Кавказ духовный центр земли

Марьям Вахидова
Автор статьи Казбек Гайтукаев

Научная конференция (или будь то дискуссия, форум, саммит) – это место, где спорят, где нет «неприкасаемых», где инакомыслие не подвергается обструкции, где оригинальность взгляда приветствуется как ценность отличная – отличная от устаревших, несовременных установок и мнений, где от мысли рождается мысль, как пламя от искры. Главное же - на конференциях ученые обсуждают остро назревшие общественно значимые проблемы, эксперты предлагают пути их решения, от власти зависит дальнейшая судьба выдвинутых интеллектуальной элитой предложений.

Этой весной произошли два важных, на мой взгляд, события, две конференции, которые совершенно напрасно были проигнорированы научной общественностью Чечни.
Первая, московская – Всероссийская научно-творческая конференция «Северный Кавказ и русская литература Х1Х-ХХ веков», была организована и проведена кафедрой русской литературы и деканатом филологического факультета МГУ 26-28 апреля 2012 г.
Вторая, пятигорская – Международная научная конференция «Лермонтовские чтения на Кавминводах – 2012» состоялась 24-26 мая т.г. в Пятигорском государственном лингвистическом университете по инициативе кафедры отечественной и зарубежной литературы.
Не секрет, общий морально-политический комфорт в республике зависит в определенной степени и от соответствующих настроений в столице страны, где интерпретация наших национальных историко-культурных и духовно-нравственных ценностей отличается от местных.
Тенденциозные заключения и выкладки людей, подвизающихся на ниве наук с «необыкновенной легкостью в мыслях», как показали недавние упражнения членов одной из кафедр истории МГУ, вознамерившихся увековечить свои чеченоненавистнические домыслы в БРЭ (Большая российская энциклопедия фальсифицирует историю. Кавказ.Online. 03/05/2010 http://kavkasia.net/Russia/2010/1272919019.php) - это не вопли какого-нибудь недоросля-скинхеда: «Хватит кормить Кавказ» и даже не сотрясение воздуха неким «атаманом пятигорского казачества, который, войдя в раж от зажигательной речи С. Говорухина, кричал с трибуны: "Перебить их всех! Всех чеченов!" (Бунич Игорь . «Хроника чеченской бойни и шесть дней в Буденновске»
Заключения и выводы ученых – это совершенно другое дело. Они могут иметь в долгосрочной перспективе эффект мины замедленного действия, тем более, когда их «откровения», принятые за истину на высшем академическом уровне, попадают в учебные программы школ и вузов в качестве обязательных к исполнению.
Потому-то участие ученых и представителей соответствующего профиля республики в таких форумах желательно, по меньшей мере, для коррекции тональности и, если хотите, по существу искаженных оценок, которые привычно проступают в докладах и сообщениях иных, даже явно миролюбиво настроенных, авторов.
Тематика обеих конференций напрямую связана с проблемами нашей республики, главным образом, в духовно-культурной сфере, возникшими, в том числе, как следствие последних войн на Кавказе, а именно в Чечне и Грузии.
В замыслах организаторов форумов, не в последнюю очередь обусловленных и названными обстоятельствами, явно просматривалась «сверхзадача» - показать, что, несмотря ни на какие катаклизмы, российско-кавказское историко-культурное пространство сохраняется и продолжает укрепляться.
На московской конференции, корректно сокращенной до наименования «Северный Кавказ и русская литература…», подкрепить и продемонстрировать устойчивость этой идеи призвана была «могучая кучка» известных ученых, не только собственно филологов, но и коллег-«смежников»: писателей, философов, историков, психологов, педагогов, юристов, работников издательств, библиотек, музеев и даже одного доктора физико-математических наук … Пятигорские организаторы прослеживали её на примере изучения жизни и творчества М.Ю. Лермонтова с участием не менее авторитетных профессионалов.
Границы разброса тем докладов московского форума демократично были не ограничены – от «Открытие Кавказа как экзистенциальный выбор ( из опыта русской литературы)» д.ф.н., профессора Султанова Казбека Камиловича и «Диалог национальной и мировой культур в общероссийской аксиосфере образования» д.пед.наук, профессора Коноваловой Людмилы Ивановны и др. – до «Кавказ – место духовной силы Земли» Адониной Любови Михайловны (педагог, художник) и «Современная ингушская семья. Межнациональные браки» соискателя Гайсанова Тимура Шамсудиновича (г. Назрань) и др.
О масштабах замысла московских организаторов свидетельствует ещё и тот факт, что на форум были приглашены первые лица северокавказских республик, а также общественные деятели и известные представители диаспор, обосновавшихся в обеих столицах.
Правда, из числа приглашенных был только руководитель Ингушетии. Дело, надо полагать, в том, что в МГУ и других вузах столицы учится довольно большая группа студентов, аспирантов и соискателей из братской республики. Кстати, многие их них принимали участие во всех трёх секциях конференции. Отрадно было видеть среди них и уже остепенившихся выпускников ЧИГУ.
Непропорционально скромной оказалась наша «делегация», собственно, состоящая всего лишь из двух энтузиастов – Марям Вахидовой, ранее уже заявившей о себе как неординарный исследователь малоизученных или вовсе не изученных страниц из биографий и творчества русских писателей и автора этих заметок.
Среди выступавших, видимо, по досадному недоразумению, не оказалось даже внесенных заранее в программу двух других наших коллег, чьё участие, как мне кажется, могло бы внести заметное разнообразие по существу содержания обсуждаемых проблем.
Организаторы конференции и некоторые из участников, ветеранов подобных собраний, выразили сожаление, что на столь масштабном форуме не было известных деятелей науки и культуры республики, которых они, как выяснилось, помнят и знают поименно. Приятно было услышать из их уст знакомые имена: Лула Куни (Лула Жумалаева), Разида Эрсеной (Разита Эсамбаева), Хадижат Точиева, Магомед Музаев, Хасан Туркаев, Гелани Индербаев, Муса Бексултанов, Муса Ахмадов, Руслан Хакишев, Дагун Омаев. Многих из них они хотели видеть на диспутах по конкретным темам…
Слово писателей и мастеров кино и театра было бы небесполезным, к примеру, при обсуждении доклада того самого доктора физико-математических наук и писателя Мелихова (Мейлахе) Александра Мотелевича «Два пленника», где автор на равных сопоставляет «Кавказского пленника» Л.Н. Толстого и «Кавказского пленного» В.С. Маканина.
Для обсуждения на форуме была предложена тема «Суфийское учение святого шейха Кунта-Хаджи Кишиева в свете межрелигиозного диалога», причем не наших, местных авторов, профессионалов в этой сфере, а соискателя Дегтяревой Елены Сергеевны из Санкт-Петербурга. Факт, свидетельствующий о выходе идей «исламского священнослужителя» из Чечни (С.Ковалев) за рамки региональных границ.
Думаю, коллегам было бы что сказать и по теме «Адат и шариат в правовой культуре народов Северного Кавказа (Х1Х – начало ХХ в.) (д. юрид. наук, профессора Арсанукаевой Малики Султановны – г. Москва).
«Контактный» диалог – лицом к лицу очень важен. На расстоянии, как с Воробьёвых гор, даже с макушки шпиля МГУ не видать Кавказских гор, так взгляду из Москвы не охватить региональных проблем, во всей их сложности и многообразии. В первом случае причина легко объяснимая – расстояние физическое, во втором – расстояние aксиосфер и «московский синдром».
Сегодня никто из литературоведов и историков литературы не отрицает наличие двух тенденций в восприятии русским обществом Кавказа – либерального и ура-патриотического.
Пожалуй, как подтверждение живучести последней прозвучало сообщение «Кавказская война и духовная трагедия русского прогрессивного офицерства (по произведениям М.Ю.Лермонтова)» к. ист. н. Бройдо Анны Ильиничны (г. Москва). На фоне подлинной трагедии народов Северного Кавказа, длившейся многие десятилетия, автор нашла свой аспект для выражения скорби по поводу «духовной трагедии русского прогрессивного офицерства» на Кавказской войне…
В русле той же тенденции вот уже более полувека д.ф.н., профессор кафедры русской литературы ХIХ века Московского педагогического государственного университета Коровин Валентин Иванович пытается убедить публику в «христианстве» Тазита («Об одном мотиве в поэме А.С. Пушкина «Тазит»). И это вопреки возражениям коллег, а главное, вопреки содержанию поэмы и позиции самого Пушкина, который «отдал» малолетнего Тазита на воспитание «старику-чеченцу», чтобы тот сделал из него «храброго чеченца». Однако профессор, который, видимо, никогда ничего не слышал о «кодексе горской чести», непоколебим в своем взгляде на чеченцев, которые, по его мнению, по определению не могут воспитать нравственного человека в общепринятом смысле этого понятия. Тазит мог быть «положительным», как считает профессор, если только его воспитывали монахи-христиане. За этой мыслью проглядывает другая: моя религия лучше всех.
Как тут не вспомнить средневекового грузинского феодала, который на вратах своего замка начертал (а чеченский поэт и просветитель и по совместительству автор многотомной кавказской топонимики Ахьмад Сулейманов сохранил запись для потомства): «Мой замок лучше твоего, моя жена красивее твоей, мой конь быстрее твоего, моя шашка острее твоей и сам я лучше тебя». Грузин, конечно, шутил, чего не скажешь о профессоре…
Марьям Адыевна Вахидова (г. Грозный) освежила в памяти собравшихся идеи гуманизма принципов человеческого общежития в чеченском обществе, напрямую обратившись к русским классикам, в своем докладе «Обычаи и традиции чеченцев в произведениях А. Пушкина, М. Лермонтова и Л. Толстого».
Как открытое возражение одиозной позиции профессора педагогического университета прозвучал эмоциональный и убедительно аргументированный доклад Ренады Александровны Джалил-Ходжа (г. Москва) «Образ чеченца в литературе и публицистике Х1Х – ХХ веков» - образ прямо противоположный тому, что фигурирует в литературе ура-патриотического направления.
На «Лермонтовских чтениях…» в Пятигорске состав нашего «коллектива» не изменился… И мы, как могли, старались компенсировать отсутствие коллег-земляков. Без преувеличения, «изюминкой» форума было выступление Марям Вахидовой с докладом «Биография М.Ю.Лермонтова: спорные страницы и «белые пятна», где она заметно прибавила в аргументации своей концепции о «чеченском следе» в биографии «певца Кавказа», чем многих заинтересовала, хотя убедила не всех. Возражения Айрапетовой Э.Г., доклад которой - «Тема отцовства в творчестве М.Ю.Лермонтова» - должен был прозвучать как противовес позиции М. Вахидовой, на мой взгляд, выглядели не более убедительными, тем более что она, повторив известные факты о взаимоотношениях «отца и сына…», нового ничего не предложила.
Свежо, по-новому прозвучал на конференции целый ряд докладов и сообщений многоопытных профессионалов и начинающих исследователей: «Лермонтовские реминисценции в романе А. Брусникина «Герой иного времени» Петренко А.Ф. (Пятигорск), «Когнитивно-концептуальный аспект метапоэтического текста К. Кулиева о Лермонтове» Витковской Л.В. (Пятигорск), «Поэтическая личность Лермонтова и поэтическая практика русского модернизма» Зотова С.Н.(Таганрог), «Лермонтов как геополитик» Шульженко Д.В. (Пятигорск), его же – «Лермонтов в творчестве современных кавказских писателей» (тема, к сожалению, не прозвучала, публикация предполагается) и темы с нравственно-правовым аспектом: «Римское право vs адаты в творчестве М.Ю. Лермонтова» Сумской М.Ю.(Пятигорск), «Традиции канонической молитвы в стихотворных «Молитвах» М.Ю.Лермонтова» Сахаровой О.В.(Елец) и др.
Подробно с материалами обеих конференций можно будет ознакомиться после их публикаций, что, по планам организаторов, должно произойти до конца года.
И в заключение. Организаторы, как Московского, так и Пятигорского форумов, искренне хотели видеть на них и услышать мнение возможно большего числа представителей Северного Кавказа. Руководство деканата филфака МГУ высказало намерение с нового учебного года ввести в учебный план факультета спецкурс «Русско-Кавказские литературные связи». А наш земляк, профессор кафедры отечественной и зарубежной литературы ПГЛУ Очман Александр Владимирович, инициатор и организатор «Лермонтовских чтений на КавМинВодах…» выразил желание очередную конференцию (2014.Они проводятся раз в два года) провести в Грозном.

СПРАВКА «МС»
Гайтукаев Казбек Байсалович.
Родился 8 марта 1937 г. в простой чеченской семье. СШ окончил в Киргизской ССР, высшее образование получил в Чечено-Ингушском государственном педагогическом институте, с 1963 по 1966 г. учился в аспирантуре при МГПИ им. В.И. Ленина, кандидатскую диссертацию защитил в Тбилиси в 1971 году. Работал преподавателем истории русской литературы в Чеченском госуниверситете им. Л.Н. Толстого (16 лет). С 1982 г. до 1996 г. - во вновь образованном ЧГПИ им. Т. Эльдарханова, занимал должности завкафедрой русской литературы ЧГУ и ЧГПИ, декана филфака ЧГПИ, в 1978 году получил звание доцента, в 1994 году переведен на должность профессора кафедры литературы, в том же году Ученым советом ЧГПИ избран профессором.
Гайтукаев К.Б. - автор многочисленных научно-исследовательских трудов в области литературных и культурных связей, популярных статей и обзоров по творчеству местных писателей и русских классиков. Книга К.Гайтукаева "В пламени слова" (1979) получила признание у читателей и специалистов. Трехтысячный тираж книги "Писатель и его герои" полностью уничтожен в 1999 году в результате бомбардировок прямо на складе "Дома печати".
К. Гайтукаев организовал первую и единственную пока юбилейную (1984 года) Лермонтовскую конференцию в ЧИАССР. С 1997 по 2002 гг. Казбек Гайтукаев - председатель Союза писателей ЧР, избранный открытым голосованием.
Член Союза писателей СССР с 1992 г., после его распада, с 1998 года - сопредседатель Международного сообщества писательских союзов (МСПС).
Активный участник антивоенного движения.