Просительница. Сценарий

Сергей Донских
--
bad-habbits.posterous.com
--

ПРОСИТЕЛЬНИЦА (КИНОЭТЮД)
Сценарий игрового короткометражного фильма

--

ПРОСВЕТЛЕНИЕ от включения лампы дневного света в ванной комнате -
  - лампа, несколько раз мигнув, разгорается и горит ровно -

ИНТ. ВАННАЯ КОМНАТА - УТРО

Узкая ванная комната с раковиной, зеркалом, полочками, небольшим настенным шкафчиком и душевой кабиной. Отделка минимально-современна, без шика. Чисто. Косметика и ванные принадлежности указывают на молодежный достаток среднего уровня и присутствие двоих: парня и девушки. На дверце шкафчика скотчем приклеено несколько фотографий совсем маленького (лет трех-четырех) ребенка.

Сонная ДЕВУШКА (судя по виду лет 20-ти) в пижаме стоит перед зеркалом. В отражении сквозь дверной проем ванной видна комната. При сером свете утра можно различить МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА, спящего на кровати. Часы над кроватью показывают начало восьмого.

Девушка приводит себя в порядок: чистит зубы, принимает душ, сушит мокрые волосы феном. Достает из шкафчика небольшой набор для макияжа и неумело изображает на лице следы усталости и серости. Затем снимает пижаму и облачается в наряд нищенки. Ее образ - не совсем опустившаяся бездомная, а скромная простая девушка, попавшая в беду. Приведя волосы в художественный беспорядок, девушка снимает со шкафчика одну из фотографий, кладет ее в карман и выключает свет.

ИНТ. КОРИДОР - УТРО

ДЕВУШКА одевает неуклюжие на вид, но чистые туфли и подходит к двери квартиры. Около двери лежит половичек. У одной из стен шкаф с верхней одеждой.

  ДЕВУШКА
  Милый, я ухожу.

  МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК
  Давай, удачи. Потряси их там хорошенько, вышиби из них слезу.

Девушка, закрыв за собой дверь, уходит.

ИНТ. МЕТРО - УТРО

Кадры утренней суеты в метро: около турникетов, на эскалаторе, в холле. Время - начало девятого, и в метро по-утреннему многолюдно. ДЕВУШКА в образе нищенки стоит в конце платформы. Она заметно нервничает и чувствует себя неуютно. Прибывает поезд. Сделав над собой усилие и моментально внутренне собравшись, девушка входит в последнюю дверь последнего вагона.

ИНТ. ПОЕЗД МЕТРО - УТРО

ДЕВУШКА входит в вагон, двери за ней с шумом закрываются.

ПЛАН СО СПИНЫ ВДОЛЬ ВАГОНА: вагон заполнен приблизительно на две трети - все скамейки заняты, некоторые люди стоят.

Поезд начинает движение. Девушка достает из кармана фотографию и, держа ее перед собой, обращается к пассажирам громким, чуть срывающимся голосом.

  ДЕВУШКА
  Уважаемые пассажиры. Люди. Вы извините, что я к вам обращаюсь, отнимаю время. Вот тут на фотографии моя маленькая сестра. Родители наши умерли, мама - совсем недавно. Я сама пытаюсь кормить себя и сестру. Пытаюсь, как могу, но мне трудно. Помогите, чем можете, ради Бога.

МОНТАЖ различных ПЛАНОВ ВАГОНА: пассажиры - спящие, читающие, играющие в игры на мобильных телефонах; и их реакции: скука, смущение, отстраненность. Девушка медленно проходит по вагону, движения ее чуть дерганы. Два или три человека дают ей какую-то мелочь.

ИНТ. ПОЕЗД МЕТРО - УТРО

Новый вагон. Двери с шумом захлопываются. ДЕВУШКА выглядит несколько более уверено в своей роли. Фотография все еще у нее в руках. Она обращается к пассажирам, стараясь изобразить в голосе негромкое отчаяние.

  ДЕВУШКА
  Уважаемые пассажиры. Люди добрые. Вы извините, что я к вам обращаюсь, отнимаю время, прошу о помощи. Вот тут на фотографии моя маленькая сестра. Ей всего четыре года. Родители наши умерли, мама - совсем недавно, во время наводнения на Кубани, где гостила у родственников. Я сама пытаюсь кормить себя и сестру. Пытаюсь, как могу, но мне тяжело. Помогите, чем можете, ради Бога.

СЪЕМКА СПЕРЕДИ ПРОХОДА ДЕВУШКИ ПО ВАГОНУ. Она идет, потупив взгляд, огибая стощих пассажиров. Два или три человека дают ей мелочь.

ИНТ. ПОЕЗД МЕТРО - УТРО

КРУПНЫЙ ПЛАН ИЗВЕСТНОГО ТЕАТРАЛЬНОГО РЕЖИССЕРА. Он сидит примерно посредине вагона на самом краю скамейки, у дверей. Этот вагон посвободнее и хорошо просматривается по всей длине. В дальнюю дверь входит ДЕВУШКА, режиссер поворачивает голову и начинает пристально за ней наблюдать.

  ДЕВУШКА
  Уважаемые пассажиры. Люди добрые. Вы простите, что я к вам обращаюсь, отнимаю время. Мне некого больше просить о помощи. Вот тут на фотографии моя маленькая сестра. Ей всего четыре. Родители наши умерли, мама - совсем недавно, во время наводнения на Кубани. Она гостила там у родственников... Я сама пытаюсь кормить себя и сестру. Пытаюсь, как могу, но мне тяжело. Помогите, чем можете, ради Бога.

Девушка идет по вагону, приближается. Какой-то человек дает ей несколько монет. Режиссер достает из кармана сторублевую купюру. Он протягивает поравнявшейся с ним девушке деньги, но не отдает, а смотрит ей в глаза.

Обмен взглядами. Взгляд девушки - испуганный, взгляд режиссера - колючий и слегка ехидный.

  РЕЖИСЕР (тихо)
  Не верю. Не верю, дорогая моя, Вы не стараетесь.

С этими словами он прячет деньги обратно в карман. Девушка смущена. Несколько кадров удивленных и даже слегка возмущенных пассажиров, сидящих рядом.

ЭКСТ. УЛИЦА ОКОЛО ВХОДА В МЕТРО - УТРО

ДЕВУШКА говорит по мобильному телефону.

  ДЕВУШКА
  Нет. Нет. Продвигается плохо. Да. Да мы бы уже от голода умерли, будь у меня сестра. Все такие скряги: все книги да мобильные телефоны. Ограждаются от реальности. Конечно. Сходим куда-нибудь вечером?

ИНТ. ПОЕЗД МЕТРО - ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР

Поезд довольно свободен: пассажиры сидят тут и там, много мест пустует, практически никто не стоит. Все та же ДЕВУШКА сидит на скамейке, задумчиво разглядывая рекламу напротив. Образ ее изменился: она опрятна, одета аккуратно и с большим вкусом, на голове наушники. Все то же впечатление современной продвинутой молодежи среднего достатка.

Девушка поворачивает голову - поезд просматривается далеко в глубину, видно, как кто-то медленно идет вдоль следующего вагона, изредка останавливаясь то у одного, то у другого пассажира и что-то принимая у них из рук. Девушка, заинтересовавшись, наблюдает.

Поезд прибывает на станцию и останавливается. Фигура из соседнего вагона заходит внутрь и замирает, ожидая, пока закроются двери. Это НИЩЕНКА. Одета она крайне неопрятно, волосы взлохмачены, одежда худая и загрязненная в некоторых местах. Плечи нищенки покрыты каким-то платком с необычным орнаментом, это единственная более-менее чистая вещь из всего ее гардероба. Ее возраст трудно определить, что-то около 30-ти. На лице нищенки выражение крайнего отчаяния и скорби. На шее у нее висит табличка: "ПОМОГИТЕ НА ПОХОРОНЫ ДОЧЕРИ".

Ничего не произнося, нищенка начинает идти по вагону, глядя на пассажиров, ловя взгляд и изредка останавливаясь то у одного, то у другого. Практически каждый что-то ей дает, и в ответ она каждый раз слегка склоняет голову и что-то шепчет.

Она подходит к девушке. Происходит обмен взглядами. Тяжелые, затянутые кадры. Девушка, пораженная, достает из кошелька сторублевую купюру и дает ее нищенке. Та склоняет голову.

  НИЩЕНКА (шепотом)
  Спасибо.

Девушка потупляет взгляд. БЫСТРЫЙ МОНТАЖ: руки нищенки - заусеницы, грязные ногти; глаза - уставшие, слезящиеся; обувь - в пыли.

Нищенка идет дальше по вагону. Девушка смотрит ей вслед.

ИНТ. ВАННАЯ КОМНАТА - УТРО -
  - моргнув несколько раз, включается лампа дневного света.

Все та же ванная комната. ДЕВУШКА стоит перед зеркалом в пижаме - на этот раз другой - и пристально смотрит на свое отражение.

  ДЕВУШКА
  Мама, как же мне тебя не хватает.

Она проводит указательными пальцами по бруску мыла на раковине, затем, вздохнув, втирает мыло себе в глаза. Слегка споласкивает водой, промокает полотенцем. Морщится от боли.

  ДЕВУШКА
  Твою мать! Черт!

Отдышавшись, она смотрит в зеркало. Ее глаза покраснели и слезятся. Втерев немного мыла в волосы, она сушит их феном, придавая им сальный и неопрятный вид.

  ДЕВУШКА
  Эх...

Берет маникюрные ножницы и осторожно царапает ноги, чуть разрывает кутикулы. Добавляет черной пасты под ногти. Гримируется, затем переодевается во вчерашний наряд нищенки. Закончив с подготовкой, она снимает фотографию со шкафчика и гасит свет.

ИНТ. КОРИДОР - УТРО

ДЕВУШКА берет туфли и трет их поверхностью о пыльный коврик на входе, затем топчется по ним некоторое время и только потом одевает.

  ДЕВУШКА
  Ну, я пошла.

  МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК (из комнаты, сонно)
  Угу. Удачи.

ИНТ. ПОЕЗД МЕТРО - УТРО

КРУПНЫЙ ПЛАН ИЗВЕСТНОГО ТЕАТРАЛЬНОГО РЕЖИССЕРА. На этот раз он сидит в конце вагона, около дверей. Поезд прибывает на станцию, пассажиры входят и выходят, ДЕВУШКА в образе нищенки входит через самую дальнюю от режиссера дверь и останавливается, ожидая отправления поезда.

КРУПНЫЙ ПЛАН ЛИЦА ДЕВУШКИ. Она обводит пассажиров печальным, слегка напуганным взглядом. Что-то изменилось. В ее образе появилась жизненность и скорбь.

  ДЕВУШКА (негромко, но четко)
  Люди, дорогие мои, помогите на похороны сестры.

Она делает паузу и начинает медленно идти по вагону, просительно всматриваясь в лица пассажиров, иногда останавливаясь.  Ее представление на сей раз более успешно: шесть-семь человек дают ей деньги, и она тихо благодарит каждого.

Режиссер смотрит за тем, как девушка приближается, готовит сторублевую купюру, довольно улыбается.

Девушка останавливается поблизости, бросая на него робкий взгляд. Режиссер передает ей купюру.

  РЕЖИССЕР
  Замечательно, очень хорошо. Поздравляю. Увидимся на занятии.

  ДЕВУШКА (почти шепотом)
  Благодарю.

ЭКСТ. УЛИЦА ОКОЛО ЗДАНИЯ ВГИК НА В.ПИКА, 3 - УТРО

ДЕВУШКА стоит у здания ВГИК, справа от входа, как раз под надписью "ВГИК..." и задумчиво курит. Она ухожена и стильно одета, в том же ключе, как и во время сцены в метро вечером. Сейчас, однако, в ней есть некая собранность и уверенность. Голос за кадром отрывает девушку от ее мыслей.

  ДЕВУШКА 2 (ЗА КАДРОМ)
  Эй, привет, ты новенькая?

ДЕВУШКА 2 появляется в кадре. Несмотря на разительные изменения в ее настоящем образе, в ней все еще отдаленно можно узна ту самую нищенку из сцены в метро вечером. Дополнительной зацепкой служит платок с необычным орнаментом, что был на ней во время той сцены в метро. Сейчас он небрежно повязан у нее вокруг шеи.

  ДЕВУШКА
  Прости?

  ДЕВУШКА 2
  Я говорю - ты новенькая? Ты не помнишь меня? А я тебя отлично помню. Ты дала мне сто рублей в метро.

Она подмигивает. Удивление на лице первой девушки сменяется улыбкой.

  ДЕВУШКА
  Да, теперь помню.
  (с легкой завистью)
  Я поражена. (пауза) Деньги вернешь?

  ДЕВУШКА 2
  С какой стати? Мне кажется, я их заработала. Но так и быть, я угощу тебя чем-нибудь. Пойдем.

Обе девушки направляются ко входу во ВГИК и скрываются за дверью.

ЗАТЕМНЕНИЕ