Наблюдательное время

Александр Петруша
Наблюдательное время

Четвертый курс КПИ, 1973г., лекция по теории автоматического управления, читает молодой преподаватель, стройный жгучий красавец , молдаванин К-у. Тема лекции – самонастраивающиеся и адаптивные системы.
В общем-то, мы с Леонидом к посещению лекций относимся спокойно, но эта тема меня интересовала, поэтому я приготовился внимать, записывать, задавать вопросы и уговорил друга также поприсутствовать.
“…таким образом, системы с реализацией  модели объекта в контуре управления требуют операционного наблюдательного времени для определения структуры и параметров объекта и  их настройки и корректировки…” – невыразительно проговаривал К-у, а я тщательно записывал, стараясь не пропустить ни слова. И не заметил поднятой руки друга.
- У вас вопрос? – отреагировал К-у – Да, я понимаю необходимость наблюдательного времени для самонастройки и адаптивной фильтрации, но если нужно определить процесс наблюдения, то как правильно будет образовать совершенную форму глагола : наблюсти, наблюдить или …наблюдовать?
То есть, сделать наблюдение над  реакцией объекта?
Благополучно засыпавшая аудитория взорвалась. Под смех и хихиканье образовалось сразу несколько центров дискуссий, бурно, чуть ли не с кулаками, обсуждавших и защищавших свой вариант.
На К-у было больно смотреть. Он оказался совершенно не готов к вопросам о тонких проблемах русского языка. Я понял,  что увлекательные особенности экзотических систем управления мне придется изучать самостоятельно, по занудным учебникам.
Я встал и зычным торжественным голосом Левитана произнес:
- Владимир Ильич Ленин прекрасно владел русским языком. В своей революционной практике ему неоднократно приходилось применять этот глагол. И во всех случаях это была форма “наблюсти!”
Так, например, в записке Бонч-Бруевичу в 1918 г., В.И.  писал: “…тов. Рощупкин  явился сегодня  ко мне с удостоверением от 8 армии и рассказом о положении дел. По-моему, следовало бы обсудить вопрос: не дать ли этому товарищу бумаги о поручении ему наблюсти за уводом великорусских войск с Украины. Обсудите это и дайте Рощупкину такую бумагу!” Кто не верит, проверьте – ПСС, том 50, страница 50! Так что – наблюсти! Всем понятно? – вещал я, не замечая, что Леонид  давно дергает меня за пиджак и стучит кулаком под бок.
- Ты что, с ума сошел, какие войска на Украине? Ты точно знаешь том и страницу? – шипел он.
Конечно, и записку, и ссылку я выдумал, поэтому выступление прекратил и прошептал на ухо Леониду:  - Все равно никто не проверит!
В аудитории стояла образцовая тишина. Великое имя успокоило самых буйных спорщиков и насмешников. К-у благодарно посмотрел на меня и блестяще дочитал остаток лекции.
Отличная сдача экзамена была мне гарантирована.
Прошло много лет. Я с интересом изучал сложные,  интеллектуальные, экстремальные, системы ситуационного управления и даже написал (к сожалению, незащищенную) диссертацию об эффективности применения адаптивного управления. Однажды я вспомнил этот случай и решил проверить свою ссылку на В.И.Ленина.
Угадано было все: и записка, и фамилия, и том, и страница!
В состоянии мистического шока я продолжал почти наугад открывать тома ПСС: том 44, с.136, том 48, с.156, том 53, с.52… Везде было слово “наблюсти”!
Я с должным уважением отношусь к сочинениям вождей и классиков. Но в этом случае у меня есть собственный вариант, и я уверен в его правильности: пронаблюдать!

Многолетнее наблюдательное время не прошло для меня даром.

2012