В центре Европы. Коллеги-журналисты

Сергей Марфин
…В первые дни зять дал мне номера телефонов пресс-атташе российского посольства в Брюсселе и заведующего бюро РИА «Новости». Дозвонился до обоих и договорился о встречах. Причина его заботы о моем знакомстве с означенными товарищами крылась в меркантильном интересе. С их помощью Люк хотел познакомить российских дипломатов и других русских с кухней ресторана «Анастасия».
 
Посольство России занимает большую площадь в лесном живописнейшем месте Брюсселя. Ворота, камера слежения, переговорное устройство. Пропускают только в комнату гостей. А в ней уже витает наш русский дух. Старые продавленные стулья, пружины норовящие въехать в задницу. Сидишь и ерзаешь, пока не устроишься удобнее. Холодные батареи (ноябрь, экономия средств), в уголке, ближе к потолку подставка, на которой когда-то стояла камера видеосторожа. Зато к услугам посетителей красивый настенный телефон-автомат, рядом куча проспектов, сообщающих, куда и за какие деньги можно звонить отсюда. По всему миру, если хватит денег.

Олег Цацурин — молодой, лет 30-35, пресс-атташе приехал в страну в середине 2000 года. Объяснил ему, что я журналист провинциальной ведомственной газеты и хочу пообщаться с коллегами, времени для этого достаточно. И вот тут Олег повел себя, на мой взгляд, как опытный чекист-дипломат: «Понимаешь, у людей своя работа, частная жизнь. Далеко не каждый согласится встречаться с незнакомым человеком, ломать график». Спрашиваю о пресс-релизах, пресс-конференциях, других местах, где можно встретить «своих». Снова мнется: «Я здесь всего четыре месяца, еще не все знаю». Закончили разговор тем, что он все-таки поговорит, спросит, вдруг, кто захочет пообщаться со мной.

Позднее несколько раз звонил ему, спрашивал — никто по его словам не пожелал тратить драгоценное время. Дочь предложила встретиться с ним в ее ресторане. Олег немного оживился, но проблемы оказались в его маленьком ребенке, которого не с кем оставить, хотя он обещал прийти при первой же возможности.
 
Совершенно другим представился мне Виктор Онучко — заведующий бюро РИА «Новости». Столик, кофе, мягкие кресла и непринужденный разговор минут на тридцать. Что меня удивило в первые минуты, у коллеги темное лицо. Цвет говорил не о загаре или наследственности. Это был цвет хронического недосыпания.

— Два человека, я и секретарь,— рассказал Онучко,— работаем на территории, которую агентство Ройтер,— он так и назвал его,— покрывает 58-ю корреспондентами. Если я был сегодня в Голландии и приехал домой ночью, сразу же даю почту в Москву. Не дай Бог опоздать с новостью и дать позднее Ройтера. Шуму не оберешься. И платят за это не так уж много.

В прошлом году видел его по ТВ уже во Франции.

P.S. Пока жил в Брюсселе, несколько раз удостоверился в некоторой предвзятой подаче фактов нашими журналистами. Сделал вывод, что коллеги, западные и наши, одинаково подвирают потому, чтобы "дотянуть" пустую новостишку до уровня "смотрибельной", или "читабельной".