Евгений Матвеев. Особо важное задание

Евгений Михайлович Барыкин
          По творчеству Евгения Матвеева  очень  удобно изучать историю
советского кино в том идеальном виде, в котором она представлялась
неутомимым деятелям из Госкино.
          Его режиссёрские киноленты не клали на полку, не запрещали, их
не рвали  в  клочья  зубастые  и  не  зубастые критики, актёрские работы 
этого  несокрушимого  обаяния  человека  обретали  всенародную  славу,
а некоторые, сделанные им фильмы, имели всесоюзную премьеру.
          Если коснуться  большинства работ Евгения Матвеева,  то может
создаться впечатление, что своим творчеством он проиллюстрировал  жизнь
страны:  его герои участвовали в Гражданской войне ("Восемнадцатый год",
"Жеребенок"), создавали  колхозы  и  боролись с кулачеством ("Поднятая
целина"), строили  социализм  и  защищали  его на полях сражений ("Дом,
в котором я живу");  неразрывная связь с родным краем помогала залечить
телесные и душевные раны, нанесенные войной ("Родная кровь").
          С  годами матвеевского  героя  стали выдвигать на  руководящие
должности: это мог быть генерал ("Высокое звание", "Победа"), начальник
лаборатории или строительства, председатель колхоза ("Искатели",
"Сибирячка", "Особо важное задание", "Любовь земная" и "Судьба"). Высшим
взлетом карьеры его персонажа стала роль Л.И.Брежнева ("Солдаты свободы"
/1976 г./; к этой роли он вернулся в 1991 году,  но это уже другая песня).
          Почти все киноработы Евгения Матвеева - будь то актёрские или
режиссёрские – до сих пор востребованы у зрителя. Его любят, судьбы его
героев переживают, как свои собственные, на его фильмах можно воскликнуть:
"Какая хорошая была жизнь!.."
          Большинство героев матвеевских фильмов - носители массового
сознания. Однако, если вглядеться в них внимательнее,  мы  со  вздохом 
облегчения поймём, что эти люди сошли  не с гладеньких страниц "Истории
СССР". Недаром в актёрском списке Матвеева значатся "Воскресение" и
"Емельян Пугачёв". Его князь Нехлюдов и Самозванец - вот диапазон
личностей, в обрамлении которых расположились по нарастающей и убывающей
остальные роли. Сыгранные ярко, самозабвенно, они всё-таки греются
в лучах этих двух,  казалось бы,  диаметрально-противоположных персонажей.
Однако такая противоположность,  вполне возможно,  кажущаяся,  ибо главное,
что объединяет почти  всех героев Матвеева,  это стихия естественности: 
Нехлюдову легко и радостно искупать свою вину перед Катюшей, Пугачёву
легко и радостно осознать, что он свободный человек, Захару Дерюгину
("Любовь земная") легко и радостно строить  новую  счастливую  жизнь; 
ну, а то, что  Дерюгин,  помимо жены, мучительно и страстно любит
"незаконно" ещё  одну - так это почти все заметные герои Матвеева любят
самых красивых женщин советского кинематографа...