Лекарство от эмиграции

Анатолий Резнер
"Молодёжь Алтая", № 38, 20 сентября 1991 года

Национальный вопрос

Было время, в немецких сёлах края молодые люди не задерживались. Но ситуация меняется: десяток крупных сёл с компактным проживанием советских немцев - Подсосново, Шумановка, Кусак - счастливо избегают такой участи. Отсюда крестьянские дети с немецким акцентом в русском языке тоже уезжали. Но - не всегда. Получив образование, большинство возвращалось. У каждого была своя судьба, своё предназначение, но в этих сёлах молодёжь была более привержена земле.

Долгое-долгое возвращение

Юстина Фризен, девушка из села Кусак, после окончания средней школы уехала в Омск. Окончив институт, стала преподавателем истории и английского языка, после распределения оказалась в Ашхабаде. Вышла замуж за Николая Маркова, водителя геологоразведочной партии, выходца, как и она, из крестьянской семьи. Но память крестьянских детей всегда связана с землёй. И притяжение земли тем сильнее, чем неустроеннее жизнь в городе.

Марковы поехали на Ярославщину: "Земли там - бери, не хочу!" Но не землю взяли они - всё же нужно иметь какую-то технику, сбережения, а их не было. Взяли они на пару с другой семьёй 180 бычков на откорм, но обманулись в своих силах: вдвоём, имея на руках грудного ребёнка и не имея средств усовершенствовать примитивный труд и быт, на ноги - не встать.

Могли Марковы поехать и в Германию. Тем более, что сестра Юстины Мария уже живёт там. Но Юстина вывела формулу скитаний: "На чужой земле счастья не найдёшь" и приехала с мужем и сыном в Кусак. Приехали и начали строить новый дом, новую жизнь.

- Желающих жить и работать в нашем колхозе становится всё больше и больше, - подтвердил председатель колхоза имени Энгельса И. Классен. - Письма-просьбы идут к нам из Киргизии, Казахстана, из многих районов Алтая. Но всех принять мы не можем. Принимаем только родственников наших колхозников, тех, кого знаем, на кого можем надеяться...

Я спросил Николая Маркова, сожалеет ли он о том, что в колхозе у него не будет возможности открыть свою животноводческую ферму - ведь сами колхозники не позволят растаскивать по частям такое крепкое хозяйство.

- Нет, не жалею, - ответил он. - В таком колхозе действительно можно хорошо жить и спокойно работать. Я не только водитель, я ещё тракторист, сварщик, строитель, думаю, колхозу нужный работник. Ну а ферма... там видно будет.

Не ностальгия по пшеничным полям и белым берёзам влечёт крестьянских детей в родные места, а куда более  серьёзные аргументы.

Аргументы

Колхоз имени Энгельса - хозяйство многоукладное: зерновые и кормовые угодья, мясо-молочные фермы, небольшие предприятия по ремонту машинно-тракторного парка и сельхозинвентаря, производство строительных материалов, переработка сельхозпродукции. Хозяйство экономически стабильное: в прошлом году колхоз получил миллион восемьсот тысяч рублей чистой прибыли.

Имея собственный завод, выпускающий пять с половиной миллионов штук кирпича в год, деревообрабатывающий цех и крупную строительную бригаду, колхоз много строит. Объекты соцкультбыта возводятся не по остаточному принципу, а параллельно производственным корпусам. Так были построены средняя школа, поликлиника, детские сады, дом культуры, магазины, отделения связи, телеателье. Так строится завод по производству пива и новая улица села.

Индивидуальному строительству в Кусаке придают особое значение: свой дом - это тот корень, пустив который человек остаётся на земле, питающей его.

Застройщики пользуются большими льготами: каждый из них имеет право на беспроцентную ссуду на строительство дома. Но деньги на руки не выдаются - всё до копейки высчитывается бухгалтерией по мере приобретения в колхозе строительных материалов (стоимость ирпича - 35 рублей за тысячу штук), выполнения работ колхозной строительной бригадой (по желанию заказчика), других расходов.

Новую улицу в Кусаке назвали улицей Мира. Дом Марковых уже не последний в ряду...

Эмиграция

С 1987 года из Алтайского края в другие страны, в особенности в Германию, выехало 9 895 человек (по состоянию на 1 июля 1991 года). С каждым годом общая численность эмигрантов удваивается.

За последние два года из Кусака, где проживает около двух тысяч человек, в Германию выехало чуть больше пятидесяти жителей. Опустения села не наблюдается: на смену выехавшим прибывают семьи из других районов. За те же два года в Кусак приехали 24 семьи - 102 человека. Население растёт не только за счёт переселенцев. За два года в селе родились 70 малышей, причём в двадцати семи семьях это был третий или четвёртый, а в семье Каздорф - седьмой (!) ребёнок.

Эмиграционные настроения в сёлах Немецкого района существенно различаются. Так, в селе Орлове добрая половина жителей уже уехала за рубеж, остальные, думается, не преминут воспользоваться вызовом родственников из Германии. В селе Редкая Дубрава, по утверждению председателя колхоза имени К.Маркса Г. Беккера, половина населения настроена на выезд. В Кусаке эмиграционные настроения резко спали.

Вот подтверждение: в прошлом году лишь четыре семьи собрались строить собственные дома. Ходили разговоры о цепной реакции, которая уведёт большую часть населения села в процветающее зарубежье. А 1991 год принёс неожиданное известие: в Германию уехала всего одна семья, зато 28 семей решили строить свой очаг здесь, на Родине.

Перспектива

- Сегодня идёт самая незаметная и самая напряжённая работа, - сказал председатель райисполкома Немецкого автономного района И. Бернгардт, - формируются кадры отделов и служб нового района. Эта работа осложняется тем, что в селе Гальбштадт - районном центре - нет свободных квартир, людей селить некуда. Алтайский крайисполком выделил району два миллиона рублей на строительство жилья, 700 тысяч добавил крайагропромсоюз, но у нового района нет строительной организации, которая могла бы это жильё построить.

Новый исполком работает и над программой экономического, социального и культурного развития района. Ряд промышленных и сельскохозяйственных предприятий края, с советской стороны, и Общество культурных связей с немцами зарубежья, с германской стороны, создали совместное предприятие "Интербрике" по оказанию помощи немцам Алтая.

Помощь со стороны Германии уже идёт. В посёлке Яровое строится хлебопекарня, в Орлове - сыродельня, в Шумановке - мясокомбинат. В перспективе - производство молока, масла, макарон, круп. Поступает оборудование для домов культуры - это большое подспорье в возрождении языка, традиций советских немцев.

Здесь понимают так: помощь из-за рубежа - не подачка, а экономическое сотрудничество, которое поможет набрать силы для успешного развития Немецкого района.