Детские слезы

Ирина Санникова
-Мама Зайчиха, а где наш Папа-Заяц?- обступили фарфоровую Маму Зайчиху маленькие Зайчата.-Мы очень голодны!

-Не плачьте, детишки, мы найдем Папу-Зайца,- сказала Лиза за Маму- Зайчиху.
Мне было очень интересно понаблюдать, где же найдется   Папа-Заяц. Ведь игрушки такой не было!

-Мама,мама, где наш Папа-Заяц! Мы очень голодны!- верещали зайчата.
Лиза вопросительно посмотрела на меня: "Что сказать голодным Зайцам?" Я молчала. Моя цель- научить ребенка самостоятельно принимать решения. Пусть ей всего 2 года  с половиной. Чем раньше, тем для нее будет лучше.

-Мама, мама, мы очень хотим кушать!-прыгали Зайчики вокруг Зайчихи.
-Ваш Папа на работе,- ответила Зайчиха.-Он пошел за яблоками с мешком!- добавила Лиза.

-За яблоками?!- прыгали Зайчики.
-За яблоками. В книжке так написано!

Я удивилась, и спросила голосом Зайчонка:"Где? В какой книжке?"
Лиза подошла к книжной полке, долго перебирала книжки и достала сказки Сутеева. Открыла  сказку, в которой Заяц отправляется в лес за яблоками, на обратной дороге эти яблоки всем раздает.

Лиза показывает картинки Зайчатам, потом приносит мне:"Вот!Заяц придет?" "Конечно придет!"-отвечаю я.

Игра продолжается.

Целое стадо домашних животных отправляется пастись- у Лизы в этом стаде около двадцати лошадей, несколько коров, барашек, коза, осел. У всех родственные отношения- Папа-лошадь, Мама-Лошадь, Сынок- лошадь, дочка-лошадь, Мама-корова ...

Все это стадо пасется на ковролине. Они как бы жуют траву- это "кормлю их я".
-Не надо ! Это не трава, это пол!- возмущается Лиза.
 Но стадо пасется.

Лиза садится на огромного Тигра и начинает прыгать, держась за Тигриные уши.

Бац! И Тигриная туша накрыла все пасущееся в неположенном месте стадо! Лиза улыбается.Но как научить ее давать сдачи?

Из- под туши Тигра вылезли Лошадь и Осел.

-Ты раздавил наших деток!- кричат они Тигру, попеременно "Иго-гокая", и "ИА-кая".- за это мы тебя затопчем копытами! А еще позовем Козу Рогатую! Она рожками тебя забудает!

Лиза уже не улыбается,- она соскакивает с Тигра и плачет во весь голос.

***
-Я буду летать!-сказала Лиза и быстро залезла на боковую подушку дивана.Одной рукой придерживаясь стенки, другой размахивая как крыльями,подпрыгнула и приземлилась на середину дивана.Потом снова и снова.

-Ты- птица?- спросила у нее маленькая Птица-Орел в зеленых тапочках-или-ботинках.

-Птица,- ответила Лиза.

-У тебя есть крылья, как у птицы?- спросила Птица -Орел и наклонила голову, чтобы лучше было видеть Лизины глаза.
-Есть,-и Лиза замахала ручками.
-Ты неправильно размахиваешь, надо полней раскрывать крыло!- посоветовала Птица- Орел. -Странное у тебя крыло- совершенно без перьев!

-Но ведь у тебя тоже нет перьев! И ты- в ботинках!- ответила Лиза.

-Ладно! У тебя есть клюв? У меня, смотри, какой острый!

-Да, у меня есть клюв,- и Лиза потрогала свой маленький носик.

-Хорошо,пусть будет так. Но чтобы летать, у тебя должен быть хвост! Где твой хвост?

Лиза слезла с диванной подушки и задумалась - у нее не было хвоста!

-Какая же ты птица, если у тебя нет хвоста!- провозгласила Птица-Орел.-У кого нет хвоста, те не умеют летать!

Лиза заплакала - ей было очень обидно - почему?

***

Лиза выбежала мне навстречу:
-Ты видела мою кису?-глаза большие и грустные. Плакала - под глазами темные круги.
-Видела. Какая-то другая кошка. А где твоя прежняя?

-Тортиллу задавила машинка. Киса выбежала на дорогу, и черная машинка проехала по ней.
-Чья машина была?

-Чужая.Черная.
-А эта откуда взялась?-спрашиваю у Лизы, взглядом показывая на обычную серо-полосатую кошку с вытянутой мордой. Кошка как кошка. Ничего необычного.

-Ее тетя дала.Давай будем играть! Новыми игрушками!- Лиза убегает и возвращается с пакетом, доверху набитом игрушками. У Лизы очень много игрушек. Если их всех вытащить из различных контейнеров и сундучков, и расставить на полу, предварительно убрав всю мебель, то игрушки заняли бы все свободное пространство во всем доме.

-Смотри! Это лошадь,-Лиза вытаскивает из пакета игрушку- все как у лошади, за исключением двух кругляшков у пары задних ног.

-Это Конь.
-Почему?-спрашивает Лиза. Когда-то мы играли во всадников и скакунов. Всадники ездят верхом на спине лошади, а скакуны перемещаются галопом, то есть очень быстро и в одиночку.

-Смотри, видишь, -я акцентирую внимание ребенка на том, чем, собственно, отличается Лошадь- мама от Лошади-папы.
-А-а-а,- протягивает Лиза, поднимая подбородок.

-А у Кисы есть сосок!- говорит Лиза, вытаскивает из пакета Единорога и ставит в кошачью корзинку.-Играй! -дает мне в руки две лошади:маму и папу.

-Сосок,- говорят Лошади и залазят в корзинку, останавливаясь около дремлющей кошкиной головы. Я оставляю лошадей в корзинке.
-Нет, играй!-протестует Лиза и уже готова обидеться.
-Это не Киса, это Лошадь,- заявляет во всеуслышанье Коричневая Лошадь.
-Это Киса,- утверждает Лиза и вместе с ней Единорог.
-У нее есть лапы?
-Есть.
-Четыре?
-Четыре.

-У нее есть морда?Есть хвост?, есть глаза и уши?-спрашивает Лошадь. Лиза сперва отвечает, что есть, а потом готова расплакаться. Но мне важно натолкнуть ее на общие и отличительные характеристики. Мы, взрослые, никогда не путаем кошек с лошадьми. А Лиза?

-Вот так, это- Лошадь,- заявляет Лошадь. Лиза не плачет, глазки заблестели, по ней видно, что она что-то соображает. Но что?
-Нет, это- Киса!-отвечает Лиза. Уже не думает плакать.-У нее вот какой хвост!- и поднимает у спящей кошки полосатый хвост. -У Лошади не такой!

-Мда-аа, - задумывается Коричневая Лошадь,-а может, это собака? У собаки такой же хвост!
-Нет, это- КИСА!

-А почему?- спрашивает Лошадь.
-Усы!-радостно выкрикивает Лиза. Про усы мы не играли и я понимаю, что Лиза догадалась сама.

-Мда-а-а,у нее морда другая.-поддакивает Лизе другая Лошадь, та, что папа.
Лиза веселится, берет свой пакет, достает Козу.

-А ты кто?- спрашивает Коза Лошадь-папу.
-Лошадь.
-А ты кто?-спрашивает Единорога.
-Единорог,- отвечает Лиза.
-А может ты- Коза?- спрашивает Коза.
-Нет, у меня один рог.
-А борода есть?
-Нет.
-Значит, ты не Коза...- разочарованно произносит Коза.

-Пойдем  играть!- Лиза тащит к нашему Острову Сказок, где по волшебству разливаются моря с рыбками, вырастают диковинные растения и прыгает громадный Тигр- основатель и прилетает Зеленый Дракон.

-Я кто?-спрашивает Лизу Лошадь-мама или Коричневая Лошадь.
-Ты- лошадь!

-Нет, я - бабочка!-заявляет Лошадь-мама.
-У тебя нет крыльев! Ты не можешь летать!- категорично заявляет Лиза.

-А я возьму крылья у Бабочки!-говорит Лошадь-мама.

Лиза достает из большой шкатулки дюжину разноцветных Бабочек.
-Какие тебе крылья?- спрашивает у Лошади Лиза.
-Красивые и большие,-отвечает Лошадь.

Лиза достает зеленую Бабочку с желтым глазом на крылышке.Садит Бабочку на спинку Лошади.
-Теперь можешь летать!
-У меня есть крылья! Я Бабочка,-вопит Лошадь.

-Ты-Лошадь.А крылья у тебя Бабочки.

Лошадь улетает, на нее нападают злые Волки. Другая Лошадь бежит за помощью к Лизе, Лиза вызывает Белую Корову, которая незамедлительно прилетает на большой красной Бабочке, которую Лиза называет "самой большой".
-Надо делать укол,- говорит Корова с Лизой, они ставят укол, забинтовывают прогрызенную волками коровью спинку. Приходит Жираф- Волки злые прыгнули и погрызли шею. Лиза лечит Жирафа.
-Да, там были еще медведи,- говорит Лиза очень серьезно и бинтует спинку Жирафа.
Она знает,что только у Жирафа такая длинная шея.Она может спокойно скормить бабуина медведю. Накормить зеленой травой свое стадо.

Подходит время сна - скоро Лизин отпуск закончится, придет пора снова идти в садик и поэтому режим дня соблюдаем.Сон-час должен быть!
-Все, Лиза, пора спать!- говорю я, имитирую поголовный сон всех игрушек, участвующих в сегодняшней игре и сама тоже отправляюсь спать. Но конечно, лежу с закрытыми глазами, я не сплю, а прислушиваюсь к тем шорохам, которые раздаются из детской кроватки.

Слышу- Лиза с кем-то разговаривает, кому-то рассказывает нашу игру про Бабочки-крылья и про Свинью, которую зовут Сун(Лиза назвала), и которая умеет летать.

У Лизы в кроватке Белая Кошка, маленькая симпатичная игрушка.