Кодекс чести

Александр Кузнецов 12
Кодекс чести
Когда я первый раз прочитал аннотацию к фильму «Вопрос чести», то, честно говоря, кроме  как негативных эмоций это у меня не вызвало. По сценарию  было совершенно несколько страшных убийств; а именно, все жертвы были посажены на кол и умирали в течение многих часов  от страшных мучений. Ну, думаю, киношники потеряли всякий стыд и совесть. Мало того, что в фильмах людей сжигают, разрывают, перемалывают, вешают, разрезают и так далее, так теперь еще новые виды уничтожения себе подобных на экраны вывели. Но, как ни странно,  решил это очередное творение посмотреть, и, признаться, в итоге не пожалел. Не скажу, что фильм шедевр, но вот вопросы,  поднятые в нем весьма актуальны в наше «демократическое» время.


Сюжет таков. Во время грузинской агрессии 2008 года и  ввода российских войск в Южную Осетию расчет наемников зенитного  «Бук», состоящий из одних офицеров славян ПВО еще Советского Союза  сбивает наш самолет разведчик. Один из летчиков гибнет. Молодой человек оказался единственным сыном у матери. В свою очередь она принадлежит к династии военных. Волевая, умная женщина продает свою успешную фирму,  используя знакомства,  выходит на офицеров запаса ГРУ с необычной просьбой, найти и наказать офицеров зенитного расчета. Наемников, которые жили в странах СНГ, естественно нашли. От кола никто не ушел. На первый взгляд это больше похоже на месть матери. Но по ходу расследования оперативники выяснили, что подобный вид казни был избран не случайно. Древние славяне сажали на кол только предателей и законченных подонков. Поэтому на территории Руси в больших масштабах она не применялась. И здесь  розыскники  поняли, что столь суровое наказание наемников надо рассматривать не с точки зрения банальной мести, а суда офицерской чести, пусть даже в такой жуткой форме.


Понятно, что политика и честь категории несовместимые во всех отношениях. С точки же зрения современных  рыночных законов офицеры  зенитчики совершили весьма выгодную сделку. Они продали свое умение сбивать летательные аппараты за хорошие деньги грузинским политикам, а точнее американскую финансовую помощь. Ну откуда же у горячего Мишико столько средств? Одним словом – сплошной бизнес и ничего личного. Каждый в наше время зарабатывает так, как умеет. Смог украсть и не попасть в тюрьму – молодец. Ограбил банк – крутой парень. Перехватил инкассаторскую  машину с миллионами – удалец. Не важно, за счет каких методов  ты разбогател. Главное – стал обеспеченным и удачливым. Не зря Собчак в своей книге  цинично написала – вы лохи. А стало быть, вас должно грабить и обманывать.  А если это так, то,  причем здесь вопросы чести? Но тогда же  почему на протяжении тысячелетий этот неписанный свод правил поведения воинского сословия  у многих народов считался одним из главных. У японских самураев - Бусидо. В рыцарских орденах - кодекс чести, у древних славян - братство Перуна. Правда, нам периодически пытаются напоминать о неком купеческом слове и предвыборных обещаниях политиков. Ха, да мы с вами за годы либерализма уже хорошо знаем цену этим красивым и пустым мифам. По большому счету эти две категории и рядом не стоят с военным сословием. Одни на кон ставят только прибыль,  другие  рейтинг, а военное сословие самое дорогое – жизнь. Им - то тяжелее всего. Не выполнил приказ – трибунал. Струсил – стенка. Предал – кол. Смалодушничал – позор до конца жизни от своих товарищей. Практически и выбора у них нет. Здесь показательна судьба Дудаева и Масхадова. Они, если уж дали присягу как советские офицеры, то какие бы не были у чеченских боевиков лозунги, не имели никого права,  становится лидерами вооруженных формирований. Просто не имели. Но они поступили иначе. Местечковое и клановое  у представителей  тех народов выше иных ценностей.


Присяга дается один раз, и  национальность в данном случае роли не играет. Кодекс чести и правила поведения офицерского корпуса по большому счету  наднациональные. И может, даже иррациональные. Согласитесь, что когда мы видим офицера перед собой, то уже на подсознательном уровне приписываем ему такие высокие качества, которых, может быть, нет у гражданских лиц, и тем более - политиков и депутатов. Даже рядовой и матрос в форме вызывает симпатию.  Если какой ни будь министр, политик или бизнесмен с награбленным богатством  убежит за границу, то самое большое желание возникает это плюнуть ему в морду, и дать пожизненную путевку на лесоповал. А вот если офицер перебежит к «заклятым друзьям», то кроме, как виселицы, на худой конец - радиоактивного элемента в чашку чая,  ему не пожелаешь. Недавний пример перед глазами, когда российский  офицер разведки сдал американцам своих товарищей. Тут уж проклятье ложится на весь его род до десятого колена.


А если взять нашу отечественную литературу и кинематограф, то, так или иначе вопросы чести считаются ключевыми и рассматриваются под разными углами. А вот торгашеской публике в этом плане не повезло – скажем откровенно,  кроме, как знаменитых купеческих загулов и показать нечего. Возьмем киноленты советских времен. Казалось бы, какое дело коммунистам  до белогвардейских офицеров? Так нет же, и здесь на первый план выходит кодекс чести. Взять ту же психическую атаку в фильме «Чапаев». Сердце екает, когда офицеры строевым шагом идут на пулеметы. Получается, что советская власть при всем своем неприятии прошлого подсознательно отдавал должное этому, скажем так - явлению.  А замечательный сериал «Адъютант его превосходительства». Чудо, а не фильм. Даже матерый контрразведчик  штабс – капитан Овечкин из «Неуловимых мстителей», согласитесь,  обладает некой притягательной силой. Один только  фирменный поворот головы чего стоит. А замечательная кинолента «Красная площадь». Одного из главных героев русского офицера, командира батальона революционные солдаты ставят к стенке под пулемет и требуют, что он отдал трудовому народу честь и тогда ему сохранят жизнь.
- Честь у меня одна. Отдам, а где вторую возьму?- ответил офицер с легкой иронией. А как можно забыть харизматичного богатыря Верещагина из «Белого солнца пустыни» с его бессмертной фразой – «Ты же знаешь Абдула, я мзду не беру. Мне за державу обидно». А, про современного «Адмирал Колчака» и говорить нечего.  Про офицеров советской поры, сколько сказано хорошего. Между прочим,  у них также понятия чести схожи с офицерским корпусом дореволюционной России. И примеров в кинематографе можно найти  очень много.


Если брать историческую действительность, то героев будет многократно больше. Здесь рязанский  воевода Евпатий Коловрат. Восхищенный его мужеством хан Батый пообещал сохранить ему жизнь, если он прекратит сражаться. Витязь посчитал постыдным принять жизнь от завоевателя. Выбрал смерть на поле боя. Девятнадцатилетний рядовой  Женя  Родионов в чеченском плену отказался перейти на сторону боевиков и принять ислам. Зоя Космодемьянская прошла свой путь до конца. Генерал Карбышев, Николай Гастелло и десятки, сотни, и, не побоюсь этого слова - миллионы безвестных героев. Благодаря таким людям, для которых вопросы чести на стыке жизни и смерти оказались главными, Россия до сих пор уцелела в жутких войнах и катаклизмах. 


Суммируя все вышесказанное, можно придти к выводу, что вопросы чести связаны с морально – нравственными качествами человека из того или иного сословия и откровенно противостоят насаждаемым либеральным ценностям. Даже более того – они абсолютно не стыкуются. Свой кодекс поведения есть и монахов. Вспомним. В годы Гражданской войны в Сибири собрали только православных священников. Более ста человек. Мелькала цифра даже сто сорок. Все они были разные. Одни старые. Другие молодые. Среди них были пьяницы. Малограмотные. Добрые. Строгие. Ехидные. Ученые. Все человеческие типы проявились среди батюшек. Их подвели к большой яме и предложили,  что того, кто скажет – Бога нет, и отречется от Веры, оставят в живых. Подводили по одному. Бог есть? Есть. Бух! Следующий батюшка. Бог есть? Есть. Бух! Никто. Никто из этой большой колонны не отрекся. Никто. 

Мы  прекрасно видим, что свои богатства современная буржуазия и чиновничья серость  «заработала» при помощи воровства, подлости, убийства, предательства,  обмана и вымогательства у миллионов людей России. Но рано или поздно за это придется ответить по законам чести. Вот  здесь  кол для них самое идеальное средство наказания. А впрочем, чего я за высшего судью решаю. Он то, как раз никого и ничего не забудет и не пропустит. Мне бы за себя ответить.  За свои деяния и мысли. По своему кодексу чести.
Александр КУЗНЕЦОВ