Куликово Поле

Дмитрий Анатольевич Овчинников
Микроавтобус направляется от Епифани (некогда крупного купеческого города Тульской губернии, а ныне – небольшого поселка) в сторону Куликова Поля.
 
Заезжаем по пути в село Монастырщино, что недалеко от впадения реки Непрядвы в Дон, где русское войско переправлялись по Татинским бродам, а после битвы был его лагерь. Здесь памятник Дмитрию Донскому рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы, который находится на месте братского захоронение погибших русских воинов. Организован музей, посвященной Куликовской битве. Среди других экспонатов интересно было увидеть боевое снаряжение монгольских воинов тех времен и сравнить с представленным в Монгольском военном музее, что я посещал в Улан-Баторе…

Дорога бежит дальше и пересекает небольшую речку Смолку. Вижу в отдалении Зеленую дубраву, где скрывался русский засадный полк, сыгравший решающую роль в исходе сражения.

И вот я на Красном Холме, где была ставка Мамая. Еще издали заметил известную памятную колонну, установленную в 1850 году. Посетил музей битвы в Храме Сергия Радонежского. Со смотровой площадки открываются просторы всего Куликова Поля, заросшие специально посаженным ковылем (как в те далекие времена), а ведь совсем недавно эту почву безжалостно распахивали…

Обзор вида этого поля битвы способствовал возникновению у меня определенных размышлений...

Вспомнился рассказ А.И. Солженицына «Захар-Калита», написанный им в 1965 году после велосипедного посещения Куликова Поля. В нем есть образное выражение, что погибшие русские воины «дОкости растворились в земле»... Кстати, в те времена Солженицын считал, что в Куликовской битве сражалось немного - немало, а 200 тысяч русских воинов, и 90 процентов из них погибли. Также он делает вывод, что в названии правильно ставить ударение не КуликОво и даже не КУликово, а КулИково. Еще в рассказе Солженицына поражает, какое запустение было в этом историческом месте каких-то полвека назад...

Сейчас дает серьезную пищу для сомневающихся, что битва была именно на этом месте, - отсутствие в находках археологических экспедиций на Куликовом Поле останков погибших воинов того времени - сражение то было не шуточное, погибших было много...

Но тому есть свои объяснения. На Куликовом Поле войско Дмитрия Донского стояло «на костях», то есть на поле битвы, после сражения целых 8 дней. Очевидно, что помимо отдыха и приведения в порядок войск указанные дни использовали для захоронения павших, сбора оружия и снаряжения (оружие и доспехи в средневековье стоили чрезвычайно дорого, а потому после каждого боя тщательно собирались). И все же список находок элементов воинского снаряжения с легендарного поля продолжает пополняться и в наши дни. В 2008 году вышел каталог археологических находок на поле Куликовом «Реликвии Донского побоища»…

Вопрос об убитых монгольских воинах уже давно обсуждался среди специалистов. Большинство из них пришло к мнению, что их никто не хоронил, были собраны только оружие и доспехи. А все, что остается не захороненным, очень быстро растаскивается птицами, хищными животными. Кости под открытым небом перегнивают за 20-30 лет, если не раньше...

Кстати, само поле Куликово и численность там сражавшихся в разы меньше того, что указывают мифологизированные письменные источники. Размеры поля по сегодняшним о нем представлении – это малюсенькая территория протяженностью порядка двух километров при ширине около 900 метров. А число там сражавшихся с обеих сторон не более 50-60 тысяч человек. К тому же, есть мнение, что погибло в этом сражении не 70-80 процентов численного состава, а 15-20, т.е. 5-10 тысяч ратников…

Вообще же достаточно интересные сведения по Куликовской битве можно почерпнуть из книги тульского писателя Виктора Шавырина «Муравский шлях», изданной в 1987 году, что хранится у меня уже 20 лет с памятным автографом «на добрую память»…
 
 ...А мое путешествие по здешним местам подходит к эпилогу. Грунтовую дорогу по небольшому лесу преодолевает наш микроавтобус, и вскоре оказываемся не берегу Дона. Но это совсем не та огромная река, как, например, в Ростове-на-Дону, но и уже не маленький ручеек, что течет в парке тульского промышленного города Новомосковска от родника-истока. На этом берегу установлены смотровая площадка над течением реки, крест на небольшом насыпном холме, Спасская часовня в виде ротонды, открытая и закрытая купели у Прощеного колодца, водой из которого по преданию омывали свои раны воины Дмитрия Донского. Попил этой водицы и я…

В конце хотелось бы привести заключительные слова одного из моих материалов о современной Монголии (мне здесь этот повтор кажется очень уместным).
   
«Интересное совпадение! По стечению обстоятельств в день прибытия из Монголии, откуда я улетел утром, прямо из «Шереметьева» вечером я проезжал мимо Куликова Поля на Тульщине (сутки для меня продлились на 5 часов)... В памяти всплыли пейзажи перерезанных горами монгольских степей с современными турбазами, где экзотики ради гостей размещают в юртах, разрешают облачаться в доспехи воинов Чингисхана… Подумалось, вот она – связь времен и расстояний».

P.S. В сентябре 2014 года я снова оказался на Куликовом Поле на празднике, приуроченном к 700-летию Сергия Радонежского. Это и отразил на фото.

Июль 2003 г. – сентябрь 2014 г.