День, когда его не стало

Еремеева Юлия
Юлия Еремеева
Пьеса: ДЕНЬ, КОГДА ЕГО НЕ СТАЛО
2012


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Энди Уорхол
Жан-Мишель Баския
Ассистент Джон, ассистент Баския
Фред, издатель ЭУ
Боб, редактор.
Дилер
И другие.


1. Молодой креол с непослушными волосами разговаривает со своим с ассистентом в ресторане в Сохо.
 
Ассистент Джон. Прикольно. Вчера ты был бездомным продавцом футболок, а сегодня уже выставляешься в самых крутых галереях Нью-Йорка. Чувак, мать твою, ты продаешь картины миллионерам.
Баския. Да, я реально крут.
Ассистент Джон. Ты стал получать бешеные бабки. Дорогая выпивка, техника, жратва, икра, армани, наркота, вечеринки, толпа людей, трущихся вокруг тебя, все дела. Дальше больше, но это не может продолжаться вечно. Дружище, подумай о будущем.  Тебе  стоит позаботиться о капиталовложениях. Обратись к специалисту по финансам — на тот случай, если карьера закончится и заработки прекратятся.
Баския. Да, брось. В этом нет необходимости. У меня нет никаких планов на будущее.… Какое будущее? Я, просто, оседлал большую волну над Гудзоном. Я знаю, что некоторым людям мой стиль жизни кажется чрезмерным, но что еще мне делать со своими деньгами?
Ассистент Джон. Ты что не понимаешь, что это временно?
Баския. Да, брось.
Ассистент Джон. Нет, это ты брось… Жан…. Так нельзя. Сюзанна говорит, что когда убирается, часто находит твои заначки. То здесь, то там тысячи долларов. Между страницами в книгах, в коробке из-под обуви или в диване. Даже в морозильнике. Открой хотя бы счет в банке.
Баския. Зачем? Расслабься. В этой свободной и счастливой республике каждый имеет право разориться любым способом. Есть другие сложности.
Ассистент Джон. Какие?
Баския. Расизм.
Ассистент Джон. Забей. Геев тоже не любили. В шестьдесят четвертом правительство позакрывало не только их театры на Бродвее, но и магазины, клубы, танцевальные залы. Теперь это в прошлом. Их жаргон стал сленгом рядового ньюйоркца. И с тобой так будет, поверь. Я вот, простой белый американский парень, твой кореш. Дружу с тобой и все дела. И какое мне дело до твоего цвета кожи?
Баския. Черт! Для них я большой, шатающийся, накокаиненый негр. Почему? Почему, если афро-американец тусуется на улице, значит, что-то замышляет. Я художник! И этот город, такой же мой, как и их! Я взломаю стены. Без отбойного молотка и кувалды, не хватаясь за рычаги бульдозера. Я их разрисую, к чертям собачим. И не цветами, не сусальными пейзажами, а тем, что у меня внутри, что сжигает, бесит, заставляет рвать глотку отчаянным криком. Я выплесну все это дерьмо на стены, на всеобщее обозрение. И тогда мне будет не так обидно. Можно будет даже представить, что это не тебя загнали в клетку, а ты сам отгородился от немилосердного, равнодушного и холодного мира.
Ассистент Джон. Я вчера видел, как ты пытался поймать такси  после ужина в ресторане. Одна машина проезжает мимо, вторая, третья…пятая… Нехорошо.
Баския. Да! Я прихожу на вечеринку в галерею, там я звезда, все меня знают, улыбаются, жмут руку, восхищаются. Но, стоит выйти на улицу, вновь превращаюсь в обычного чернокожего парня. Давал интервью. Журналист спрашивает: вы показываете нам такой тип примитивного экспрессионизма как…. Мнется. Мусолит.  Ну, я возьми, да помоги  — Как обезьяна? Он: Ээээ…ну…эээ, как черный Пикассо. Что за дерьмо? Какой Пикассо?  Я черный художник.
 Но, я хочу быть воспринятым не как черный, а как известный живописец. Как молодой завоеватель крепости арт-рынка, черт ее дери! Один из тех, кто принес граффити в галереи. Я взорву этот город, пока большая часть этих безмозглых критиканов касается моей личности, а не моих работ.
Ассистент Джон.  Не заводись.
Баския. Они просто расисты. Большинство из них. Они представляют меня в образе дикого человека, обезьяны. Мой дилер всегда говорит фантастика, чтобы я не нарисовал. Ему любое дерьмо понравиться, лишь бы у него был, как ты говоришь, финансовый потенциал. 
Ассистент Джон.  Это популярность, детка.
Баския. Па-па, я стал знаменитым. Еще по стаканчику за это?
Ассистент Джон.  Давай…. Смотри. Видишь того типа с длинными костистыми руками, такие белые, будто их отбеливали. Шейные сухожилия, выпирают вокруг большого адамова яблока…
Глаза с булавочную головку. Уши-бананы… Серые губы. Мягкие растрепанные серебристо-белые волосы с металлическим отливом?
Баския. Да, это же Уорхол!
Ассистент Джон.  Вот, он знаменит…. За старика Энди!
Чокаются.
Баския. Пойду, покажу ему свои карточки.

Жан-Мишель, пританцовывая, пересек зал и аккуратно сфланировал за столик Энди и  его помощников. Улыбается.

Уорхол.  Э-э-эй, а это что за малый?
Баския. Мистер Уорхол,  я Баския. Я  тоже художник.
Уорхол.  Серьезно?
Боб. Да, брось, помнишь, мы ходили на выставку, там были граффити,  которые тебе понравились
Уорхол.  А-аааааа, да.
Баския. Не хотите посмотреть мои карточки?
Уорхол. О-о-о-уу-ч.  Супер. А он мне нравится….  Ну, давай.
Баския. Я думал вы весь такой важный, а вы….
Уорхол. О-ааааа-уууу-а-ооо-ууу. Продолжай.
Уорхол рассматривает открытки и показывает их друзьям. Баския улыбается.
В этих каракулях что-то есть.
Баския. Тогда купите парочку.
Уорхол. Приходи ко мне завтра. У меня есть, что тебе предложить.

2. Они работают над выставкой

Таксист мягко затормозил. Десять шагов — и Баския с ассистентом у входа на «Фабрику». Проходят барьеры. И вот они уже…. в цитадели поп-арта, точнее обычном офисе какого-нибудь глянцевого журнала. Где звезды? Веселый угар? Толстосумы? Только стайка фриков, да горстка модного офисного планктона.

Баския. Это не круто….
Ассистент Джон.  А ты что жал?
Баския. Я думал, что здесь будет круче…. Это же Ф-А-Б-Р-И-К-А!
Ассистент Джон.  После покушения Энди уже не тот. С первой фабрикой не сравнится. Говорят, там все было выкрашено серебристой краской.  И что в те времена он высасывал соки из богатых девушек Верхнего Ист-Сайда — Бэби Джейн Холцер, Иди Седжвик, Тины Уайт. Подсаживал, использовал, а потом выбрасывал как отходы. Вокруг него собирался целый зоопарк — геи, полуночники, снобы, богатые бездельники, звезды, рокеры, неудавшиеся актрисы, бывшие завсегдатаи садомазохистских клубов на Кристофер-стрит.
Баския. А, правда, что обожатели звали его Дреллой, эдакой помесью Дракулы с Золушкой.
Ассистент Джон. Не знаю….  думаю, сегодняшняя унылость от того, что уже нет витаминных коктейлей с метедрином, виски с амфетамином, водки с секоналом, клея с амилнитритом. Где те гурманы, что  делали себе уколы сразу в обе руки, чтобы насладиться одновременным действием кокаина, героина и амфетамина. Все пристойно и политкорректно.
Баския.  Может, соскочим?
Ассистент Джон. Постой. Надо хотя бы поздороваться с Энди.
 
Идут. На ходу к ним обращается юноша с ангельским лицом:
Got some speed?
Баския. Что он хочет?
Ассистент Джон.  Ему нужны амфитамины.
Баския. В другой  раз, дружище, сейчас могу только «снежком» угостить.
Ассистент Джон.  Брось. Ты и так уже снюхивашь на тыщу в неделю.
Баския. Мне нужно сконцентрироваться.
Ассистент Джон.  А ты для этого кофе не пробовал?
Баския. Нееее-а…. А мне начинает здесь нравиться.
Ассистент Джон.  Кто бы сомневался….
Баския. А что происходит тут днем?
Ассистент Джон.  Всякое.
Баския. А люди все кто?
Ассистент Джон.  Это друзья Энди. Многие — эйхеды.
Баския. Сидят на амфетаминах? И Уорхол тоже?
Ассистент Джон.  Нет. Сейчас — нет. Он слишком циничен для этого. Если только балуется….
Эта фабрика у него шестая или седьмая по счету. Заметь, при переезде он не каждого берет с собой. А только тех, кто, как и он сам, смог перейти на новый уровень.
Баския. Типа?
Ассистент Джон.  Ну, возьмем, к примеру, Боба….
Баския. Кого?
Ассистент Джон.  Того чувака из ресторана, редактора Interview.
Баския. А….
Ассистент Джон.  Студентом он написал статью, о каком-то из фильмов Энди, тот это дело заценил, позвал писать, а через полгода сделал главным редактором.
Баския. А что за фильм был?
Ассистент Джон.  Не помню. Какая-то андеграундная хрень. Или, вот, малыш Джо….
Баския. А это, что за черт?
Ассистент Джон.  Один из его актеров в конце шестидесятых был дико знаменит. А ты вот его даже и не знаешь. Короче, не теряйся. Старикан хоть и в кризисе, но чутье у него не пропало! 

Баския окинул рассеянным взглядом это сборище. Оказалось, эпицентром всех событий был бесцветный сфинкс в серебристом парике. Уорхол похож на центр циклона: спокоен, но именно он — причина и источник всех событий вокруг него.

Баския. Хелло, Эди.
Белый кролик не шелохнулся.
Боб. Хай, Жан.
Уорхол. Вааа-а-у. Кто пожаловал.
Серебряный альбинос чуть скривил губы. Он не протянул руку, а лишь слегка отстранил ее от туловища, причем указательный палец этой руки смотрел в пол. Это был сигнал: один из рабов, стоявший сзади, мигом удалился.
Баския. Мистер, вы меня вчера пригласили, и вот я здесь.
Уорхол. О-о-о-о-о-отлично. Чем порадуешь?
Баския отыскивает кисточки, краски, баллоны с красками. Подходит к стене и быстро ее разрисовывает.  Когда он отступает, на поверхности красуется портрет Уорхола.
 Уорхол. Он гений.
Услышав этот высочайший вердикт, придворные кивают. Раб, недавно исчезнувший по знаку хозяина, вернулся с «полароидом». Он почтительно вручил аппарат Энди. Уорхол отступил на шаг, не снимая вечных рейнбоу, поднес к лицу фотоаппарат и навел на Баскиа. Затрещала вспышка, Уорхол опустил агрегат и передал его ассистенту, который в мгновение ока — фотография даже еще не успела высохнуть — исчез где-то в глубине мастерской.

Энди берет Жана за руку и усаживает в кресло. Включает диктофон. Вспыхивают софиты. Баския морщится, от слепящего света, но улыбается.

Уорхол. Меня зачаровывают люди с приятной улыбкой. Поневоле задумаешься, что заставляет их так красиво улыбаться. Ты уже давал интервью?
Баския.  Много.
Уорхол. О! Мы поместим тебя на обложку. Я вижу тебя Аполлоном Бельведерским! Как тебе?
Баския.  Клево. Только не рисуй меня черным, сделай каким-нибудь цветным…. Да, цветным. Мне нравиться, как ты обращаешься с цветом.
Уорхол. Так ты и есть цветной.
Баския.  Пусть будет цвет, красный или желтый. Кстати, а, как насчет купить мои карточки?
Уорхол. Ну-у, не-ееет. Я хочу делать выставку с тобой. Это намного круче. Ты станешь богатым и знаменитым. 
Баския. А сколько времени надо, чтобы стать знаменитым?
Уорхол. Художником?
Баския. Художником.
Уорхол. Четыре года. Четыре года, чтобы стать богатым.
Баския. Долго.
Уорхол. О-о-о-о, да-а. Успех в Нью-Йорке — это тяжелая работа. И так, как ты начинал?
Баския. В шестнадцать мы с моим другом Эл Диазом начали рисовать граффити на стенах зданий в Манхеттене. Тебе пятнадцать, или шестнадцать. Снаружи большой мир, и ты хочешь сделать себе маску, когда никто не слушает, что ты говоришь и никому нет до тебя дела. И вот что получается — одна ночь, один баллон, и все случайные прохожие замечают тебя.
Уорхол. И что это было? Я имею в виду твой скетч.
Баския. Мне всегда нравился текст. Обожаю биты Уильяма Берроуза. Я тоже пытался создать, что-то содержательное. Мои изображения состояли из умных фраз с тэгом SAMO.
Уорхол. Тегом?
Баския. Подпись. Что-то типа «Plush safe he think». Он думает, что плюш оберегает его SAMO.  Или «SAMO as an escape clause». SAMO, как условие отрицания. Проект закончился эпитафией «SAMO IS DEAD». SAMO мертв.  В декабре 1978 критик Village Voice  опубликовала статью  об этих надписях. Я почувствовал себя большим художником и  ушел из дома.
Уорхол.  Когда ты ушел из дома, ты когда-нибудь подрабатывал где-нибудь?
Баския.  Нет, никогда.
Уорхол.  Где же ты находил деньги? На что жил?
Баския. Бывало, что я находил деньги прямо на полу в ночном клубе. Ну, вот как-то так и находил. Порой я просто ходил несколько суток без сна, спал в картонной коробке, питался сырными крекерами…
Уорхол.  И о чем ты тогда думал?
Баския. Что это не прикольно.
Уорхол. Ты не думал, ну, например: Я ведь могу навсегда остаться бомжем?
Баския.  Да, конечно. То есть я не думал, я знал, что именно так и будет. У меня даже не было денег на холст. Я рисовал на том, что находил на улице. Однажды притащил домой окно. Рисовал прямо на стекле, а его рама стала готовым оформлением моей картине. Потом была дверь. Как-то даже изрисовал платье моей подружки.
Уорхол. И как?
Баския.  Да, никак, Это как дышать. Просто, другого я не умею, и остановиться не могу.
Уорхол. Что ты чувствовал, когда вырос из просто тэгающего подростка до реального художника, начал выставляться, стал продавать работы и зарабатывать первые серьезные деньги?
Баския. Не знаю. Наверное, уверенность. Очень большую уверенность. У меня ничего не было, а теперь я могу получить все, что хочу. Я чувствовал, что я был прав. Понимаешь о чем я? А ты?
Уорхол. Я из бедной иммигрантской семьи, которая потратила все свои сбережения на мою учебу в университете. Но, как только я устроился в Нью-Йорке, стал неплохо зарабатывать рекламой. 
Баския. Сколько?
Уорхол. Сто тысяч в год.
Баския. Ого! Президент Кеннеди зарабатывал двести. 
Уорхол. Делать деньги искусство! Не думаю, что деньги должны быть у всех. Они не должны быть для всех — а то будет неизвестно, кто имеет значение. Так скучно. О ком тогда сплетничать?
По-моему похолодало? Тебе не кажется?

Энди бросает фразу в сторону:

Бриджит, что-то холодно. Вот тебе 100$, сбегай, купи ирландского кофе.   

Сейчас согреемся и поедем обедать. Боб, наверное, уже заказал столик. А в прочем, зачем медлить. Поехали.

Боб. Фред. Собирайтесь.

Прибегает заполошная Бриджит с бутылкой. Протягивает ее Энди. Тот:
Ах, не надо. Оставь себе.
 
Наклоняется к Жану:
Она алкоголичка. Сейчас напьется, устроит бузу, а потом будет трезвонить нам с Бобом, чтобы мы ее вызволяли. Это ужасно смешно.   

Все смеются и удаляются. А бедолага и впрямь сорвалась, звонила потом пьяной из аэропорта, потому что решила махнуть в Европу, требовала, чтобы ей немедленно привезли паспорт. 
 
3. Работа над выставкой. Тусовки. Знакомство с молодыми художниками.
Баския и Энди гуляют по Манхеттену.

Баския. Идем, я познакомлю тебя с корешами. Это Джулиан, Эл, Рей, Энцо, Франциско. Он немножко шибанутыый, но тоже очень даже ничего.
Уорхол. Это твоя банда?
Баския. Нет, просто, дружбаны. Мы мутим вместе. Тусим. Граффитим. Рисуем. Пьем. Курим. Смеемся. Гуляем…..
Так что мы будем рисовать?
Уорхол. ООООууу. Мне нравиться их стиль. Смело. Свежо. Экспрессивно.
Баския. Ну, ты скажешь. Мы же неоэкспрессионисты если что. (смеется)
Так, что мы будем рисовать?
Уорхол. Я тоже всегда без смущения задавал этот вопрос: Что мне рисовать? Спрашивал у всех.  Поп-арт приходит извне, да и какая разница — услышать от кого-нибудь идею или подсмотреть ее в журнале? Если ПОП зацепил, то все... Для нас ПОП был способом выживания во враждебной культуре.
Я выберу какой-нибудь символ, ты нацарапаешь поверх свои каракули. И вот — мы уже звезда!
Баския. Так просто?
Уорхол. Да, главное выбрать неоднозначный символ. Ну, знаешь, такой, чтобы вызывал противоречивые чувства и у критиков, и у публики, и у коллекционеров.
Баския. Круть.
Уорхол. О-ооо, да.

Они отправляются на раут, где будут три арт-дилера, один критик, парочка искусствоведов, богатеи, и прочая праздная публика.

Уорхол. А вот идет Франциско. Он все время чешет себе яйца, как ты думаешь, может, у него вши? Привет, Франко.
Франко: Чао, сеньоры.
Баския. Нет, просто он итальянец.
Уорхол. Я думаю, парень себя еще покажет. У него невероятно богатое воображение. Он мне напоминает молодого Дэвида Боуи. Когда он сделал себе экстравагантную прическу, покрасил волосы в красный цвет. Знаешь, в начале своей карьеры Дэви увидел один из наших перфомансов в Лондоне. Проникшись, он покрасил волосы в яркий цвет, начал носить женские платья, и, в конце концов, стал суперзвездой.
Баския. Да, шестидесятые были безумным временем. Бунтарские и хипповые.
Уорхол. Мы отрывались всю ночь, потом шли в душ смывать свои грехи и сразу же приступали к работе.
Баския. И как же вы выжили?
Уорхол. Амфетамин. Он не облегчает работу, зато делает заботы легче.
Баския. Сейчас в место него кокс.
Уорхол. 60-е на самом-то деле были именно о людях, а не о том, что они делают. Я это испытал это на собственной выставке в Институте современного искусства в Филадельфии, когда из-за набившихся в две экспозиционные комнаты четырех тысяч студентов организаторам пришлось …снять со стен все мои картины. Присутствующие восприняли это как должное. Ведь они пришли посмотреть на автора. А увидев  — плакали, как на концерте каких-нибудь рок-идолов и брали у меня автографы, на чем попало.
 Дирекции пришлось вызвать пожарную команду. Она ломом вскрыла находившуюся за нами опечатанную железную дверь, и вывела нас через крышу в соседнее здание и по пожарной лестнице в полицейские машины. Я задумался: что именно заставляло всех этих людей рыдать? Такое зрелище невозможно было себе представить на открытии выставки. Даже выставки поп-арта. Собственно говоря, мы не были на выставке искусства  —  мы сами были экспонатами, мы были воплощением искусства.
Баския. Прикольно.
Уорхол. Я тебе завидую. У тебя это впереди.

После ужина.  Такси везет их в мастерскую.

Баския. Зачем ты со мной возишься?
Уорхол. Когда-то Нейл сказал мне: Не понимаю, чего ты не станешь художником, Энди, —  у тебя идей-то море. Мне такое немногие говорили. И вообще я не вполне понимал, каково мое место на этой художественной арене. Именно поддержка Нейл и его дружелюбие придали мне уверенности. Теперь моя очередь.
Баския. Серьезно?
Уорхол. Ну, что ты. Смерть от пули феминистки на пике славы, карьеры, жизни, успеха была бы идеальной точкой. Но я выжил. Правда, после этого инцидента утратил некую искру. Вроде, живу и не живу. Я умер, но не разучился видеть.
Ты моя инъекция от старения, свежая кровь.
А еще я обожаю эксперименты.
Баския. Я тоже…. А ты боишься смерти?
Уорхол. Я не верю в нее, потому что, когда она наступает, человека уже здесь нет. Я не могу ничего о ней сказать, потому что я к ней не готов.
Баския. Ты знаешь, иногда мне кажется, что все искусство —  это всего лишь попытка прожить немного дольше.
Уорхол. То есть, это значит, что ты умираешь дважды. Первый раз, когда ты перестаешь дышать, и второй раз, когда кто-нибудь произносит твое имя в последний раз.

Они поднимаются  в мастерскую.

Баския. А ты любил? Моей первой любовью стала первая девчонка в классе, у которой выросли сиськи. 
Уорхол. В 60-ых я знавал одну особу, которая вызывала у меня восхищение. Полагаю, это восхищение было наиболее близким к некоему проявлению любви.
Баския. Иди Седжвик? Королева ночной жизни, славы и шика Нью-Йорка?
Уорхол. Да…. Бедная богатая девочка. Я звал ее Такси. Когда она куда-нибудь выезжала, то никогда не брала такси, это обязательно должен был быть лимузин. Она была восхитительное, красивое пустое место... В ней были поразительная пустота и ранимость, которые делали ее отражением интимных фантазий любого. Она могла быть всем, чем захотите.  Девочкой, женщиной, умной, глупой, богатой, бедной, — всем, чем угодно. Она была чудесным, прекрасным чистым листом.
Баския. Пройдёт время, и никто уже не вспомнит, что была такая  Иди Седжвик, а о тебе скажут: он изменил мир.
Уорхол. Да-а-аааа, кто сейчас помнит рабочих, сколачивающих леса в Сикстинской капелле? Кстати….  какие у вас отношения с Джоном? Он твой импресарио?
Баския. Он, вроде, как мой друг. Он помогал мне с работой.
Уорхол. Ты ему что-то должен?
Баския. В смысле?
Уорхол. Я, просто не хочу, чтобы он встал между нами. Мне проще работать с тобой напрямую. 
Баския. Хочешь, чтобы  я поговорил с ним?
Уорхол. Да, и отдай ему часть работ. Он же вроде как твой друг.

Энди показывает готовую картину Жану. Баския берет кисть, бесстрашно наносит  мазки белой краской на готовом полотне друга.  И Уорхол ему это позволяет:

Я думаю, ты прав с этой белой краской.
На следующий день. В мастерской Баския и Джон смотрят на полотна.

Ассистент Джон. Ты будешь это выставлять?
Баския. Да.
Ассистент Джон. Что за дерьмо. Ты стал бы это делать, если бы Энди не договорился с галереей?
Баския. Сейчас в галереях выставляется столько дерьма, что никто этого не заметит. Это все равно, что если Папа произвел бы всех в святош. Энди говорит.
Ассистент Джон. Энди. Энди!
Баския. Да, Энди. 
Баския походит к Джону.
Баския. Энди, хочет работать со мной напрямую.
Ассистент Джон. И что?
Баския. ….
Ассистент Джон. И что остается мне?
Баския протягивает ему картину.
Баския. …. Вот это….
Ассистент Джон. Вот это? После всего, что я для тебя сделал. Отлично! Ты эгоистичный сукин сын!
Баския. Джон, брось — это мир искусства.
Ассистент Джон. Удачи! И…. проваливай к черту!

4. Открытие выставки. Кризис. Смерть.

Баския. Ты прекрасно выглядишь.
Уорхол. И ты красив.
Баския. Готов?
Уорхол. В наши дни открытие выставки — сплошной обман. Как правило, все, что выставляется, распродано еще до начала. Современное искусство — это зона бедствия. Никогда еще в истории человечества столь многое не было сосредоточенно в руках столь незначительного количества людей для того, чтобы сказать такой мизер.
Баския. По мне, так единственная вещь, на которую стоит смотреть в большинстве музеев, так это школьницы на экскурсии. А, ты помнишь свою первую выставку?
Уорхол. Еще бы. Я, я, я….  я очень опасался открытия выставки и ожидал нехорошего, тухлых помидоров и гнилых фруктов летящих в меня.
 Когда я начинал, то искусство находилось в полной заднице. Люди, которые раньше рисовали иллюстрации для журналов и газет, теперь были заменены на фотографов. И когда они стали использовать фотографов, я стал показывать свои работы в галереях. Остальные все также занимались оформлением витрин. Это ещё больше подталкивало меня в галереи. У меня было несколько работ в витринах, но галереи всё-таки лучше!
Баския. А я сразу начал свой рассказ о том, какой я классный и замечательный. О небесных озарениях, которые нисходят на меня. Обо всей глубине моего творчества. И тут какой-то мудак задет мне вопрос, о чем я думаю, когда рисую?

Мимо них проходит Иман. На ней длинное обтягивающее платье. Каждый раз, когда она проходила,  Энди осматривал ее со всех сторон и спрашивал:
А где молния?
Нет никакой молнии, — неизменно отвечала она.
Уорхол (шепчет Жану). Мадонна ты или простой литературный редактор — неважно, все должны быть одинаково эффектны.
К концу вечеринки он все-таки не выдержал:
Да как же, черт возьми, ты тогда в него влезла?
Иман окинула его взглядом и ответила:
Вазелин, Энди, вазелин.

Баския повернулся к Энцо. Тот бодро запихивал закуски в рот. Потом он спрятал под полу куртки  неоткрытую бутылку вина, туда же отправились  свернутый трубочкой каталог выставки. После этого ушел, не прощаясь.

Подходят Бьянка и Мик. Целуют. Поздравляют.

Уорхол. Нас познакомила Крисси Шримптон.  Мик Джаггер учился в Лондонской школе экономики и подрабатывал уборкой квартир, чтобы оплачивать учебу. И вот она в него влюбилась. Мы ей говорили: Крисси, он же страшный, а она отвечала: Да не то что бы. А теперь Бьянка. Что они в нем находят?
Баския (смеется). Он все-таки умудрился стать знаменитым.
Уорхол. Не только у The Rolling Stones были проблемы с международной известностью. Я обнаружил, что у меня этих проблем не меньше, когда устроил в Канаде собственную выставку и ничего там не продал. В день открытия мы слонялись вокруг галереи, но никто не пришел — никто. Я чувствовал себя полным лохом. Я не мог отделаться от мысли, что, если я до такой степени пустое место в Канаде, Пикассо уж точно обо мне ничего не слышал. А это был шаг назад, потому что к тому моменту я вроде как решил, что он должен быть наслышан обо мне.

И тут появилась она. Рокерша. Художница. Бывшая подопечная Уорхола. Энди собрался ее не замечать. Но! Трудно игнорировать стриженного под каре африканского носорога с маниакально-депрессивным психозом. Рот Нико был заклеен скотчем, а на теле…

Баския. ( шепотом) Это что, смирительная рубашка?
Уорхол. Она самая. Красная, из лакированной кожи.
Баския. Круто. Психушка от Жана Поля Готье.

Нико простерла руки к небу, изогнула спину и ужасно медленно начала по миллиметру рвать скотч со рта.  Звук разносился по всему залу. Смотреть на это было больно. Когда с клейкой лентой было покончено. Нико резко и смачно плюнула. Потом повернулась и промаршировала к выходу.

Первым очнулся фотограф Times. Остальные и пошевелиться не могли. Он  выбрался из своего угла, подошел к плевку, вытащил из недр пиджака камеру, включил ее  и встал на колени, чтобы запечатлеть этот перформанс.

Публика оживает. К художникам начинают подходить критики.

Поздравляю, скандал удался! А сколько ты ей заплатил за это шоу! Ведь это лучшее, что было сегодня.
Не впечатлило.
Слабо.
Так себе. Ничего нового.
Много  шума из ничего.
Ты сдуваешься Энди.
Это провал!
Грандиозный позор.
Похоже, Энди, твой талисман тебя подвел.

На следующий день. Оба подавлены, на Уорхола  жалко смотреть. Баския листает газету.

Баския. Читал отзывы?
Уорхол. Что они о себе возомнили?
Баския. Это провал.
Уорхол. Эти критики полное ничтожество. Зачем писать плохую рецензию, если ты вообще не можешь писать.
Баския. Я очень хотел выставляться у знаменитого Лео Кастелли, но тот сказал дилеру: Я слишком стар, чтобы работать с таким сложным художником. Музеи говорят, что я не заслуживаю этого пространства. Черт!   
Уорхол. Они много о себе думают и ни черта не понимают в искусстве! Плеснуть бы виниловой краской им прямо в лицо.
….
Баския. А может, они правы?
Уорхол. Правы?!... Хотя, возможно…. Но, это не конец. Меня угнетает другое…. Знаешь, мне тут надо будет лечь в больницу.
Баския. Когда?
Уорхол. Завтра.
Баския. А что случилось?
Уорхол. Да, так возникли некоторые проблемы….
Баския. Странно. Ты никогда об этом не говорил. Нервничаешь? Не бойся.
Уорхол. Второй госпитализации мне не вынести. Мне так печально об этом слышать. Я просто думал, что все идет как по волшебству, и это никогда не случится. Давай, устроим ужин. Позовем Бьянки, Фреда, Френки, Боба, —  всех-всех-всех.
Баския. Я бы сейчас просто заказал лапши.

 Приносят заказ. 

Уорхол. Тебе это никогда не надоедает?
Баския. Что? Китайская лапша?
Уорхол. Нет, все это, живопись.
Баския. Не-е-ет… это одна из немногих вещей, доставляющих мне радость.
Уорхол. Китайская лапша?
Баския. Нет, живопись.

Уорхол был прав – вторая госпитализация его добила. Из больницы Энди выносили вперед ногами.

5. В день, когда не стало Энди Уорхола.
Рождество. Жан выглядит очень плохо. Он сидит один за стойкой в одном из нью-йоркских баров. Увидев знакомого, улыбается ему. Тот бросает реплику:
Надо же! Самый богатый в мире художник сидит один в канун праздника.

После смерти Уорхола Баския рисует по 18 часов в сутки, заправляясь коктейлем из марихуаны и гашиша. Когда не рисует, тусуется в полном угаре. Рисует. Тусуется. Снова  рисует. В мастерскую приходит Джон. 

Ассистент Джон. Как ты?
Баския. А, Джо, привет.
Ассистент Джон. Опять обдолбался?
Баския. Что пришел?
Ассистент Джон. Поговорить?
Баския. Валяй.
Ассистент Джон. Всех беспокоит твоя зависимость.
Баския. Они говорят, что наркотики убивают меня. Я остановлюсь, а они скажут, что мое искусство умерло. Вот, джазисты  в лучшие дни записывали по диску в неделю.
Ассистент Джон. Энди просил меня только об одном, поговорить с тобой, чтобы ты завязал с наркотиками.
Баския. Энди нет, он меня предал. Да, и что вообще, понимал этот гребаный фрик!
Ассистент Джон. Жан, что ты творишь? Где тот Radiant Child. Я вижу лишь сраного гашеного черножопого растомана! В конце-концов это твоя жизнь.
Джон уходит.
Баския. Да, пошел ты!
Давай-давай. Проваливай!
Мне нравится, когда обо мне заботятся, но не когда меня забывают.
Да мне абсолютно всё равно, кто там как делает… что думает.
Хватит с меня вашего дерьмового искусства!

Он смешивает кокс с героином и ставит overdose.

Финал

Дилер. В Англии ты всегда остаешься тем, кем родился. В Америке ты можешь прыгнуть выше головы. Баския из бомжатской картонной коробки отправился прямиком на выставку. Он еще был слишком молод для роли столь серьезного художника. Ему было тяжело. Жизнь оказалась более насыщенной, чем он мог вынести.
 Я организовал ему выставку в моей галерее в Лос-Анджелесе. Оплатил ему и его приятелям авиабилеты в салон первого класса. Я в жизни такого не видел. Сначала они разделались с горой кокаина, потом принялись за траву — в открытую сидели с огромными косяками. Стюардесса билась в истерике, я был уверен, что все мы загремим за решетку. В ответ на все протесты Баскиа лениво возразил: Так это же, вроде, первый класс.…
 Каждый из нас имеет право гробить свою жизнь. Но, когда поднимаются по лестнице успеха, ступеньки не выбрасывают.

Артритик. Работы были прекрасны, но в то же время в них было что-то страшное. Тема смерти превалировала: страшные образы, скелеты, повторяющаяся надпись: «Человек умирает». Их уродство слишком фактурно, а цвета и линии кричали так, что хотелось заорать в ответ.
Ассистент Джон. Если бы Жану пришлось писать свое резюме, оно могло бы выглядеть примерно так: Бездомный, продавец футболок. Участие в выставках и продажа картин миллионерам. Выставки в Нью-Йорке, Калифорнии, Европе и Японии. Знаменит. Очень богат. Творческий кризис. Очень знаменит. Еще более богат. Умер. Диагноз - передозировка героином. Еще более знаменит.
 Голос за кадром. Что самое удивительное незадолго до своей смерти он завязал с наркотиками. А потом взял и смешал героин с кокаином. Он умер через год после смерти Уорхола. Ему было всего 27. Он оставил после себя тысячу полотен и столько же рисунков. Сейчас он признан одним из самых влиятельных художников 20 века, его работы выставляют в крупнейших музеях мира. Его могила на нью-йоркском Грин-Вуде очень скромная, стоит не отдельно, а в так называемом  public lot — цепочке могил, под которые выделен очень небольшой участок земли.