Будьте сдержаны, а то...

Арарат Пашаян
Забавные истории из жизни стареющего профессора.

Доцент кафедры, мой бывший аспирант Алексей собирался  в научную командировку и попросил меня провести лабораторные занятие в подгруппах, где я читаю лекции.
- Заодно и познакомитесь со своими студентами, которые скоро придут к Вам сдавать экзамен.
- Ты же знаешь, не люблю я эти лабораторные занятия. Я так давно этим не занимался, - попробовал я вежливо ему отказать, - придумай, пожалуйста, кому бы еще можно поручить?
- Я бы не посмел Вас затруднять, но такое расписание, что все доценты именно в это время заняты.
- Ладно, подготовь материал, о чем будет работа и все необходимые методические сопровождения. Да, не забудь и расписание занятий, когда и в какое время, - недовольно буркнул я и поднял трубку зазвонившего телефона.
Потом начались обычные будни, суета, пустые и безрезультативные заседания, общественные дела, семья…
Одним словом я совсем забыл о том, что я обещал Алексею.
… В дверь постучала и зашла старшая лаборантка Галина и спросила:
- Студенты ждут в лаборатории №… Алексей Вячеславович, уезжая, сказал, что с Вами он все согласовал, и  Вы мне поручите, что надо сделать?
- Какие студенты, - раздраженно сказал я и вдруг вспомнил о договоренности с Алексеем, - да, он тут мне какие - то материалы оставил,- сказал я и стал лихорадочно перебирать разбросанные бумаги на столе….
- Идите к студентам и скажите, что бы без меня не начинали, - попробовал пошутить и скоро понял, что все материалы я потерял.
Посмотрел технологическую карту. Тема: «Спектрофотометрия и фотоколориметрия. Определение концентрации общего железа в водопроводной воде».
Эта была моя давнейшая разработка и в кабинете, в книгах с радостью нашел один экземпляр старого издания этой методической разработки и с ходу, надевая белый халат, воровался в лабораторию.
Я всегда был уверен, что я хороший и добрый преподаватель, с которым нескучно проводить 90 минут времени. Поэтому, был уверен, что мое появление студенты встретят, если не бурной овацией, но хотя бы с радостью.
Мое появление студентами было принято холодно, если не сказать со страхом.
Это сейчас мне хочется, чтобы студенты ко мне проявили искренность и радушие при общении, но когда я вспоминаю, какой трепет и ужас испытывали мы, будучи студентами, при общении с профессором, заведующим кафедрой, то понимаю, что моя раздраженность к такому поведению студентов абсолютно необоснована. Это просто животный страх…
Но самое странное и парадоксальное в том, что нас, преподавателей, одинаково раздражает и этот страх, и отсутствие такового…
Так как я не успел заведомо раздавать соответствующий методический материал для домашней подготовки, из-за своей рассеянности и забывчивости, и отчасти из-за отсутствия  таковых для этой работы, первую часть занятий я провел, стоя у доски, теоретически расписывая суть проблемы. После перерыва я показывал студентам,  как это делается, вычислил и построил калибровочный график и с его помощью определил содержание железа в воде.
Все прошло прекрасно. В конце я передал старосте, девочке с выразительными внешними параметрами фотомодели, мой единственный экземпляр методички и попросил обеспечить доступ к материалу всей группы, которой предстояло на следующем занятии написать контрольную работу по этой теме.
Через два дня во время лекции я еще раз напомнил группе о предстоящей контрольной работе.
После занятий ко мне в кабинет постучался парень, как оказался, студент этой же группы. По поведению было видно, что ботаник, из старающихся, не гулящий маменькин сынок.
- Профессор, скажите, пожалуйста, а где можно взять материал для подготовки к контрольной работе?
- А что, ваша староста не обеспечила всем необходимым материалом, как мы с ней договорились?
- Наша староста исчезла, и никто не знает, как ее найти. А нам она ничего не передавала, - переставляя центр опоры из одной ноги на другую, слегка волнуясь и заикаясь, тихо прошептал ботаник.
- Значит так, любой ценой находишь ты мне эту проститутку и доставляешь ее ко мне! Я далее с ней разберусь…
Через час ко мне в кабинет зашли Алексей и Галя, и стоя на пороге, долго выбирали слова, как начинать разговор.
- Профессор, тут какой-то студент какие-то странные вещи рассказывает. То ли он сошел с ума, то ли  мы не понимаем, в чем дело,- робко и с иронической музыкой пробормотал Алексей, а Галина стояла удивленно и чуточку возмущенно?
- А что хочет он? Что за студент? Вообще, в чем дело, можете внятно и доступно ответить мне?
- Да он твердит, что Вы ему поручили любой ценой найти проститутку и привести ее к Вам в кабинет.
- Ну и что, - не успев сообразить, о чем идет речь, сразу агрессивно парировал я и потом, сообразив, что он сказал, спросил, - в каком смысле?
- Подошел к нам, в методкабинет парень, на вид вроде порядочный и воспитанный, и весь смущенный и взволнованный спрашивает, где можно найти проститутку? – наконец, набравшись смелости, в разговор вмешалась Галина, и было видно, что она делала большое усилие над собой, чтобы начинать этот разговор.
- А я его спрашиваю, мальчик, ты вообще понимаешь, что говоришь? - продолжала Галина.
Увидев, что  Галине очень тяжело дается этот разговор, Леша вмешался с пояснениями.
- Дело в том, что этот мальчик говорит, что профессор, то есть Вы, велел любой ценой доставить к нему в кабинет проститутку…
Слава богу, в моем коллективе знают мои странности и мою колоритную речь, когда я разозлен или возбужден.
Естественно, я ничего не смог сделать, чтобы этот случай не разошелся по университету как очередные «хохмы» от Пашаяна с армянским акцентом…

P.S. Мой совет всем преподавателям! Будьте очень внимательны и избирательны, когда говорите со студентами. Особенно в последнее время, когда все ваши речи и действия записываются. А то ваши действия чреваты  непредсказуемыми последствиями…

29.07.2012.
г. Брянск