Протва, или Как я провел этим летом

Лариса Баграмова
        У меня есть одно желание, которое год от года все крепнет и становится навязчивой манией, – путешествовать на машинах с компанией друзей по диким природным местам.
        Конечно, интереснее всего там, куда просто так не доехать. Но это из области той мечты, которая никогда не сбудется. Карское море или море Лаптевых – я никогда не пройдусь по их безжизненным берегам. Никогда не забреду в самое сердце густой, непролазной тайги. Никогда не поднимусь на холодную вершину Эвереста. И, возможно, никогда мне не придется любоваться на величественное чудо северного сияния.
        Однако мы с мужем можем позволить себе автопробег по более или менее цивилизованным дорогам России средней полосы. Останавливаться когда и где вздумается, любоваться на скудные остатки еще не тронутых цивилизацией местечек, бродить по улочкам провинциальных городов, ночевать в придорожных гостиницах. У каждого своя романтика. Меня манит романтика дальних дорог. И пока в качестве репетиции приходится начинать с малого.
        Калужская область, река Протва. Там мы с четырьмя семейными парами наших знакомых оказались в эти выходные.
        Чтобы подъехать к Протве – бурному и быстрому притоку Оки, – мы свернули с оживленной автотрассы в районе деревни Кременки и пересекли широкое скошенное поле. Все оно оказалось сплошь усеяно скатанными в рулоны стогами уже высохшего сена.
        Сама речка в этих местах узкая, извилистая и протекает в оврагах между крутыми берегами, густо заросшими кустарником и склоняющимися к воде деревьями. Шум течения слышен с расстояния в несколько сотен метров.
        Мы купались в очень живописном месте. Берега там невысокие, но почти отвесные, и ни спуститься в речку, ни тем более вылезти из нее не удалось бы, если бы кто-то заранее не вырубил в плотной, густо заросшей травой почве высокие ступеньки.  В воде у самого берега – заросли кувшинок. Между ними бегали водомерки.
        Мужчины играли в водное поло, ныряли, кувыркались и держали визжащих детей, одетых в спасательные жилеты. А женщины ходили по дну туда-сюда и поближе к берегу, так как если поднять ноги, то, чтобы остаться на месте, приходится грести изо всех сил. Хорошо, что с нашей стороны речка оказалась неглубокая. А вот если заплыть дальше середины, то справиться с течением удается далеко не всем, и тогда вода утаскивает за поворот, на следующее более-менее спокойное место.
        Вечером было потрясающее по красоте небо. В нем дружной галдящей стаей летали вороны. Сфотографировать их мне не удалось: я была занята ужином, и в тот момент, когда мне удавалось отвлечься и привести фотоаппарат в боевую готовность, вороны как раз приземлялись на стога.
        Ночью мы грелись у костра с пивом, шашлыком  и песнями под гитару. Дети спали в машинах.
        Для тех, кто живет в Москве или ее южных пригородах, очень рекомендую. Если выехать в субботу с самого раннего утра, еще до пробок, то часам к девяти-десяти можно успеть добраться до Протвы и занять отличное место с цивилизованным спуском к воде и дивными видами. Соседей будет немного: на протяжении нескольких километров вдоль реки немногочисленные компании располагаются авто-лагерями метрах в двухстах друг от друга. Изредка мимо проезжают велосипедисты и очень редко машины припозднившихся отдыхающих. Иногда мимо проплывают лодки ищущих пристаница для пикника. А вот пеших дикарей в этих местах нет: слишком далеко для пеших прогулок. Но при этом совсем рядом, в нескольких минутах езды через поле, в Кременках, наблюдаются все признаки цивилизации: магазины, аптека, возможность заранее договориться с хозяевами о ночлеге.
        Ну, а мы, как и большинство отдыхающих, ночевали прямо там же, на свежем воздухе, на надувных матрасах, под тентами.