Мечты сбываются?

Юлия Крикунова
          
               

   
Ощущение что я уже видела всё это не оставляло. Когда , в какой жизни я это пережила?               

 Железка, низкое, блёклое небо. Одинокие  будки ,к которым  подходят пасмурные люди в телогрейках. Всё  это  уже  когда-то  было . Я пыталась  вспомнить  когда. Но ничего не получалось

Вспомнилось всё гораздо  позже.    Появилась  таки  картинка  как мы с моим  отцом , бродим по берегу Байкала и хмурые мужики с отсутствующими лицами  вот также подходят к одиноко стоящей железной будке и сразу же идут проч.
 
На мой вопрос – кто это? - отец  как то сухо сказал что это отмечается посёлок. Я    не особо поняла,  но вникать не стала. Что мне было за дело до других .Я впервые отдыхала с  отцом, увидела  Байкал и камни на его дне .Мир был простой и понятный .Твори, выдумывай, пробуй. Отец какой то был только странный -  ни как не хотел чтоб я стала юристом , продолжила так сказать  династию. Мне двадцать, отца я очень люблю, дорожу его мнением , но  особо не слушаюсь,  кругом такой простор  , жизнь благосклонна ко мне , добра и справедлива. Начитавшись  Синклер Льюис и узнав об ужасах и бессмысленности петенциарной системы в Америке, я как то перенесла это всё на свою страну и преисполнилась решимости посвятить себя благородному делу гуманизации  системы исправительных наказаний, ведь вся жизнь должна быть  осмыслена и благородна.
 
 
Отец недавно познакомился со мной после 13 лет разлуки . ему конечно же смешна моя наивность , но он наконец- то встретил близкое по духу существо, не спешит меня разочаровывать. Ему 45 , но он всё ещё идеалист, романтик. Ничто не может сломать его упрямую веру в добро и справедливость, но конечно в системе  исправительных наказаний её он бы искать не стал.

  Как известно, мечты сбываются, но не всегда тогда и так как мы хотим. На юрфак я так и не поступила,но  пришло мое время столкнуться с системой, изучить  как она работает, так сказать, поближе. Возможно  это была расплата за то что отступила от своих детских идей, стала жить как все , обеспечивая своей семье уют, не беспокоясь о вселенских несправедливостях.

Вот и я подхожу к одинокой  будке. Вхожу, растянув уголки букв. Надо улыбаться. Почему я не знаю, но  чувствую что так надо.  Наверно из гордости. У  Евтушенко звучит так , "Достойно, главное  достойно любые встретить времена". Может и не очень сильные стихи, но в тему . Молитвы  читать меня не научили . Но слава богу есть поэзия .Спасибо стихам и этим и другим. В трудную минуту поддержали , помогли "Есть сила благодатная в созвучиях живых... " . Понимаешь стихи до конца когда проживешь   и переживёшь  мысли , заложенные в них . Хотя,  может и не до конца ...Кто знает, что там тебе уготовано ещё впереди.

Внутри будка  так же безрадостна как и снаружи . Двое в военной  форме скучают за столом. На столе разбросаны журналы, рассыпана пачка кириешек, семечки. Пачка  сигарет « Арктика» естественно раскрытая и наполовину искуренная.
 
     Тоскливо ребятам  , а  тут я зашла : -
-Можно  ? Как мне попасть на Кармозеро?               


  - К кому               
 -  К мужу.
  -  Муж или так ?
-               
 -Или как?- Вот паспорт.               
 - Вещи для досмотра.                Заношу оттягивающую руки кладь               
   - Алкоголь , оружие , наркотики   имеются ?
Всё просмотрели -  молодой с энтузиазмом , капитан для  отмазки . Вот глаза лейтенанта загорелись :
- А что  в бутылке?               
- Минералка.
       
- Щас посмотрим ...…

Открутил пробку , нюхает , передаёт капитану  . Тот отталкивает бутылку :
   
- Да вода это .

Но молодой всё-же пробует:
 
 -Вода
 
Такое разочарование . Не допил видно паренёк .

Бутылку мне вернули.

- Ожидайте, в  семнадцать  часов будет машина.

Сразу захотелось выкинуть бутылку,  но не  придумала куда,  брезгливо вылила воду и положила бутылку на сумку . Вышла на улицу .Ждать долго . Идти некуда. Буду сидеть на лавочке возле домика.

 Понемногу  огляделась .Чуть поодаль деревянные двухэтажные дома , все когда -то покрашенные синей или зелёной краской , а теперь облезлые , ларёк – такая же будка как та где остались мои вещи ,деревянные  мостки  через небольшую речушку . Ну, здравствуй  Архангельская  область . 

  К обеду стали подтягиваться люди .

 -Отмечаются   - поняла я. 
 
Назовут   фамилию, потопчутся и идут восвояси . Хмурые люди у облезлого серого домика. Вот время отметки закончилось , но кто то  видимо не явился .

Засуетились , забегали служивые .  Заброшены семечки , телефон вызванивает , Заметался бобик ,завёлся мотоцикл  . Ищут  . Неужели побег  ?  Капитан тут за старшего. Сорвался куда-то на  бобике . Вернулся – не узнать  :  желваки ходят , весь на взводе , постоянно закуривает . Смотрю , у него под ногами  коробок  спичек   уже  .
Через два часа нервотрёпки подошёл к домику бомжатского вида  мужичёк  : пьяненький, помятый.

Ох как встрепенулся капитан:
- Где ты был ?... –   Ругань . Вопли .Схватили бедолагу  , в вагончик запихнули .
- Говори где был ?    - это лейтенант разоряется  .
И тут такой стук  -Бух .  Бух .

Дым коромыслом .  Домик трясётся . Господи  , -думаю -дубасят , знают что я здесь и не стесняются .

Но мужик как партизан- не  сдаёт .

 _ Всю голову    - говорит- мне  разобьёшь   - Я скоро освобожусь и буду такой же человек как вы .

 Ну думаю выдержка у мужика .

 - Человек он   б.  … В  изоляторе протрезвеешь .

Выпихивают мужика из домика . Ничего – целый  , отряхивается . Следом   летит  моя   пустая  бутылка .
 
Стало так  смешно . конечно это  весело когда думаешь , что били  палкой а это всего лишь пустая пластиковая бутылка.
Милые. Добрые. Просто  пошутили.

К вечеру мне сообщили :   
- Мужа на посёлке нет и не было.
-Нет , но где же тогда?
Побежала в  управление наказаниями . Рабочий день заканчивался ,но дежурная стала прозванивать  по всем поселкам .
Да , отправлен на Кармозеро , но нигде нет.  Стали звонить в больницу

- Нет такого 
. Тревога  трансформировалась в страх.  Дежурную постоянно отвлекала женщина лет пятидесяти вся собранная , занятая чем-то очень значимым .
  Не сразу , но я поняла – она приехала за умершим сыном . Не кричала , не плакала .Выполняла свой долг.
 
 Боже мой – здесь смерть рядом ходит ." Выкинули , выкинули из поезда" – билась во мне паника. Перед глазами всплывал недавний сон , что вернулся муж мой в чёрном костюме которого у него отродясь не было  со словами :

- Я так устал мне надо отдохнуть.
Наверное мой ужас  передался дежурной .Она терпеливо всё звонила и звонила , проверяя все возможные точки .

 Наконец звонок из больницы . Он там .Какая то ошибка в списках
.            
Почему в больнице ? Что случилось ?
Объяснили  только, что больница в Пуксе и надо ехать туда .

В Пуксу приехала ночью. Темно. Железнодорожный вокзал закрыт . Обошла его вокруг, в одном из окон увидела свет, постучалась. Похоже кочегарка . Работник говорит
- никого нет- до утра  пустил погреться .
Страшно ,но на улице ещё страшней. Разговорились, говорит какие-то связи есть  в управлении наказаниями так что если деньги есть  можно обращаться. С рассветом пошла искать больницу. Первое же встреченное симпатичное лицо в штатском оказалось доктором. Но он ничего не знал о моем муже. О больнице же он сказал что она для больных туберкулёзом .

День был субботний начальство отсутствовало.Мне тупо повторяли :
 - Приезжайте в понедельник.
Как же так ? Откуда туберкулёз , так быстро ? Я же старалась – сколько денег вложено в передачи. Как же мы будем жить дальше?
Так я долго стояла под дверями , меня отправляли-
Езжайте в Плесецк в гостиницу. Сейчас уйдёт последний поезд.
 Но я надеялась , может быть кто-то приедет и разрешит мне свидание или что нибудь  объяснит. К обеду  люди в зелёной форме  побежали на перерыв  с огромными пакетами. Так вот почему меня так активно отправляли. Мешала я им тут.Позже узнала, есть гостиница при больнице. Только сотрудники как воды в рот набрали. Выходные, начальства нет . Зачем им лишние глаза.

Ни кто мне ничего не разъяснил,  и к вечеру я отправилась искать жильё. Ходила по посёлку и каждого встречного спрашивала не знают ли кто пустит на ночлег . Раза три обошла посёлок и наконец  мне повезло, у самой больницы замечательная бабулька пустила меня в свой покосившийся домик. Напоила чаем с вареньем , постелила чистую постель. Спасибо  родная что не дала полностью потерять веру в себя и людей. .

У неё здесь  дача. Летом тут огород, заготовки: грибы, ягоды. А зимой  она живёт в своей квартире на баме. О больнице же рассказывала просто ужасы. Что тут лежат больные  с такой страшной формой туберкулёза,  что к ним охрана заходит только в респираторах, но паёк больным положен хороший и охрана постоянно таскает пакеты  с едой домой.

Короткое свидание при конвое было как издевательство . Утешило только что муж не болен, просто немного простыл . Оказалось что на территории туберкулёзной больницы ещё и пересыльная тюрьма. Все этапы на Плесецк проходят через неё. А там огромные щели в полах и крысы носятся по ночам. Сегодня же мужа отправляют на Кармозеро, так называется посёлок где ему отбывать срок .

Вечером хозяйка выглянула в окно : -Там не твоего
ведут ?

 Я накинула куртку и  в домашних тапочках побежала за этапом.  Через несколько минут  я его догнала . Такого я не ожидала :  мужики шли строем  ,сзади их сопровождали автоматчики , сбоку конвой с собаками. Сергей шёл очень прямо, неся огромный  баул . Мне хотелось окликнуть  мужа, я обогнала конвоира с собакой. Офицер с автоматом затрясся от злобы:

 - - Почему обгоняете конвой ? Рядом овчарка,  но как-то я не испугалась, стала хамить:

 - Та я не грамотная !
Но поняла, я не хочу чтобы муж видел как на меня орут конвоиры не стала его   окликать, отстала .Подумала, может Сергею  будет тяжело осознавать что  я вижу его вот так , в  сопровождении собак.

- Ничего завтра будем вместе .

 Утром  я ждала  этап  возле знакомого вагончика .

Подошёл закрытый воронок  и из него  как стайка воробьёв выпрыгнула горстка людей. Отряхивались, радовались воздуху, солнышку .
Выпрыгнул и  Сергей. Худой,  с лицом  которое я бы назвала ликом. Страдание и свет в глазах. Подошёл  грузовик  с кузовом – железной будкой . Туда просто  затромбовали заключённых,  вместе с  вновь прибывшими,  потом загрузилась на оставленные места охрана и я. Пара  часов  езды по ухабам в железном кузове, несколько кпп и мы на месте .            
Я предполагала что это будет небольшой посёлок, но  не то, что тут практически живут только  осужденные и конвой. Несколько домов занимают пенсионеры. Работы кроме как в колонии нет, так что все уезжают. .
В глаза бросалась исключительная бедность , ветхость. Хмурые заключённые, худые конвоиры, покосившиеся дома. После сытой Москвы  Архангельская глубинка поражала убогостью, нищетой .     Но зато воздух можно было пить как коктейль. Особенный он какой то в Архангельской области. Дышишь и надышаться не можешь. .
Ещё раз осмотрели мои вещи и нам с мужем разрешили поселиться в специальном домике – гостинице. Помещался он на отшибе.  Рядом соорудили беседку ,вокруг  насадили цветы.  Узкая извилистая речушка  создавала ощущение покоя.. Сентябрь , в свою очередь постарался – позолотил листву : в общем  - идиллия . Не знаю с какой целью , но ночью несколько раз заходили в комнату. Что удивительного они там ожидали увидеть? Номер,кстати, был оплачен. Но в о бщем долго не задерживались, выходили.

. Мужу дали три дня отдохнуть, потом отправили на работу. Очевидно ради моего приезда послали на озеро, я пошла с ним. Пока он переносил опилки удила рыбу , даже что то поймала на ужин .Рыба была кака я-то белая белая  даже внутри. В гостиницу к нам  несколько раз заходил доктор пообщаться и всё время рассказывал о том что в их лесах растут такие же грибочки как под Питером.  Его прям распирало - рассказывал и как они выглядят и как готовить и  как происходит приход ..
 
Тут же извинялся сетовал что тут в глуши и поговорить не с кем. А тема эта для него  самая волнительная. Заключенные нет нет , да и наведаются в  лес по грибы .
  Это его жена  посадила цветы вокруг  гостиницы , хлопотала насчёт ремонта Надо же, кто-то заинтересован чтоб люди не утрачивали связь с семьёй 

. Пригласил меня побеседовать начальник колонии.  Я почти искренне поблагодарила его  что в колонии заключённые  улыбаются,  смеются,  нет заборов.Хотя конечно фразы продумала заранее, когда готовилась к разговору. Ему понравилось. Обещал содействие при отсутствии нарушений у  мужа.

 Уезжала я успокоенная , признаться я ожидала  худшего .