Винсент Ван Гог

Галина Магницкая
Репродукция картины.               
Винсент Ван Гог. Поле зерновых с воронами. Июль 1890 г.
Музей Ван Гога, Амстердам

***

«Лето – это контраст синих тонов с элементами оранжевого в золотой бронзе хлебов».
Из письма Ван Гога – Теодору Ван Гогу. Лето 1884 года.

«Я написал огромные поля пшеницы, простёртые под беспокойным небом, и не побоялся выразить в них печаль и предельное одиночество…».
Ван Гог. Июль1890.

***

Что мы знаем о жизни и творчестве Винсента Ван Гога? При упоминании его имени в памяти большинства почитателей импрессионизма сразу всплывают основные темы его произведений: золотистые поля, подсолнухи, звездное небо и, пожалуй, автопортреты.  Мало кто задумывался над его трагической жизнью, обусловленной, скорее всего особенностями противоречивого характера. Это был неуживчивый, вспыльчивый и бескомпромиссный человек, весьма «неудобный» для общения в быту, склонный к неумеренному употреблению алкоголя. Однако это лишь одна, видимая сторона, тщательно описанная современниками. Внутренний же мир его скрывал легкую ранимость, неуверенность в своих способностях и вечное чувство одиночества. В одном человеке как бы одновременно сосуществовало два действующих лица. Однако именно благодаря такому раздвоению, Ван Гог и смог создать свои шедевры. Его наследие огромно – тысячи рисунков и почти такое же количество полотен. Было время, когда он писал по одной и даже две картины на протяжении дня. Винсент Ван Гог как бы стремился выплеснуть всю накопившуюся внутри энергию и перенести ее в виде своего видения мира на полотна. Титанический труд, который и привел в конечном итоге к самоубийству. А теперь только представьте, что прожил он всего 37 лет, из которых лишь неполных восемь были посвящены живописи. И такое колоссальное художественное наследство...

Считается, что «Поле зерновых с воронами» есть последняя работа Ван Гога. Закончена она предположительно 10 июля 1890 года, всего за несколько дней до смерти в Овер-сюр-Уазе.

Художник использует необычно широкий формат композиции, растянутой по горизонтали. На переднем плане – три дороги, расходящиеся в разные стороны, между которыми заключены два островка колышущихся колосьев со стаями испуганных ворон над ними. Все обыденно просто и узнаваемо. А если вдуматься, то сразу видно, что выбранная перспектива создает видимость перевернутого пространства: линии, исходящие из разных точек на горизонте, как бы стремятся сойтись на переднем плане. Темное небо и желтое поле, кажется, давят друг на друга в своем противоборстве, что вызывает чувство тревоги.

Палитра сведена до пяти основных цветов и сопровождается множеством дополнительных оттенков: кобальтовое небо, желтые колосья, красный цвет разбегающихся тропинок, зеленый цвет дерна вдоль них и черные птицы. Несомненно, особой значимостью наделяется линия горизонта, отчетливо разделяющая пространство на две части – темную и светлую. Возможно, это не просто структурная часть композиции. Возникает ощущение, что одновременно она как бы заключает в себе огромное эмоциональное значение – беспокойное внутреннее состояние художника.

Он писал: “Я переживаю период ужасающей ясности, в такие моменты природа кажется столь прекрасной. Но я не уверен в себе, и сама живопись предстает передо мною чем-то вроде сновидения или мечты”.

Кто-то запомнил его последние слова: La tristesse durera toujours  - Печаль будет длиться вечно.
 
Художник оказался прав в своем пророчестве. Именно печалью веет от его жизни.