Лучшим исполнителем всех персонажей "Федота-стрельца" -
остаётся сам Леонид Филатов. Но вот какой неожиданный смысл обрела
демонстрация этой сказки по ТВ (в дни прощания с Автором) - снова
подтвердились ахматовские строки:
Когда умирает человек,
Изменяются его портреты.
По-другому глаза глядят, и губы
Улыбаются другой улыбкой...
Во время телеспектакля стало особенно заметно, что
у Филатова - глаза Печорина: "...они не смеялись, когда он
смеялся". Это при том, что вся страна знает филатовскую
улыбку - улыбку гасконца, менестреля, поэта. Вдобавок, со времён
катастрофически-победного фильма "Экипаж" прекрасную половину
зрительного зала не оставляло ощущение, что Филатов - наш русский
Казанова, и эту роль в разных фильмах - то в открытую, то, несколько
микшируя, актёр исполнял с блеском и легкой иронией.
Но со временем проступило новое понимание его таланта:
филатовская одарённость - шире театра, даже такого изумительного,
как "Таганка"; она шире его киноролей; одарённость Филатова шире
его поэтических и писательских трудов, ибо он, став мастером и
в этом цехе, всё же пребывал ещё в начале многообещающего пути
("Сказку про Федота-стрельца" моментально впитал народ.
"Федот-стрелец" встал где-то рядом с "Коньком-горбунком" и с поэмой
Венедикта Ерофеева "Москва-Петушки"). Одарённость человека Леонида
Филатова оказалась сильнее болезни и тягостных дней одоления недуга...
Тошнотворное десятилетие минувшего века и варварское начало
нового, совпало с трагическими переменами не только в нашей стране, но
и в мире. На фоне этих потрясений как-то неполно и не столь остро
отстрадав, мы воспринимали отдельные - один за другим - уходы из жизни
наших старших товарищей по Искусству, а теперь уже и наших сверстников.
Возможно, одна из причин тому - Синема, главный волшебник ХХ века. Он
до сих пор морочит наши зрение и сердце, являя в движении, почти
осязаемо любимые облики - Веру Холодную, Марлен Дитрих, Жана Габена,
Бориса Андреева, Фаину Раневскую, Вивьен Ли, Валентину Серову, Грегори
Пека, Одри Хепберн, Джульетту Мазину... - хвала вам, Люмьеры! - им
несть числа.
Теперь мы вглядываемся в черты Леонида Филатова...
Не про архивное ли кино сказал мудрец: "Теряя, мы обретаем,
и, обретая, мы теряем..."?