Попутчица

Михаил Кюрчевский
               

 Фиолетовый зонтик скрывал её лицо и голову от палящих лучей летнего солнца. На автобусной остановке не было никого. Только одинокий мужчина мирно дремал, сидя на лавочке. Видимо, он ожидал попутную машину или автобус.
 Уже прошло два часа, но ни одной попутной машины не попадалось. Она, уже было начала нервничать, как тут показалась телега, запряженная лошадью, тихо плетущейся под разгоряченными лучами обеденного солнца.
 Сидящий на ней извозчик, проезжая мимо остановки, бросил взгляд на молодую особу и, взмахнув кнутом над холкой лошади, крикнул:
 - Ну, что дремлешь, пошла быстрее.
 Она тоже бросила взгляд на его еще не старую фигуру и почувствовала какое-то необычное расположение к нему. Может, подействовала жара, или что-то другое, сказать не берусь.
 Отъехав метров десять, он придержал вожжами коня и крикнул:
 - Тебе куда ехать - то?
 - Да мне до «Ракитного», - ответила она.
 - Ладно, уж, - махнул он рукой, - садись, подвезу.
 - Денег не возьму, - услышала она полушутливый голос.
 - Садись на солому, чтобы мягче было, путь не близкий, - добавил он.
 Она с ловкостью запрыгнула на телегу и уселась поближе к нему.
 - А ты к кому там едешь? Я вроде всех знаю, а вот тебя ни разу не видал в наших краях.
 - Да я, собственно, к деду Еремею. Говорят, у вас есть такой. Лечит от всех болезней.
 - А ты больная, что ли? - скосив взгляд, спросил он?
 - Да нет, я-то здоровая, а вот ребенок у меня болен. Ночью не спит и плачет. И лекарства давала, а толку нет никакого. Измучилась я с ним вот и еду посоветоваться.
 - Ну- ну, давай, сходи. Он мужик всё умеет.
 - А что свой мужик не поможет?
 - А где его взять? Сама я. Так вышло.
 - Вышло - дышло, - пробормотал возница.
 - Вам как попадается порядочный, так вы хвостом виляете. А, как прохвост, то прилипните, словно банный лист. - И он хихикнул. - Ну да ладно, дело твое. Это я так между делом высказался. Не обижайся. А звать-то тебя как?
 - Светлана, - с веселой улыбкой, ответила она.
 - А меня Тимофей, а в деревни Тишкой зовут. А кому как удобнее. Я не обижаюсь. Живу я один. Женой не обзавелся. Время нет или просто не попадалась хорошая женщина.
 - Такое бывает, я вам верю.
 - А я сама теперь в городе, на квартире, живу. Бросил нас с сыном, бывший мой муженёк и уехал. Да я и не сильно и расстраиваюсь. Не любила я его. А ребенок получился, вот и весь сказ.
 Тимофей закурил, затянулся и глубоко вздохнув, спросил:
 - А родители есть что ли?
 - Да нет, я из детдома. Родителей и не знаю.
 - Вот уж судьба - то выпала, - качая головой, пробормотал он.
 Некоторое время они ехали молча. Он что-то думал, перебирая в голове сказанное ей. Она же рассматривала пожелтевший пейзаж, выжженный лучами жгучего солнца.
 - У вас природа красивая,- произнесла она.
 - Когда дожди ко времени, вид очень обворожительный. И когда лето не такое засушливое.
 Тимофей быстро повернулся, и она заметила, что он совсем не старый, каким она его представила, увидев впервые у остановки.
 Наверное, одиночество заело, вот человек и сдал.
 Она мысленно представила его побритым и одетым в костюм и тут же увидела перед собою мужчину, которому не хватает только женской ласки и тепла.
 - Вот ведь, что порой делает с человеком судьба, - подумала она.
 - Да, природа у нас прекрасная, - погоняя лошадь, проговорил он. - А какая река чистая, даже дно видать, но холодная, ключи бьют. Молодёжь часто после работы на реку идёт и отдыхает.
 - А сам-то ходишь? - спросила Светлана у него.
 - Был пару раз, да куда идти, они с детьми да семьями. А я один.
 Вдруг он остановил лошадь и сказал:
 - Ты это, побудь, а я скоро. С лошади не слезай, - и сам пошел в ближайшие кусты.
 Светлана хихикнула, но сделала вид, что ничего не произошло.
 Когда он вышел из-за кустов, она так же сидела на повозке, покачивая свесившимися ногами.
 - А ты не пойдешь,- спросил он её?
 - Нет, - ответила она и улыбнулась.
 - Ну, тогда поехали.
 Он сел на своё место и дёрнул вожжи. Телега плавно покатила по дороге.
 - Видишь вон тот лесок,- и Тимофей указал на лес, приютившийся на пригорке. - Вот за ним и деревня наша.
 - Скоро приедем,- добавил Тимофей, глядя на Светлану. - Ещё чуток.
 Он поднял кнут и замахал, подгоняя сбавившую ход лошадь.
 - Ну, давай шевелись, «родимая», а то мы и к вечеру не доедем, - уговаривал он её.
 Солнце слегка сдавало свои позиции, понемногу склоняясь к закату. Подул ветерок, принёсший запах лесной свежести. Ехать стало веселей. Тимофей рассказывал всякие небылицы, и Светлана поддерживала его разговор. Просто говорили ни о чём. Но что-то их втягивало в эти сети общения, непонятного на первый взгляд. В их разговоре была лёгкость и открытость, и Тимофей, в первый раз в жизни, почувствовал родственную душу, с которой мог свободно говорить. Со стороны можно было представить, что они давно знакомы.
 Вскоре они углубились в лесок и жара, что тяготила, исчезла совсем. Послышалась сказочная симфония, исполняемая лесными «музыкантами», которая полностью завладела ими. Они умолкли, слушая шелест листьев, звонкий стук дятла, голосистое пение разнообразных птиц. Порой был слышен звук сломанной сухой ветки. Все это порождало какое-то невообразимое волшебство, поражающее её ум. Ей показалось, что она долго шла к этому. Вот этот фантастический мир, который ей часто снился в детском доме.
 - А кем ты работаешь?- спросил Тимофей, прервав молчание.
 - Да я училась на маляра-штукатура, и могу всё сама делать. Помогать мне было некому. Всё сама делаю. Есть у меня и швейная машинка. Я и шить научилась сама.
 - Ну, да я вижу, ты мастерица на все руки,- похвалил её Тимофей.
 - Жизнь научит, - сказала она.
 - А вы кем работаете?
 - Я что ли? - переспросил он. - Да вот на лошади работаю. Но по хозяйству не уступлю бабе. - И он махнул рукой. - Только для кого это всё?
 Он погонял лошадь, и телега тряслась по неровной дороге. Так они проехали через лесной массив, и перед взором их предстала деревня, утопающая в зелени.
 - А вот и наше «Ракитное», - сообщил Тимофей, показывая на разбросанные дома вдоль тенистой реки.
 Проехав немного ещё, Тимофей показал на дом, покрытый черепицей и колодец с журавлем.
 - Вот, это дом Еремея, - пояснил он. - Он там со своей старушкой живет. Он у нас всех лечит, кто бы ни пришел. Чудной мужик. Всё лето травы собирает, да сушит. Сам-то немногословен, но сила в руках огромная. Любую хворь выведет. С рождения это у него, - добавил Тимофей.
 - Ну да ладно, вот подвезу тебя, а там сама. Я на соседней улице живу, коль нужен буду, любого спросишь, и тебе покажут мой дом.
 Светлана поблагодарила Тимофея, но стояла и не собиралась уходить, будто что-то её удерживало. Она смотрела на него.
 - Чего смотришь, иди уже, а то он поздних гостей не любит.
 Она подошла к калитке. Там её встретил большой, мохнатый, но явно добрый, пёс. Виляя хвостом, он лаем предупредил, что появился чужой человек. На лай собаки, из дома вышел небольшого роста дедок с реденькой бородкой. Он разгладил бородку рукой, и подошёл к калитке.
 - Кто такие, гости, и откуда? - поинтересовался он.
 - Да я из города и, собственно, к вам, - сказала Светлана. - Дело у меня.
 - Ну, заходи и рассказывай свое горе,- произнёс Еремей, - пропуская в дом, гостью.
 В доме было прохладно, и чувствовался запах сушеных трав, которые висели в чулане.
 - Дарьюшка, - кликнул дед жену, усаживая Светлану на скамейку, - поставь-ка нам самовар, а я тут побеседую с гостьей.
 Светлана подробно рассказала Еремею о горе и посетовала на судьбу.
 - Не велика беда, - заметил он. - А помочь помогу! Чего не помочь? Человек завсегда должен помогать тому, кто нуждается в его помощи.
 Сидя за столом, и, уже попивая душистый травяной чай с кренделями, что были испечены бабой Дарьей утром, Еремей внимательно слушал и думал.
 - Ты не волнуйся, - успокаивал он Светлану. - Вылечим мы твоего сына, - и он улыбнулся ей. - Вырастет богатырем, верно, говорю, Дарья?
 - Да уж и вернее не может быть, - закивала та головой. - К нам, вон из дальних деревень приезжают, и всех дед ставит на ноги. - А ты где ночевать-то собираешься? На ночь глядя, никто не повезёт. Да и опасно через лес.
 - А я у Тимофея остановлюсь, он приглашал, - тут же выпалила она.
 - Что сказать про него, мужик он гостеприимный и зла не сделает. Поди, раз приглашал, - посоветовал Еремей. - А завтра, с утра, ко мне заглянешь, дам тебе травы и настою. Попоишь и, как рукой снимет все болезни.
 - Спасибо, - сказала Светлана.
 - Да погоди, благодарить. Вот поправится твой малыш, тогда и скажешь спасибо, - отмахнулся дед…
 Солнце уже скрылось за горизонтом, но небо ещё улавливало последние отблески уходящих лучей. Облака покрылись желтовато-розовым оттенком, будто девица, вспыхнувшая румянцем при виде любимого. Деревня погружалась в какой-то мир, понятный только ей. Пройдя немного по улице, она встретила женщину, несущую на коромысле ведра с водой.
 - Вы не подскажите, где дом Тимофея?- спросила Светлана.
 - Четвертый дом от поворота, - сказала любезно та. - Да у него еще на заборе почтовый ящик прибит. Хотя, - добавила она, - никто ему писем не пишет. Одинокий он.
 - А ящик повесил, а вдруг кто напишет, - и, усмехнувшись, пошла дальше.
 Подойдя к дому, Светлана сразу поняла, что женская рука здесь не была владыкой. Во всем чувствовалось мужское начало. Да и было ли ему когда!? Она вошла в калитку и окликнула хозяина:
 - Есть кто дома?
 На окрик вышел Тимофей.
 - А, попутчица! Ну, заходи, коль пришла. С делами-то справилась?
 - Да, - ответила она, - только завтра травы да настои заберу и всё. Поеду.
 - А раз пришла, тогда и угощать буду.
 - Да, спасибо, я уже кушала.
 - Ну, тогда грибков отведай, - не унимался Тимофей.
 - Тогда только за компанию, - согласилась Светлана.
 - И на том спасибо, - ответил он.
 - Думаю, ночь у меня переночуешь, а завтра с утра к Еремею, а там и домой можно. Я положу тебя в комнате, а сам лягу в передней. Можешь не волноваться, спи спокойно. Я не очень падок до баб. Не научен. Не до них мне.
 - А я и не боюсь, - ответила Светлана. - У тебя глаза добрые и не такой ты. Человека сразу видно, я ещё в дороге это поняла.
 - Да так уж и заметила, - и улыбка отразилась на его лице.
 В его улыбке Светлана увидела ту неотразимую привлекательность, которая была свойственна только доброжелательным и умным людям.
 Они долго сидели и разговаривали о природе, цветах и о жизни, и какие, порой, тяготы встречаются на жизненном пути. Было за полночь, когда Светлана легла спать, а Тимофей пожелал ей спокойной ночи пошёл в другую комнату и улёгся на кровать…
 Тонкие лучи утреннего солнца пробудили деревеньку. Восседая на заборах, запели петухи. Где- то мычали коровы, уже пасущиеся на поляне. И весь этот проснувшийся мир дополнялся лаем, пробудившихся по дворам собак.
 Ночная роса, бриллиантовым десантом, высадилась на траве, отдохнувшей от дневной жары. Капельки росы, отражающие лучи солнца, напоминали маленькие звездочки, которые опустились с небес в гости, в этот благодатный край.
 Тимофей старался не шуметь и, когда приготовил завтрак, он постучал в комнату к Светлане.
 - Да, - ответила она, - я уже не сплю. И почти оделась.
 Через несколько минут из дверей вышла она, поправляя волосы.
 - Я тут приготовил завтрак, думаю, не помешает.
 - А где у тебя умыться можно? - спросила она его.
 - На улице висит умывальник и вода холодная, это чтобы сон сразу прогнать, - добавил он.
 Она умылась, холодная вода, запах трав и близкого хвойного леса, придали бодрость и хорошее настроение.
 - Как здесь хорошо,- подумала она,- не то, что в городе, где пыльно и душно.
 Позавтракав с Тимофеем, она поблагодарила его за ночлег и завтрак и собралась идти за травами и настоями.
 - Если хочешь, я с тобой пойду, - предложил он. Чтобы не скучно было.
 Они вышли из калитки, и пошли по улице к Еремею. Пес, заметив вчерашнюю гостью, подбежал к забору и, виляя хвостом, прыгал возле калитки, давая понять, что они с ней друзья.
 - Доброе утро, - поздоровались они с дедом и бабой.
 - Доброе, оно доброе, коль такие гости у нас поутру. Как здешний воздух не вскружил голову?
 - Да вроде нет, спала, что убитая.
 - Ну- ну, - одобрительно закивал дед головой. - Вот возьми, я тут тебе приготовил, что надо. Думаю, поправиться твой ребёнок. А теперь в город что ли? Путь- то не близкий, успеть бы. Вон Тимофей подбросит. А там автобусом, - и он улыбнулся. Но его улыбка перешла в грусть, будто провожал родного человека…
 Они некоторое время ехали молча. Вдруг Тимофей, словно переживая что-то внутри, проговорил:
 - Если тебе жить будет тяжело, ну может ещё что, ты приезжай. Дом большой на всех хватит. Тут и природа и воздух, да и для ребенка раздолье, а это главное.
 - А что, Тимофей, вот возьму и приеду. Примешь? Не прогонишь?
 - Я чего не принять! Приму. Я только буду рад.
 - А я подумаю, - ответила весело Светлана, и добавила, - чудной ты, Тимофей.
 Она смотрела в его лицо и понимала, что он ждет ответ.
 - Ну, коль зовешь, то обязательно приеду.
 - А не передумаешь? - спросил он. И она увидела глаза полные надежды.
 - Вот с работой рассчитаюсь и обязательно приеду, нет у меня в городе родных, а ты, я вижу, человек добрый. Не обидишь.
 Подъехав к остановке, он подождал, пока прибудет автобус и посадил Светлану в него. Она махнула ему рукой из окна, как будто они знакомы много лет. Автобус скрылся из вида, а Тимофей всё стоял и смотрел вслед. В его жизни появилось что-то новое, тронув его сердце легким ароматом надежды на лучшее.
 И со Светланой творилось то же самое. Её душа тянулась к человеку, которого она едва знала. А сердце говорило: ты ему нужна…
 Прошла неделя, и Тимофей, идя по улице, встретил почтальонку Надежду, которая шла к его дому.
 - Ну что, Тимофей, пляши тебе письмо из города.
 Он взял письмо в руки и вскрыл его. На листе, аккуратным почерком, было выведено:
 - Я согласна приехать. Встречай в следующее воскресенье там же…
 Он стоял около остановки, привязав лошадь к дереву. Вдалеке показался автобус. Он плавно подкатил, шурша колесами, и остановился. Из него вышла Светлана и маленький светловолосый мальчик.
 - А вот и мы, - сказала она, подходя к Тимофею. Он взял вещи, которые у неё были, и погрузил на телегу. Посадив Светлану и ее сына, он уселся впереди и тронул поводья. Её рука коснулась его плеча. Он повернулся, и она увидела глаза человека, наконец, нашедшего свое счастье…
 Спустя много лет, сидя у дома, они вспоминали, как впервые встретились и прожили в согласии и любви. Дети, а их было трое, выросли и разъехались, но родителей не забывали и приезжали в этот незабываемый уголок детства, который дал им путь в большую и взрослую жизнь.