КинОкрошка. Бойкое невежество - рецепт сериала

Владимир Плотников-Самарский
КинОкрошка

Эссе, заметки, рецки, споры о КИНО

«Цвет черёмухи», 16 серий, студия «Киносюжет» (канал «Украина», 2012)

Режиссер: Анна Лобанова (II), сценаристы Ольга Макарова (II), Анна Никольская, Елена Старкова (уч.), Нонна Агаджанова (уч.), операторы: Михаил Глухов, Алексей Перевалов, художник Андрей Васнецов

В ролях:  Янина Соколовская (III), Дмитрий Назаров, Анастасия Маринина, Александра Платонова (II), Полина Нечитайло, Владислав Погиба, Андрей Биланов, Галина Сазонова, Наталья Хорохорина, Игорь Стам, Александр Пашков, Людмила Гамуряк, Ирина Померанцева, Янина Калганова, Людмила Гнилова, Алеса Качер, Валерий Сехпосов, Валерий Новиков, Светлана Белоклокова, Сергей Видинеев, Глеб Исаков, Владимир Ташлыков, Алексей Шаранин, Елена Никулина, Екатерина Жемчужная, Георгий Жемчужный, Ольга Васильева-Назарова, Александр Давыдов, Ольга Стрелецкая, Елена Дубровская, Анна Кашникова, Александра Девина, Алексей Богачук-Петухов, Ирина Маринина, Юрий Лопарёв, Александр Хващинский, Татьяна Андреева (II), Леся Кудряшова, Станислав Каллас, Олег Шеремет-Доска, Моисей Оглу, Дана Туманская, Лидия Байрашевская, Татьяна Храмова, Мария Сарбукова, Анастасия Савицкая, Тимур Орагвелидзе, Ксения Мичкова и др.

- Что такое цвет черемухи?
(Що таке колір черемхи?)
- Амбре её душистое и сложное-о-е!
(Амбре її запашне і складне-о-е!)
- А рецепт не пожалуете?
(А рецепт не завітаєте?))
- А как же? Вот берём-с нарезочку самых «всенародных» кадров... (А як же! Ось беремо-с нарізочку самих «всенародних» кадрів)… из «Москва слезам не верит», где Ленинская библиотека наперво, сиропим её дивной горилочкой, а лучше сивухой по имени «линия слежки всеместно-досужей бабы Шуры за перманентно пьющим конспиратором всех войн дядей Митей» («Любовь и голуби»).
 
Приняв на грудь первую,  улыбнём  её друг-дружке-немешалыми губо-носыми поцелуями («Девчата»), подштудируем заквасочку интеллигентскими порывами шестидесятников, особливо, в ч\б поэтической разблюдовке Вознесенского, Рождественского, Ахмадулиной («Застава Ильича», с нарочитым пропуском Евтушенко, живи, ети, всех живых).

При этом не помешает полузаметно выпороть кулаческих куркулей и родственных им мироедов посредством ив-лапиковских и эм-ульяновских реминисценций из «Председателя», «Дело было в Пеньково»… Ещё бы на добавку стоило  вкусить внеклассовой истины председательского адюльтера из евг-матвеевских колодезей «Любви  земной»,  опосля чего зараз шарахнуть по отечественным изменщицам могучими аллюзиями атлетического воскрешения Валентина Дикуля:  пардон,  «Не могу сказать: прощай» (праведный калика-паралитик с комсомольским лицом С. Варчука гонит неверную благоверную и встает на ноги путем заковыристых эспандеров)…
 
Стоп, кран, а вот тут, ради общей линии правды не найти ли нам редкую стерву и сплетницу в униформе советской буфетчицы или сельмаговской продавщицы, для чего нету справней материала, чем гражданка Косая (Маргарита Фомина) или причепуренная торгашка (Лидия Смирнова) из великой трилогии про участкового Анискина (Михаила Жарова).  А уж коли до кучи рядом окажется и бабский суд то ли из закоренелых клеветниц, то ли не сомневающихся критикесс с колхозного сеновала («Здравствуй и прощай»)?! А, раз такое дело, неплохо бы припомнить перипетийные пертурбации недавних «Двух судеб», а к ним ненавязчиво приклепать отсылки разных совфильмов по поискам пропавших отцов и других членов семей по последкам ВОВ…

Но вот чего бы я не стал делать категорически – так это приваривать к сериалу с хорошей песней про пахучую черемуху в ритме Толкуновой совершенно отторгаемого и неприрослого к данной теме «Цыгана Будулая» с инфернальным в своем стахановском запале менталитетом каких-то небесно-ангельских цыган (и работящие они, и грамотные, и стиранные, и праведные и честные), но, при этом весь табор с неким непрояснимым сбоем в демографическом коде: у всех трудовых товарищей цыганческой национальности, максимум, по одному дитятку пересрослей. Полный культурно-исторический нонсенс.

Впрочем, всё это понятно: по сюжету они все лишние… только это уже вопрос к сценаристу.
 
Теперича по мелочам. Бутафория, ну  просто никуда!  Про дома и окна, про деревенскую «агротехнику», про ультра-современные избяные двери с золочёно-кручёными ручками, про почти хромо-сверкающие институтские кафедры (1960-х) и весь неизменный «меню-модерн» сельпо… слов тратить не стану!

Но, совграждане и товарисчи, равно как и произросшие из них господанцы@голодранцы, ответьте: ежели перед нами 1960-е, то отчего водка в сельпо с зеленой этикеткой? Зеленую «бумажную юбку» имела барышня по имени «Московская». Токо она, чертова штучка-дрючка, в деревнях была, с мягкого позволения, не в фаворе. Притом, что это опять же не вполне всюдно-популярная «Московская», а как я таки разглядел - «Андроповская», благоявленная народу ровно 20 лет спустя после оприходованных кинОм событий (1983).
 
Ну, отчего б, скажите, не выложить перед разлакомившимся зрителем истинно тогдашеские: «Экстру», «Русскую», а, на худой край, «Столичку»? (Хотя мне и настоящую «Посольскую» уваживать доводилось, но это уже город).

А уж про такие фразы, как «садись УЖЕ», уже и не хоцца! «Уже» - безумно твердят сейчас много, упорно и тупо, поскоку забыты многие исконные… «междометия»… Тогда же пообиходистей было «УЖ», не говоря про минимум его ядовитости.


Почему так?
 
А легко: современным, перво-наперво, резвым не по возрасту и реверсам, киношникам почему-то кажется, что для ловкого и модного кино за «то время» не надо ни знаний особых, ни сложного и филигранно аккуратного, ювелирно бережного проникновения в особенности эпохи: той психологии, моды, поведенческой манеры - того, в общем, времени весьма читающих и грамотных, сильных и умных, честных и благородных, а потому весьма въедливых и критических людей.

Кому-то давно показалось (а он и не крестится), что достаточно, вместо исторических документов, тряхнуть пыльной кошмой заезженных цитат и засвеченных кадров добротной, но не ТВОЕЙ, голубушка, хрестоматии!  И ты – в истории кино?!

 Хрен! В истории – цитаты и эпизоды. Чужие. Не твои.

Не твори.

Я б понял ещё, была б то пародия, ремейк или стилизация. Но это само-продукт.

Только опять же, парадокс, и не плагиат, не компиляция, не парад неприкровенно заимствованных  аллюзий. Ибо, судя по твердому стилю, неусомнимости в правоте, делалось сие уверенно и честно. Сценарист черпал, не воруя, не извне, а - изнутри, из себя, из вторичной памяти своей, принимаемой за первичное воображение. С внутренней убежденностью первородства.

Что ж, он, может, попросту забыл, а, может, в его лексиконе вообще давно уже лишнее слово это: «эпигон».

Гадать глупо. Страдать скупо. Скорее, увы, таков уровень творческого мышления, метода и «эрудизма» мастеров теперешней киношки.
 
А вы там что? И о ком? О КИНО?! Козинцев, Герасимов, Бондарчук, Басов,  Тарковский… О чем, право? Ещё вспомните белогвардейский романс про «черемухи ветви душистые» и сравните… Хотя, песня тут, верно, недурна!

Увы, вся факто-база такого кино – лоскутное одеяло, пластилиновая налепка (вкусовщинский коктейль) из хрестоматийных картиночек и харизматических личек, а ещё точнее: из избитых фраз, заученных жестов, рефлективной позо-мимики, дежурных ситуаций, ржавых мизансцен…

Нет-нет, из них исключительно легко (и, главное, благодарно – на эмоциях великого поколения и его невеликого продления) ткётся сюжет, почти без изменения латаются детали, тасуется колода одних и тех же иконок, а всё прочее – трубка калейдоскопа, тряханул - и вынесло рисуночек…

Но что, удивительно,  это не только (не столько) вина режиссеров. Абсолютно убеждён, это вина тех, кто, угробив так называемую цензуру, поставил во главу угла «базарную управу», которая «коммерчески успешно» верховодит интеллектом организма по имени «рос-кинматограф» по той же схеме, что «безбашенный рынок, который «сам себе режиссёр»»...

И это особенно обидно, при оценке данной картины…

 Доброй, человечной и, что редкость, очень нежной, трепетной, аккуратной, уважительной и терпимой по отношению ко всеми гонимой Великой Советской эпохе.

Что самое смешное, я сериалы не смотрю. А тут подгадала дорога: ехали 32 часа на автобусе из Туапсинского района до Самары. Я читал Йена Пирса и невольно фиксировал экранные дела. За день прогнали все 16 серий и ещё минисериал про мафию «Подстава». Так что замечательная песня про Черемуху, став почти родной, уже вызывала регулярные разъёмы губ приветно лыбящегося дебила. Помните анекдот: и так 16 раз подряд?!