5-Монкада. История меня оправдает

Елена Лях
Начало: http://www.proza.ru/2012/07/26/739 
                http://www.proza.ru/2012/07/27/834
                http://www.proza.ru/2012/07/30/956
                http://WWW.proza.ru/2012/07/30/984



«ИСТОРИЯ МЕНЯ ОПРАВДАЕТ»

21 сентября 1953 года во Дворце правосудия началось слушание дела  № 37 – процесс над участниками исторического штурма, на котором Фидель Кастро сам выступил в роли своего защитника.

«Вспоминаю день, когда состоялось первое слушание дела. Пулеметы, установленные в Монкаде, нацелены на Дворец. В небе патрулируют самолеты. Винтовки у солдат – с примкнутыми штыками. В зал вводят Фиделя в наручниках, и он очень спокойно заявляет, что в таких условиях суд проходить не может. Он говорит это твердо и решительно, бросая вызов вооруженной до зубов солдатне. И с него снимают наручники… А я думаю, что, если арестованный, то есть человек, находящийся в таком положении, способен ставить свои условия, значит, происходит что-то серьезное. Это была первая победа Фиделя после Монкады…» (Из воспоминаний журналистки Марты Рохас; ей посчастливилось создать один из самых выдающихся репортажей кубинской журналистики – из зала суда, где проходил процесс над Фиделем Кастро.)

А 16 октября на закрытом судебном заседании, проводившемся для пущей секретности в тесной комнате медсестер (площадью примерно 4х4 м) здания Гражданского госпиталя и длившемся 4 часа, лидер монкадистов, доктор права, блестящий адвокат, еще недавно защищавший бесплатно бедняков в судах, выигравший, например, процесс о нападении на студентов университета (судья: «Молодой человек, адвокатура Кубы может возлагать на вас большие надежды»), одетый в темно-синий костюм, белую рубашку, красный галстук, произносит пылкую речь, превратившись из обвиняемого в обвинителя тирании. Знаменитая речь Фиделя Кастро под названием «История меня оправдает» стала политической программой Движения 26 июля.

«Поначалу в голосе его слышалась боль глубоко страдающего человека. <…> Но потом его голос стал набирать силу. И он заклеймил убийство своих товарищей, обличил диктатуру и положение в стране. Военные, находившиеся в зале, слушали его так напряженно, что я даже стала бояться, что кто-нибудь из них пристрелит его прямо во время суда». (Из рассказа адвоката П.Сейсдедос.) 

Решением суда Фидель Кастро был приговорен к 15 годам заключения в «образцовой» тюрьме на острове Пинос. Рауль Кастро – к 13 годам. Там, в тюремных стенах, Фидель восстанавливал по памяти содержание своей защитительной речи, записывая ее на клочках бумаги лимонным соком или между строк на открытках, и пересылал на волю друзьям, готовившим первое издание программного документа. (История издания речи такая же захватывающая).

В тюрьму друзья доставляют Фиделю книги. Он запоем читает – в том числе русскую классику, труды Маркса, Ленина, Марти. «Какая великолепная школа – тюрьма. Здесь я имею возможность оформить свое мировоззрение и окончательно определить смысл своей жизни» (из письма Фиделя Кастро 19 дек. 1953 г.). Но однажды, после того как узники встретили Батисту, прибывшего в тюрьму, пением "Марша 26 июля", Фиделя бросили в карцер, на 40 дней лишив света... "Из всех известных людям зверств самое дикое – зверство бессмысленное".

«Совершить побег с острова Пинос было бы очень трудно. Для нас был установлен очень суровый тюремный режим, за нами велось очень строгое наблюдение, тюрьма находилась а острове» (Фидель Кастро).

Любопытно, что кубинский журналист Марио Менсиа, проведший в течение многих лет огромную исследовательскую работу по сбору, систематизации, анализу материала для своей будущей книги с примечательным названием «Плодотворные месяцы заключения», посвященной периоду деятельности монкадистов в тюрьме (1953 – 1955 гг.), придет в конце концов к такому выводу: «Человек, лишенный прямого контакта с внешним миром, смотрит дальше и видит больше, нежели те, кто непосредственно связан с текущими проблемами».

40 писем Фиделя Кастро, его интервью 1954 г. из застенка, заявления, свидетельства, другие документы тех месяцев вошли в эту книгу Марио Менсиа, изданную в 1980 г. тиражом 250 тысяч экземпляров, мгновенно распроданную и сразу же включенную в вузовские учебные программы по всей стране.

В тюрьме Фиделем была организована академия имени Абеля Сантамарии: ее слушатели изучали философию, политэкономию, всемирную историю, математику, географию, языки. «Те, кто научился владеть оружием, овладевают теперь книгами в преддверии завтрашних битв. Дисциплина – спартанская, жизнь – спартанская, учеба – спартанская: всё в них спартанское, а вера и непоколебимая твердость таковы, что нельзя не воскликнуть: «Со щитом или на щите!» (Из письма Фиделя Кастро).

В складчину политзаключенными была создана и библиотека, постоянно пополняемая новыми книгами. Ими устраивались также собрания и даже велись их протоколы. Таким образом Фидель Кастро превратил тюрьму в кузницу будущих бойцов революции.

15 мая 1955 г., почти через двадцать два месяца, Фидель Кастро и его боевые соратники были освобождены по амнистии, объявленной Батистой под давлением кубинской общественности. Лидер монкадистов выходил из стен тюрьмы с уже разработанным стратегическим планом будущих действий. «Если до штурма Монкады я себя чувствовал в долгу перед страной, то после штурма это чувство стало намного сильнее». Из двух вариантов – продолжать борьбу в условиях подполья или выехать за границу и готовить следующий, заключительный этап борьбы – Фидель выбрал второй. Но сначала нужно было исчерпать все легальные средства борьбы на родине…

«Попытка взять небо врасплох» (так назвал Рауль Кастро штурм казармы Монкада в речи по случаю 8-й годовщины штурма Монкады. В фразе проводится аналогия с высказыванием К.Маркса о попытке парижских коммунаров «штурмовать небо»), окончившаяся тогда неудачей, имела огромное политическое значение, положив начало Кубинской революции. Потеряв всё, что можно потерять (лучших людей, всё оружие), оставалось только приобретать, выигрывать и побеждать.
Начинался путь восхождения.

Окончание: http://www.proza.ru/2012/07/31/780