Летайте самолетами Аэрофлота или воспитание доктор

Александр Жгутов
 


 «Летайте самолетами Аэрофлота» или воспитание доктором Споком"


    «Мы с подружкою погуляли,
     Много накудесили.
     Под переднее оконце
     Зыбочку подвесили»

         Вологодская частушка.


     1968-69 год.«Широка страна моя родная…». Памир-Мургаб.Куда уж выше. От отметки 3600 метров и до 5000 метров над уровнем любого моря. Дальше за горами,только Китай,а если ещё дальше в гору,там вообще Тибет и ламы с Далаями.
       
      Аккурат там, у подножия этих "горушек", и пролегала советско-китайская граница. А я же в то время вдоль этой границы ходил и ползал, решая оперативно-розыскные задачи.

    Однако по суровой воле начальства, учитывая, что лейтенант Жгутов назвался «груздем», с которым уже в августе 1969 года его суженая протанцевала в загс, был послан... на другой краешек огромного СССР -  на советско-афганскую границу. Туда,где только ранней весной цветы необычайной красоты, а потом: песок,один песок,горы высокие и палящее белоглазое солнце над ними.
      Июль 1970 год. Жена ко мне в Пяндж после окончания медицинского института с Севера жить приехала.
     А у нас, здесь в Пяндже, с самого утра уже жара, в полдень нестерпимый зной, а с вечера до утра миллиард кровососущего афганского комарья советскую кровушку  пьют.
     А у них там, где она училась, в Архангельске, вообще холод собачий,но, в отличие  от пянджских пейзажей, северное сияние красоты неописуемой,ярче и радужнее, чем  маковые цветы на нейтральной полосе.
Правда, комаров и там летает значительно больше, чем людей и оленей, если их вместе по головам посчитать.
     Вот так и сошлись в азиатской точке на глобусе Земли муж да жена: азиатское знойное лето и северный сияющий мороз.
      В этих условиях, как только моя боевая подруга приехала ко мне в пекло, мы тут же начали вить гнездо и обустраивать свой семейный быт.
    Но быт-то бытом, но прошедшая в январе 1970 года всесоюзная перепись населения  страны обязывала непосредственно всех и лично каждого гражданина Советского Союза исправлять напряженную демографическую ситуацию с деторождаемостью в стране.
     Став после женитьбы главным семейным ответчиком за это не шутейное дело и устав платить налог за бездетность, я в ожидании прибытия своей соратницы купил кровать размером два на два метра, почти как взлетное поле Пянджского аэродрома.
    Как только моя благоверная переступила порог  моей квартиры, мы, забросив весь семейный быт, с пылом, страстью и с большой охотою, приступили к действу по исправлению демографического положения  в нашей державе.
     Зёрна попали в благодатную почву и всходы не заставили долго ждать.
    И мы начали готовиться к встрече с плодом наших практических упражнений и оценке своего мастерства.
     Во-первых, купили кроватку на колёсиках,так как качалок не было в продаже.
     Во-вторых, для комфортного передвижения первенца по жизни, я на своем  мотоцикле "Урал" смотался в соседний райцентр, аж за 60 км,  и купил там  коляску, которая для сына стала его первым транспортным средством для передвижения  по жизни. Второе авто "Пассат", спустя годы, он купил себе уже сам.         
 
     В день сорокалетия отпрыска я вручил ему памятный  подарок - одно из тех четырех колес от его коляски немецкого производства.
    В-третьих, в то время в стране была опубликована и «из-под полы» продавалась культовая книга Бенджамина  Маклейна Спока (англ. Benjamin McLane Spock), известного американского педиатра «Ребенок и уход за ним», изданная  ещё в 1946, и ставшая одним из крупнейших бестселлеров в истории США.
    Конечно, купили мы эту книгу, почитали.  Теоретически всё вроде понятно как воспитывать  живой плод любви.
     Но…«гладко было на бумаге, да забыли про овраги».

      В трепетном ожидании пришло время и я лично проводил роженицу до родильного отделения. Тревожная ночь тянулась нескончаемо долго.
   Спозаранку, не евши ,не пивши, ещё до работы сразу же заехал в районную больницу.
    Там мне сказали:- Всё  нормально. Иди и служи. Как родит,скажем.
 Легко им,врачам,говорить: - "Иди. Служи".
Они тут по пять-десять рожениц в день принимают,а я-то впервые в родильное отделение попал  виновником и свидетелем одновременно по этому делу прохожу.   Какая уж тут служба.
 Верчусь как на иголках,проверяю поминутно телефон..., а вдруг отключили.
 Нет, не отключили. Гудит. Сижу. Опять вскочу, из угла в угол похожу. Места себе не нахожу. Жду звонка.
     Около 9 часов утра позвонили:- " У Вас сын родился"!!!
 Через пятнадцать минут я с охапкой цветов, лично выращенных  на клумбе у нашей штаб-квартиры,уже подпрыгивал около окон родильного отделения.

     Для начала мне показали жену. Она ещё лежала там,где проходили роды. Зрелище,скажу вам, не для слабонервных.
    В это мгновение она для меня стала, не только любимой, но и  навечно  родным для меня человеком - матерью моего сына.
     Я видел, что в эти минуты она была счастлива, что родила и рада что жива. Хотя с её лица ещё не стёрлись следы родовых мук и страданий.

     Мне тут же через оконце показали и новорожденного.
 Я в начале растерялся, увидев его сморщенное, страшненькое и красное лицо, как у старичка.
 
   А ему хоть бы хны. Он своими голубенькими глазенками уже удивленно вглядывался в новый мир и сурово глянул на меня как солдат на вошь: - "Вот видишь, родился я, теперь буду думать как мне с вами дальше жить. А ты, папаня,пока учись воспитывать меня "по доктору Споку", а не офицерским ремнем. Увидел сына,ну и иди отсюдова, служи дальше."
   Такой его взгляд и я до сих пор иногда замечаю.
 
    Я очнулся от этих мыслей,когда врач-гениколог откинула край пеленки и показала мне  его отличительный половой признак, при этом сказала: - "Поздравляю Вас с рождением сына".  Тут-то я и осознал,что этим утром жена наградила меня самым главным Призом в моей жизни.
 
   Я был на седьмом небе. Мой мотоцикл не ездил,а летал по Пянджу.
     Коллеги-медики и  наши знакомые несли жене цветы со своих палисадников, еду и угощения.
 Меня поздравлял весь пограничный городок Пяндж. Я был пьян... от радости и вина.
Мужское население Пянджа с полным основание причислило меня к лику Мужчин. В Азии  мужчиной считается тот, кто имеет потомство. Плод созрел и сын родился!!!
 
     Начались дни и бессонные ночи  ухода за сынулькой...
    То доктора Спока почитаем, то пеленки постираем-погладим, то бабушкины  сказки-песенки ему попоем, то в кроватке покатаем.
 
   Нет, всё что-то не то. Не спит. Плачет-орёт, чего-то требует, а мы не понимаем и не знаем что с ним делать.
   
   Мать грудью кормит строго по часам, всё делаем "как Спок велел",а он всё равно продолжает свои душераздирающие песни аж до посинения закатывается, . Мы совсем из сил выбились.

    Потом, месяца через три, дали ему каши манной. Парень наелся и притих.
    В первые за всё это время в квартире стало тихо.  Жена уснула мертвецким сном.
 
    День за днем, от материнского молока и от каши из бутылочки, начал парень лицо наедать и в рост пошел. Заулыбался малец.

    А мы тем временем дочитались в  книге «Ребенок и уход за ним», уже до 12 главы: «Приучение к горшку», до раздела «Методы приучения к горшку со второй половины первого года жизни», а затем и на втором году продолжили приучение.
 Так за литературным чтением об опыте американского народа по выращиванию стопроцентных американцев дело дошло до лета.
 
   А летом у нас в Пяндже опять +45 по Цельсию, в тени.
 Со второго года начали мы его каждый год к бабушкам в Россию возить - летать самолетами Аэрофлота.
    Наладили воздушный мост  Пяндж–Душанбе-Москва-Вологда и обратно.
   Туда его весной жена переправляет, а осенью, в след за перелетными птицами, я его с севера на юг через весь Советский Союз к матери доставляю.

   Но доктора Спока забыть не можем.  В воспитании сына и в самообучении этой "умной книги" придерживаемся.
 Как кормить. Как поить.  И как дальше к горшку приучать. И что самим делать, куда бежать.
    Это теперь хорошо. Одели памперс  своему чаду и спите все спокойно.
 А в те годы,ну сами же помните, кто беспамерсное воспитание получал.

    Вот и лето прошло.

 Осень наступила, с деревьев листья облетели, птицы на юг косяками потянулись.
 Алешка в деревне тоже всё чаще на небо стал заглядывается. Увидит самолет и повторяет за бабушкой: - "Там папа, папа?"

   Да бабушки и сами уже ждут не дождутся,когда за ним приеду.
 
 Приехал, погостил немного и в дальнюю дорогу собираться начали.
    Откуда не возьмись вещей всяких целый чемодан, да ещё сумка с едой, питьем и горшком,конечно.
    До Москвы мне в этот раз провожатого назначили: свояка-офицера милиции.
 С ним–то я легко добрался до центрального московского аэровокзала. Сдали этот чертов чемодан угловатый в камеру хранения.
 В руках осталась только сумка и Алешка,как юла вертится.
Если только отпустишь его руку, всё: поминай как звали. Лови его потом по всему безразмерному вокзалу.
    В этот момент, когда наш провожатый вознамерился с нами распрощаться, Алешке аккурат подошло время  сходить по большой нужде.
   Кто бывал на московском центральном аэровокзале тот знает, что туалеты внизу размещаются.
 Спускаемся мы всей нашей делегацией  к туалетам, а Алёшка как услышал шум водопадов  из сливных бачков в унитазы, зловещим эхом разносящимся по всему подвальному помещению, развернулся и бегом назад.
 На промежуточной площадке, где расположился сапожник, мы настигли его. Вот тут-то он и решил разместиться по своему неотложному делу.
 Начал сам деловито вытаскивать горшок из сумки со словами: - "ка-пи, ка-пи." ( то есть и то, и другое в одно место).
  Взорам нескончаемого потока толпы; кому по нужде, кому к камерам хранения, предстала картина: в углу сидит сапожник кому-то штиблеты лакирует; рядом с сапожником на горшке расселся и пыжится «мужичек-два вершка от горшка»;справа и слева от этого "горшочника", присев на корточки, отслеживают процесс два офицера разных родов войск.
   Над всей этой  компанией во всю стену красовалс рекламный щит, на котором  изображен взлетающий в синее небо авиалайнер и вся в голубом, «стройная как ТУ», стюардесса,которая, белозубо улыбаясь, приглашает всех: «Летайте самолетами аэрофлота». Соединяя мысленно эту рекламу и потуги моего парня на горшке, получалась  картина с натуры "В ожидании чуда"

   Когда мой свояк с чувством исполненного долга попрощался и с легкостью в душе отбыл на Ярославский вокзал, я на своей шкуре прочувствовал, что далеко не обо всем написал этот самый Бенджамин Спок в своей популярной книге.
 Там ни слова не было сказано,как перевозить пассажиров в возрасте до двух лет самолетами Аэрофлота.
    Наш самолет должен был подняться на крыло где-то  в полдень, но  постоянные объявления о задержке рейсов в сторону Сибири и Дальнего Востока настораживали меня своей предсказуемостью.
     Количество пассажиров в аэровокзале увеличивалось ежеминутно.
 Я не мог ни на минуту оставить свое место. Алексею уже было самое время  поспать, но при таком столпотворении нельзя даже помыслить чтобы пристроить его в горизонтальное положение.
    Включился динамик и диктор обворожительным голосом  объявила, что  вылет до Душанбе задерживается по техническим условиям до 18 часов вечера.
 
 Ну и что я должен теперь делать «товарищ Бенджамин из США»?
      На вокзале народу много, а я-то один отец с ребенком на руках.
 Поели мы с Лёхой бабушкиных подорожников, чаю холодного, но сладкого, выпили.
     Тут у моего Алешеньки опять сверло в попе. Приспичило  ему на «улку гулей" посмотреть.
   Только встали, на наше место сразу трое с кавказской стороны с баулами и коврами пол-зала заняли.
 Пять минут только погуляли,а Алеша назад в вокзал меня тянет.

     Вижу на колонне вокзала картоночку неприметную: «Комната матери и ребенка  находится на втором этаже".
    Ну, думаю, сейчас-то мы с тобой сынок устроимся. Поднялись на второй этаж, зашли в помещение, которое занимает площадь в половину аэровокзала.
 Кровати рядами стоят от стены до стены. Дети и матери детские там отдыхают.
   Пап не наблюдается.
     Подходит к нам служащая в белом халате и спрашивает:- "Что Вам тут надо?"

     Я ей тоже в тон,:
   - Да, нам бы отдохнуть тут у вас,сыну поспать,а мне отлучиться на пять-десять минут …хочется уже.
    - Пап не берем, видите сами, здесь только матери, -  с металлом в голосе отчеканила женщина в белом.
    Потом, подумала недолго, посмотрела документы, билеты, опомнилась и уже с испугом в голосе, почти услужливо, молвит:

    - Мальчика возьмем, а вы погуляйте, можете не беспокоится за него.

     "Легко сказать не беспокойтесь." - подумал я,пребывая в постоянном напряжении и волнении за его перевозку до Душанбе в целости и сохранности.
     Снимаю с Алеши пальто и говорю ему,:
  -  Сынок, ты сейчас поспи, а я погуляю здесь и скоро приду за тобой.
    Что он понял я не знаю, но когда Алексей увидел,что передаю его пальто женщине, он глянул на меня также зло, как и при рождении, заплакал и с криком :  - Дай «то», моё «то». ( т. е. пальто)

     Выхватил свое пальто и за мной. Вот так мы "отдохнули" в комнате матери и ребенка.
     Продолжаем ходить по аэровокзалу туда-сюда и обратно. Мест присесть совсем нет.
 Совести у пассажирского люда тоже не видать. Каждый  сам себя убеждает: - "Кто меня тут знает. Я дома совестливый буду, а на работе вообще душой коллектива и услуга начальству своему."
 Все своим сонно-дремлющим видом изображают,что окончательно из сил выбились.
    Увидели нас две тетеньки, чемоданы свои неподъемные и авоськи с колбасами сторожат, расчувствовались, раздвинулись.  Пристроили между собой Алешку. Пока они с ним разговоры разговаривали, колбасой угощали, я отлучился на три минуты.
 Бегом возвращаюсь, а мой архаровец уже из рук у них рвется, орёт и меня искать рвется.
  На улице уже совсем темно стало.
   Наконец-то,около 19 часов объявили, что  начинается посадка в экспресс на рейс Домодедово-Душанбе.  Как гора с плеч. Мигом в автобус погрузились. Ух-х-х,ты. Поехали сынок.

 Да, тяжек труд матери по уходу за ребенком, особенно, когда рядом нет ни бабушки ,ни мужа,ни няни,а "доктор Спок" не мычит,не телится.
Каких–то  удобств наш Аэрофлот для размещения  детей в самолете не предлагал. Были лишь две люлечки для грудничков и всё.
 С каким облегчением я плюхнулся на свое место в самолете. Всё тело было свинцовым.
      Тут и взлетать начали собираться.
 Ремни позастегивали, конфетки «барбариски» раздавать стали.
 Алешка сразу три штуки ухватил, но ему видать мало показалось.
 Он,как ужик, соскользнул с моих коленей и молнией метнулся  догонять стюардессу. Настиг он её в служебном помещении.
Я  не успел ещё отстегнуть привязной ремень как услышал грохот.
 Как выяснилось, мой Алексей проворно заскочил  в служебку и из-за спины стюардессы потянул на себя поднос с конфетами.
 Весь поднос рухнул на его лысую голову и завалил его конфетами.
     По салону  прокатился одобрительны веселый гул. Исстрадавшимся за день пассажирам нужна была разрядка.Он им её сделал.
   Стюардесса начала ухаживать за Алешей, заулыбалась ему "мисс" обворожительно и даже мне. Более того, она щедро отсыпала ему  в гигиенический пакет этих самых «барбарисок».
   Возвращаясь на свое место, Алексей принимал в свой адрес поощрительные улыбки пассажиров. 
   Я же спинным мозгом предчувствовал, что приключения Алеши в самолете этим не закончатся.
   Дело в том, что через один ряд кресел от нас сидели молодые люди, а  у одного из них на плече сидела маленькая юркая мартышка. Увидев Алешку, а он был в сером шерстяном свитере  грубой деревенской вязки, она  потянулась  к нему как к родному соплеменнику.
   Прошел час-полтора после взлета. 
    Всех покормили чем Аэрофлот послал. А Аэрофлот в этот раз послал: маслице, булочку, сырок, сок томатный и холодное куриное крылышко с ложечкой рисовых зернышек.
   И что характерно, всем пассажирам выдали только крылышки. И куда тушки куриные в аэрофлотовском рационе пропадают никому до сих пор неведомо?

    После такого "обильного" ужина весь люд, может быть от сытости или от усталости, впал в спячку. Но в сонное состояние погрузились не все.
    Пока я находился в полном отрубе, мой Алеша в полную волю безнадзорно чавкал конфетками, но потом решил поделиться ими с любопытной мартышкой.
А та только и ждала, чем бы и с кем бы позабавиться.
 Она живо повелась на Алешкино предложение и, желая завладеть протянутой ей конфетой, дернулась, вырвала ремешок из рук потерявшего бдительность хозяина и прыгнула, но в прыжке ненамеренно стащила с головы пассажирки бальзаковского возраста, модный в те времена, парик.
 
     Мама дорогая!!!  Что тут началось. Дама в крик.Метнулась ловить мартышку и отбирать у неё свой парик.
     Кто мартышка и кто та дама? Дама своей не диетической фигурой намертво заклинила проход.

 Парень-хозяин тщетно пытался поймать проказницу, но куда там.
 Мартышка всего-то с рукавицу. Вон она уже в другом конце салона, попробуй поймай.
Алешка забыл обо всем на свете, хохочет, валяется у меня в ногах и продолжает манить мартышку конфетой.
 Обезьянка обрадовалась неожиданной добыче, на конфету уже ноль внимания, парик треплет, вот-вот одевать его начнет. Все пассажиры  захлебнулись в гомерическом хохоте.
  На этот гвалт из кабины пилотов  вышел один их членов экипажа, но, увидев картину групповой  погони за обезьянкой, смеясь пошел докладывать командиру корабля о происшествии на борту.
   Экипаж самолета в полном составе через проем открытой двери  заинтересованно  наблюдал за процессом отлова мартышки. Самолет в это время летел на автопилоте, то есть, куда хотел.
 Минут через пять возмутительницу спокойствия все-таки изловили с помощью какой-то большой сетки. С боем отобрали  у неё  парик и  торжественно вернули хозяйке.
    После тщательного осмотра парика дама нахлобучила его на голову, но потом предусмотрительно сняла и куда-то спрятала.
    Если вы думаете, что на этом  приключения "младшего Жгутёныша"в полете закончились, то глубоко заблуждаетесь, дорогие мои читатели.
 Когда самолет выполнил посадку в аэропорту города Душанбе уже брезжил рассвет.
    По методу доктора Спока о приучении к горшку ребёнка на втором году жизни, и имея ввиду трехчасовую разницу по времени, Алексею было самое время «ка-пи,ка-ка-пи».
 О чём он во всеуслышание объявил мне и окружающей нас публике.
Мне стало очень не ловко так как весь народ уже повскакивал со своих мест. Большинство пассажиров уже стаскивали с полок увесистую ручную кладь. Вся пассажирская рать привела себя в полную боевую готовность: стремительным броском  метнуться с корабля на встречу со своим багажом и родными. Однако,в этой ситуации я был обречен выполнить хотение сына.
     Алексей сам вытащил свой горшок, уселся в средине прохода и закряхтел, обворожительно вглядываясь в лица утомленных пассажиров.
    Кто-то начал возмущаться, выяснять в чем дело, но один толстый пассажир с высоты своего роста, громогласно объявил на весь салон:
  - Подождите, товарищи, имейте же совесть,тут мужик се.ет.
    Салон авиалайнера ещё раз содрогнулся от оглушительного хохота.
Алексей с невозмутимым видом закончил свой сеанс "по доктору Бенджамину Споку."

    Мы оделись. На него одел пальто,на себя шинель и пошли на выход.
Спускаемся по трапу. Одной рукой я держу Алексея и сумку, а в другой горшок с Алешкиными отходами жизнедеятельности. Жена нас встретила поцелуями и приняла горшок из рук в руки,как дар божий.
     Когда получали свой  багаж,пассажиры весело прощались с нами.

     Товарищи! Летайте самолетами Аэрофлота и следуйте советам доктора Спока.
 Уверяю вас, вы  только тогда оцените всю радость  жизни, когда спуститесь по трапу на родную землю.
 


            ПОСЛЕСЛОВИЕ



«Словно ветер в степи, словно в речке вода,
 День прошел - и назад не придет никогда. …»

Омар Хайям.

 
       С тех пор пролетело много лет. За это время  произошло немало событий: вселенского масштаба; с Великой страной СССР; с вами и с нами.  Алешка вырос, стал уважаемым человеком и отцом. Мы постарели, но в душе остались такими же.  Живы пока. И это уже много.
   В последние годы моего сына  какая-то неодолимая сила  манила в Пяндж, туда, где он родился. Таджикистан, как вы наслышаны или знаете, и сегодня не самое спокойное место на планете.
    Но вот, в сентябре 2010 года, он, я и родная его мать собрались  и… улетели в Таджикистан.
   С какими чувствами  каждый из нас  воспринимал сегодняшний городок Пяндж на границе с Афганистаном - это нужно самим видеть и  прочувствовать всё, что произошло с пограничным городком.
    Алексей был вывезен из Пянджа  в возрасте менее года и знал о нем только по многочисленным черно-белым фотографиям и нашим рассказам. Но, удивительно, он всё там узнавал будто бы видел раньше эти места на яву.
  Подошли к дому, в котором мы жили. Всё так,но совсем не так.
Та же граница рядом, но совсем не та.
    Подходим к больнице, где родился Алексей, где работала моя жена и его мать, а  там вместо больницы большая воронка. Нет, не от старости её снесли.
 Она была разрушена бомбами, когда шла гражданская война в Таджикистане.

    Но как бы то ни было, это был наш Пяндж: Пяндж со слезами на глазах и  памятью о былых днях нашей молодости; о днях,когда мы жили "по доктору Споку".
    Я ходил по Пянджу, а в душе и сердце слезилась песня  Александра Малинина «Берега»:

   «…А на том берегу, мой костер не погас
   А на том берегу, было все в первый раз...   
   
   ...Берега, берега, берег этот и тот,
   Между ними река - моей жизни
   Между ними река, моей жизни течет,…»


  Там, в Пяндже, мне стал ещё глубже понятен смысл  слов, написанных П. Куэльо в произведении «Махтуб»: «В тот самый миг, когда я нашел верные ответы, переменились все вопросы...»   Наперекор всему, но не судьбе, давайте жить и улыбаться.