Прогулки вдоль моря

Сергей Кубасов
День догорал. Солнце клонилось к закату. Вечерний мягкий свет обрисовывал нежную зелень уже распустившейся листвы. Буйно цветущие вишни, как невесты, замерли у тротуаров, словно ожидая встречи с женихом. Они буд-то говорили:
- Полюбуйтесь, вот мы какие. Белый цвет – символ чистоты и невинности. И весь городок, озябший от дождей и сырых морских ветров этой непостоянной весны, вдруг потеплел и расцвёл.
Ноги сами поворачивают к морю. За нефтяными баками начинается просторное место, слава Богу, ещё не «цивилизованное». Только в начале, так называемых в народе «детских пляжей», стоит кафе «Молодёжное», а конечной заставой – бар «Айвенго».
Вдоль всего берегового пространства пляжей протянули свои бетонные «рукава» бруствера водозащиты. Пару лет назад природа намекнула на их надуманную необходимость здесь. Мощнейший ледостав сорвал часть сваренных между собой блоков и вынес их на берег. Так и лежат они по сей день.
Обширное пространство пляжей наполовину зелёное. Трава пробивается сквозь регулярно насыпаемый песок, и её облюбовали козы.
Красота! Синь залива, уходящего к горизонту, песок пляжей, зелёная травка и белые козы. В небе плывут куда-то белые облака. Чуть дальше от берега и выше, ещё один бетонный бруствер. Сразу за ним тротуар. Когда-то, целиком состоявший из плит, сейчас уже почти весь натуральный – песчаный. Вдоль него посадка редких акаций, светлая и зелёная. Трава здесь ярко изумрудная. Особенно ранней весной. А козы, как у себя дома. Их выпасают пенсионеры, для которых, в большинстве, - это последняя надежда в выживании после развала Союза.
Во всём покой и умиротворение. Даже постепенно появляющийся, словно ниоткуда, гул лодочного мотора, естественен в окружающей прибрежной картине природы. А вот и сама лодка, медленно движется по глади воды к причалу. У рыбаков своя жизнь.
Стайка ребятишек возле «Молодёжки» облюбовала металлическую «горку». Круговорот  и шум движения наполнен детским смехом и радостью общения. Возле кафе пусто, ещё не время. Только кот нежится на тёплой плите тротуара, периодически пытаясь от удовольствия вывернуться наизнанку. Осторожно приближаюсь к нему и пробую навести объектив. Но «объект», обнаруживший появление мас-медиа, исчезает, низко стелясь к земле.
Не спеша следую своим путём. Где-то вверху, над гладью залива, звонко пропели крылья лебедей. Царственные белоснежные птицы исчезли вдали у кромки горизонта. Там видна тонкая полоска – это о.Джарылгач. Чудо – остров. Длина его 45 километров. Самый большой на Чёрном море. Из-за него раз в неделю появляется огромный паром из Турции. Он идёт в Скадовский порт.
Впереди на моём пути сбились колечком мальчишки. Им лет по 7-9. Двое в центре, у них поединок. Слышатся воинственные возгласы бойцов и азартных зрителей. На лицо явное преимущество того, что повыше ростом и, видимо, постарше. Взлетающие ноги – явно унаследованная техника телесериалов о кунг-фу. При приближении незнакомца-взрослого возникает пауза. Видя, что большой опасности нет, но, желая погасить агрессию, громко говорю:
- Пойду козу сфотографирую.
Мальчишки с любопытством и недоумением смотрят мне в след. А я и не обманываю. Козы – это особая достопримечательность нашего городка. Точнее – его округи. Был я недавно в гостях у хорошего художника, сказал бы даже замечательного – Олега Коврижного. Картины у него разные, много природы, моря, чаек. И среди картин есть трогательное: небольшая церковь возле старого кладбища, тропинка к морю, зелень и – кругом козы безмятежно щиплют траву. Убрал Олег асфальт, столбы с проводами и только хатки белые да синий залив морской оставил. Красота! Глаз не оторвать.
Обязательно посмотрите эти картины, кстати, в нашем городском музее часть их экспонируется. А я пойду дальше. И вот вижу впереди девочку на дереве.
- Что ты там делаешь? – спрашиваю.
- Мальчишки выкрасили ветки, а я вытираю. – Девочка усиленно тёрла тряпкой где-то вверху над моей головой. Действительно, мальчишки заволокли банку масляной краски наверх и нашкодили. И вот юная  защитница флоры добровольцем-экологом выступила за чистоту родного побережья.
Честно говоря, картина меня тронула. Видя реальные результаты её труда, предложил ей спуститься на землю.
- Остальное сделает дождь, ветер и солнышко, - сказал, успокоив её. Мне было немного жаль девочку, но больше радостно за то, что у нас растут такие дети.
Дальше мы пошли уже вместе. А впереди, обогнав нас, появились старые знакомые. Мальчишки, которым, видимо, наскучило испытывать друг друга, сидели у небольшого песчаного карьерчика. Там играла ещё одна девочка и самый мятежный «герой» утверждал себя возле неё. Полушутя-полусерьёзно он на глазах товарищей успел довести бедняжку до слёз.
Подойдя к компании, пришлось пристыдить обидчика. Огонь его натуры медленно угасал, да и зрители чувствовали себя неловко. Поскольку вид у всех был примирительный, я предложил фото на память. В знак дружбы, пообещав, что если хорошо получится, напечатаем в газете. Это тут же закрепило общее потепление в отношениях и вызвало кучу вопросов от ребят. Теперь мы - одна компания и идём вместе фотографировать козу. Коз было несколько и все они просто красавицы.
День постепенно угасал, но было ещё светло. Синеющее море, над ним чистое голубое небо с белыми облаками, ярко-зелёная трава и белые козлята у молодых акаций – картина живописная. Где вы, юные художники? Сюда скорее. К морю.
Дети наперебой старались помочь в выборе лучшей представительницы народных сказок. Козлята, показывая свою прыть, забегали, как в цирке, путаясь в верёвках. Самые сообразительные из них тут же поняли – это не опасно, а поиграть с детьми просто здорово. Можно даже немножко пободаться на такой свежей, не выжженной солнцем и не замусоренной ещё травке.
Дальше мы сделали пару снимков у симпатичных особняков. Они безлюдно взирали большими тёмными окнами в морской залив.
После этого дети предложили сфотографировать корову. Она паслась вдалеке у воды. Мы спустились ниже к берегу и весело зашагали, как старые добрые знакомые. Но оказалось, что за корову дети приняли молодого бычка. Как только мы подошли ближе, наш телец залез в тростник, и вместо него я запечатлел двух подружек-школьниц. Галя выгуливала в коляске своего племянника, а Анжела бычка  и … крысу. Бычок гулял как бы сам по себе, а крыса вместе с клеткой. Девочки оказались довольно общительными. Разговор у нас вышел простой и искренний. И пусть меня простит Анжела, что я опубликовал снимок – из скромности она не хотела попадать в газету. А Галя в разговоре всё время называла нашу газету «Черномор». - А что, красиво звучит, - подумал я.
В жизни у девочек, в общем, всё относительно нормально, как у многих сейчас. На детство своё они не в обиде. Может потому, что не с чем сравнить. Даже неожиданно было, ведь столько вокруг осуждения.
Солнце село. Последний апрельский вечер провожал нас по домам.
Утром было 1 мая. На площади у горсовета группа людей призывала народ к борьбе. Одинокое красное знамя возле небольшой трибуны и такого же цвета повязка на рукаве пенсионера говорили об одном – времена иные. Где-то я прочитал, что до революции 1 мая был днём памяти Нагорной проповеди Христа. И тут вспомнил вчерашнюю прогулку вдоль моря и детей. Как многому мы могли бы научиться у них. В подтверждение этой мысли  пришли в сердце слова из Евангелия: - Будьте, как дети, ибо таких есть Царство Небесное.
… Микрофон на площади хрипел и противился. А от моря уже доносились радостные аккорды музыки. Там начинался праздничный концерт. У Дворца культуры дети в песнях и танцах радовались жизни, весне и маю. Многие взрослые, глядя на детей, вдруг начинали улыбаться. Просто так.