По творчеству Евгения Матвеева очень удобно изучать историю
советского кино в том идеальном виде, в котором она представлялась
неутомимым деятелям из Госкино.
Его режиссёрские киноленты не клали на полку, не запрещали, их
не рвали в клочья зубастые и не зубастые критики, актёрские работы
этого несокрушимого обаяния человека обретали всенародную славу,
а некоторые, сделанные им фильмы, имели всесоюзную премьеру.
Если коснуться большинства работ Евгения Матвеева, то может
создаться впечатление, что своим творчеством он проиллюстрировал жизнь
страны: его герои участвовали в Гражданской войне ("Восемнадцатый год",
"Жеребенок"), создавали колхозы и боролись с кулачеством ("Поднятая
целина"), строили социализм и защищали его на полях сражений ("Дом,
в котором я живу"); неразрывная связь с родным краем помогала залечить
телесные и душевные раны, нанесенные войной ("Родная кровь").
С годами матвеевского героя стали выдвигать на руководящие
должности: это мог быть генерал ("Высокое звание", "Победа"), начальник
лаборатории или строительства, председатель колхоза ("Искатели",
"Сибирячка", "Особо важное задание", "Любовь земная" и "Судьба"). Высшим
взлетом карьеры его персонажа стала роль Л.И.Брежнева ("Солдаты свободы"
/1976 г./; к этой роли он вернулся в 1991 году, но это уже другая песня).
Почти все киноработы Евгения Матвеева - будь то актёрские или
режиссёрские – до сих пор востребованы у зрителя. Его любят, судьбы его
героев переживают, как свои собственные, на его фильмах можно воскликнуть:
"Какая хорошая была жизнь!.."
Большинство героев матвеевских фильмов - носители массового
сознания. Однако, если вглядеться в них внимательнее, мы со вздохом
облегчения поймём, что эти люди сошли не с гладеньких страниц "Истории
СССР". Недаром в актёрском списке Матвеева значатся "Воскресение" и
"Емельян Пугачёв". Его князь Нехлюдов и Самозванец - вот диапазон
личностей, в обрамлении которых расположились по нарастающей и убывающей
остальные роли. Сыгранные ярко, самозабвенно, они всё-таки греются
в лучах этих двух, казалось бы, диаметрально-противоположных персонажей.
Однако такая противоположность, вполне возможно, кажущаяся, ибо главное,
что объединяет почти всех героев Матвеева, это стихия естественности:
Нехлюдову легко и радостно искупать свою вину перед Катюшей, Пугачёву
легко и радостно осознать, что он свободный человек, Захару Дерюгину
("Любовь земная") легко и радостно строить новую счастливую жизнь;
ну, а то, что Дерюгин, помимо жены, мучительно и страстно любит
"незаконно" ещё одну - так это почти все заметные герои Матвеева любят
самых красивых женщин советского кинематографа...