Человечество на распутье - образы будущего

Максим Гуреев
Человечество на распутье: образы будущего. Моральный аспект проблемы.


Образы будущего – это то, что напрямую вытекает из проблем настоящего, а также из того, что люди не успели решить в прошлом. Одна из магистральных проблем человечества на данный момент, обусловившая развитие множества частных кризисов, – это противопоставление формы и содержания, оболочки и смысла, это подмена понятий и дефиниций в данном контексте, а также доминирование в общественном сознании, в национальном менталитете внешней стороны жизни в ущерб внутренней, глубинной. Не учитывая диалектику обеих указанных граней человеческого бытия, представители вида Homo Sapiens, скатываются к одностороннему видению мира, к переходу из трёхмерного (как минимум!) пространства в плоскостные, утрированные формы существования (ибо полноценной жизнью это называть уже не представляется правомерным).

В ХХ веке у человечества появляется техническая возможность создать сверхчеловеческий интеллект. Некоторые футурологи того же столетия начинают писать о том, что вскоре после этого человеческая эпоха будет завершена. Вполне естественно и закономерно у мыслителей и обывателей возникает вопрос: «Зачем создавать то, что нас же самих и уничтожит?». Куда подевался инстинкт самосохранения, в какие тайники бессознательного ушла мудрость предков? Сферу Танатоса, о которой писал ещё З. Фрейд, никто не отменял, и она, действительно, подразумевает и саморазрушение, помимо всех прочих видов агрессии; однако, по логике вещей и процессов, должны же быть какие-то разумные пределы всему этому. Создаётся ощущение, что влечение к смерти, которое человек издавна реализовывал вовне, истребляя целые животные и растительные виды, данные этой планете Богом, обратилось против него самого. Столкнувшись с тем, что больше «достойных» врагов у него нет, человечество усердно занялось всё более крупнокалиберным самоуничтожением. Да и есть ли вообще моральное достоинство в том, чтобы развиваться только через борьбу с чем-то внешним? Обнаружилось, что самый главный враг человека – это не дикие животные, не «коварные» (психологические проекции человеческих недостатков!) стихии, не абстрагированный дьявол и не выдуманные в большинстве случаев инопланетяне, а он САМ.

Разучившись самостоятельно себя контролировать, растеряв (или распылив на модные сейчас наночастицы?) по дороге в XXI век сакрально-интимную веру в Бога, человек начал искать контроль для себя в цифрах, технологических шаблонах. Однако, воля его никуда не делась, и те же самые бурно развивающиеся из года в год компьютерные технологии он использует не только во благо себе и своему роду, но и во глубочайший вред. К тому же, сплошь и рядом обнаруживается, что эти самые хвалёные технологии сами напрочь не лишены множества аномалий, отклонений, «глюков», если обратиться к сленгу молодёжи, которая является активным проводником и популяризатором этой зловещей гидры конца ХХ – начала XXI веков.

«Если запутался, вернись к началу», – гласит старинная восточная мудрость. Истоки – это и точка отсчёта для наших действий, и объяснение всем нашим настоящим невзгодам. Так же, как в психоанализе, человек, запутавшийся в себе и своих комплексах, фобиях, ошибках и т.д., должен вспомнить всю свою предыдущую биографию, восстановить картину детства, которое служит фундаментальной основой для всей последующей жизни, так и в контексте глобальных проблем человечества мы должны вспомнить о том, а кто такой, собственно говоря, человек. Человек – это, по определению, существо несовершенное, отпавшее, согласно христианской мифологии, от Бога, Существа, наоборот, совершенного и лишённого каких бы то ни было недостатков. Для того, чтобы это несовершенство человека доказать, не нужно предпринимать никаких логических построений и глубоких теоретических размышлений: всё это очевидно и бросается в глаза сплошь и рядом. Таким образом, существо, которое само лишено совершенства, не могло создать что-то совершенное и безупречно работающее. Не может быть творение мудрее Творца. Как человек – это жалкое подобие Бога (да простят мне мои соплеменники такое сравнение!), так и кибернетический организм – это ещё более жалкое и убогое (= ещё более отдалившееся, попытавшееся убежать от Бога) создание.

Бог предстаёт перед нами в разных ипостасях. Его утрированное аскетическое понимание гласит, что мы должны отказаться от наших чувств в угоду некой абстрактной абсолютной мудрости, однако, что такое человек без чувств, как не убогий робот? Действительно, современные люди имеют наклонности впадать в определённые ошибочные модели поведения, среди которых и такая модель, как «человек-робот». Субъект, который не может вынести боли и противоречий, возникающих на основе эмоциональных переживаний, пытается начисто от них отказаться, свести всё великое многообразие жизненных проявлений к простой схеме «импульс – реакция». Ради поставленной цели человек может жертвовать самыми сокровенными своими чувствами. В реальности же душа человеческая устроена намного сложнее, чем структура реактивных схем и ответов на вызовы внешнего мира.

Подробнее:

Человечество на распутье: образы будущего. Моральный аспект проблемы [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Гуманитарные научные исследования» (ISSN 2225-3157). – М., 2012. – Режим доступа: http://human.snauka.ru/2012/05/1054. – Дата публикации: 25.04.2012.



Изначально работа была подготовлена для участия в конкурсе Института Философии РАН 2008-2009 гг. (iph.ras.ru).





На иллюстрации кадр из х.ф. «Код доступа “Кейптаун”» (ЮАР – Япония – США, 2012).