Мой друг Негус

Сергей Степнов
 
 « Негус (полностью «царь царей» - нгусэ нэгест) - титул императора Эфиопии. Негус был главой государства и главой правительства, сосредотачивал в своих руках полную исполнительную и законодательную власть. В течение ряда столетий этим титулом именовались феодальные правители крупных провинций Эфиопии…»
                Википедия.



            С раннего детства я мечтал о немецкой овчарке. Мечте суждено было сбыться, когда мне стукнуло 47. Теперь вы представляете, сколько я ждал этого...

           Не помню, в каком питомнике, хозяин, расхваливая своих собак, вдруг осекся и, мечтательно закатив глаза, поведал, что у его знакомого заводчика остался прелестный щенок и, вероятно почувствовав во мне что-то, присущее только настоящим собачникам, дал мне номер его телефона.
 
           Так судьба привела меня в один из коттеджных поселков на востоке Подмосковья, в небольшую уютную усадьбу. Заводчик, с которым я предварительно договорился о встрече, проводил меня в беседку, густо увитую лозой дикого винограда, и предложил чаю. Мне же нетерпелось увидеть щенка, своего щенка…  Именно своего – почему-то я уже был абсолютно уверен, что уеду отсюда не один.  Наплевав на приличия, я предложил сразу же перейти к делу, и пожилой мужчина с улыбкой указал пальцем себе под ноги. Заглянув под стол, я увидел крупного,  неказистого, мосластого кобелька месяцев четырех от роду. Мне показалось, что он весь состоит из длиннющего, с резко выделяющейся горбинкой, носа и  жиденького хвоста. Мы встретись глазами, и все решилось само по себе.

           Уже прощаясь, я поинтересовался кличкой щенка и услышал, что его зовут Негус. Впрочем, сообщил заводчик, имя это – только для документов, и я волен называть его любым другим.

           Домой я возвращался уже не один. Рядом со мной, на заднем сидении автомобиля, чуть поскуливая, уютно устроился мой будущий пес. Я не знал значения его клички, более того, имя это мне не очень понравилось, и два часа, которые мы провели в дороге, я пытался подобрать ему более, как мне тогда казалось, достойное. 
          
            На следующий день, приехав в офис, я сразу же полез в Интернет и уже минут через десять имел более или менее четкое представление, что означает это загадочное слово. В окрасе щенка преобладал густой черный цвет, и, как мне тогда показалось, я понял смысл данной ему клички. А еще, я вспомнил об утверждениях, что данное при рождении имя предопределяет дальнейшее течение жизни, и решил оставить все, как оно было.

           Мы полюбили друг друга, но настоящими друзьями стали несколько позже.

           К четырем годам (овчарки взрослеют поздно) из неказистого, длинноногого щенка, Негус превратился в роскошного могучего красавца. Меня всегда поражали его природная деликатность, удивительная скромность и изысканная аристократичность манер. Он был очень сдержан в проявлении своих эмоций, не мельтешил, не лез на глаза, но всегда находился где-то рядом, чтобы вовремя придти на помощь. Все, бывавшие у нас в доме, дружно любили его, но, по-моему, это его только смущало.
 
            Когда от меня ушла жена, я серьезно запил.  В то время частенько по полночи просиживал на крыльце бани, обжигая гортань ледяной водкой, в очередной раз пытаясь собрать себя воедино. Я хорошо помню эту зиму и эти ночи – ржавый блин луны и рваные черные облака на ее фоне. В эти моменты рядом со мной всегда находился Негус. Он молча возвышался рядом, иногда поворачивая гордую, безукоризненно вылепленную природой, голову в мою сторону, а когда мне было совсем уж туго, лизал своим шершавым языком мои мокрые щеки. Часто его взгляд был сочувствующе осуждающим, но всем своим видом он как бы напоминал, ты – не один, вместе мы и с этим справимся.

            И мы справились. И я очень благодарен Негусу за его помощь.

            Мы очень полюбили гулять в окружающем наш поселок лесу. Особенно – осенью и зимой, в отсутствии комаров и другой кровососущей братии. Полюбили совместное одиночество, когда нам вполне хватало друг друга. Я говорил, что-то объяснял, оправдывался, строил планы на будущее, а Негус внимательно слушал и молча возражал или соглашался со мной.

            Вы можете мне не верить, но мой пес умел улыбаться. Чаще – весело, иногда - снисходительно, иногда – смущенно, несколько раз я наблюдал и высокомерно-презрительные улыбки, за которыми обычно следовал раскатистый басовитый рык…. Очень легко себе представить, что бывало дальше.

            Негус очень любил детей и прощал им все. Во время нечастых приездов к нам старшего внука, он не отходил от него ни на шаг, постоянно сопровождая в экспедициях по дачному участку. Как сейчас вижу -  Серега, шустро косолапя ножками, мчится по дорожке в саду, запинается и падает. А Негус, бегущий следом, бережно поднимает его, прихватив сзади за рубашку, и, успокаивая малыша, начинает вылизывать ему вдрызг разбитые колени.

            Три года назад я понял, что мой друг серьезно болен. В то время, его еще продолжала наблюдать врач, хорошая знакомая моей бывшей жены – вертлявая, болтливая «жучка», имевшая блестящие рекомендации и, лечившая все мыслимые и немыслимые хвори гомеопатией. Моя новая жена Людмила, поселившаяся с нами, решительно настояла на смене ветеринара. К сожалению, было уже поздно и, впервые, прозвучал страшный диагноз.

            Негус стал стремительно стареть, появились проблемы с суставами. От совместных прогулок нам пришлось отказаться. Все больше времени он проводил лежа. Потом мой друг начал слепнуть.

            Все это время мы отчаянно боролись за его жизнь. Днями Людмила обзванивала известных врачей, а ночами просиживала в интернете, пытаясь найти какое-нибудь чудо-лекарство. Я носился по Москве и эти лекарства доставал. Негус стоически терпел все наши уколы, таблетки и растирания. Как же мы все вместе радовались, когда наступали улучшения, как надеялись на  выздоровление…

           Так пролетели три года. Болезнь стала стремительно прогрессировать, и наступил момент, когда я отчетливо понял, что мой друг умирает. И, что речь идет не о днях, а о часах. Его мучили невыносимые боли, но он оставался верен себе – не подавал виду и молча лежал в своем углу.

            Когда приглашенный врач, дабы хоть немного облегчить ему боль, ввел какой-то сильнодействующий наркотик, я впервые за последние полгода увидел, что у Негушки выровнялось дыхание. Он лег поудобнее и умиротворенно заснул. Его лобастая голова покоилась на ладонях моей жены.

           Людмила рассказала мне, что в последний момент Негус каким-то чудом открыл глаза, чуть приподнял голову и на прощание подарил нам легкую, как дуновение утреннего ветерка, улыбку. И ушел навсегда…

           Я этого не видел, я плакал в соседней комнате.

           Господи, ну почему наши собаки проживают свою жизнь быстрее, чем их хозяева?


           Мы похоронили Негуса в его любимом лесу, среди сосен, метрах в ста от нашего дома…
           Со времени его смерти прошло три дня, и я смог написать вот это…