Тишина

Дрейк Калгар
Джек  долго смотрит  на расставленные на столе патроны. Осталось три.

В четверг мы вышли из бункера за едой. Джек взял, естественно, не всех нас с собой. Только четверых: Джина, Спирит, Джоя и меня. Всё было по жребию. Он смотрел на тропы, как настоящий следопыт. Мы прятались в это время за укрытием и ждали отмашки Джека. Джек не знал.

На улице Состязаний – когда-то бывшим домом Джина – был хорошо сохранившийся супермаркет. Джин сказал, что там раньше продавались мясные шестерёнки. Причудливый и очень сытный деликатес одного одержимого повара. За мясные шестерёнки Джек готов был отдать многое.
- Когда же он поймёт? - шепнула Спирит. Я побоялся что-либо ответить.

Джек вёл нас молча, изредка открывая рот для очередного приказа спрятаться. Но каждый раз, когда он так делал, я не слышал ни единого шороха. Порой кажется, что если что-то где-то и движется, то только в голове Джека. Но я боялся сказать ему об этом.
- Джек, - окликнул вожака Джин, указывая пальцем за угол руин когда-то действовавшей школы. – Вон там.

Джек прижался к осыпающейся стене и заглянул на улицу. Быстро убрав голову обратно, он сказал:
- Пойдём в обход.

Не сказать, конечно, что наш город был когда-либо прекрасным. Концептуалисты дружно бы заявили, что сейчас в нём есть хоть что-то интересное. А мне так и сейчас нет особого резона его любить. Как и раньше, я – всего лишь массовка, предполагаемая модель человека для более важных людей. Чтобы не оставлять Джека в одиночестве. Джек – приезжий в нашем городе. И с ним я встретился в детском саде за забытым давно уже номером, где провёл целых шесть лет своей жизни. Для таких, как я, шесть лет – ещё малый срок. Многие разменивают на одном месте более полсотни лет. А я – всего шесть, но и это мне показалось огромным сроком. Я чувствовал, что не создан для подобных мук. И тут появился Джек. Ещё до того, как наш город стал прекрасным. Протянул руку, и я послушно пожал её. Без вопросов пошёл за ним. А ведь надо было спросить. На моей ладони тогда осталась красная краска.

Потратив ещё час, чтобы обойти супермаркет и добраться до запасного выхода, Джек долго и безуспешно пытался тихо открыть дверь. То надавит на неё боком, тот потянет, упираясь в стену. Громко ругнувшись, Джек выбивает её давно отработанным ударом ногой и быстро вбегает внутрь, чтобы собрать всю нужную еду пока никто не сбежался на шум. И самое главное – найти мясные шестерёнки. За них он и убить готов.

Приказы розданы, с полок в сумки неразборчиво повалились консервы со всем. Стремительная беготня по секциям. Джек лихорадочно переворачивает стойки в поисках шестерней. Деликатеса нигде не было. Открыв холодильник, он начал разрывать полиэтилен на каждой упаковке, где был виден красный мясной оттенок.
- Где Джин? Я не вижу Джина!
- Не останавливаться! – скомандовал Джек.
Я тихо попросил Джоя поискать потерявшегося, пока все остальные заняты едой.

Разбив замок пустым баллоном, Джек потянул за погребную крышку. Железо со страшным скрипом поддалось вожаку. Ни разу не коснувшись лестницы, он просто спрыгнул на дно погреба. Там было ещё холодней, чем в холодильнике. Было слышно, как осыпался с потолка иней. На полках лежали две заветных коробки с лакомством, которые Джек моментально сгрёб в охапку и пулей выскочил из погреба.
- Сваливаем! – сказал он и сам метнулся первым к запасному выходу, чтобы проверить, не слетелся ли кто на шум.
Он остановился в спасительном коридоре, задержав дыхание от шока. На полу лежало тело Джина, а голова … почти откололась от шеи. Мы уже все догнали Джека и заглядывали теперь ему за плечи.

Опоздали. Джек пытался что-то тихо сказать, но больше сил тратил, чтобы оттолкнуть нас, и слова тонули в отдышке.
- Нельзя его так здесь оставить!
Но Джек уже не думал о том, как его здесь оставить. Тело Джина вздрогнуло, и руки медленно поползли вперёд. Спирит с силой сжала моё плечо. Через несколько секунд Джин поднялся и поставил голову на место. В стеклянных глазах замер испуг. Тело сделало неуверенный шаг по направлению к нам. Джек уже достал револьвер и дрожащими руками прицелился в Джина.
- Стреляй, - шепнул Джой.

Я бы не смог нажать на спусковой крючок. Но Джеку удалось. Выстрел прорезал тишину заснувшего города. И через мгновение, когда немота вновь охватила коридор, Джин рухнул на пол со звуком разломанного пластика. Мы бросились к выходу, бросая прощальный взгляд на друга по очереди. Я хорошо запомнил чёрную дыру от пули во лбу Джина и трещины, которые ползли от неё. Если такую же дыру я увижу у Спирит, то сойду с ума.
Подбираясь к бункеру, мы уже бежали, потому что страх опасно граничил с паникой. Джек бежал быстрей всех и периодически оглядывался, чтобы убедиться, что больше никого не потерял. А вход в бункер закрутил с таким скрипом, что казалось, мы больше никогда оттуда выбраться не сможем.
Джек расставил на столе патроны и очень долго на них смотрел. Осталось два.

Спирит подошла ко мне и крепко сжала мои ладони. Молчала. Так ничего и не сказала. Давай тогда вспомним о Джине последний раз, пока мы в этом городе.
- Нам нужно убежать, - она ждала моего голоса.
- Куда ж мы убежим без него? – я кивнул в сторону закрытой двери, за которой находился Джек.
- Надо ему рассказать.
- Тогда точно уже не спасёмся.

Я никогда не спрашивал, кем является Джек. Надеялся, что таким образом заслужу его уважение, получу некий бонус. Всегда знал, что людей можно поделить на два типа: те, кому нужно выговориться, и те, кому нельзя вспоминать. Но никогда не умел различать их. Боялся. Именно это молчание считал своим плюсом.
Нас здесь были десятки, не считая Джека. Все дрожали и дружно ждали его приказов. Боялись и шагу ступить. Без него мы были бесполезны. А с ним теплился шанс на вторую жизнь.
Дверь распахнулась, и в общий зал вышел чавкающий Джек с куском шестерёнки в руках. Даже не приготовленной. Сырой.
- Что уставились? – спросил о нас и голос его дрожал.
Пока он ел, любой бы побоялся что-либо у него спросить. Это было время его особенного молчания. Он усиленно жевал сырое мясо, кусок застрял в его небольшой бороде, а в уголке рта белел соус.
- Расселись тут. Ждёте, от меня геройства?! Никакой я не герой! И мы все тут сдохнем!
С этими словами он подошёл и пнул Спирит. В тот же момент я ударил его по лицу, выбив изо рта кусок шестерёнки.
Взгляд его был страшней пустой дыры во лбу Джина. Он схватил меня за воротник и одним движением отправил в полёт через весь зал к противоположной стене. Я попытался подняться, но ко мне уже примчалась Спирит и прижала ладони к груди, чтоб я не смог встать. Я только и слышал, как хлопнула дверь в личную комнату Джека.
Он не захотел меня убивать. И то хорошо.

Джек был особенным человеком. Не хорошим, нет. Что-то выдавало в нём не просто нехорошего, а очень даже плохого человека. Этот взгляд, эта походка, револьвер и пустые гильзы под ногами при нашей первой встрече. Он собрал всех нас в бункере. Только псих на такое способен. Только псих будет о нас заботиться. Пытаться заботиться. Вместо того, чтобы стремиться выжить в одиночку. Мы для него неоправданный балласт.
У Джека было много пуль, когда я впервые увидел бункер. И со временем становилось всё меньше и меньше. Он убивал нас по очереди, когда мы обращались. А возвращаясь в убежище, некоторое время сторонился, словно боялся стать одним из нас.

Шестерёнок хватило на целую неделю.

В следующий поход Джек собирался долго. Джой предложил ему место в нескольких кварталах от последнего супермаркета. Оно было ближе к нам. Но там было меньше шансов найти шестерёнки. Джоя брали, как знающего дорогу. В бункере царила небольшая суматоха. Некоторые боялись, что Джек их возьмёт, некоторые сами напрашивались на это. Я и Спирит притаились в одном из самых отдалённых помещений бункера. Скорей не прячась от Джека, но в надежде получить порцию нашей личной тишины. Тишина бывает разной. И сейчас она нам была нужна сильней всего. И когда Спирит шепнула «Тихо» и снова прижалась лицом к моей груди, я впервые за несколько дней улыбнулся.
Улыбался я тогда недолго.
Как и все двери бункера, та, которая скрывала нас, открылась со старинным скрипом и на нас полился вялый коридорный свет. В проёме стоял Джек.
- Жребий, - сказал он. – Спирит, пойдём.
- А я?
- Нет.
Спирит уже стояла рядом с Джеком. Была гораздо ниже его. Теперь казалось, я говорил против них обоих.
- Жребий, - повторил тем же голосом главный. Спирит сжалась рядом с высоким Джеком. В уставших глазах тревога боролась с желанием показать мне, что всё в порядке.
- Ведь, это ты специально против меня решил?
- Нет, это жребий.
- Идиотский у тебя жребий!
Я подошёл, чтобы схватить Спирит за руку и запретить ей выходить из бункера. Но Джек прикрыл её от меня.
- Я не специально, - виноватые глаза Джека.
Спирит что-то пискнула и попыталась выглянуть из под широких плеч Джека.
- Злобы к тебе во мне нет, - сказал он. Виноватость в глазах разбавлялась решительностью. – Я тебе благодарен за то, что ты никогда не спрашивал о моём прошлом. И другим мешал. Так легче. Жажды мести нет. Просто прими. Жди нас через несколько часов.
- Абсолютно непредвзято.
- Если так, то оставь её здесь и возьми кого-нибудь другого.
Джек покачал головой.
- Жребий уже брошен. Нельзя по-другому.

Джек выходил из бункера. А я стоял во главе тех, кто ждал. Спирит, Джой и ещё двое друзей уходили в мёртвое серое небо, поднимаясь по лестнице.
- Джек, - окликнул я главного. – Решающий по жребию и жизнь свою бросает ей на суд.
Джек молча затворил дверь в бункер. Я его предупредил. На этот раз жребий брошен двойной.

Давно такого не случалось, чтобы я не шёл с Джеком в поход. Другие молча разбрелись по углам, безропотно отдавая свою судьбу ему. Единственному, кто может. Я думал, что являюсь одним из них.
Дверь в комнату Джека была не заперта. Ну конечно, ему же нечего было скрывать от нас. Всё, что приключилось с ним когда-либо, сгорело в сером пламени кузницы времени. В небольшой комнате было мало вещей. Пустой стол, кровать, комод. Порой на несколько дней он здесь запирался от нас. Ни единого шороха за дверью не было слышно.

В первом ящике комода лежало всякое тряпьё. Если так он одевался в прошлой жизни, то у него ужасный вкус. В прошлой жизни я видел его всего раз. В той школе. Он пожал мою руку и отвёл меня в бункер. По пустым коридорам сада. По наполненным людьми улицам. Под голубым небом и жёлтым солнцем. Странное было чувство, ведь, я никогда до этого не находился под открытым небом. В бункере уже были Спирит, Джин… Тогда ещё мало, но со временем мы выросли в целую общину.
Джек никогда не рассказывал, что случилось. Почему нельзя уходить из бункера надолго. Кем он был и что натворил. О многом мы догадались сами. Многое он не хочет признавать. Многие, кто догадались, уже исчезли.
Во втором ящике лежали осколки пластмассовых игрушек. Меня передёрнуло, когда я их увидел. Из угла ящика на меня смотрела кукольная голова без глаз. Я резко толкнул дверцу, и ящик закрылся, громко хлопнув. Это было страшно.
Джек был не самым адекватным из всех людей, но именно ему хватило ума выжить и, более того, собрать нас всех здесь. У него было полное право сойти с ума. Мы всегда рядом.
Третий ящик я открывал уже осторожно, прижав одну ладонь к носу. Было лишним это. В третьем ящике лежал пожарный топор и куча разных мелких железных шестерёнок. Возможно, в прошлой жизни Джек был пожарным. Это бы объяснило, почему он так профессионально выбивает двери.
Четвёртый ящик был заперт на ключ. Удобно. Что же он там прятал? Хотел бы я знать. Узнал бы и ничего никому не рассказал. Даже Спирит.

Пустой стол при ближайшем рассмотрении оказался ужасно грязным. Я отчётливо видел кружочки от трёх патронов и то место, где Джек упирался в стол подбородком. Мой был гораздо меньше…

Проснулся я от внезапно поднявшейся суматохи. Скрипела входная дверь в убежище. По лестнице стремительно спускался с потерянным взглядом Джек. Он был бледен, как призрак.
- Ну, как? – спросил я его, но только наткнулся на его плечо.
Что произошло?
Я встретил Джоя.
- Опять кого-то потеряли?
Он ничего мне не ответил. Да и как бы он смог мне это сказать?
Спирит так и не спустилась с лестницы.
Я выкрикнул её имя, но лишь эхо вернулось ко мне от входа.
Нет…

Дверь Джека была заперта. Как бы я ни пытался её сломать, у меня не получалось. Джой смотрел на меня с таким градусом сожаления, что мне хотелось его прибить.
- Помоги мне!
Но он даже не подошёл. Он боялся меня. Нет уж! Я не прощу Джеку Спирит. Не прощу ему грёбанный жребий.
- Спирит больше не вернётся?! – крикнул я в дверь. – Сколько шестерёнок ты за неё выменял?
В какой-то момент из ручки посыпалась ржавчина, и я её просто отломал. Дверь открылась сама.
Джек стоял на коленях, подбородком опёршись на стол, и смотрел на одну-единственную пулю. Капли пота падали с лица и сразу же терялись в пыли.
Увидев меня, он испугался. Да и я удивился тому, что смог сломать дверь.
- Я хочу её увидеть.
- Нельзя, - быстро-быстро замотал головой потерявшийся Джек.
- Я не спрашивал.
Ты хоть понимаешь, чего меня лишил? Я больше не увижу открытых глаз Спирит. Не смогу больше молчать вместе с ней. Ты лишил меня моей тишины.
- Умереть мог кто угодно.
- Но ты выбрал Спирит.
Он ничего мне не ответил.
- Да, Джек. Ты – не герой. Я долго не хотел это признать.

Просто пошёл к выходу из бункера.
- Ты не сможешь открыть дверь, - Джек догнал меня у самой лестницы. – Нельзя выходить без моего приказа.
- Мы никогда этого не проверяли.
На наш диалог сошлись все выжившие. Мне они все были до лампочки. Оказалось, я уже давно потерял с ними связь.
- Нельзя выходить без меня.
- Тогда ты пойдёшь со мной.
Он думал, что я просто так отпущу Спирит.
- Как же ты сможешь открыть дверь?
Я схватился за рычаг входной двери бункера, поначалу такой огромной и неподдающейся. Джек уже накачать мышцы себе успел, наверное, открывая и закрывая эту дверь. Но поддалась дверь быстро.
Механизм заскрежетал и умолк. Я с удивлением повернулся к Джеку. Он был шокирован больше моего. И я, что было сил, рванул вперёд, к серому небу и развалившимся зданиям. Джек не отставал. Мы были вдвоём. В пустом городе ни единого шороха, ни малейшего звука. Только шарканье обуви Джека. Я силился вспомнить небо, которое видел перед попаданием в бункер. Вспомнить первые мгновения, когда встретил Спирит. Но память молчала. Пропали все мои ощущения, чувство жизни, выживания. Тишина. Вокруг стояла мёртвая тишина, и чем мы молчаливей, тем мертвей. Тем мертвей Джек. Я понял, что Джек – не наш спаситель.

В скором времени мы добежали до супермаркета. Стояли возле выбитой Джеком двери. Все такие двери лежали на полу одинаково. Будто бы даже с одинаковой степенью урона. В пустом коридоре запасного выхода я отчётливо видел следы ног Джека. Я расскажу всем, кто выжил, что мы прячемся от пустоты. Спирит должна была лежать у выхода. Но реальность молчала.
- Джек, ведь ты так и не понял, да? – спросил я его, пока проходил между рядами разбитых стеллажей. – Что ты делаешь?
Джек ходил за мной, как фотограф за диковинной зверюшкой.
- Зачем ты помечал нашими телами все супермаркеты города?
Он молчал. Догадывался (естественно!), но трусость не позволяла ему признать это.
Я смотрел на одинокие следы Джека, спешно шаркавшего когда-то недавно по коридорам супермаркета в вынужденном одиночестве.
Он лишил меня Спирит. Моей тишины. Оживил меня.
- Мы боялись тебе говорить об этом. Это могло разрушить наше существование. Мы всегда знали, что ты – псих, Джек.
Это бытие закончилось для меня. Я услышал, как взвёлся курок револьвера с единственной пулей. Возможно, со стороны прошла целая неделя. И на меня смотрят Джек с какими-нибудь другими куклами, среди которых, возможно, будет Джой.

Вот она.
- Видишь? Ты это видишь?
Бледные щёки, взгляд, лишённый эмоций. Моя Спирит.
- Возможно, ты это уже не видишь, - сказал я Джеку, увидев свою половинку.
Она стояла, преграждая путь на выход в узком коридоре. Во лбу зияло пулевое отверстие. Она смотрела на меня. Клянусь, она увидела меня и вышла на мой голос!
- Она уже не с нами, - впервые заговоривший, Джек обладал лишь тусклой тенью уверенности, которую я видел при нашем первом совместном выходе из бункера.
Даже вблизи, Спирит нисколько меня не пугала. Я пригладил её волосы и скрыл чёлкой дыру от пули. Она не спускала с меня стеклянных глаз. Молчала. Моя тишина. И я всё меньше хотел говорить рядом с ней.
Моё тело поднялось и поправило разбитую голову. Куклы не так хрупки, как люди. Не так простодушны. Но зато им не выжить без человеческого воображения.
Я отвернулся от Спирит и посмотрел на главного, что держал меня на мушке. Где за его спинами в рюкзаке прятались четыре куклы. Где-то был только я и Джек. Мои три пули истрачены. Я больше не могу отворачиваться от того, что происходит. Я пойду дальше. Вместе с Спирит.
- Когда-то закончатся все куклы, что ты собрал. Тогда ты и сам уйдёшь.
Возможно, этого Джек уже не услышал.
Я чувствовал, как напрягался его палец на спусковом крючке…