Как составить свою родословную

Вадим Прохоркин
         
      
                Говори мне, мама, говори!
                Жизнь свою рассказывай подробней,
                Всю судьбу сначала повтори,
                Не спеши, я сяду поудобней!

                Из стихотворения Бэлы Иордан "Моя родословная"*.            
 
               

          Стихотворение очень убедительное, побуждающее к действию.
         
          Каждый из нас, уверен, хотел бы знать историю своей семьи, своего рода. Однако не каждый находит время и силы, чтобы однажды придти к маме со словами:  «Говори мне, мама, говори! Жизнь свою рассказывай подробней…», не каждый готов заняться кропотливой и непростой работой – поиском своих корней.Потому-то многие и живут в беспамятстве, ничего не зная не только о своих дедах, но даже и об отцах.
               
                Как это ни печально, я не знаю
                Ни прадеда, ни деда своего.
                Меж нами связь нарушена сквозная,
                Само собой оборвалось родство.

          Это отрывок из стихотворения  поэта Павла  Антакольского «Как это ни печально», написанного им в 1963 году. Но Антакольский жил в другое время и у него другая судьба.  А нам, живущим в XXI столетии стыдно не знать своих корней.

          Артем Кресин – один из читателей моей статьи «О родословной», размещенной на сайте  Проза.ру, откликнулся на неё следующим умозаключением:

«Необходимость памяти о своих предках, люди начинают понимать только в зрелом возрасте. Молодому кажется, что мир начался с его рождения. У молодости свои задачи - нужно выбирать стезю жизни, нужно строить семью, нужно приобретать профессию и т.д. И зачастую бывает, когда пришла мудрость и появился интерес к предкам, уже спросить некого. Поэтому эта задача ложится на плечи стариков, у них время есть, у них обзор жизни большой. И не надо обижаться на молодых, которые к этим воспоминаниям не проявляют интереса. Их время еще не пришло. И мы, несмотря ни на что, должны дать им эту информацию, чтобы, когда у них пробудится интерес, были бы наши воспоминания. И главное, они возьмут пример с нас и опишут историю своей жизни. И так далее возникнут семейные летописи»

          Артем Кресин, несомненно, прав. Если молодым сейчас не до родословной, то это дело должно  взять в свои руки старшее поколение. Главное – не упустить время.  К намерению составить свою родословную я, к примеру, пришел очень поздно, когда хранители семейных тайн и легенд, к числу которых, в первую очередь, следует отнести бабушек и дедушек, ушли в мир иной. И всё же свою родословную я написал, хотя в ней, по указанной выше причине, осталось много белых пятен, в чём винить должен только себя. Хотелось бы предостеречь об этом и своих читателей - спешите, не упустите время, чтобы потом не пожалеть.

          Свои мысли о поиске семейных корней я изложил в упомянутой выше статье «О родословной», которая с интересом была встречена читателями Проза,ру. Один из них (Евгений Григоренко) прислал мне просьбу-предложение опубликовать на сайте статью о своём опыте  работы над  родословной: с чего я начинал и с какими трудностями сталкивался. Свою просьбу он объяснил тем, что многие хотели бы написать свою родословную, но пугаются браться за это  не знакомое им дело, не знают с чего и как начать.

          Вначале эта просьба показалась мне пустячной,  а мой опыт - не заслуживающий внимания. Однако, поразмыслив, пришел к выводу, что я, посвятивший работе над родословной не один год,  действительно, могу кому-то помочь своим опытом.

          Итак, что же можно посоветовать тем, кто решится на этот подвиг - составление своей родословной?

          I. Начинать следует с тщательного и дотошного опроса своих родственников, и прежде всего, из числа старшего поколения – дедушек и бабушек, которые могут многое рассказать и о себе, и о своих корнях.  В следующую очередь надо опросить своих родителей, конечно, и других родственников. Они также могут рассказать много интересного. При опросе нельзя пренебрегать ни одной мелочью, которая впоследствии может оказаться очень важной деталью. Знаю об этом по своему опыту.

          2. Следующий шаг - изучение семейного архива: личных документов членов семьи, трудовых книжек, удостоверений о наградах, грамот, различных справок и свидетельств, фотографий, писем и т.д.

          3. Закончив опрос родственников и изучение семейного архива, надо составить план дальнейших действий с вопросником, включающем  перечень сведений,  которые  следует искать в других источниках, а именно: в архивах,   предприятиях, учреждениях и организациях,  других местах, а также в Интернете.

          4. Что касается архивов, то их существует великое множество: государственные архивы, архивы регионального уровня, ведомственные архивы, областные архивы, архивы ЗАГСа и др.  Их названия и адреса можно найти в Интернете.

          В архивах хранятся самые различные документы, так что объем тех сведений, которые там можно обнаружить, трудно представить, и перечислять их здесь просто нет смысла. Но самыми важными источниками информации о родственниках старшего поколения являются хранящиеся в архивах метрические книги, ревизские сказки и исповедальные ведомости.

          5. Метрические книги велись в церковных приходах до 1918 года, а в некоторых районах - до 1921 года (затем регистрация актов гражданского состояния была передана в ЗАГСы местных органов исполнительной власти).
         
          Помимо церковных метрических книг были еще метрические книги военного ведомства, придворного ведомства и метрические книги других вероисповеданий. 

          Каждая метрическая книга состояла из трех частей, содержащих сведения:

1-я часть о рождении: дата рождения и крещения, имя и фамилия, место жительства и вероисповедание родителей и восприемников (крестных родителей), законность  и незаконность рождения;

2-я часть о браке: имя, фамилия, место жительства, национальность, вероисповедание жениха и невесты, в каком возрасте вступают в брак, дата венчания, фамилии и имена поручителей (свидетелей);

3-я часть о смерти: имя, фамилия, место жительства, возраст умершего, дата и причина смерти, место захоронения.

          Следует учесть, что метрические книги представляют регистрацию церковных обрядов, а не самого факта рождения, брака или смерти.
          Не все книги  сохранились в архивах, наибольшие их потери, впрочем, как и других архивных материалов, отмечаются в областях, подвергшихся оккупации в годы ВОВ.


          6. Ревизские сказки (подушные переписи) – документы, отражающие результаты проведения ревизий податного населения Российской империи в XVIII — 1-й половине XIX вв., проводившихся с целью подушного налогового обложения населения и учета лиц мужского пола, несших рекрутскую повинность.

          Ревизские сказки являлись поимёнными списками населения, в том числе крестьян и дворовых, принадлежавших помещикам; в списках указывались имя, отчество и фамилия владельца двора, его возраст, имя и отчество членов семьи с указанием возраста и отношения к главе семьи. В ревизские сказки (кроме 1, 2 и 6 ревизий) включались лица мужского и женского пола, но в сводных таблицах женский пол никогда не фигурировал.

          В архивах России, Украины, Белоруссии хранятся материалы ревизий за 1797, 1811, 1816, 1835, 1856, 1858 годы.

          8. Исповедальные (исповедные) ведомости  - это поимённый реестр парафинян церкви (членов церковного прихода), которые исповедовались у священника.

          При составлении ведомости использовался подворовый принцип учёта. Записывались фамилия и имя парафиянина и членов его семьи с указанием возраста и сословия (крестьяне, мещане, дворяне). Если парафиянин не был на исповеди долгое время, указывались причины его отсутствия - переселение, служба в армии и т.п.

          8. Некоторую нужную информацию можно найти в библиотеках, прежде всего в справочной литературе.

          9. Наконец, источником информации самого различного характера является Интернет.

          Успех работы по составлению родословной, её полнота и объективность будет зависеть от той настойчивости и скрупулезности, с которыми эта работа будет осуществляться.

          Родословная не должна ограничиваться только построением генеалогического дерева с сухим перечнем родственников и их данных.

          Так, о жизни родителей и  других близких родственниках, жизнь которых проходила на ваших глазах и которых имелась возможность опросить, можно написать более подробно. А составлять описание жизни тех, кто уже умер, а также описание жизни более далеких предках, можно как по рассказам бабушек и дедушек, так и на основании результатов архивных поисков.

          Родословную можно «украсить» различными дополнениями. Поясню на примере работы над составлением своей родословной.

          Так, моя бабушка по материнской линии Клавдия Сергеевна Дьяконова, родившаяся в 1878 году, была коренной калужанкой.  И я включил в родословную сведения о старой Калуге, почерпнутые мною как из словаря Брокгауза и Эфрона, так  и  из других источников.

          Отец моей бабушки Гречишников Сергей Алексеевич являлся отставным унтер-офицером 107 Троицкого пехотного полка и был награжденный медалью «За усердие». Из Российского государственного военно-исторического архива в ответ на мой запрос сообщили, что в 1863 году из нескольких батальонов Костромского пехотного полка был сформирован двухбатальонный Костромской резервный полк, в том же году переформированный в трехбатальонный и названный 107 Троицким пехотным. Дислоцировался полк в г. Вильна Виленского военного округа.  Что касается медали «За усердие», то через знакомого фалериста я выяснил, когда она была учреждена и кого и за что ею награждали. Сведения о полке и медали я тоже поместил в свою родословную.

          Дед по материнской линии Дьяконов Николай Николаевич, согласно его личного дела, обнаруженного в архиве, получил профессию счетовода и до призыва на военную службу в конце 90-х годов XIX столетия, занимал должность счетовода в одной из бухгалтерий Акционерного общества Мальцовских заводов. Из энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона и из других источников я выяснил, что Мальцовы были известны в России  с конца XVIII столетия как крупные заводчики и землевладельцы. На их заводах впервые в России производились паровозы и подвижной состав для российских железных дорог, а также рельсы, пароходы, винтовые двигатели и др. Конечно, эти сведения я тоже включил в родословную.

          А отец деда, тоже Николай Николаевич Дьяконов, был родом из Жиздринского уезда Калужской губернии.  Жиздринский уезд в своих произведениях воспел И.С. Тургенев («Охотничьи рассказы»). С уездом Тургенев был связан своим увлечением охотой, но и не только этим. Тургенев являлся Жиздринским помещиком: в наследство от матери ему достались в уезде семь деревень, в одной из которых – в Грибовке – находился барский дом. Конечно, я не мог не украсить родословную и этими сведениями.

          Наконец, я поместил  в родословную  историю происхождения своей фамилии. Моего прапрадеда, крепостного калужской дворянки Ключаревой, звали Прохор, но в быту его, как и всех холопов, именовали уничижительно Прохоркой, вот от Прохорки и пошли Прохоркины дети.

          Здесь я привел всего лишь несколько примеров, в тексте моей родословной таких отступлений  значительно больше.

          Украсят родословную и фотографии. В нашей семье сохранились фотографии бабушек, дедушек и других родственников, сделанные в конце XIX и начале  XX веков. Сканы с этих фотографий я поместил в текст родословной. Разместил и сканы со старинных открыток с видами Калуги: Свято-Георгиевской церкви, в которой венчались мои дедушка с бабушкой, Шалаевской гимназии, разрушенной бомбой в годы войны, в которой училась моя мама,  здания управления Сызрано-Вяземкой железной дороги, в которой  в службе движения работал счетоводом мой дед и др.

          Работая над родословной, я посетил несколько архивов в Калуге и Москве, в другие архивы посылал запросы. Надо отметить, что отношение к моим просьбам было доброжелательным и никакой денежной оплаты за услуги с меня не требовали. Возможно, что теперь  услуги архивов стали платными, но это не должно стать препятствием для работы над родословной.

          Если мои советы, хотя бы в малой степени, помогут кому-то из читателей в работе над составлением родословной,  буду считать, что я свою миссию выполнил.  Уверен, что тем читателям, кто успешно справится с этой работой, их потомки будут благодарны. А если молодое поколение, повзрослев, продолжит это благородное дело, и цепочка не прервется, то будет создана та семейная летопись, о которой упомянул  Артем Кресин.

          Заключить хочу последним четверостишием из стихотворения "Моя родословная", упомянутого мною  в начале этой статьи:

                Помнить всё и знать родной свой род
                Я считаю, что обязан каждый,
                Может это приведёт народ
                В век неравнодушия однажды!*)


Житомир.
1 августа 2012 года.

 *) Полностью стихотворение Бэлы Иордан "Моя родословная" см. в Интернете

См.также - http://www.proza.ru/2011/09/28/464