Не шутите со студентами. Они верят Вам

Арарат Пашаян
В педагогической (преподавательской) деятельности, пожалуй, важнейшим следует считать культуру общения преподавателя со студентом.
Говорить со студентом на Вы, быть всегда вежливым и сдержанным, это азы педагогической этики.
При правильной постановке взаимоотношений, переходящих в доверительные, можно вдохновить студента на успех, при котором он начинает верить в самого себя.
Я не люблю передать свои мысли цитированием афоризмов других мыслителей, ибо это - признак отсутствия собственных убеждений, тем не менее, сделаю исключение, и не для того, чтобы навязывать мысли постороннего мыслителя (в данном случае Уильяма Уайта) в качестве аксиомы, а лишь для того, чтобы была альтернативность суждений:
Средний учитель излагает,
Хороший учитель - объясняет,
Именитый учитель - показывает, демонстрирует,
Большой учитель - вдохновляет.
Таким образом, высшая оценка деятельности Учителя - способность вдохновлять, а если и надо, то вести за собой.
Слово «Учитель» охватывает слишком широкие нравственные и личностные аспекты взаимоотношений Учитель - ученик. В частности, здесь скорее имеется в виду духовный учитель, что никак не согласуется с нашими тривиальными представлениями о роли учителя в нашей действительности.
Неслучайно, что в обиходе все чаще потребляют слово педагог и/или преподаватель.
В связи с этим спешу успокоить всех «учителей» не испытывать чувство дискомфорта, если они не уверены, вдохновляют ли они своих учеников, так как отсутствуют методики определения результата общения - наличия вдохновленности ученика.
В случае с Христом и  его апостолами, кажется, все понятно. Однако, образ Иуды Искариота остается неразгаданным.
Следует ли признать, что Учитель, который смог оживить из мертвых Лазаря, не смог Иуду вдохновить настолько, чтобы тот не поступал подло?
Значит, есть вещи на генетическом уровне, против которых даже такого калибра Учитель, как Христос, не в силах предателя превратить в преданного и благодарного ученика!
Таким образом, все педагогические догмы ничто, так как по определению нельзя канонизировать человеческие взаимоотношения, отчасти, какими являются и взаимоотношения учитель-ученик.
Еще в недавнем прошлом, будучи студентом, я относился с невероятным почтением ко всем моим преподавателям. А профессора и академики воспринимались почти как боги.
Хотя, справедливости ради надо признаться, чтобы не существовало никакого отношения учитель-ученик. Я не помню, что мои преподаватели в университете шутили или рассказывали нам забавные истории или анекдоты для снятия нагрузки или для закрепления знаний.
Да, я не оговорился, так как мой педагогический опыт показывает, что спустя десятилетия при общении с моими бывшими студентами я убеждался, что максимальная эффективность при закреплении знаний достигается тогда, когда эти знания подаются на фоне яркого и убедительного примера на бытовом уровне.
Перечислю несколько из тех примеров, которые потом сами же бывшие студенты вспоминали.
При изложении одной из самых сложных тем – принципов квантовой  механики, каждый из принципов мною преподносится со своим житейским стереотипом.
Например, принцип запрета Гунда - на примере начальника ЖЭКа, который выдает ордера для заселения свободных квартир по мере их заполнения, начиная с первого этажа.
Принцип Паули - с выраженной устойчивостью супружеской пары по сравнению с холостым мужиком. При этом, стрелка вверх - мужчина, стрелка вниз - женщина. Отсюда и принцип антипараллельности спинов.
При изложении зависимости эффективности деления сложных смесей на хроматографической колонке и ее зависимости от длины колонки я сопоставлял с процессом определением победителя фотофинишем при спринте и отсутствием необходимости такого при марафонском беге.
Недавно мой бывший студент, уже большой начальник совершенно в другой  области, при встрече, как забава выдал мне четкое определение ПАВ. Он как молитву выдал мои фразы: молекулы поверхностно - активных веществ – дифильные частицы. Прошу не путать со словом дебильный.
Возможно, найдутся люди, которые возразят, что нельзя серьезные понятия квантовой химии превратить в забавную болтовню.
Тогда я посоветую им поговорить со студентами и выяснить, что они помнят по дисциплине химия, если даже они получили отличную оценку.
Даже запрет чего - либо в нестандартной форме в сочетании с юмором имеет большее воздействие.
Как быть с полуголыми студентками в самый разгар лета, когда у них у всех открыты пупочки?
Однажды, перед лекцией подошел ближе к первым рядам и театрально сказал:
- Если девочки не перестанут показывать мне свои голые животы и пупочки, то им придется перед каждой лекцией в течении 5 минут, не моргая глазом, смотреть на мой волосатый пупок. Итак, открываю или…?
- Нееет, - крикнули девочки и стали подтягивать свои коротенькие топики, чтобы прикрыть живот.
После этого на всех моих занятиях я чувствовал особую суетливость приведения себя в должный порядок, а то профессор заставит, не моргая, смотреть на свой волосатый…
Это предисловие должно оправдать мои особые, нестандартные подходы и поведение при общении со студентами в процессе преподавания.
Однажды я за все 90 минут (45+45) ни разу не пошутил. Вскоре поползли слухи, что профессор, возможно заболел…
Между тем, надо соблюдать хрупкое равновесие между шутками и наукой…
С нового учебного года в вузе ввели рейтинговую систему оценки успеваемости студента, в соответствии с которой информация об успеваемости студента в виде рейтинговых баллов фиксируется в электронном виде в учебном отделе и у проректора.
В беседе со студентами я пояснил суть этой системы, призывая их к бдительности, особенно студентов, проживающих в общежитии, которые оказались без родительского контроля.
Особо заострил проблему на том, что, если студент вовремя не успевает в срок сдавать все задания, то в конце семестра и перед экзаменами никакие ходоки не помогут исправить ситуацию, так как показатели каждого студента будут зафиксированы везде, и исправлять их практически невозможно.
Чувствую, тема неподъемная. Студенты тупо смотрят на меня. Никакой реакции. Напряженность нарастает.
Решил более образно разъяснить, поэтому решил немного пошутить или сострить.
-Моя практика показывает, что за день, или даже в день экзамена, с утра пораньше у моего кабинета выстраивается очередь родителей или сотрудников нашего вуза, чтобы попросить за определенного студента. Слава богу, этого уже я не буду испытывать, так как неуспевающие студенты не будут допущены к экзамену деканатом, и нечего ко мне ходить.
Напряжение еще усугублялось. Чувствовалось, что такая трактовка студентов не устраивает. Они от меня ждали продолжения, как выйти из этого положения. И тут меня понесло:
- Единственное решение, это заведомо сообщить мне о своих знакомых и зарегистрироваться, чтобы при аттестации, я учел это обстоятельство и не довел до безысходного положения.
Почувствовав неладное, решил чуточку поправить положение, рассказав одну забавную истории из далеких 80-их годов прошлого века.
При подаче документов в приемную комиссию, один из абитуриентов, заполняя заявление, обнаруживает пункт с надписью «примечания». Если для русскоязычных это слово понятно, то в армянской речи примечание -«цанотутюн», переводится в буквальном смысле как знакомство.
Этот послушный абитуриент, с полным серьезом заполняет графу с указанием знакомого.
К несчастью этого абитуриента, этим знакомым оказался ректор вуза. Этот анекдот и до сих пор гуляет по Армении…
Через час ко мне в кабинет вошла доцент Ирина Кулеш. Видно было, что она с трудом сдерживает волнение.
- Я не понимаю, неужели ректорат мог такое распоряжение отдавать, или это Вы…?
- А что случилось?
- Я не успела начинать лабораторные занятия, как ко мне выстроилась очередь, и студенты подают какие - то бумажки для регистрации. И утверждают, что это Ваше поручение.
- А что написано в этих бумагах?- удивленно спросил я.
- Какие – то фамилии, имена, отчества и должности…
Я не смог сдержаться и стал от души смеяться.
Когда я рассказал Ирине, о чем речь, у нее была совсем другая реакция.
- Как Вы могли так шутить. Вы понимаете, чем это чревато? Представляете, если студент дома расскажет родителям и начнет советоваться, какую кандидатуру представить для надежности…
Хорошо, что мои сотрудники знают мои нестандартные поступки.
Ирина сгладила этот инцидент, объяснив, что студенты меня не так поняли…
Признаюсь, что я иногда перебираю в шутках и, к сожалению, не всегда меня понимают так, как бы я хотел.
Тем не менее, я не перестаю шутить, делать разгрузочные и смешные паузы, и я уверен, что это - один из вариантов снятия животного страха и не оправданного трепета студента перед преподавателем, тем более перед профессором…

02.08. 2012г.
Брянск