Сладкий болгарский перец

Константин Кучер
Много… Очень много всякого разного, но одинаково полезного в сладком болгарском перце. И нам есть за что уважать и ценить этот, несмотря на американскую дальность своего происхождения, уже почти родной овощ.

И я его уважаю. Особенно если фаршированный перец приготовить. А вот в салат крошить – не люблю. Ну, если только за исключением «шопского», при приготовлении которого перец надо предварительно подвергнуть кратковременной тепловой обработке. Скорее всего, под воздействием высокой температуры разрушается алкалоид капсаицин, придающий плоду этого овоща его оригинальный вкус, и перец становится не только мягким, но и, действительно, сладким, что разительно отличает «шопский» от иных, сходных с ним по рецептурному составу салатов. Например, от греческого.
 
Не люблю я крошить перец в салаты. Если свежим, то куда лучше его съесть прямо так, целиком. Делаешь аккуратный надрез вокруг плодоножки и удаляешь её. Вытряхиваешь оставшиеся внутри семена через образовавшееся отверстие, моешь перчину и – всё. Можно кушать.

Этому меня венгры научили. 

В сентябре дело было. А я, почему-то  -  сейчас уже и не вспомнить – почему? – в отличие от всех остальных пионеров Страны Советов ещё и за парту сесть не успел. А только-только двигал по направлению к школе. В том самом скором «на Воркуту», о котором так замечательно пел Баклан в фильме про резидента и его ошибку.

Основной «школьный» поток пассажиров уже схлынул. Народу в вагоне было немного. Может поэтому, может по какой другой причине, двое молодых мужчин и взяли надо мной шефство. И за первой же трапезой показали, как нужно предварительно подготовить стручок сладкого болгарского перца, чтобы потом в удовольствие съесть его целиком.

Это уже потом, в ходе неспешных разговоров… А куда торопиться, двое суток ехать до конечной станции! Это потом уже выяснилось, что едут мужчины к младшему брату, который служит в Воркуте срочную. Едут издалека. С самой Западной Украины. Из небольшого города Виноградов, что стоит почти на самом стыке советской, румынской, венгерской и словацкой границ. А сами они по национальности… венгры.

Лет через десять после этой встречи я попаду в Венгрию. Увижу и полюблю эту красивую и интересную страну. А тогда, помню, было удивительно – как так, откуда у нас, в СССР, венгры? Они же в Венгрии должны быть!

Два дня мы были вместе. И две ночи. Много-много лет тому назад. А и сейчас, когда вдруг захочется перчика, я перед ужином вырезаю его плодоножку, вытряхиваю оставшиеся внутри семена, а потом мою сочный, характерно пахнущий плод и вспоминаю тех двух молодых венгров, лица которых со временем уже порядком поистерлись в моей памяти…  Так же, как вспоминаю небольшой западно-украинский городок Виноградов, что лежит на самом стыке уже украинской, румынской, венгерской и словацкой границ и в котором я никогда не был.

Наверное, для меня, сладкий болгарский перец ценен именно этим. Той доброй и теплой памятью, которую он мне дарил, дарит и, надеюсь, ещё долго будет дарить. А совсем не своими витаминами, минеральными солями или микроэлементами. И даже не алкалоидом капсаицина…