Славгородский Видергебурт служит людям

Анатолий Резнер
"Нойес Лебен", № 11, 16 марта 1994 года

Славгородский "Видергебурт" служит людям

Петра Фица знают на Алтае не только по авторским публикациям в газете "Новое время" Немецкого национального района. Его знают, прежде всего, как одного из активных деятелей Славгородской организации общества российских немцев "Видергебурт". Наш собкор по Алтайскому краю Анатолий Резнер попросил Петра Эммануиловича рассказать о том, чем занимается она, какую роль играет в жизни немецкого населения сибирской глубинки.

Н.Л.: Как формировалось общественное движение немцев Славгорода, создавшее "Видергебурт"?

П.Ф.: История явного, уже оформившегося движения советских немцев за национальную автономию восходит к 60-м годам. Но люди не теряли надежды восстановить свою государственность с того самого чёрной памяти 28 августа 1941 года. Я принадлежу к поколению 70-х, которому правда этой истории раскрывалась лишь по крупицам. Работая корреспондентом в славгородской газете "Знамя коммунизма", я познакомился с нашими немецкими писателями - сотрудниками межрайонной газеты на немецком языке "Роте Фане" - обе редакции располагались в одном здании, их коллективы составляли единую профсоюзную организацию. Андреас Карлович Крамер, Эдмунд Александрович Гюнтер, Фридрих Давидович Больгер, Владимир Андреевич Шпаар, - эти настоящие борцы за национальные интересы, часто выезжая в совхозы и колхозы, находили возможность полунамёками, буквально эзоповским языком говорить с российскими немцами об их трагической судьбе, помогали им найти силы не предаваться отчаянию, стараться сохранить причастность к своему народу даже в самые трудные дни, когда опускались руки и казалось, будущего нет.
Едва демократия и гласность стали прорастать в стране первыми, ещё робкими всходами, при "Роте Фане" образовалось неформальное читательское объединение. В него вошли разные люди, однако всех их объединял огромный интерес к культуре наших немцев, желание сделать что-то во имя того, чтобы она жила и развивалась. Люди верили: недалёк тот день, когда власти реабилитируют немецкий народ полностью.
Вместе с тем все мы понимали, что без настойчивых обращений наших представителей к Верховному Совету, к правительству никаких изменений в судьбе отечественных немцев не будет. Самые энергичные, общественно активные призывали вступать во всесоюзную массовую организацию, способную отстаивать интересы всего российского немецкого народа, - общество "Возрождение". И вот посланцы нашего читательского объединения приняли участие в учредительной конференции ВОСН "Видергебурт". В Славгороде мы создали свою организацию "Видергебурта", ядром которой и стало читательское объединение.
Мы собрались под одной "крышей" - люди с подчас полярными мнениями по стратегическим вопросам немецкого движения. Но конфронтации старались не допустить. Совет "Видергебурта" считал в ту пору и считает сегодня, что широкий спектр мнений участников немецкого движения - не только не препятствие для конструктивной работы, но помогает прийти к истине, избежать грубейших ошибок в действиях организации.

Н.Л.: Славгородский "Видергебурт" объединяет немцев Славгорода и Ярового, Славгородского и Гальбштадтского районов, По какому принципу строится объединение? По принципу демократического централизма?

П.Ф.: На этот счёт у нас  с самого начала не было единого мнения.Я не сторонник строгой организации, копирующей структуру бывшей КПСС. К тому же у каждого немца есть генная память о репрессиях. Мы помним, как нас арестовывали по спискам, непонятным и страшным. Многих из нас не заставишь теперь числиться в каких-либо перечнях. Тут же приходят мысли: а чем всё это кончится, какой режим придёт к власти, какой будет его национальная политика? Куда лучше, демократичнее так: человек приходит в нашу организацию, работает на добровольных началах, не будучи в каком-либо списке, не подчиняясь уставу. Ну, а сложилось у нас, наконец, так: принцип добровольного участия в деятельности "Видергебурта" одобрен большинством, в то же время желающие получают членские билеты, регулярно платят взносы, посещают собрания, выполняют поручения совета, и всё это - по уставу организации. Таких людей у нас зарегистрировано двести человек.

Н.Л.: Чем занимается организация сегодня, на какие средства осуществляет деятельность?

П.Ф.: Главная наша забота, как и в целом общества "Видергебурт" Российской Федерации - это сохранение российско-немецкого этноса, культуры народа, а также - его образование, реабилитация жертв репрессий. Славгородский "Видергебурт" выступает в числе организаторов и спонсоров фестивалей немецкой культуры, национальных народных и религиозных праздников, различных выставок, конкурсов, проводимых в городах и сёлах нашего региона. Здесь мы тесно взаимодействуем с районными и городскими администрациями, с общественными организациями, священнослужителями, творческими коллективами, руководителями хозяйств.
Регулярно проводим вечера - встречи с трудармейцами. Этим людям уделяем особое внимание.
Стараемся приблизить к национальным духовным потребностям российских немцев и систему образования. По инициативе нашей организации в Славгородском педагогическом колледже, например, теперь ежегодно проводятся олимпиады на лучшее знание немецкого языка среди учащихся. Победители становятся стипендиатами "Видергебурта". В колледже работает группа преподавателей - активистов его: Нина Лейман, Лилия Филиппова, Бирута Глебовичуте, Тамара Кондратьева...
Славгородские власти одними из первых в СССР, не дожидаясь, когда будут приняты решения в верхах, уравняли трудармейцев с ветеранами войны в социальных льготах. Совет нашей организации подготовил необходимые для этого документы. Вышел Закон РСФСР от 18 октября 1991 года "О реабилитации жертв политических репрессий", затем появились Указы Президента России Б.Н.Ельцина, развивающие положения Закона. Всё ли содержащееся в них применимо по отношению к российским немцам? Люди, не во всём сумев разобраться сами, зачастую получая формально-отрицательные ответы на свои запросы из разных официальных организаций, пошли за консультациями к нам. И не было случая, чтобы мы отказались помочь кому-то из них.
Едут и едут немецкие семьи, не веря уж никаким обещаниям здесь, в России, на свою историческую родину. Обманутые надежды, сломанные судьбы. Кто поможет отчаявшимся оформить документы на выезд, получить загранпаспорт, визу, купить авиабилеты? Никто, кроме местного "Видергебурта". Стремясь облегчить многие бытовые хлопоты людям, он стал выступать посредником между российско-германской фирмой по доставке поступающих из Германии почтовых отправлений: писем, бандеролей, посылок - и адресатами. Сохранность отправлений у нас гарантируется, чего не скажешь о государственной почте.
Часть услуг населению у нас платная: сбор членских взносов и пожертвований погоды не делают, а мы ведь должны обеспечить переводчикам, консультантам, курьерам зарплату, финансировать различные мероприятия.

Н.Л.: Какую помощь оказывают "Видергебурту" VDA, "Гуманитос"?

П.Ф.: Когда наша организация создавалась, вставала на ноги, существенную помощь ей оказала VDA.  Например, из Германии нам поставили оргтехнику, благодаря этому мы и можем оказывать населению те услуги, о которых я говорил. Через VDA  мы получили литературу по истории российских немцев, справочники, календари. За всё большое спасибо. Сегодня же, видимо, в ответ на отдельные резкие выступления лидеров российского "Видергебурта" с критикой VDA, эта организация резко ограничила контакты с нами.
Видели мы помощь и от "Гуманитоса". Полтора года назад оттуда нам передали 37 инвалидных колясок. Их мы совместно с обществом инвалидов Славгорода и администрациями районов, в том числе Гальбштадтского немецкого, распределили среди нуждающихся, независимо от их национальной принадлежности.

Н.Л.: Как у вас складываются отношения с краевой организацией общества "Видергебурт"?

П.Ф.: Наша, славгородская, была организована раньше краевой, поэтому у нас установились прямые связи с Москвой. С барнаульским "Возрождением" поддерживаем чисто формальные отношения. Во-первых, славгородский "Видергебурт" - самостоятельная организация, отражающая интересы местного немецкого населения, во-вторых, внутренние распри в организации крайцентра нам порядком надоели. Видно, это не нравится тамошним возрожденцам. И они решили нас проучить: устроили, что из 27 алтайских делегатов на 3-ю Всероссийскую конференцию общества "Видергебурт", состоявшуюся 7-9 ноября прошлого года в Новосибирске, лишь один получил право представлять Славгород. А ведь норма представительства, согласно распространённому ранее сообщению Совета МГСН, - один делегат от 4-х тысяч немцев. Славгород соответственно должны были представлять семь делегатов как минимум. К тому же своих посланцев на конференцию "Видергебурта" славгородская организация всегда избирала на своих общих собраниях, а тут Барнаул всё решил за нас и не в нашу пользу. Заместитель краевой организации Эдуард Гаммер знай повторял, что она вправе решать всё, в том числе - и отлучить славгородцев.

Н.Л.: А как Вы относитесь к идее объединения региональных общин немцев через представительные структуры в Фолькстаг?

П.Ф.: Я поддерживаю идею самоорганизации немцев через Фолькстаг, хотя в её жизненности сомневаюсь. Ведь в России до сих пор нет стройной национальной политики. Я был участником всех съездов немцев, слышал поочередные обещания господ Прокофьева, Тишкова, Шахрая о восстановлении нашей автономии, системы государственного немецкого управления. Но ведь ничто из этого так и не претворено в жизнь. Тем не менее нужны поиски новых общественных форм управления, таких, как Фолькстаг, которые приближали бы решение главных проблем российских немцев.