕДЬ: Карабах или Вифлеем?» Отец Александр – убит! Встреча – годы спустя: уже ни отца Александра, ни Евгении Владимировны…
По словам и свидетельству Юлии, отец Александр МЕНЬ вёл её по жизни, и провёл и через эти испытания. О себе могу свидетельствовать то же: отец Александр МЕНЬ – меня встречает и провожает – каждый всякий день – его фото – мои иконы. Входишь в Храм Детской республиканской клинической больницы, входишь в наш Храм – отец Александр, фото… Его молитва – всегда во мне, учит и настраивает, спасает и держит, я креплюсь и сражаюсь ею, она для меня – из самых глубоких человеческих БогоОбщений, которые были дарованы людям, выхватывает и ведёт, это не просто мо­литва, это – для меня лично – стержень какой-то, на который н|а|н|и|з|ы|в|а|е|ш|ь|с|я и проживаешь (мо­жешь) (этот) день, от начала его – до конца его:


***

“Люблю Тебя, Господи,
Люблю более всего на свете,
Ибо Ты – истинная радость души моей.
Ради Тебя люблю ближнего, как самого себя…”


***

“Господи, благослови молитву мою.
Помоги мне всей душой и телом предстать без рассеяния пред Тобою.
Научи меня молиться Тебе.
Утверди меня в вере.
Даруй мне пламенную любовь к Тебе.
Освяти, Господи, все помышления мои, чувства и дела мои.
Научи меня в каждом событии распознавать волю Твою и дай мне силы исполнять её.
Замкни уста мои для слова злого и пустого и удержи руку мою от дурного дела.
Если случится беда, дай силы принять её с твёрдостью и превратить в жертву Тебе.
Источником добра сделай меня, Господи, для всех, с кем встречусь сегодня.
Прими молитву мою за тех, кто не знает Тебя, и избавь их от неверия.
Благодарю, Господи, за душу, за всё, что окружает меня: за близких и дальних, за небо и землю, и превыше всего – за животворящую любовь Твою.
Дай мне, Господь, весь день помнить и благодарить Тебя”.


***

“Господи, помилуй, Христос, помилуй!
Иисусе кроткий и смиренный сердцем, услышь и помилуй меня!
Отче Небесный, Боже, помилуй нас!
Сыне, Искупителю мира, помилуй нас!
Душе Святый Боже, помилуй нас!
От желания избежать обиды – избавь меня, Иисусе!
От желания утвердить своё мнение – избавь меня, Иисусе!
От желания, чтобы мои советы принимались – избавь меня, Иисусе!
От желания быть восхваляемым – избавь меня, Иисусе!
От желания быть уважаемым – избавь меня, Иисусе!
От желания быть первым – избавь меня, Иисусе!
От желания быть любимым – избавь меня, Иисусе!
От боязни быть забытым – избавь меня, Иисусе!
От боязни быть подозреваемым – избавь меня, Иисусе!
От боязни быть неизвестным – избавь меня, Иисусе!”
От боязни быть неправильно понятым – избавь меня, Иисусе!
От боязни быть отвергаемым – избавь меня, Иисусе!
От боязни быть оклеветанным – избавь меня, Иисусе!
От боязни быть униженным – избавь меня, Иисусе!
От боязни быть осмеянным – избавь меня, Иисусе!
Когда других ценят более, нежели меня, – помоги, Иисусе, с любовью это перенести!
Когда других принимают, а меня не замечают, – помоги, Иисусе, с любовью это пере­нести!
Когда первенство дают другим, – помоги, Иисусе, с любовью это перенести!
Когда других почитают более праведными, нежели меня, – помоги, Иисусе, с любовью это перенести!
Когда других любят более, нежели меня, – помоги, Иисусе, с любовью это перенести!
Дабы я не стяжал высокого положения, – даруй мне, Иисусе, благодать смирения и любви!
Дабы ради Славы Твоей я охотно исполнял неприятные обязанности, – даруй мне, Иисусе, благодать смирения и любви!”


– Это молитва ОСОБАЯ для меня. Она НУЖНА художнику! И, вообще, – человеку творческому! особенно. Вглядываюсь в неё всё глубже и глубже. Я читаю и читаю её – постоянно! Не начитаюсь. Хочу выделить ЕЁ. Она удивительна...


***

“Господи, Иисусе Христе!
Ты сказал нам: где двое или трое собраны во имя Моё, Я там среди них.
Ты не хотел, чтобы люди шли одиноко по жизни, Ты собрал нас, чтобы мы были еди­ной семьёй.
Дай нам исполнить Твою новую заповедь, чтобы мы любили друг друга, как Ты возлю­бил нас.
Дай нам терпение, снисхождение и власть над собой.
Да будем едины мы, как Ты един со Отцом и Духом, по Твоей молитве и заповеди.
Чтобы в этом тёмном мире просветился наш свет, от Тебя идущий, и люди познали любовь Твою в любви Отца, в спасении Сына и в причастии Святого Духа”.


***

“1Воскликните Господу, вся земля!
2Служите Господу с веселием; идите пред лицо Его с восклицанием!
3Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы – Его, Его народ и овцы паствы Его.
4Входите во врата Его со славословием, во дворы Его – с хвалою. Славьте Его, благо­словляйте имя Его,
5Ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род”. 

(99-ый Псалом)


Этим псалмом отец Александр, благодаря Господа, открывал общую домашнюю молитву в ‘малых группах’.
 

(Все молитвы отца Александра – с незначительными изменениями – приведены из книги «Протоиерей Александр МЕНЬ. “БЛАГОСЛОВИ МОЛИТВУ МОЮ”. Из молитвенного опыта». Фонд имени Александра Меня. Москва. 2006».)



Всё изложенное — только ЛИЧНОЕ, моё: движение, поиск, порывы, мысли, эмоции, слова...

ВСТРЕЧА произошла: дети, воспитатели, мы, наши друзья и близкие, администрация, священники, наши невидимые наставники, святые, Церковь, Христос. Наверное, действительно, ЖИЗНЬ – ВСТРЕЧА! И порознь нету христианства! ''Христианство там — где (есть) ДРУГОЙ (отец Георгий ЧИСТЯКОВ )!'' Так учил нас отец Георгий. А без ДРУГОГО нету ТЕБЯ. “Христос, христи­анство, – там, где люди”. Учил не делить жизнь. И общение с детьми не было чем-то тем, что мы на­вязчиво и вульгарно зовём «милосердием», будто милостыню подаём нищим и нуждающимся. Эти годы многому научили меня, я радовался каждой встрече, они были лёгкими и необременительными. Вы­лились – в целую ШКОЛУ ЖИЗНИ. Где все были равны, никто никого не учил, не заставлял, не вытас­кивал, не упрятывал, не натаскивал, не спрашивал и не отчитывал. Равенство и подлинная бли­зость… Опорой мне были – самые сокровенные молитвы из самых ценных мне книг самых дорогих мне людей, цитаты из многих я тут привожу, и конечно ЖИВОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО и братство! “ВМЕСТЕ МЫ МО­ЖЕМ БОЛЬШЕ”, – как говорил отец Георгий; вечная память ему. И, как и в Детской республиканской клинической больнице, невидимою, но верною рукою отец Александр МЕНЬ вёл нас, нашу Группу…   
Отец Александр ДЕЙСТВИТЕЛЬНО и ДЕЙСТВЕННО – в нашей жизни, нет, не ‘при­сутствует’, – ДЕЙСТВУЕТ! живёт… Его портреты – выразительные Иконы Духа! человеческой высоты! – особенно, последняя фотография, за несколько часов до гибели. Что бы ни делали, а это(т) призыв БЫТЬ ТВЁРДЫМ, исходящий из решительного, пронизывающего верой взгляда, остаётся за­печатлённым где-то на глубине – твоей, тебя – сколь Дано тебе Это. Святой – не тот, кто после смерти, даже мученической, отходит на 'покой', пусть даже ВЕЧНЫЙ, святой – в эпицентре ЖИЗНИ! нашей! всегда! И всегда там, где люди, любовь! горе, боль, болезнь, утрата, по­теря, уныние братьев, униже­ние сестёр. Наши духовные отцы, наши братья в вере и Духе, молитвенно давали нам поддержку, не пасть. И поднимали своими порывами! – сказанными ими личным призы­вом примера святой жизни. Наша маленькая дорога, ДРУЖБА С ДЕТЬМИ И ИХ ВОСПИТАТЕЛЯМИ – это ПЛОД их молитв и за­бот.
Наши святые! святые МИРА и ДОБРА! – всегда с нами, нет, не умерши­ми изображения­ми, – а ЖИВЫМ СЛОВОМ! И дети – эти ЦВЕТЫ МИРА! – а сироты особенно – как НА­ДЕЖДА, которая, нет, вопреки известному изречению, НЕ УМИРАЕТ НИКОГДА, нет, не умирает ни­когда. Пока есть дети, пока они появляются – украшая собою Планету! Планету Земля!
Возвращаясь к самому началу, на годы назад, анализируя как бы парадоксальные уста­новки, которые легли ИЗНАЧАЛЬНО в САМУЮ основу работы нашей Группы, можно сказать, что ИМЕННО благодаря тому, что мы последовательно их придерживались (хотя я искренне не верил, – не верю и сейчас, – ни им, ни в них, но исполнил), работа велась ритмично, уве­ренно, излучая истинно христианские – АБСО­ЛЮТНОЕ ДОВЕРИЕ И АБСОЛЮТНУЮ ОТКРЫ­ТОСТЬ – в чём заслуга Руководителя Группы свя­щенника Владимира ЛАПШИНА и Координатора Группы Юлии БАРАНОВОЙ, такая атмосфера была создана потому, что достоинства этих людей – на­стоящие, глубинные, а их любовь – не показная.
Наблюдая то, что происходило с детьми после того, как они заканчивали и выпуска­лись из Интерната, как многие из них исчезали из поля зрения, из жизни, как быстро уходило из них то хорошее, доброе, что было посеяно в Интернате, при соприкосновении с так называемым “СВО­БОДНЫМ МИРОМ”, куда они попали, оказавшись за дверями, «воротами» Интерната, не защищён­ными совершенно ни от чего, что `творили` с ними так называемые (они так называют) `домашние`: ни от криминала, ни от  реальных сложностей современной жизни, ни от  человеческого вакуума при отсутствии родных, друзей, поддержки, опоры, образования и прочего всего, что так необходи­мо КАЖДОМУ, чтобы избежать ЖУТИ! кризисов, срывов, тяжелейших физических и духовных бо­лезней, – я приходил к печальному ВЫВОДУ! – “ВСЁ, ЧТО МЫ ДЕЛАЛИ! – ВСЁ! ЗРЯ! ЗРЯ! – мы своих-то, здоровых и `домашних`, детей поднять не можем, а эти – просто ГИБНУТ! просто ИСЧЕ­ЗАЮТ…”
“Не бойся, Тёма, в этом МИРЕ ничто никуда не исчезает, всё, что БЫЛО СДЕЛАНО, было сделано НЕ ЗРЯ: они всё помнят. И ЗАПОМНЯТ ЭТО НАДОЛГО! НАВСЕГДА! дети… НЕ БОЙ­СЯ! Это точно! я знаю это ТОЧНО! – ДЕСЯТЬ МИНУТ ДОБРОТЫ МЕНЯЮТ МИР ”. – Юлия БА­РАНОВА, Координатор Группы помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения роди­телей «ВСТРЕЧА», 1994 – 2009. 
Евангелист МАТФЕЙ – «Радостная Весть», глава 5, стихи: 14 – 16 (перевод Валенти­ны Николаевны КУЗНЕЦОВОЙ):

<…>
“Вы – свет миру.
Город, который стоит на горе, не может укрыться от глаз.
Когда зажигают светильник, не под горшок ставят его, но на подставку – и он светит всем в доме.
Пусть так же светит свет ваш среди людей, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли вашего Небесного Отца”.
<…>














Доклад подготовлен и прочитан (устная версия отличается от печатной) 10.09.2011по предложению Настоятеля Храма во имя Преподобного Сергия Радонежского (микрорайон `Семхоз`, город `Сергиев Посад`, Московская область) священника Виктора ГРИГОРЕНКО в Музее пастыря, проповедника, богослова, учёного, священника Александра МЕНЯ на VI-ых МЕНЕВСКИХ ЧТЕНИЯХ «Помощь ближним во Имя Христово». 



конец 1994 ~ ~ 2011 конец

печатная версия завершена ко 2 августа 2012