поэтому и нужен ПОСТоянным - Источник жизни

Должник
и, чтобы помнить нам День сей..
**220413**
Всего в сорока милях от шумного делового Нью-Йорка, рядом с  городком Нануэт, расположился Ново-Дивеевский женский монастырь – обитель, известная всей православной Америке. Здесь находится подлинный портрет-икона преподобного Серафима Саровского, написанный при его жизни. Он изображен глубоким старцем, опирающимся одной рукой на посох, в другой держит четки, с ясным ликом и незабываемыми живыми глазами. Люди, видевшие этот образ, говорят, что взгляд батюшки Серафима проникает прямо в душу, освещая все ее потаенные уголки.
Никого не оставят равнодушным доброта и тепло, исходящие от него. Чуть сгорбленный под тяжестью прожитых лет, немалых забот и молитв, взирает старец на наших современников, православных братьев по ту сторону океана.
В дни прославления преподобного Серафима Саровского в Дивеевской обители перед этим ликом вместе со своей семьей молился последний российский император. В годы разорения Дивеевской обители образ был перевезен в Киев, сначала в Набережно-Никольскую церковь, а затем в Покровский храм на Подоле.
В 1943 году святыня чудесным образом была спасена и вывезена в город Лодзь, а затем передана протоиерею Адриану (Рымаренко), настоятелю Берлинского Кафедрального Воскресенского со-бора, и таким образом оказалась в Берлине. Здесь во время страшных бомбежек произошло еще одно чудесное спасение образа святого. Как-то после ночных налетов прихожане, вернувшись из убежища, увидели, что зажигательная бомба, пробив купол, упала в придел, где находилась святыня.
Плащаница и лежавший на ней образ горели вместе с находящимися рядом иконами святых Гурия, Само-на и Авива. Пожар быстро потушили, и верующие увидели, что ни плащаница, ни образ преподобного Серафима не пострадали от пламени, хотя все вокруг сгорело. Радости верующих не было конца.
 
Основатель Ново-Дивеевского монастыря в Америке отец Адриан был учеником последних двух оптинских старцев – Анатолия-младшего и Нектария.
В 1930 году отец Адриан попал в тюрьму. Его паства молилась день и ночь. Когда батюшку вызвали на допрос к следователю, от которого никто живым не возвращался, самого следователя арестовали
И чудо свершилось!
К завершению войны отец Адриан со своей паствой перебрался в Америку, вместе с ним перекочевал туда и чудесный образ. Жизнь в Новом Свете складывалась крайне сложно. Не было денег, отсутствовало помещение для проведения служб, негде было жить, и только горячие молитвы перед образом преподобного Серафима давали надежду, что все устроится. И чудо свершилось.
 
В городке Спринг-Вэлли за небольшую сумму продавалась пустующая усадьба одного католического монастыря. Продавали ее с условием сохранения святости этого места будущими владельцами. Православная обитель на месте монастыря вполне удовлетворяла требованиям католиков, но у православных не было даже той небольшой суммы, которая была необходима для покупки. И снова не остались неуслышанными молитвы братьев и сестер. Половину суммы пожертвовал К.Н. Малеев, одинокий человек, нуждающийся в уходе, долго живший в Америке и нашедший приют в монастыре. Другую половину ссудил банк. Так, с Божией помощью, неустанными молитвами отца Адриана и верующих в начале 50-х годов обитель обрела собственную землю, и началось строительство Ново-Дивеевского монастыря.
 От прошлых владельцев осталась католическая церковь, переделанная в православную и названная в честь Успения Пресвятой Богородицы, здесь совершались первые богослужения. Уже через несколько лет эта церковь не вмещала всех верующих. И тогда решено было строить новый храм – во имя преподобного Серафима Саровского.
Наибольший расцвет обители пришелся на 70-е годы. В это время монахинь и послушниц здесь насчитывалось около 50 человек. Разные пути приводили сестер в Ново-Дивеевский монастырь, многие приехали из Китая, в том числе и нынешняя игумения Ирина.
               
             Обитель в наши дни
     Несмотря на то что число сестер сейчас уменьшилось до десяти, монастырь продолжает оставаться важ-ным духовным центром православной Америки. Как всегда, здесь проводятся богослужения, действует дом для престарелых, принимают большое количество паломников. Посетив обитель сегодня, можно помолиться перед тем самым чудотворным образом преподобного в храме Успения Пресвятой Богородицы.
В храме Серафима Саровского находится Владимирская икона Божией Матери из Оптиной пустыни – дар преподобных оптинских старцев Анатолия и Нектария Киеву, а также крест из Ипатьевского дома в Екатеринбурге, где была убита царская семья.

***
У преподобного старца Серафима по Промыслу Божьему оказались в одной дате – 19 июля (1 августа нового стиля) – день рождения, день обретения мощей и прославления в 1903 году, и день второго прославления после второго обретения мощей в 1991 году.

Святые мощи преподобного Серафима обретались дважды: в 1903 году и в 1991 году в Казанском соборе, тогда – музее религии и атеизма Петербурга. 1 августа 1991 года состоялось второе всенародное прославление преподобного Серафима, которое стало переломным моментом, ознаменовавшим начало возрождения Церкви в России.

Не грозным огненным серафимом, но кротким старцем, с надеждой и утешением приходит к нам, недостойным, теплый заступник наш, батюшка Серафим, победивший незлобием своим духа злобы. Православный народ верит, что по его святым молитвам земное отечество наше навсегда останется православным, и исполнится его пророчество о спасении России: "Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе".

Преподобный Серафим Саровский, в миру Прохор, родился 19 июля 1759 года (по другим источникам – в 1754 г.) в городе Курске в благочестивой купеческой семье. Вся его жизнь отмечена знамениями милости Божией.

Когда в детстве мать взяла его с собой на строительство храма, и он упал с колокольни, Господь сохранил его невредимым. Во время болезни отрока Божия Матерь в сонном видении обещала матери исцелить его.

Вскоре вблизи их дома с крестным ходом несли Курскую Коренную икону "Знамения" Пресвятой Богородицы, мать вынесла больного, он приложился к иконе и после этого быстро поправился. В семнадцать лет юноша уже твердо решил оставить мир, и мать благословила его на монашеский подвиг своим медным крестом, с которым преподобный не расставался до конца жизни.

18 августа 1786 года послушник принял иноческий постриг с именем Серафим ("пламенный") и в декабре 1787 года был посвящен в сан иеродиакона. Уже в то время молодой подвижник удостоился при богослужениях лицезреть святых Ангелов и Самого Господа нашего Иисуса Христа, грядущего по воздуху в окружении Небесных Сил.

В 1793 году святой Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и положил начало подвигу пустынножительства и уединенной молитвы в лесной келье, на берегу реки Саровки.

Диавол усугубил брань против подвижника, и преподобный возложил на себя подвиг столпничества. Тысячу дней и ночей он с воздетыми руками молился на камне: "Боже, милостив буди мне, грешному". Бессильный духовно низложить подвижника, диавол наслал на преподобного разбойников, нанесших ему смертельные раны, но явилась Матерь Божия и в третий раз исцелила его.

По выздоровлении преподобный Серафим три года подвизался подвигом безмолвия, а в 1810 году, после 15-летнего пребывания в пустыни, затворился в монастырской келье.

За любовь к Богу, смирение и подвиги преподобный Серафим сподобился духовных даров прозорливости и чудотворения. 25 ноября 1825 года Матерь Божия со святителями Климентом Римским и Петром Александрийским явилась подвижнику и разрешила окончить затвор.

Преподобный старец стал принимать приходящих к нему за благословением, советом и духовным утешением, с любовью называя всех: "Радость моя, сокровище мое".

Всех обращающихся к нему преподобный убеждал стоять за непоколебимость веры, объяснял, в чем состоит чистота Православия. Многих раскольников он убедил оставить заблуждения и присоединиться к Церкви. Учительное слово преподобный обильно подкреплял пророчествами, исцелениями и чудотворениями.

Многие воины, получившие благословение от преподобного Серафима, засвидетельствовали, что по его молитвам остались невредимы на поле боя. Преподобный Серафим опекал и руководил сестер Дивеевской обители и, по указанию Матери Божией, основал для девиц отдельную Серафимо-Дивеевскую мельничную общину.

Царица Небесная заранее возвестила подвижнику о его кончине, и 2 января 1833 года преподобный Серафим предал душу Господу, во время коленопреклоненной молитвы пред иконой Богоматери.

Впервые преподобный Серафим Саровский был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых летом 1903 года при деятельном участии и даже по настоянию царя Николая II. После блаженной кончины старца в 1833 году память о нем бережно сохранялась в верующем народе.

Безыскусные рассказы и предания о его жизни и духовных подвигах сохранили для нас сестры Дивеевской обители, "сироты батюшки Серафима", а также пламенный его почитатель – "служка Божией Матери и Серафимов" Н.А. Мотовилов, записавший беседу с великим старцем о стяжании Святого Духа как главной цели христианской жизни.

Прославлению батюшки Серафима послужил и архимандрит, впоследствии митрополит, Серафим (Чичагов), в конце XIX столетия еще блестящий гвардейский полковник Леонид Чичагов, который составил знаменитую "Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря", преподнесенную им Государю Николаю Александровичу.

В годину страшных испытаний, предсказанную святым старцем, митрополит Серафим принял мученическую кончину от рук богоборцев, и сам был прославлен Русской Церковью в лике святых.

На докладе Святейшего Синода с решением о прославлении Государь Император начертал: "Прочел с чувством истинной радости и глубокого умиления". Весь русский народ во главе с Государем желал и ждал прославления святого угодника Божия, и 19 июля 1903 года оно состоялось – в присутствии Царской Семьи, при огромном стечении народа.

***
«Кто я, убогий, чтобы писать с меня вид мой? – говорил преподобный Серафим. – Изображают лики Божии и святых, а мы – люди грешные». И лишь снисходя к усердию почитателей разрешил написать с себя несколько изображений. К их числу и принадлежит замечательный образ саровского старца, на котором он изображен во весь рост на склоне лет согбенным старцем, одетым в полумантию, в куколе, и подпоясанным белым полотенцем. Правой рукой преподобный опирается на посох, в левой держит четки.

Много видел на своем веку этот образ: и унижение сирот Серафимовых, и нестроения в Дивеевской обители. В дни прославления угодника Божия пред этим образом горячо молилась царская семья. Когда же пришел час испить чашу страданий благодатному Дивееву, глубоко чтимую святыню, по промыслу Божию, решено было передать на хранение одному из духовных лиц, бывавших в Сарове и Дивееве и особенно почитавших преподобного.

Были написаны билетики с именами более чем ста священнослужителей. После молитв трижды вынимался жребий и трижды он падал на город Киев. Воля Божия была ясна: преподобный Серафим уходил в тот город, откуда некогда положил начало своего спасения. Там он и находился сначала в Набережно-Никольской церкви, а затем в Покровском храм на Подоле.

  Портрет преподобного Серафима
В сентябре 1943 года немцы издали приказ о всеобщем выселении жителей из города. Сопровождавший коменданта города переводчик как бы случайно зашел в Покровскую церковь и увидел там образ преподобного. Перекрестившись, он решил спасти святыню. Немецкий комендант этому не препятствовал, и образ был доставлен в город Лодзь к родственникам того переводчика, а затем передан эвакуированному из Киева и проживавшему в Берлине протоиерею Адриану Рымаренко. Святыню поместили в берлинском кафедральном Воскресенском соборе, настоятелем которого был отец Адриан.

С образом саровского старца во время пребывания его в соборе связан чудесный случай.

В один из ночных авианалетов на Берлин служители собора, вернувшись из убежища, увидели, что зажигательная бомба, пробив купол собора, упала в левый его предел.

Стоявшая там плащаница и лежавший на ней образ преподобного были охвачены огнем, горела также подставка креста и икона святых Гурия, Самона и Авива.

Пожар быстро потушили и увидели, что пламя не коснулось ни плащаницы, ни образа саровского старца, хотя все вокруг обгорело. Двенадцать часов тлел огонь, но не разгорался. Это было чудо, явленное заступничеством преподобного Серафима Саровского. С тех пор собор уже более не страдал от бомб и пожаров.
Когда по окончании войны поток русских людей хлынул в Америку, с ними прибыла и дивеевская святыня. А в память об уничтоженной большевиками известной русской обители в Америке был создан Успенский женский монастырь «Ново-Дивеево», где и поныне находится прижизненный портрет преподобного Серафима Саровского.

Кажется, время не коснулось лика преподобного. На бледном, изможденном подвигами лице, обрамленном полуседыми волосами и такой же бородой, – изумительно переданные иконописцем голубые глаза старца.

Обитель сию нечасто посещают приезжающие из России. А для живущих за океаном православных – это островок старой Руси, расположенный в живописной местности Спринг Валей, всего-то в часе езды от оживленного Манхэттена. Серафимов остров.
http://www.pravoslavie.ru/put/33568.htm

   Ново-Дивеевская обитель в Америке ведет свое начало с конца 1940-х – начала 1950-х годов, когда из Германии и Австрии сюда прибыли русские эмигранты во главе с протопресвитером Адрианом Рымаренко.

Они остановились в графстве Рокланд. Без средств, без знания английского языка, без постоянной помощи началась их жизнь в Новом Свете. Но было у них одно общее желание – свободно исповедовать Бога, благодарить за скорби, которых все они хватили с лихвой, за радость обретенной свободы, которую дала им незнакомая и многими так до конца не познанная и не понятая страна. Но где бы ни селились русские, первым делом они строили храм. Мечта отца Адриана простиралась дальше – построить не только храм, но монастырь с православным кладбищем, домом для престарелых и госпиталем.

Принял их доктор Пьер Бернар из Верхнего Наяка. Это был богатый человек, который в качестве развлечения держал слона. Слон околел, и его стоявшее без надобности стойло русская община первое время стала использовать для совместной молитвы. В огромном слоновьем «доме» предполагалось устроить и монашеские кельи.

Из картона был сделан иконостас. На стене висела один единственный большой образ – портрет преподобного Серафима. В таких условиях совершались богослужения и даже пел хор. Весь капитал монастыря на тот момент составлял… 50 центов.

Мало кто из русских эмигрантов тогда знал о создании монастыря, но к отцу Адриану быстро стали стекаться люди. Приезжали из Наяка, Нью-Йорка: одни, чтобы помочь на стройке, другие жертвовали небольшие сбережения, третьи шли за духовной поддержкой.

Первые три насельницы приехали в США из Германии, и стала налаживаться монастырская жизнь. С прибытием русских приход в Наяке увеличился, заработал Очаг помощи «перемещенным лицам», где вновь прибывавшие первое время находили приют.

Но строить монастырскую жизнь без собственного угла было более чем рискованно.

И тут, при полном безденежье, случилось чудо. Монастырь приютил у себя одного долгое время жившего в Америке одинокого верующего человека, нуждавшегося в постоянном уходе, некоего К. Малеева. Узнав об устраивавшемся монастыре, он решил пожить там и из своих отложенных на старость денег пожертвовал обители 5000 долларов.
И тут снова свершается чудо. Неожиданно в соседнем городке Спринг Валлей обнаружилась несколько лет пустовавшая усадьба католического монастыря. Причем католики готовы были отдать ее за минимальную сумму – 30 000 долларов, но только с условием, что покупатель ничего не создаст на приобретенном участке такого, что нарушило бы святость бывшего монастыря. Православная женская обитель вполне отвечала требованиям продавцов.

Место было найдено, но даже такую скромную сумму на покупку усадьбы и постройку церкви найти было нелегко. И вот на улицах Нью-Йорка появился православный священник в рясе, с крестом на груди, с бородой и длинными волосами. Американцы смотрели на него с изумлением и уважением. Ходил он с переводчиком – князем Дмитрием Владимировичем Мышецким – из банка в банк, стараясь получить заем, чтобы купить место для церкви. Но человеку, пусть и вызывавшему уважение, но ничего не имевшему, без финансовых гарантий, получить заем было невозможно. Обошли они десять банков в Нью-Йорке, и, когда почти уже отчаялись, деньги пожертвовал Чарльз Хокинс, президент Первого национального банка в Спринг Валлей. А недостающую сумму дал «монастырский насельник» Малеев.

Что же до католиков, то они, предполагают, намеренно избавились от земли и здания, зная о предстоящем строительстве здесь аэродрома. Но православные место отстояли. Можно только предполагать, а также судить по многочисленным сохранившимся документам, чего стоило им доказать американской общественности преимущество православного монастыря и необходимость русского кладбища перед замыслами предпринимателей от большого бизнеса устроить здесь учебно-тренировочный аэродром.

Отец Адриан, ставший в 1968 году епископом Рокландским Андреем, выиграл битву за русский уголок на американской земле и стал известен всей стране. А в 1973 году русский православный монастырь получил статус национальной святыни – такого прецедента в Соединенных Штатах еще не было.

Сейчас от прошлого католического монастыря остался трехэтажный дом с домовым храмом постройки 1921 года, где первые годы совершались службы, два небольших домика и статуя Спасителя рядом.

В середине 1950-х годов католическая церковь, переделанная в православную, не могла уже вмещать множество приходящего народа. И тогда батюшка начал строительство нового храма – во имя преподобного Серафима Саровского.

На вид храм прост и скромен, потому как сооружен руками людей не искушенных в архитектурных изысках. Главным архитектором его был протодиакон Корнилий Чигринов, маляр по специальности. Расписывал храм полунищий эмигрант – художник Николай Александрович Папков, «за крышу над головой и чашку супа». По его же чертежам сооружены иконостас и паникадило. И вышел дивный храм. Живопись в нем радостная, светлая. Неслучайно позже Папкова приглашали расписывать другие храмы русского зарубежья.

В доме напротив храма владыка Андрей ежедневно проводил несколько часов в молитве. Светлое лицо, окаймленное длинными белыми волосами и белоснежной бородой, бледно-синие глаза, которыми он как бы искал глаза собеседника… Проповедовал он на родном языке.

  Звонница
С его мнением считались, к нему прислушивались, с ним общались и президент Ричард Никсон, и губернатор штата Нью-Йорк Нельсон Рокфеллер, политики, ученые, писатели. Ежегодно в обитель приезжало до 50 тысяч паломников.

22 июля 1975 года владыку Андрея посетил нобелевский лауреат Александр Солженицын и провел в беседе с ним более часа; годом позже – Мстислав Ростропович с Галиной Вишневской.

Впрочем, люди шли к нему, когда он был еще протоиереем Адрианом. И проповедовал он в одноэтажной Америке так же, как неустрашимо проповедовал и в Киеве, и в Берлине в годы Второй мировой – до того, как повел паломников в Нью-Йорк из горнила военных сражений.

Выпускник Политехнического института в Петербурге, по благословению Оптинских старцев он принял сан в далеком страшном 1921 году. Коммунисты закрыли церковь в родных Ромнах на Полтавщине – он ушел в Киев, где тайно служил на квартире и восстанавливал Покровский женский монастырь. Скрываясь, переходил с одной квартиры на другую, а чтобы не навлечь беду на хозяев, ночами покидал дом и устраивался на ночлег – в дождь и стужу, – прислонившись к дереву.

Потом бежал от безбожной власти, служил настоятелем собора в Берлине, не предполагая, что Господь готовил ему еще больший апостольский труд – создать частичку святой Руси на другом континенте, вынести под рясой спасенный из безбожной страны прижизненный портрет преподобного Серафима.

1970-е годы видели расцвет обители. Монахини и послушницы, число которых доходило до 50, исполняли церковные послушания и ухаживали за престарелыми. Сестры собирались из разных стран, в том числе из Китая. Из Китая приехала и нынешняя игумения обители Ирина – одна из немногих нынешних монастырских насельниц.

Отцу Адриану было 60 лет, когда он окончательно устроил обитель: собрал сестер и беженцев на нынешнем месте, выстроил храм, дом для престарелых, обустроил кладбище.


Монастырское кладбище
Сегодня на самом большом в Америке русском кладбище похоронено около 7000 человек: князья, генералы, военные герои, духовенство, писатели, доктора, изобретатели, другие выдающиеся представители русской культуры и простые малограмотные крестьяне.

Каждая могила – это малоизвестная в нынешней России страница истории и летопись нашей эмиграции. Здесь нашли последний приют те, кто твердо стоял против коммунизма. И не важно, сражались они с оружием в руках или иначе. Немало случаев, когда на монастырское кладбище привозили усопших из Франции, Бразилии, Марокко, других дальних стран.

В мае 1982 года было завершено строительство второго корпуса дома для престарелых, спланированного еще при жизни архиепископа Андрея, переселившегося в вечные обители в 1978 году.

«Самое главное горе для нас, американских граждан русского происхождения, – говорил владыка, – почувствовать одиночество в старости».

До последних дней архиепископ Андрей продолжал руководить духовной жизнью обители, вникал, насколько позволяло здоровье, во все мелочи монашеской и хозяйственной жизни. И, как бы предвидев соблазны нынешнего века, писал, что «недостаточно создать монашескую жизнь, ее нужно сохранить. Ибо всегда есть опасение, что жизнь может превратиться в теплицу, в оранжерею, где она поддерживается искусственным теплом, и как только источник тепла прекращает действовать – погибает.

    Поэтому нужен постоянный источник жизни: подобно тому, как земля и жизненные соки ее постоянно питают растительность, нашу жизнь должна непрерывно питать та стихия, которую дает Церковь Христова, которая воплощается в православном быте, в богослужениях… во всем том, что олицетворяет нашу святую Русь».
Татьяна Веселкина,
(Нью-Йорк)
Фото автора
15 января 2010 года

***
Слово в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, в день памяти прп. Серафима Саровского
http://www.pravoslavie.ru/put/38525.htm
(MP3 файл. Продолжительность 18:47 мин. Размер 9.1 Mb)
1 августа 2010 года

Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

_____________________
Комментарии читателей:

2010-08-10
21:02Ольга:
Сегодняшнее Евангелие — это Евангелие о вере, о том, что в сегодня, да и во всей человеческой истории соединяет человека и Бога: вера. После Своего славного Преображения Спаситель спустился с горы Фавор и увидел приближающегося к Нему мужчину, рыдающего, который умолял Спасителя исцелить его бесноватого сына.
Он кидался то в огонь, то в воду этот ребенок. А ученики не смогли исцелить его, как сказал Спасителю этот отец. Спаситель произнес страшные слова: «О, род неверный и развращенный, доколе буду с Вами». К Кому эти слова относятся: к этому ли отцу, с его несчастным ребенком? К апостолам, которые не смогли исцелить, хотя им даны были все силы этого несчастного ребенка? Или ко всему человечеству? Он призвал ребенка, исцелил его, а на вопрос учеников, почему у них не получилось это сделать, сказал, что, если бы в них была вера, то они сделали то же, что и сделал Спаситель. И если бы вера была не какая-то огромная, а лишь с горчичное зерно. Если посмотреть на ближнем Востоке все семена деревьев и злаков и цветов, то, наверное, горчичное зерно, зерно горчичного дерева самое характерное для этой притчи, маленькой притчи Спасителя. Оно очень-очень маленькое,
 это зерно горчицы, но вырастает на ближнем Востоке в огромное дерево.
  Но сказал Спаситель: "Сей род изгоняется только постом и молитвою", - а потом Он сказал им, что вот они восходят в Иерусалим, и там их Учитель будет схвачен и распят, и убит, и ученики огорчились. Вот так заканчивается сегодняшнее Евангелие.

2010-08-10
17:48Надежда:
Спаси Вас Господи о. Тихон, спасибо за проповедь.

2010-08-07
13:50Ирина Комаровская:
Я так жалела , что нет возможности записать эту проповедь и пересказывала своим друзьям как могла. Слава Богу, теперь можно дать послушать!!!!!

2010-08-01
18:24Анна:
УРА!!! В самом конце службы в Сретенском вдруг начался дождь! А мы не верили...

***
«Среди лета запоют Пасху», — сказано было некогда в Сарове. Прошло 70 лет после смерти того, кем эти слова были произнесены, и 19 июля 1903 года вся Русь огласилась хвалебными песнями, прославляющими Бога и Его угодника. Действительно, вся Русь ликовала тогда, как в День Святой Пасхи, даже больше.

Наступили потом страшные дни для России, но не умерла и не ослабла память о преподобном Серафиме. Так же притекают к нему русские люди, прославляют его и на терзаемой Родине, и во всех концах мира, где они рассеяны. С жизнью преподобного Серафима начинают знакомиться и другие народы; его жизнеописание переводится на разные языки, вызывая не только восхищение, но и стремление многих применить в своей жизни уроки, даваемые нам жизнью преподобного Серафима. Так, несмотря на все перемены, происходящие в мире, память преподобного Серафима не только не меркнет, но остается светильником, все ярче светящим человечеству.

Подобное было и в дни его земной жизни. Рушились города, восстанавливались царства, с 12 народами шел в Россию, а потом с позором покинул ее Наполеон,
- горела и опять восстала из пепла Москва, устраивали восстание и были судимы декабристы, а преподобного Серафима как бы и не касались эти события.

Он весь был занят достижением «единаго на потребу», работал над «своим духовным возрастанием». «Эгоист, замкнутый в себе», «невежда, не интересующийся ничем, кроме того, что лично его касается» — так сказали бы про него многие мыслители, не желающие видеть и малейшей пользы в подвигах самоусовершенствования. Но вот умирает инок Серафим. Казалось бы, совсем теперь должен изгладиться из людской памяти облик этого старца, так упорно убегавшего от мира. Но начинается целое паломничество к его гробу, во всех концах России прибегающие к нему получают помощь, утешение и назидание, а почитание его начинает распространяться и среди других народов.

В чем же сила преподобного Серафима? В чем его подвиг? Он стремился к осуществлению заповеди Христовой: Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть
(Мф 5, 48); он трудился над тем, чтобы восстановить в себе первозданный образ человека, испорченный впоследствии грехом.

и Преподобный достиг цели: победил грех и
[..] сделался воистину подобием Божиим.
Мы не можем видеть невидимого Бога. Но Господь нам дает видеть Себя в Своих подобиях, в Своих угодниках. И вот одним из таких подобий стал преподобный Серафим. В нем мы видим восстановленную человеческую природу, освобожденную от рабства греху. Он есть воплощенное олицетворение победы вечного над преходящим, святости над грехом, добра над злом.

Преподобный Серафим всех призывает своим примером следовать по пути, указанному Христом. Он зовет бороться с грехом и своими недостатками, сам являясь маяком и светильником для всех ищущих спасения. Преподобный Серафим призывает искать высшего блага, плода духовного, о котором апостол Павел сказал: Плод же духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Но для сего нужно распять плоть со страстьми и похотьми (Гал 5, 22–24).

Тяжел путь к Небесному Царству, ибо грех овладел человеческой природой и испортил ее. Имеет каждый из нас грехи личные. Есть и грехи общественные, в которых грешен весь народ. Так, весь русский народ грешен в том, что оставил благочестивую жизнь и обычаи своих предков, начал принимать и искать чуждое ему, неправославное, что верил клеветам, распространяемым про помазанника Божия, и позволил сначала сорвать венец, а потом погубить со всей семьей своего благочестивого царя, первым припавшего к прославленным мощам преподобного Серафима. Преподобный Серафим зовет всех к покаянию и к исправлению жизни, и личной и общественной. Хоть и тяжел этот путь, но угодник Божий поможет идти им. Преподобный Серафим — маяк и светильник на этом пути; он же и помощник. Молитвами преподобного Твоего, отца нашего Серафима, Господи, даруй покаяние и победу над грехом нам, грешным, и введи нас в Твое Небесное Царство. Аминь.

Сербия, 1928 г., из книги «Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья», выпущенной издательством Сретенского монастыря.
Святитель Иоанн (Максимович)

30 июля 2011 года
_____________________
Комментарии читателей:

2012-07-31
19:58читатель:
Отче Серафиме, помоги мне недостойному.

2012-07-31
12:22Наталья:
Дорогой батюшка Серафим! Умоли Господа нашего Иисуса Христа и его Пречистую Матерь Пресвятую Богородицу о прощении грехов и оставлении греховной жизни моей и моих родных: мамы моей Антонины, сына Илии, брата Андрея и его семьи.Батюшка Серафим,помоги мне воспитать сына в благочестии и вере православной. Умоли Господа о даровании полезного ко спасению душ наших. Помоги мне,батюшка Серафим, выбрать жизненный путь. Исцели своими молитвами рабов Божиих Антонину,Сергия,Елену,младенца Арсения. Благодарю тебя,батюшка, за твои молитвы и заступничество перед Богом за нас,грешных. Помоги мне,батюшка Серафим, с сыном приехать и приложиться к мощам твоим в Дивеево. Преподобный Отче Серафиме!Моли Бога о нас грешных!

2012-01-16
23:59Natalia:
Спаси,Господи.
Моли Бога о нас,Серафиме,преподобный Отче наш.

2012-01-16
15:05Вера:
О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Помоги мне грешной бороться с грехами, приведи меня к истинному покаянию.

2012-01-16
11:43марина:
Ответ Вадиму как это характерно для сектантов за деревьями не видеть леса.Статья, говорите, насущная?А текста не видите.Уподобление Богу восхищает и поражает нас в преподобном Серафиме.Для кого же это библейское:"Дивен Бог во святых своих"?

2012-01-16
00:34Наталья:
Батюшка Серафим моли Бога о нас, за наши семьи и чад!

2012-01-15
19:36Ксения:
Преподобный Отче Серафиме! моли Бога о нас!!!

2012-01-15
19:11Елена:
Р,Б Елена
Преподобный отче серафиме моли Бога о нас!!!

2012-01-15
17:37Эльвира(Анна в крещении):
Преподобный Отче Серафиме моли Бога о нас...Дивеево-4 удел Богородицы...Господи Пресвятая Владычица Богородица спаси и помилуй нас грешных и умоли сына своего Иисуса Христа о даровании нам премудрости свыше для решения всех наших дел...

2012-01-15
11:25Нина:
Спаси Господи!Отче Серафиме,моли Бога,за здоровье всех мирян!

2011-12-25
02:54Р.Б. Татиана:
Преподобне Отче Серафиме моли Бога о нас. Серафимушка Саровский Чудотворче помоги мне пожалуйсто быть здоровенькой и помоги мне поехать в поломническую поездку в 2012 г.

2011-09-25
18:13Сергей:
Обращаюсь к наследию отца Серафима. В надежде отыскать помощи и наставлений. Укрепи, просвети и защити, Отче.

2011-08-23
18:45Вадим:
Насущная статья, но вот что смущает меня это то что: "Так же притекают к нему русские люди, прославляют его" Разве не Христу Слава за сии чудные подвиги?

Ис.42:8 Я Господь, это — Мое
имя, и не дам славы Моей иному и
хвалы Моей истуканам.

Иоан.14:6 Иисус сказал ему: Я
есмь путь и истина и жизнь; никто
не приходит к Отцу, как только
через Меня.


2011-08-09
21:09Галина:
Спаси Господи!Преподобный отче Серафиме моли, Бога,о нас многогрешных.

2011-08-07
22:24Ольга:
Батюшка Серафим, помолись за наши души грешные, за здоровье всех мирян.
Братья и сестры, мир всем!

2011-08-02
20:43Татиана:
Уже скоро год, как я посещаю Приход приподобного Серафима Саровского в Новосибирске. Во время служб душа наполняется необычайной чистотой и умиротворением,особенно при Акафесте св.Серафиму,заступнику нашему.Никогда у меня не проходит ощущение постоянного присутствия его в Храме,его поддержки и ходотайства ко Господу за нас грешных.
Благодарение тебе,отче Серафиме,за всякое твое моление и помощь!

2011-08-02
19:18олег:
спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи. . . отче серафим - живое воплощение этого. сколько людей спасается по его молитвам, у его мощей, его образов. моли бога о нас,преподобне отче наш серафиме!

2011-08-01
13:29Алексей, Ставрополь:
Спаси Господи за опубликованную проповедь. Помогай нам всем Господь!

2011-08-01
00:38Леван:
Спаси Господи за назидательную проповедь!

Радуйся, Серафиме, преподобне отче наш!