Павел Кадочников

Владимир Плотников-Самарский
Грани и кадры

29 июля 1915 - 2 мая 1988
Народный артист СССР (1979).
Герой Социалистического труда (1985).
Лауреат Сталинских (Государственных) премий за актёрские работы: 1948 - "Подвиг разведчика"; 1949 -"Повесть о настоящем человеке"; 1951 - "Далеко от Москвы".

«Подвиг разведчика» я увидел после «17 мгновений весны». Впечатление уже не то. Наивность и прямолинейность угадывалась даже ребенком. Но и в «разведчика» во дворе с пацанами поиграли. И, в принципе, мне понятна популярность этого послевоенного боевика среди уставших фронтовиков.

В «Повести о настоящем человеке» Павел Кадочников совсем другой. Как, собственно, и везде.

Отменный красавец и народный герой? Конечно, но разве не так же драгоценен и самоценен его комедийный пласт? Причем, «Дедушкин» в «Запасном игроке» - стопудовый форвард между его комическими персонажами! Здесь 39-летний Павел Петрович продемонстрировал свои поразительные возможности всевозрастного актера. Если на вскидку, аналог столь выдающегося перевоплощения «юноши в старца» есть разве что в «Депутате Балтики» - у Николая Черкасова.

В пожилые годы Кадочников с лихвою реализовал все «дедушкины» качества. Он безукоризненно играл мудрых старцев – Вечный дед в «Сибириаде». Злых стариканов – Поливанов в «Картине» и барон Треч в «Проданном смехе». И просто гениально – старых злодеев. До мурашек хорош респектабельный бандит «Нырок» в «Пропавших среди живых». Ну, просто нет слов! По ассоциации - опять же на вскидку – припоминаю лишь одно приближение. Это оборотень-полицай в исполнении Николая Крюкова («Петровка, 38»). Вот где в нескольких эпизодах – вся бесконечность падения, вся бездна нравственной пустоты бывшего человека, прячущигося за маской добропорядочного джентльмена, благообразного дедушки.

Наслышан о его Робинзоне Крузо. Не повезло, не видел. Потому и не могу сравнивать с говорухинским, где Крузо играет Л. Куравлев, на которого ходил 3 раза подряд (утренний сеанс по 10 копеек).

Всю жизнь великий актер был спортивен, красив, ухожен… Словом, великолепен. И этим заряжал, а то и заражал зрителя. Побольше бы такой «Заразы».

Кадр из фильма "Подвиг разведчика"