Дорожный этюдник. Внутри Одесского потопа

Лариса Бесчастная
                Наталье Колопенюк,
                с любовью…



            Мы так ждали этот дождь! Всё время со дня моего приезда к сестре, с 1 июля, в Одессе стояла удушливая жара, и мы каждый день выходили с ней на балкон и смотрели насколько низко летают птицы, пластаются ли на земле дворовые кошки и собаки, а вечером проверяли не закрыты ли, на радость нам, тучами звёзды…
            За день до ливня небо было в хмарях, и даже где-то рядом гремел гром – но гроза прошла стороной, а затем неожиданно пролилась ленивым десятиминутным дождём, после которого я даже съездила на пляж.
            Потому 11 июля я уже не поверила приметам и, несмотря на многообещающие тучи, собралась посетить Аркадию после короткого пребывания в Интернет-кафе…
            
            
            Первые редкие капли дождя встречают меня по пути к трамвайной остановке, но я полна решимости ехать на пляж, уверенная, что дождь, как и накануне, закончится раньше, чем я доберусь до Привоза, где мне надо будет пересесть на трамвай №5, курсирующий по Французскому бульвару. Однако я едва успеваю влететь в вагон, как на крышу его обрушивается ливень. И льёт он такими потоками, будто кто-то расстрелял тучи пушечными ядрами и зарыдали те в три, нет, не ручья – в три реки!
            Струи падают, практически, отвесно, мгновенно омывают весь вагон и сливаются в быструю реку, бегущую по рельсам впереди трамвая. Я никогда не попадала под такой мощный ливень!
            Слушаю музыку дождя, заглушающую стук колёс, и, Бог знает почему, мне становится весело, более того: я по-прежнему хочу посетить пляж. Это мои чувства, которые, как частенько у меня бывает, бегут впереди разума, а подсознание уже подсовывает новую стратегию поведения: если дождь не закончится через десять минут, поеду вкруговую домой – уж за час-то тучи непременно выплачутся!
            Вагон полупустой: видимо, не все так халатно, как я, отнеслись к прогнозу непогоды, обещанной небом. Мужчины, деловито закрывают окна, и в считанные минуты почти закупоривают салон. Почти – это потому, что одно окно изрядно изношенного трамвая не поддалось ни мягким, ни грубым «уговорам». По полу текут струйки воды…
            До Привоза ехать всего три остановки, но за этот крохотный промежуток времени улицу и рельсы уже полностью затопило, а у рыночных мусорных баков чего только  не плавает! Доминантой живописной кучи над море-океаном выступает остов застрявшего в пробке автомобиля. Водитель нашего плавучего транспорта – а это улыбчивая женщина в бальзаковском возрасте – пользуется вынужденной паузой и, выскочив в салон, оценивает обстановку:
            – Мама дорогая! А воды-то сколько! Щас утонем все!
            Она ныряет в свою капитанскую рубку и, открыв двери, уже через минуту энергично машет веником, сгоняя воду с пола в пенящуюся на тротуаре реку…
            
            
            Пока дама метёт, сделаю небольшое лирическое отступление.
            Улочки вокруг Привоза довольно узкие, а движение оживлённое и весьма своеобразное. Весь транспорт, включая грузовые тележки, а также пешеходы перемещаются, фактически, по трамвайным линиям и меня всегда умиляло, как дружелюбно это делается: все уступают друг другу дорогу! Это удивительно, что в таком хаосе каждая единица передвижения всё-таки достигает цели своего путешествия! Наверное, тут какая-то своя логика, свои законы сосуществования и они строго соблюдаются. И никакого тебе ГАИ и прочих надсмотрщиков за порядком не требуется, ибо аварии тут не случаются и «за базар» на одесском базаре отвечать не приходится ни торговцам, ни покупателям, ни случайным прохожим…
            
            
            Время идёт, я рассеянно наблюдаю, как рассасывается пробка, а тем временем трамвай трогается с места и со скоростью гружёного  под завязку ослика плетётся к Преображенской, где я обычно пересаживаюсь на пятый маршрут. Мизансцены за окнами продолжают меняться, действующих лиц полно, как в широкоформатном батальном фильме, с той лишь разницей, что народ в кадре, в общем-то, весел и никаких эксцессов и разборок не происходит. Ну, подумаешь потоп в Одессе? Дело житейское, не впервой нам…
            Как ни странно, это захватывающее зрелище стихии наполнено улыбками, короткими смешками, виноватыми пожиманиями плечами и полным взаимопониманием «пострадавших». Люди всячески не мешают, а то и помогают друг другу выбраться из неприятности…
            
            
            …Мы всё ещё в районе Привоза. Ползём. Шумно. Я даже не пытаюсь понять, грохочет ли гром, настолько громко поёт падающая с небес вода…
            И тут… Что-то не так!
            Внезапно в струнную музыку дождя врывается барабанная дробь. Град?! В июле? Да! Это град, причём величиной с крупную фасоль! Градины влетают в незакрытую фрамугу окна и впечатываются в пол. Немногочисленные пассажиры немо взирают на него, а я, незнамо почему, вспоминаю о дне рождения моей одесской подруги Наташи Колопенюк и меня охватывает восторг: Натаха! Вот это праздник! Сама природа отмечает твой день рождения, дарит тебе стихию! А меня в прошлом году обманули: предсказывали конец света – и ни фига! Эх, жалко, что ты в Хорватию укатила! Но всё равно твоя Одесса салютует тебе почти шампанским! С закуской? Я тихонько смеюсь…
            Мужчине впереди меня невесело. Он озабоченно говорит соседу:
            – Пересыпь снова зальёт по самое «нехочу»… Вся грязь города там будет.
            – Ага, и на Поселок Котовского не добраться. В мае-то, помните, что было после ливня?
            – Да уж… Перешеек весь залило. На Атамана Головатого хоть вплавь..
            Мы снова останавливаемся. Кругом вода, форменный потоп. Зато град уже не так агрессивно стучится в крышу.
            – Что творится! – почти с восторгом восклицает вышедшая в салон хозяйка трамвая. – Прямо хляби небесные!
            – Конец света, – поддакивает ей старушка с первого сиденья, – и поделом нам…
            Её никто не поддерживает. Эта тема никому не добавит оптимизма – тогда зачем её мусолить?
            
            
            …Плывут облака и минуты. Мы снова трогаемся с места. Медленно приближаемся к Греческой. Сразу за ней Дерибасовская, где мы с подругами-прозайками так уютно посидели недавно в летнем кафе «Горячий шоколад».
            Диссонанс тех и сиюминутных впечатлений будит мою фантазию, и я выпадаю из времени и пространства. Ощущение, что я внутри стихии, неожиданно наполняет меня покоем. Оно так похоже на желанную стабильность мгновения в хаосе нашей нынешней жизни! Хотя я еду, даже, будто, пронзаю стихию. Или я в глубине аквариума? И абсолютно сухая, двигаясь в воде. Контраст. Град иссяк. И дождь, кстати, тоже закончился. Как-то враз, будто оборвался или захлебнулся…
            За окном несуетливо движется публика. У мужчин закатаны по колено брюки, женщины, уподобясь фрейлинам, придерживают подолы, молодёжи в шортах и мини-юбках проще…
            Проехав немного за Дерибасовскую, трамвай снова останавливается.
            – Всё! Приехали! – с широкой улыбкой объявляет неунывающая вагоновожатая. – Току нет. На линии затор!
            Пассажиры послушно выходят: ни ропота, ни возмущения, ни ругани в адрес градоправителей…
            
            
            Тут я снова позволю себе отступление от сюжета. Не лирическое.
            Странное дело! Стихия всегда застаёт нас врасплох. Известно же, что всякий ливень в Одессе всегда оборачивается стихийным бедствием. Ведь всего двумя месяцами ранее, 24 мая, эта драма была отыграна – и вот на тебе! Тот же сценарий, то же бедствие. Таирова, Балковская и Пересыпь снова под водой. Автомобили превратились в лодки. Хорошо, что на этот раз никто не погиб! А во время майского наводнения током убило человека.
            И вот снова по улицам Одессы текут реки! Абсолютно в тех же руслах, что и всегда. Самые бурные потоки всё на той же многострадальной Балковской и у Пересыпского моста. Я уважаю традиции, но не такие, не попустительство и разгильдяйство.
            Хотя нет, тут есть свой расчёт: можно в очередной раз сотворить подвиг по спасению города, показать, как быстро коммунальщики научились разгребать мусор, дать повод покрасоваться МЧС и разгуляться в словоблудии СМИ.
            Да, да! Нашим журналистам просто необходимы бедствия для куражу, а если таковых нет – они их сочинят. Так, например, о ливне, который я наблюдала от первых капель до последней струйки, написали, что он шёл двое суток. Мама дорогая! Да я бы столько не отсидела в трамвае без ЧП! Ливень шёл ровно один час! А ещё через час центр был почти сухим и вернулись жара и духота.
            А СМИ нам конец света, всемирный потоп описывают. Хотя, конечно, череда потопов на Кубани и в Причерноморье наталкивает на мысль о хлябях небесных и каре господней…
            Честно говоря, мне повезло, что я весь ливень обреталась в высоких районах Одессы, а не ехала, например, в маршрутке или в автобусе в Крыжановке или по Пересыпи, где маршрутки застряли в воде на 2-3 часа, о Балковской уже молчу…
            
            
            Вода стекает с центра по проторенным руслам со сказочной скоростью. Я, не спеша, иду в обратном направлении по ходу своего трамвая. Влажно и сыро. Народу немного, никто никуда не торопится – да и ехать пока не на чем, пассажирский транспорт ещё не оклемался. Потихоньку оживают маршрутки, но я не тороплюсь домой. Иду в сквер, к памятнику Михаилу Семеновичу Воронцову – бывшему генерал-губернатору Новороссийскому, сопернику и гонителю Пушкина, о котором у меня написано несколько эссе. Рядом кафедральный Свято-Преображенский собор, невдалеке от него беседка, где традиционно встречаются любители сразиться в шахматы и шашки…
            Долго сижу на мокрой лавочке, наполняюсь Духом любимого города.
            Тихо, спокойно, благостно. Одесса не ослабела после стихии, не потеряла весёлый нрав и какую-то особую, ироничную отстранённость от суеты и неурядиц…
            
            
            Домой я добираюсь на перекладных только через два часа – и ничуть не жалею о потерянном пляжном дне. Тем более, что сразу после вечерних новостей посыпались обеспокоенные звонки от родных и друзей – расстарались коллеги-журналисты, расписали красочно очередной Одесский потоп, мать их…
            Но на душе хорошо – нужна им, моим хорошим…
            А таки зря волноваться не надо.
            Я же в Одессе-маме – а, значит, дома!
            
            
            

            
Примечания:
*Фото и видео наводнения можно посмотреть здесь:
Фото - http://www.proza.ru//zeezv.livejournal.com/70247.html

Видео -
Иллюстрация: фото с сайта http://zeezv.livejournal.com/70247.html, «подработанное» автором