В гостях у Толстого

Дмитрий Анатольевич Овчинников
Впервые в Ясную Поляну я попал подростком, более тридцати лет тому назад - в 1981 году. Необычно. Тогда была среда и День конституции 7 октября – выходной среди недели. Мои родители и бабушка решили съездить на нашей «копейке» прогуляться. Куда? Да пусть в Ясную Поляну – недалеко, всего-то от Тулы несколько минут пути.
 
Но, когда приехали, оказалось, что в музеях санитарный день и на территорию не пускают. Выход всегда найдется… Не уезжать же просто так. Нашли лаз в ограде где-то в районе Молодого сада и проникли в парк. Как сейчас помню, первые строения, что я там увидел, были теплицы.

Гуляли долго, попутно собирая мне для школьного гербария опавшие с деревьев листья. Были и на аллее Прешпекта, с которой виднелись голубые зеркала прудов, и у дома Волконского, и у конюшни с каретным сараем, и у флигеля Кузьминских, и у самого основного дома-музея, у которого меня тогда заинтересовало место, где раньше находилось Дерево бедных. Потом углубились в парк, и дошли до могилы Льва Николаевича Толстого в Старом заказе, где он ребенком на краю оврага прятал свою заветную «зеленую палочку». Затем мимо огромного дуба, описанного в романе «Война и мир», дошли до любимой скамейки писателя (из березовых палочек) в посадках так называемого Чепыжа и елочек…
 
В моем детском сознании тогда была масса впечатлений.

Позже, уже взрослым, я бывал в Ясной Поляне несколько раз. Заходил на территорию обычным путем – через башни въездных ворот в усадьбу. Посещал экспозиции двухэтажного дома-музея, знакомясь с обстановкой, в которой жил и творил Великий писатель. Гуляя по яснополянскому парку, доходил и до речки Воронки около Старой пасеки…
 
Но первые детские впечатления от знакомства с усадьбой Л.Н. Толстого у меня остались надолго - память детства.

А еще возникает удивительное непреодолимое желание побывать в Ясной Поляне и на Куликовом Поле, особенно когда возвращаешься из заграничных путешествий... Ностальгия... Видимо, именно эти места и ассоциируются у меня с понятием - Родина.

Июль 2012 г.