Поездка в Хургаду в январе 2007г

Юрий Бахарев
 

Поездка оказалась очень приятной. Во-первых, не было ни каких проблем с дорогой и в Египет и обратно. Все шло строго по расписанию. Во-вторых, сам отдых прошел без проблем и неприятностей. И, в-третьих, дома за это время ничего плохого не случилось. Пока нас не было, хозяйство вела Поля с семьей, дом цел и звери здоровы.


Мы вылетели на Рождество в 13 часов, и через пять часов полета самолет приземлился в аэропорту Хургады. Там нас уже ждал автобус и через пол часа мы были в нашей  четырех звездной гостинице Кинг Тут, что означает Фараон Тутанхамон. Выдали ключи от  двухместного номера и прицепили на запястье не снимаемый пластмассовый браслет, голубую тонкую ленточку, знак для обслуживающего персонала, что у нас категория обслуживания «все включено».

 Наш номер оказался на третьем этаже, весь в зеркалах,  с  балконом и видом на Красное море. В номере кондиционер, телевизор, холодильник, и все остальное необходимое для удобной жизни.  «Все включено» - означает, что вся пища и напитки в барах и ресторане отеля бесплатно и без ограничения по количеству.
Правда, получить спиртное можно только в стаканах, по две порции за подход, а взять с собой бутылку в номер или на пляж можно только за отдельную плату.

Завтраки обеды и ужины ( шведский стол) были в ресторане, а в промежутках закуски  напитки и мороженное можно было брать в баре пляжа и  баре ресторана. Что, конечно же, мы с удовольствием делали. Чаще всего заказывали ром и не плохое белое вино.

В день прибытия сразу заказали путевки на экскурсию в Луксор (древние Фивы),  водные круизы на яхтах, и поездку на джипах в пустыню в деревню бедуинов.
На следующий день, в понедельник после завтрака пошли на пляж. Пляж в 100 метрах от отеля, на его территории засаженной экзотическими цветущими кустарниками и пальмами.  На пляже ресторан с баром и столиками под тентом с видом на море. Все пляжное имущество: полотенца, лежаки с матрасами, солнцезащитные зонтики для жителей отеля «все включено» бесплатно.

Мы пришли на пляж в 10 часов, к этому времени температура воздуха была 21 градус, а воды 22 градуса. Хотя дул довольно сильный ветер, но на солнце было достаточно тепло, чтобы с комфортом загорать. А к середине дня захотелось и искупаться. Вода удивительно чистая и прозрачная, у берега песок, по-видимому, насыпной, потому что буквально в десяти метрах начинаются коралловые рифы, отвесно уходящие в глубину, метров на 10.

 У нас с собой были маски с трубками, что оказалось весьма кстати. Во круг буквально порхали тропические рыбки, разных форм и расцветок. Но, все-таки, 22 градуса это маловато для совсем комфортного длительного наблюдения за подводной фауной. А когда выходишь на пронизывающий ветер, то даже холодно. Но после того, как вытрешься и сменишь мокрые плавки опять входишь в блаженное состояние.

Это чувство еще усилилось, когда я пару раз сходил в бар за порциями рома и белого вина. К часу в умиротворенном состоянии пошли на обед, не забыв по пути заглянуть в бар, сначала на пляже, а потом и в фойе ресторана. Отлично пообедали, помидоры, огурцы, салаты всех мыслимых видов, какое то жаркое и фрукты на десерт. Перед тем как подняться на лифте в номер еще раз заглянули в бар, зато проспали  до самого ужина.

После ужина пошли тратить деньги на всякие глупости. Купил Лиде красивые коралловые бусы, а она для внучек дочки накупила всяких серебряных висюлек с египетской символикой. Так как на следующий день предстояло рано вставать для поездки на  морскую экскурсию, то легли рано и спали как дети.

Во вторник, сразу после завтрака, нас посадили на микроавтобус и повезли в порт. По пути мы впервые увидели Хургаду днем. Это молодой, во всю строящийся курорт, протянувшийся вдоль кромки берега на десяток километров. Почти все дома там, это отели на любой вкус, оформленные, в основном, в  стиле сказок 1001 ночи.

 Центральная улица это сплошные магазины с курортной продукцией. Меня больше всего поразило обилие русских вывесок и надписей, да и по фланирующей публике создается впечатление, что там одни русские. Местных женщин почти не попадается. Вся обслуга отелей, и муниципальные работники только мужчины. Но на улицах отдыхающих (в основном русских) больше чем арабов.

В порту нас посадили на небольшую трехпалубную  моторную яхту. Экскурсантов было человек 30, в основном молодежь. Не русскими были только  супружеская пара возможно эстонцев, нашего возраста. Экскурсию вела русская молодая женщина,  постоянно проживающая в Египте. Она объявила нам, что мы за время экскурсии побываем в «Египетской Венеции», половим рыбу с борта яхты, поплаваем с масками и в ластах на дальних морских рифах.

 Ловля рыбы оказалось чистой проформой. Выдали всем закидушки, мы снарядили их кусочками кальмара и забросили прямо с борта. Удача улыбнулась одной девушке, которая вытащила какую то тропическую рыбу грамм на пятьсот. Остальные только мочили свои снасти. Из-за сильного берегового ветра, было довольно холодно. Я то был одет в свитер и ветровку, а Лида в одной продуваемой куртке довольно сильно замерзла, так что потом подумывала, стоит ли ехать на вторую, нами заказанную морскую экскурсию.

Ловили рыбу мы с полчаса, а потом подошел катер, мы пересели в него и поехали на экскурсию в Эль-Гуну. Лет десять тому назад там было только несколько километров безжизненной береговой линии. Её  купил один из самых богатых египтян, и построил там рукотворную Венецию, систему насыпных островов и каналов между ними. Сейчас вся территория уже застроена шикарными 4 и 5 звездными отелями, со всей необходимой инфраструктурой.

 В этом государстве в государстве своя газета, свое телевидение и радио, свой океанариум и свое, лучшее в Африке, поле для гольфа. Притом, что в тех местах, само собой ничего не растет, каменистая пустыня отрог горного хребта Красного моря. Гольф поле поливают дважды в день привозной водой, пальмы высаживают в почву в кадках.

Повозили нас по каналам, показали все самые красивые дворцы-отели, высадили на главной площади и сводили в океанариум. Потом, тем же порядком,  доставили на нашу яхту. Там нас уже ждал в кают-компании обед. После чего нас повезли на коралловые рифы, где организовали купание в открытом море, с наблюдением подводной фауны.

В отель вернулись к восьми  вечера, как раз к ужину. Так как Лида продрогла, пришлось согреваться ромом. Зато спали как убитые. В среду у нас экскурсий не было и мы весь день провели на пляже.

В четверг нас подняли в пять часов утра, вручили пакет с завтраком, и мы отправились в дальнюю поездку на автобусе в Луксор. Первые полтора часа колесили по Хургаде, собирая из разных гостиниц экскурсантов, опекаемых нашей туристской фирмой. Потом прибыли к месту формирования колонны автобусов и в восемь утра колонна из нескольких десятков огромных автобусов в сопровождении полицейских машин и автоматчиков выехали из Хургады по направлению на Луксор

 Такие предосторожности связаны с опасностью террористических актов со стороны радикальных исламистов. Первые два часа шоссе шло по каменистой пустыни среди хребтов гор Красного моря. Пустыня такая, что ни где не деревца, не кустика, не  былинки. Такие же голые и горы, напоминающие по форме построенные ребенком из мокрого песка песчаные башни с зубчатыми вершинами, но вздымающиеся на километр и более.

Потом местность становилась все более плоской и неожиданно на горизонте показались строения. Когда мы въехали в населенный пункт, местность преобразилась, появились зеленые поля сахарного тростника, плантации бананов и прочей тропической экзотики, рощи финиковых пальм. Дорога пошла вдоль оросительного канала соединенного с Нилом.

 Еще пару часов до Луксора мы ехали по благодатным, густо заселенным местам.
Древняя столица Египта, стовратные Фивы, как называли её греки, располагалась на двух  берегах Нила, пересекающего Фивы почти строго с юга на север. Восточный берег был жилищем живых, а западный - обиталищем мертвых. В жилище живых, древняя столица Египта делилась каналом на две части: в южной части сейчас находится город Луксор, на севере - деревня Карнак.

Автобус переехал по мосту через Нил, на западный берег, и мы оказались  в Городе мертвых.
Это огромный некрополь, возможно, самый большой в мире. Как сказал гид, захоронений было столько, что  в 19 веке один предприимчивый американец организовал вывозку мумий, для переработки их на удобрение.
 Такое название Город мертвых получил, потому, что в древнем  Египте захоронения производили  в скалах на западном берегу реки.

 Вначале мы осмотрели Мемнонские коллосы, две огромные скульптуры высотой 18 метров, изображавших фараона Аменхотепа III.
Нам рассказали, что Аменхотеп III, короновавшийся под тронным именем Небмаатра и правивший примерно с 1402 по 1364  до новой эры, был покровителем искусств и в годы своего царствования усиленно занимался строительством.

Тронное имя царя Небмаатра произносилось как Ниммурия или Миммурия, поэтому греки ассоциировали его со своим героем Мемноном, убитым во время Троянской войны

 Землетрясение частично разрушило северную фигуру, в результате чего при нагревании в лучах восходящего солнца она стала издавать музыкальные звуки. Фараоны династии  Птолемеев, знали, что для активации духов, скрытых в культовых статуях, их нужно подвергнуть воздействию солнечных лучей и считали,  что звук является средством общения Аменхотепа III, которого они отождествляли с Мемноном.
 В результате  реставрации коллосов в античные века, они звучать перестали.

После этого мы посетили гробницы в городе мертвых.
Формы гробниц очень разные: одни представляют собой простые каменные надгробия, другие — настоящие мавзолеи, воздвигнутые для того, чтобы приютить останки эмиров и султанов. Но, чаще всего, гробницы - просто искусственные пещеры, вырытые в скалах, состоящие в зависимости от ранга захороненного, из трех или нескольких камер, расписанных фресками и иероглифами. Все они были разграблены еще в древние времена, и сейчас там кроме фресок смотреть не на что.

 После осмотра гробниц нас повезли к храму царицы Хатшепсут .
По пути экскурсовод рассказал нам, что царица Хатшепсут была женой фараона Тутмоса II. После смерти мужа она узурпировала трон, лишив престола законного наследника, своего пасынка,   и правила в 1525—1503 годах до новой эры.
 
Её имя означающее,   «Находящаяся впереди благородных дам»,  не было изменено при восшествии на престол.  Имела титулы «Великая жена царя» и «жена бога Амона»  Хатшепсут закончила восстановление Египта после нашествия гиксосов, кочевых скотоводческих  племён из Передней Азии, и воздвигла множество памятников по всему Египту. Она до сих пор, считается одним из самых известных египетских правителей.


 Храм представляет собой циклопическое трехэтажное строение, высеченное в огромной горе. Наземные помещения сочетаются в нем со святилищем, вырубленным в скалах. По своим громадным размерам и обилию декоративных украшений он превосходит все подобные сооружения Древнего Египта.  На всех окружающих горах и утесах видно множество входов в гробницы попроще.

Храм состоит из трех, возвышающихся друг над другом, террас-ступеней, соединенных пологими лестницами-пандусами. Рассказывают, что на этих террасах были посажены деревья, и  устроены пруды с зарослями папируса. Дорогу к храму украшали раскрашенные сфинксы, и рельефы, изображающие связанных пленников.

Нижняя терраса,  обнесена стеной, украшенной каменными изображениями знаками царской власти, соколами. Террасу замыкает многоколонный портик, с лестницей-пандусом посередине. Некогда ее обрамляли монументальные фигуры львов. Со средней террасы, с многоколонным портиком, лестница-пандус ведет на верхнюю террасу, у колон портика которой,  возвышаются  4 -метровой высоты, фигуры царицы Хатшепсут в образе бога Осириса.
 Все это место производит на человека довольно сильное впечатление еще и из-за того, что идеально вписано в окружающий пейзаж, мрачный и пустынный.

 От храма Хатшепсут мы поехали к причалу на левом берегу Нила, а попутно экскурсовод призывал: «Посмотрите на право, старнный храм, посмотрите на лево древние усыпальницы». Минут пятнадцать мы плыли на катере по Нилу на правый берег, в Город живых. Там нас покормили в ресторане на берегу Нила и повезли туда, где, были сооружены два грандиозных храма: Луксорский Храм, который носил в древности имя «Храм Человечества» и Карнакский – «Храм летописей», соединенные аллеями Сфинксов.

 Карнакский храмовый комплекс, до сих пор самый большой по площади храм на Земле, производит совершенно ошеломляющее впечатление. Вход на территорию храма начинается от древней пристани.  К  башнеобразному сооружению  над входом в  храм,  в форме усечённой пирамиды, (первому пилону) ведет аллея сфинксов, с телом льва и головой барана, священного животного бога Амона.
За первым пилоном расположена колоннада большого двора с  колоннами в виде стеблей папируса. За вторым пилоном расположен  главный гипостильный ( колонный) зал. Перед вторым пилоном в древности стояли два колосса Рамсеса II.  Ныне от них остались одни ноги. Третий колосс, изображающий фараона вместе с его дочерью Бент-Анат, сохранился хорошо

 Колонный зал храма Амона, площадью более 5 тысяч квадратных метров, считался  одним из чудес античного мира. Когда-то, над ним  была крыша, на голубом потолке которой, были нарисованы звезды и парящие соколы.
134  колонны, с массивными  капителями в виде раскрытых цветов папируса, на которые крыша опиралась, хорошо сохранились.  Покрытые барельефами, колонны расположены в 16 рядов, образуя священный коридор. Барельефы изображают восхождение фараона к Богам. 

Вызывает удивление, как такие махины, высотой свыше 20 м и диаметром около 3,5 м, можно было установить без применения современных кранов. Колонный зал, безусловно, принадлежит к вершинам мирового зодчества. Разглядывая зал, я вспомнил, что в его величественных интерьерах снимались кадры одного из фильмов, о похождениях Пуаро.
.
За третьим пилоном хорошо сохранился  стрелообразный, покрытый узорами многометровый обелиск, один из четырех, стоящих здесь, когда-то.
Миновав еще несколько пилонов, можно попасть в гранитное святилище для священной ладьи Амона. В святилище разрешалось входить только фараону и жрецам. Лишь во время общенародного многодневного весеннего праздника Амона изваяние этого бога, установленное на солнечной ладье, торжественно выносилось из святилища для совершения ритуального плавания по Нилу до храма в Луксоре.
Обелиск царицы Хатшепсут, высотой около 30 метров, расположен между четвертым и пятым пилонами. Обелиск, украшенный великолепными рельефами, выполнен из розового  гранита. Говорят, что в древности обелиски были покрыты золотом.
За шестым пилоном можно посмотреть стелу-пилястр с символом Верхнего Египта — лотосом.
Слева от седьмого пилона расположено Священное озеро, искусственный прямоугольнй бассейн около 1000 квадратных метров площади.
Около северо-западного угла Священного озера начинается вторая ось храма, идущая с севера на юг. Именно в этой части храма располагался дворец Аменхотепа III, в подземельях которого обнаружены рельефы, повествующие о ночном путешествии бога Солнца через иные миры и о его ежедневном возрождении в образе жука-скарабея. Неподалеку от этого сооружения при Аменхотепе III (XVIII династия, Новое царство) было установлено колоссальное изображение жука-скарабея.
Наш гид сказал, что существует поверие, о том, что тому, кто несколько раз обойдёт вокруг каменного жука, будет способствовать жизненная удача. Мы, конечно же, не упустили свой шанс и сделали несколько кругов вокруг скульптуры.
Надо сказать, что это не единственное сакральное действие, выполненное нами в храмовом комплексе. Еще на подходе к храму Аминотепа, нас за руку, затащил в какой-то каменный зальчик египтянин в чалме и  длинной, до пят рубище. И знаками показал, что нам с Лидой надо обойти во круг камня, лежащего в центре и поцеловаться.  Тогда небесные силы (египтянин показал на небо) нас благословят. Пришлось починиться, и отдать за церемонию один фунт.
Такие умельцы сновали по всему храмовому комплексу.
Туристский конвейер работал на полных оборотах. Народу везде море, но в основном русские. Конечно же, мы везде успешно и с удовольствием  фотографировались.
После осмотра Карнакского храма нас повезли на шопинг за Египетской курортной экзотикой, благовониями, папирусом, резным камнем. Лидочка, конечно, везде отметилась, так как она человек мягкий, а продавцы суперупорные и нахальные. Выехали в обратный путь мы в шесть часов вечера, и только к одиннадцати были в гостинице, где нас ждал поздний ужин.
На следующее утро в пятницу у нас началась новая морская экскурсия, с купанием и подводным плаванием. В гостиницу приехали к ужину, а после ужина уже не было желания пойти даже на вечернее представление с укротителем змей.

В субботу с утра пошли на пляж, а сразу после обеда поехали на экскурсию в деревню бедуинов. Те кто помоложе, на квадрациклах (четырех колесных мотоциклах), а мы с Лидой и еще одна пожилая пара на джипе. Дорога по пустыне не интересная, не травинки, не листика.

 Деревня расположена у самых гор, в лощине. Несколько убогих хижин из тростника, маленькая мечеть, голубятня, почти такая же, как мечеть, загон для скота с десятком коз, табунок верблюдов, на которых организуют катание. За счет чего они живут, я так и не понял, так как ни каких запасов сена не видно, а на земле ничего не растет.

 Видимо, что-то перепадает от туристского бизнеса, хотя сами местные жители выглядят запуганными, а экскурсоводы, которые смотрят на них как на диких людей ( с аргументом, что  у них даже документов нет), просят , чтобы туристы им ничего напрямую не давали.

Как один из элементов поездки, было организовано катание на верблюдах. Лида, конечно, отметилась, и с гордо поднятой головой, проехала целый круг.
Пару худющих верблюдов вела в поводу бедуинка, закутанная с ног до головы в черный хиджаб, так, что только глаза блестят.

После катания, полезли на окружающие деревню скалы, встречать  заход солнца. Потом  перекусили под навесом для туристов, сидя на цветных подушках,  и поехали назад. В гостиницу прибыли к ужину и пошли собираться к отъезду, так как в воскресение в восемь утра нас должен ждать автобус.

Утром позавтракали, по настоянию Лиды искупались напоследок в море, и в восемь часов сели в автобус. Долетели благополучно. В аэропорту Питера нас уже ждали Поля с Андреем и к девяти вечера мы были дома в Парголово.