1987 год 11 февраля. Литературные сомнения

Вячеслав Вячеславов
     Купил велосипед, второй в моей жизни. Едва уговорил Вику. В магазине долго колебался, уж слишком неприглядный вид у выставленных образцов, словно делается всё, чтобы отпугнуть покупателя.

Сорок лет назад выпускались точно такие же, и через тридцать то же самое будет — ничего не изменится. А иметь велик хочется, поэтому и решился купить.  Из магазина одну треть пути проехал, трудно по снегу  держать равновесие, да и седло, руль не закреплены надлежащим образом.

Дома безуспешно пытался укрепить руль,  не отворачивалась гайка универсальным ключом, пришлось молотком, гайку отвернул, но, все равно, руль не зажимался. Пришлось оставить, как есть, не столь важно, на сверхперегрузках он у меня не будет работать.

С теплотой вспомнил свой старый ХВЗ, там не было таких проблем, и конструкция, кажется, совершенней, проще. Плохо и другое — место в прихожей много занимает. Но на складные велосипеды смотреть противно — уроды. Покупают те, кто раньше не имел велосипеда и не понимает разницу, для него компактность важнее. Мне помогло то, что вчера получил гонорар за две публикации. Скорей бы снег сходил!

В "АиФ" написано, что с проститутками будут бороться методом убеждения. Это правильно. Ведь торгует она своим телом,  хочешь —  покупай. Всё остальное — ханжество. Вроде того, как прийти к доктору и на кукле показывать,  где и что у тебя болит. 

В том же номере написано, что в Америке порог бедности составляет, на семью из четырёх человек — 9200 долларов.  Мы тогда, выходит, за порогом, доход моей семьи в два раза меньше, остается, стоять с протянутой рукой. Притом, еще надо учесть, что покупательная способность доллара  выше рубля.

Новый полет космонавтов уже не вызывает восхищение. Будни. Нужен следующий этап освоения. А его долго не будет. Лишь бы не было войны. Она не нужна даже толстосумам, которые наверняка понимают, чего они лишатся,  если война свершится.  Почему же тогда нагнетается истерия? Чтобы на фоне угрозы не так заметна была бесхозяйственность.

Пришла на ум парадоксальная мысль: если хочешь стать порядочным   человеком, то нужно больше молчать и слушать, не вмешиваться в споры и дискуссии, не давать личностных оценок, которые зачастую субъективны, неправильны и полны замаскированного честолюбия, где стараешься показать себя намного умнее, чем на самом деле.

Для того, чтобы вещать,  нужно иметь уверенность, что имеешь на это право. Если уверенности нет — молчи. Будет мудрей.  Конечно, в некоторых случаях молчание – преступно. Но эти случаи крайне редки, гораздо реже наших приступов необъяснимой болтливости.  Надо попробовать.  Но, боюсь, ничего не получится — не такой характер. 

Может быть, это, вообще, черта присущая всем людям, и не стоит ее стыдиться? В молчании невозможно общение, дружба.  Я пришел к исходной точке. Общение с молчуном невозможно, оно чуждо. Сразу вспомнился Стукач. Невольно пришлось так назвать, потому что никто не знает, кто он, и как его звать?  Он недавно появился на нашем объединении, и, когда в конце вечера Валя предложила ему назвать себя, он отказался:

— В следующий раз. Если приду.

Все удивились,  но промолчали, поняв, что после такого заявления он больше не придет. Мало ли у кого какие странности? Может быть, обиделся на Валино замечание,  когда она на его невразумительную критику, дала справедливую оценку:

— Ничего не поняла. Если нечего сказать, лучше промолчать.  И, вообще, у нас такое правило: новички не вмешивается в обсуждение.

Он промолчал на это замечание, а потом и отказался назвать себя. Какая может быть тайна из имени и профессии? Если человек делает тайну, значит, что-то нечисто.

К моему удивлению, он всё же появился на следующем собрании и промолчал весь вечер. Вернее, я не видел, чтобы он с кем-то говорил. И уже потом я вспомнил, что в комнату он вошел раздетым, в костюме, хотя все приходили в пальто и шубах. Конечно, он мог раздеться в раздевалке, но наши там не раздеваются.

Значит, от чужой. С какой же целью он к нам пришел? Парень 23 лет, светловолос, улыбка и глаза сведены в ехидную всезнающую гримасу,  словно он что-то высматривает, и знает то, чего больше никто не знает. Надо будет к нему присмотреться. Понять его. У нас каждый занят самим собой, на новичков не обращаем внимания. А мне показался парнем из органов. Но, если это так, то следует признать, что они начали ловить блох.      

Курьёзный случай из новостей:

«Вор зашел в магазин самообслуживания,  набрал полную корзину, подошел к кассе, дал десятифунтовую купюру и, когда кассирша открыла кассу, выхватил деньги из кассы на сумму четыре фунта и бросился бежать».

15 февраля сделал первую пробежку на 30 минут. Температура - 5. День солнечный. Снег на дороге укатанный, для лыжников раздолье.   

В библиотеке седьмой вставки увидел знакомую библиотекаршу. 11 лет не видел, поразился перемене происшедшей с ней. Тогда это была очаровательная особа лет 20-ти, удовольствие было смотреть на нее. Она же, никого не замечала. Конечно, она не была моей знакомой,  просто  запомнилась своей необычной красотой, каких мало.

Потом я перестал ходить в эту библиотеку, хватало  центральной, а через несколько лет я ее увидел в качестве солистки ВИА. Недурной голос, да еще с такой внешностью! И вот, прошло столько лет.  Обыкновенная женщина средних лет, от былой прелести осталась миловидность и самоуверенность. Печально и обидно за красоту, которая так быстро проходит. Как и раньше, на меня даже косо не посмотрела.       

16 февраля смотрел фильм Панфилова "Тема". На экране драма, а в зале хохот. Смеялись не только молодые, но и пожилые. Как же надо отупеть душой, чтобы смеяться над страданиями?  Поразительная невоспитанность. Или же нас к этому приучили?

Зал на 4/5 пуст, но и эти не выдерживали, вставали и уходили посреди сеанса.  Зато пустая комедия "Хорошо сидим" пользуется успехом, все билеты проданы на день вперед. По сути, это не комедия, — агитка в борьбе за трезвый образ жизни. Этакий растянутый рекламный ролик. 

Фильм "Год теленка" поражает глупостью и тупостью всех, от сценариста до актеров. Вот тебе и перестройка в кинематографии.  Не ожидал, что такое покажут. Глупее некуда.    

Вчера на лекции прокурор подтвердил, что арестован и судим зам. гендиректора,  который вывозил запчасти на своей машине не подлежащие досмотру. Мастер доставлял ему детали.

— Ему грозило 15 лет, но я просил десять. Вы же представляете, каково интеллигенту провести десять лет в тюрьме? — сказал прокурор.

Потрясающая логика и классовая глухота! 3ал возмущенно загудел.  Выходит,  не интеллигенту можно сидеть 15 лет, и за него никто не заступиться. Двойная мораль во всем.

Горбачев в Риге. Латышский стрелок сказал ему:

— В моей жизни было два события — установление советской власти в Латвии и 27 съезд, на котором были восстановлены попранные ленинские принципы.

17 февраля купил пластинку Пол Анка и Элтона Джона.  Немного разочарован — в памяти молодой Пол Анка и его чистый голос в «Дайане», а здесь обыкновенный слабый голос.  Мечтаю, что когда-нибудь будет продаваться и Элвис Пресли. У нас любят, запаздывать на 30 лет.   Эти бы диски во время моей молодости — цены не было бы, а сейчас старье, которое покупается лишь людьми моего возраста, ностальгия по юности.

В курилке обсуждают клуб "Для тех, кому за 30, мол, туда ходят лишь для того,  чтобы снять даму на ночь.  Замаскированной бордель.

20 февраля. Вчера на собрании Валя, наконец, объявила, что семинар состоится через неделю: Я очень боюсь этого семинара. В прошлый раз так не боялась.  Пройдет ли все на должном уровне? Такой состав писателей!

Леня тоже мандражирует, то ли судьбу заговаривает — сейчас страху нагоняет, чтобы, реальность оказалась лучше. Я тоже боюсь, но как-то обреченно, без проблеска надежды. По-видимому, после этого перестану посещать лито и пойму тщетность своих попыток.

Пришел и Стукач, который, оказался старым Лёниным знакомым — раньше он ходил в шахматный клуб,  но играл плохо.  На перекуре Леня заговорил с ним, выясняя,  почему он не хочет представиться?

— А какая выгода? — спросил Стукач.

— Видишь,  он выгоду ищет, — сказал я и ушел, так как время перерыва закончилось и все расселись по местам, пока мы выясняли отношения.

Леня сел рядом, и негромко сказал:

— Зря ты на него. Это у него от застенчивости.
— Застенчивый не будет так себя вести, скорей — это от наглости.

Мисюк прочитал свои стихи, печальные, мистические. Чуть ли не религиозные. Кудряшов попросил его представиться.

— Мне 28 лет. Работаю дворником, учусь в литинституте. Есть своя книжка, в ней сто стихов. Могло быть и 400, но я решил, что хватит этого. Книгу не печатают. Но не подумайте,  что я жалуюсь. Нет.

— Человеку со здоровой психикой, такие стихи не понравятся, — сказал я Лене.
— Значит, у меня нездоровая, — ответил он.

    Павел Васильевич Волочилов, поняв, что я человек не его круга, перестал одаривать меня приветливой улыбкой, полностью переключившись на Валю, которая, в благодарность, тут же включила его в число семинаристов, хотя он и новичок и, как о других говорила: «Они не ходят, поэтому не буду включать на семинар. Или про Леню: Он стал ходить, лишь узнав про семинар».   

Я предвижу, что меня ожидает полнейший разгром и неприятный разбор,  поэтому семинар ожидаю без особого волнения, как еще одну неприятность, причем,  неизбежную.  Может быть, она даже окажется нужной,  как горькое лекарство, чтобы я не мнил о себе, что способен писать.

26 февраля. Снова стоят автомобили перед вставками. Заснеженные, у некоторых приоткрыты дверцы, неплотно захлопнуты по халатности водителя,  туда наметается снег, и уже образовалась наледь.   А это уже ржавчина на замке и внутренних частях. Стояли несколько дней.   Вновь была пурга. Если бы длилась не один день, то вместо машин стояли бы сугробы.

         Утром слушал речь Горбачева на профсоюзном съезде. Народ  истосковался по правде и сейчас жадно, со слезами на глазах внимает таким речам, не веря своим ушам:  неужто дожили до таково времени,  когда мерзавцам начали защемлять хвосты? Я не тешу себя иллюзиями, что коммунизм возможен.

Преобразования почти революционные,  но не такие, как хотелось бы, они сродни тем, что были, когда Шеварднадзе пришел к власти в Грузии. Тот тоже серьезно начинал, а сейчас он стал вторым Мжавандзе. А может быть, я не прав? После стольких лет жесточайшей реакции нынешние преобразования,  и в самом деле,  революционны.

Комаров по  поводу трехсменной работы высказался:

— Женщинам работы ночью хватает.

Фраза двусмысленная, но ни одна, даже бровью не повела,  не возмутилась. Юпитеру всё можно. Он довольно часто произносит пошлые фразы, некоторые морщатся, другие молчат, делают вид, что нечего не замечают.

        День назад очутился в глупейшем положении. После работы, разговаривая, шел с Комаровым,  к месту, где должен остановиться мой автобус № 23. Подъехал № 24. Никого это не смутило. Все сели. Тревогу почувствовали, когда автобус начал останавливаться на всех остановках.  Окна заиндевели,  не видно,  где едем. То ли по 24-му, то ли по 17-му маршруту. Я все надеялся, что правильно сел,  да и не знал, где, выходить? Но вот автобус завернул и остановился. Все вышли, конечная. Огляделся, везде дома, не могу понять, куда приехал. Спросил мужчину.

— Вон, море.

Почему-то в другой стороне,  но делать  нечего, — пошел,  пытаясь  по зданиям определить,  куда же меня завезли?  От «близнецов» толку не было. Через пять минут,  когда подошел к торговому в центре квартала, понял, нахожусь в шестом квартале. Если возвращаться на Фрунзе к автобусу, то пока дойду, автобусы перестанут ходить.  Пойду пешком,  к двум часам дойду. 

На Юбилейной подошел парень попросил закурить. Сел на № 14, проехал пятьсот метров. Сэкономил десять, минут. Всю дорогу досадовал, на себя, на свою оплошность. Надо было поверить своим глазам и подстраховаться. Но нас приучили, когда к толпе подъезжает автобус с любым номером, и везет по нужному маршруту.

На следующий день перестраховался: подошел к посадке и спросил мужиков:

— Это на 23-й?

Ровно полчаса потерял из-за своей глупости. Все же, замедленная у меня реакция,  не могу сразу выработать разумную тактику поведения,  растерялся.  Последние дни подавленное настроение.  Не пойму причину.  Физическое состояние хорошее, утром делаю зарядку. 

Похолодало до  -7,  поэтому не бегаю.  Пробежался в воскресенье второй раз на 35 минут.  Ноги не болят. Легкость. Только скорости нет. Бегаю трусцой.

Как-то, еще в декабре, встретил Горшунова в цехе. Подошел к нему, хотя и не хотелось. Приветливо  расспросил,  как он здесь очутился? Переводится к нам в цех производственным мастером на сборку карданного вала, то есть входит в сферу деятельности самой дефицитной детали — крестовины. Как будто ничего не знаю,  спросил причину перевода.

— С Кириным не поладил.

Я кивнул и не стал уточнять, так как ему пришлось бы врать, правду сказать, вряд ли у него язык повернется. Незадолго Комаров рассказал о нем, что он брал у операторов талоны на обед, а расплачивался премией из фонда мастера, то есть обедал за счет государства.

Как-то он не поладил с Кириным, и тот рассказал о его проделке мастеру. Поэтому и пришлось менять место работы. Хуже не будет, лучше — скорей всего. Если только не попадется на воровстве крестовины.

Сегодня встретил его после второй смены.  Понял,  что он уже оформился. Снова подошел с приветливой улыбкой.  Чувствую себя до сих пор виноватым за свою несдержанность,  когда выступил против него на собрании, разозлившись, что он приставал ко мне, уговаривая поменять дату отпуска на две недели только из-за того, что Бычков уходил тоже вместе со мной, и работать, мол,   некому. 

Мне было все равно, когда уходить в отпуск, но задело, что он поставил Бычкова в привилегированное, положение — тот уезжал по путевке. Если бы он подошел ко мне не с приказным тоном, а попросил, я бы не стал упорствовать, а его настойчивость меня взбесила и сделала врагом. Психологии наших начальников никто не учит.

И до этого у нас шли мелкие стычки, когда он не хотел считаться с моей амбицией. Лишь уйдя из бригады, я понял, что был неправ,  разбаловался хорошим отношением ко мне и не воспринимал критику,  считая себя непогрешимым авторитетом. Но с того дня я его так и не видел больше, словно он передумал и не стал устраиваться в Шасси-2.

Вдруг поломались очки, и в ремонт не берут – иностранные, проносил всего год. Надел вторые, тоже вот-вот треснут. Но у меня ещё в запасе двое. Люблю делать запас,  чтобы неожиданность не заставала врасплох. Плюшкин тоже любил делать запас. Но, в отличие от него,  стараюсь выбрасывать ненужные, вещи. Вика иногда даже ругает за это. Ей кажется, что-то может пригодиться. Однако,  прекрасно обходимся без выброшенного.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2015/07/02/1058