Дело России

Владимир Момот
   На открытии очередного заседания Святейшего синода 26 июля в Киеве патриарх Кирилл заявил, что Русская православная церковь может пересмотреть свое отношение к екатеринбургским останкам. Это заявление дало повод для очередного обсуждения истории гибели царской семьи. В связи с этим событием я получаю многочисленные вопросы читателей. Отвечая на них, хочу сказать, что сегодня я работаю над редактированием перевода еще одной книги, посвященной судьбе Анастасии Романовой. Книга является результатом журналистского расследования Доменик Оклер. Доменик была аккредитованным журналистом газеты «Фигаро» на судебном процессе по иску Анны Андерсон, который проходил в середине 20-го века в Гамбурге. Русский перевод книги «Анастасия, кто Вы?» адресован, в первую очередь, молодым российским историкам. В своем расследовании Доменик Оклер ссылается на исторические документы, большая часть которых ранее не публиковалась в России. Сами документы и их копии сегодня находятся в государственных, научных и частных архивах на территории Германии, Франции, США и Дании. Прошедшей зимой я получил возможность познакомиться с частью из них. Это документы архива Сергея Дмитриевича Боткина. В 20-30 годы он вместе с Великим князем Андреем Владимировичем Романовым провел расследование обстоятельств гибели царской семьи и идентификации Анастасии Чайковской (Анны Андерсон). В результате своего частного расследования они смогли доказать, что эта женщина была Великой княжной Анастасией Николаевной Романовой. Среди документов есть медицинское заключение профессора Московского университета Сергея Михайловича Руднева, который спас Анастасию от смерти в Германии в 1925 году. Он оперировал больную туберкулёзом Анастасию, а затем лечил её в течение восьми месяцев в Момзенсанатории. За это время он убедился, что его пациентка является Великой княжной Анастасией. Кульминационной точкой признания Анастасии можно считать письмо Великого князя Андрея Романова Сергею Боткину от 6 мая 1928 года. В этом письме князь Андрей писал: «Вы можете себе вполне представить мою радость, что мое опознание подтверждается родственником, который в детстве знал А. Н., и они смогли договориться. (Речь идет о Ксении Георгиевне Лидс, урожденной Романовой. Прим. В.М.)… Мы можем спокойно продолжить нашу работу с верой в полный успех, в который я так верил с первого дня… Перейдя последнюю грань сомнений, позвольте поздравить Вас с успехом и от всей души поблагодарить Вас за огромный положенный Вами труд и оказанную мне помощь. От всей души Вам благодарный. Андрей».
   Результаты этой многолетней, кропотливой работы подтверждаются документами, находящимися в других архивах. Часть материалов данного расследования (личный архив Великого князя Андрея Владимировича Романова)   была передана в ГАРФ еще в 1997 году. Однако сотрудники Следственного Комитета России не захотели принять их к сведению. Отсюда масса нелепых ошибок в выводах следователя Соловьева.
   Изучение документов архива С.Д. Боткина приостановило мою работу над книгой Доменик Оклер, но я надеюсь, что осенью читатели смогут познакомиться с ее содержанием. Материалы книги и документы архива С.Д. Боткина подтверждают важность проведения новой, полноценной исторической экспертизы. Одновременно они доказывают необходимость организации дополнительных археологических работ на месте обнаружения костных останков под Екатеринбургом. Еще в сентябре 2009 года уральскими геофизиками рядом с местами обнаружения царских останков с помощью приборов были зафиксированы новые участки возможных криминальных захоронений. К большому сожалению, вопрос о финансировании дальнейших научных работ до сих пор не решен. Моя трехлетняя переписка с руководством Свердловской области, аппаратом Правительства РФ и аппаратом Президента РФ наглядно показала, что чиновники не желают или боятся заниматься данной темой. Они превратили сугубо научную проблему в политическую. Вокруг царского дела кипят нешуточные страсти. При этом старательно замалчивается, что после обнаружения фрагментов костных останков в 2007 году территория Поросенкового лога находится под охраной государства. До завершения археологических работ и присвоения этой территории статуса объекта культурного наследия на ней запрещено вести любую хозяйственную деятельность. Сегодня там нельзя построить даже поминальную часовню. В сложившейся ситуации мне остается надеяться на то, что в нашей стране есть еще меценаты, которым интересна и важна история России. Специально для них сообщаю свой электронный адрес (vladimir_momot@mail.ru). Я открыт для общения и готов ответить на все вопросы по организации научной экспедиции в Поросенков лог.
   Что касается чиновников от политики науки и РПЦ, то они вместо организации проведения серьезных научных исследований, всеми доступными средствами пытаются закрыть научную тему, подменив её политическими акциями.
   Для этого с одной стороны нам предлагают к очередной круглой дате - «Четырехсотлетию Дома Романовых» - организовать пышные государственные похороны двух фрагментов костных останков царских детей, которые были найдены в 2007 году. Это делается в то время, когда большая часть останков цесаревича Алексея и других жертв той кровавой ночи все еще находится в земле Поросенкового лога.
   С другой стороны нам навязывают версию ритуального убийства. Удивительно, что данную ритуально – маразматическую версию настойчиво пропагандирует старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований (РИСИ) при президенте России, кандидат исторических наук П.В. Мультатули. В его интерпретации убийство царской семьи, совершено группой «черных раввинов» в Ипатьевском доме. Они якобы специально прибыли в Екатеринбург, и зарезали, по сговору с ЧК, семью Николая II с помощью длинных ритуальных ножей по иудейским обычаям, а останки полностью сожгли. Если бы господин Мультатули внимательнее обращался с архивными документами, то не превратил бы в своих опусах солдат 6-го Тукумского латышского стрелкового полка, в «черных раввинов». В его описаниях знаменитые шинели латышских стрелков стали длиннополыми черными плащами, а солдатские штык ножи иудейскими ножами для ритуального убийства. Что это? Элементарная безграмотность или рекламный трюк на потребу спонсоров. Как бы там ни было, но книги с его ритуальным бредом печатаются тысячными тиражами и распространяются по всей России при поддержке представителей власти и РПЦ. Все это похоже на хорошо спланированную провокацию для дестабилизации обстановки в многонациональной России. Чего стоит заявление бывшего губернатора Свердловской области А.С. Мишарина, а сегодня федерального чиновника? На встрече с журналистами осенью 2010 года он назвал сочинения Мультатули своими настольными книгами. Создается впечатление, что господа функционеры не ведают, что творят. Вот и сегодня обсуждается некий таинственный документ из Нью-Йорка. Чиновники не хотят финансировать отечественную историческую науку, зато надеются, что «заграница нам поможет». Там в действительности работы по данной тематике хорошо финансируются. Однако современные зарубежные исследователи, не имея возможности изучать документы российских архивов, выдвигают все новые и новые версии «царского» дела, одну невероятнее другой. Возможно, одной из таких версий продиктовано и недавнее заявление Патриарха Кирилла. В связи с этим заявлением, я хочу предостеречь представителей власти от принятия поспешных выводов. Скоропалительное предъюбилейное признание заключения Следственного комитета или Нью-Йоркской версии, в отсутствии достоверной научной информации, может привести к подрыву авторитета Русской Православной Церкви и России в целом.
   Независимо от решения, которое будет принято, точку в истории гибели царской семьи суждено ставить российским ученым на основании полноценных научных исследований. Я полностью согласен с режиссером – документалистом Александром Столяровым: «Это дело России».

   Екатеринбург.
   Июль 2012 год.