Безударная словесность

Юрий Ванеев
               
   Друзья спорили. Один доказывал что-то, а второй лениво слушал. Видно было, что доводы его не убеждают, явно не задумывался над сказанным. Это задело.
   - Да ты не слышишь меня! – Возмутился спорщик, поняв происходящее.  - А слово имеет очень большое значение! Когда осознаёшь, что говоришь серьёзно. Не когда даёшь пустые обещания, не когда сам не веришь в то, что говоришь, а когда отвечаешь за свои слова!
   - Ну вот. Не сумел убедить меня, теперь обвиняешь, что плохо слушаю.
   Но теперь оратор не услышал реплики.
   - На пальцах можно доказать, что я прав! Отмените мораторий на смертную казнь хотя бы на месяц. Всего лишь на месяц! На любой. С первого числа по тридцать первое. Заблаговременно объявите об этом. За полгода. Поверь, в этот период преступность почти сойдёт на нет. И люди будут дышать свободно. Месяц. Всего лишь месяц. И половина следующего будет почти такой, потому что и бандиты понимают, что у нас врут не только законопослушным гражданам, и их могут обмануть.
   Юноша говорил возбуждённо, уверен был в правоте и в критике не нуждался. Но друг – единственный слушатель - осадил его:
   - Хватит трепаться. Трёп – тоже слова.
   Оратор не обиделся, лишь возразил:
   - Да. Но это не тот случай. Согласись, любая проблема решается словами.
   - Когда за спиной стоят пушки.
   - Когда угрожаешь и выполняешь угрозу. И без пушек такое возможно. Даже словом!
   Говорящий задумался, как донести мысль, а оппонент лениво повернулся, зевнул и выдал на-гора:
   - Слово – не воробей. Предложение - не стая. А ведь летают то на юг, то на север. Птицы. Твои-то мысли, куда нацелились?
   - А я даже терроризм могу прикрыть одним словом. Нет, одного не хватит. Но всё равно лишь словами.
   - Матом накроешь?
   - Нет. Отменю террор!
   - Убеди, сделай одолжение.
   - Смогу ли тебя? Террористы не дураки.
   - А я, значит, дурак! Не пойму?
   Молодой человек не услышал обиженного друга, мысленно уже воплощал в жизнь сказанное.
   - Нужно забыть слово террористы. Оно нравится им. Как же, выделили их, отметили специальным сочетанием букв! Пусть забудут. Давайте называть вещи своими именами. Взрывают поезда, самолёты, убивают невиновных людей гниды! Это не люди. Нелюди, если хочешь. Можешь представить себе объявление в сводке новостей, что в поезде от укусов гнид погибло два вагона людей? И убили их даже не блохи – гниды! И всё равно сумели совершить крушение! Люди, нужно беречься не только от клещей, но и от гнид!
   Многие слова имеют два и больше значений. Кружок – это след кружки от пролитого кофе. Кружок – это группа людей, имеющих общие интересы. Кружок может быть и следом от поцелуя. Гниды? Это террористы, которые убивают людей. Гниды приносят вред окружающим. За что? Кому? Какая разница? Для них нет, они ведь гниды! Даже пользы от этого не имеют. Вот такие вот бывают насекомые! Такое вот должно быть первое значение этого слова. Забудьте про террористов. Нет такого слова. Есть гниды!
   За что они убивают безвинных людей? Непонятно. Потому что! Потому что они гниды! Сказал, и всё встало на свои места!
   Друг, сам того не подозревая, подбросил дров в топку:
   - Саранче докажи, что она не пойми что, попробуй. И что? Посевы перестанет жрать? Она так живёт, не может без этого. Это борьба за существование. Она жрёт всё подряд и набивает брюхо. Я и понять-то не могу, что наполняют блохи, когда уничтожают что-то. Саранча лучше их, понятнее. Нет, не саранча террористы и даже не блохи, они – гниды! Есть в твоих словах что-то!
   - Ага, понял, наконец-то! А я подумал однажды, ведь могут же ругаться они между собой. Почему – нет? Они же гниды! Смешно стало. Соседка стучать в стену начала, смех напугал. Она – террористка! А те – гниды. Поругаются, такое устроят, что мало не покажется. Не себе. Это не их стиль. Другим! Гниды и есть гниды! Что тут скажешь?

   Молодой человек возвращался домой в метро. Было поздно, и встреча с другом утомила. Он уже и не помнил, чего хотели, договариваясь увидеться. Разговор в самом начале неожиданно сделал крюк, и он теперь ехал, вспоминая, для чего же они встречались?
   Вагон покачивался, хотелось спать. Он стоял и боролся со сном. Вскинулся, когда состав остановился. Его толкали выходящие пассажиры. Он смирился с происходящим и выискивал освобождающееся место. Рядом поднялся с сидения мужчина и покинул вагон одним из последних. Ушёл, но осталась сумка. Парень посмотрел на неё, на потолок. Вновь на неё. Вдруг схватил и в последний момент выскочил из вагона.
   Мужчина шёл вдоль перрона на выход. Юноша отстал – покинул вагон позже, и мешала тяжёлая ноша. Бежал, как мог, и орал:
   - Эй, погодите, вы забыли!
   Нехорошие предчувствия одолевали. Он не слышал себя, не слышал пожилой женщины, бегущей за ним. Та выскочила следом и тоже кричала:
   - Ловите вора! Остановите его!
   Юноша вдруг заорал другое:
   - Гнида! Задержите её! Оставил взрывчатку и уходит!
   Он не сумел настигнуть беглеца и побоялся проследовать вглубь перехода, бросил сумку в углубление на рельсы, упал на мраморный пол и закрыл голову руками. Раздался не взрыв - звон разбитого стекла, и на промасленных чёрных шпалах появилось белое пятно молока.

   - Что, парень, насмотрелся телевизора?
   Полицейский выслушал рассказ доставленного к нему молодого человека. Ситуация казалась глупой, смешной и грустной одновременно.
   - Раньше в психушку людей укладывали, а теперь страну такой сделали. Не поместятся все. Террористы повсюду мерещатся? Но прав! Лучше набздеть, чем недоперебдить! Это ты – гражданский, а знаешь, сколько у наших бзиков из-за оставленных сумок бывает? Лишь дома террористы не чудятся. И всё равно мы плохие.
   Блюститель порядка начал за здравие, а кончил за упокой. Не заметил, как сменил тему.
   - Из милиционеров полицейских сделали и в дерьме оставили. Где что случится, виноват бывший милиционер, а сегодня полицейский. Или не помог, или сам похлеще бандита. И у нас отморозки попадаются. Где их сегодня нет? Скажи сейчас, что кого-то из наших избили, никто ведь и не спросит, за что? Защищал кого-то? Ха! Так ему и надо! Хорошие за кадром остаются.  Кому такое интересно?
   - Плодятся гниды!
   - Гниды? Ты опять про террористов? Можно и так сказать!
   - Только так их и нужно называть!
   - Слушай, парень, что ты к насекомым привязался?
   - Не я. Друг. Но если честно, прав он. Ведь не о гнидах речь, о людях. Почему такое творится? Два человека могут договориться. И трое смогут. У четырёх будут проблемы. А пятеро вряд ли. Обязательно гнида появится! Почему такое происходит?
   - А ты хотел, чтобы из глубинки до сих пор Ломоносовы в столицу пёрли? Прошло то время, обратный отсчёт начался. Интеллигенты в бомжей превращаются. Из гнид теперь людей выбирать приходится! Спираль истории виток сделала. Потом всё ухнет и погибнет.
   - Да ладно! Семь миллиардов людей не позволят такое.
   - У четырёх человек в компании будут проблемы, пятеро не договорятся, а семь миллиардов? Да нет проблем! Думаешь, планета перегревается из-за выбросов газа? Да! Но какого? Каждый человек как печка в тридцать шесть и шесть десятых градуса. Вот кто землю перегревает! Одни мысли чего стоят!
   Юноша уставился в глаза философа в синей форме. Такого услышать он не ожидал. И главное, согласен был.
   - Лейтенант, мы дышим с вами одним воздухом!
   - Все дышат одним, но выхлопные газы разные.
   Офицеру нравился этот  задержанный, понимал, что по недоразумению влип в историю, неожиданно сменил тему разговора:
   - А бабка та так всё уложила, чтобы посуда не звенела, не разбилась. Не знала, что попутают с динамитом. Старуха, что хочешь? Знает, что упасть может. Такое только о рельсы и можно разбить. И не гнида от тебя убегала. Человек спешил на работу, опаздывал.
   Нас ругают за это, что путаемся иногда. Это плохо, конечно. Даже я иногда заблуждаюсь, кто есть кто. Задержу подозрительного, а там, -  пусть разбираются. Первый отсев за мной. Так должно быть. Было сказано: аз воздам! Было такое и будет! Но по мне, честно скажу, нужно родителей террористов в трудовые лагеря заключать. Пусть зарабатывают компенсацию пострадавшим. И чада подумают не раз перед преступлением. На других плевать, так хоть своих пожалеют. Гниды!
   - Ну да. Говорят, ваш брат застрелит одного бандита при задержании, потом второго. А в следующий раз убьёт невинного человека и даже не помянет! Есть такое понятие – профессиональная болезнь. Вас через год-другой переводить в другое отделение нужно, чтобы душа не задубела.
   - Фильмов насмотрелся? Никогда не пойму, как такое снимать можно? Сплошные штампы низкого пошиба. Тот или другой начальник-милиционер сволочь или дуб, мешает работать. Сами герои почти бандиты. Это стержень фильмов, так сказать, об остальном и вспоминать не хочется. Увидит такое нормальный человек и сам дебилом становится.
   Про нас ведь как говорят? Если сработали по закону, и это не понравилось, то за законом человека не видим. А в следующий раз орут, что закон нам не писан, плюём на него, преступили. Вот и крутишься, как уж на сковородке.
   Когда погибает  полицейский при исполнении, нужно провожать его всем составом, нести через весь город. И плевать на пробки. Пора восстанавливать уважение к блюстителям порядка.
   Слушай, а почему и журналистов какими-нибудь насекомыми не обозвать? Не все, но большинство явно заработало. Там дерьма больше чем в милиции-полиции. Беспринципность этих деятелей поражает. Вот где профессиональная болезнь пустила корни!
   Лейтенант высказался на одном дыхании и уставился на задержанного. Новая мысль появилась. Понравился ему парень, потому что переживал не за себя.
   - Порядок – движение двустороннее. Человек должен знать, что он может делать, а за что и по рукам получит. Незнание законов не освобождает от ответственности. В советские времена в школах обществоведение преподавали. Вот тут бы и законам обучать, правам и обязанностям! Вернуться к этому нужно. Разрушили всё до основания. Снизу и восстанавливать необходимо. Как считаешь?
   Офицер спросил, а молодой человек не ответил, задумался. Лейтенант не стал настаивать, пошутил, спросил другое:
   - Подсудимый, не желаете сказать что-нибудь в своё оправдание?
   На этот раз юноша ответил:
   - Жизнь такая редкая штука. Это же надо, как нам повезло! Ведь родились же! И собаке с кошкой повезло. Меньше чем людям, но повезло. Даже они понимают это. Домашние животные, но защищаются при необходимости. Шипят и рычат. Не хотят так просто расставаться с жизнью, почувствовав опасность. А природа так устроила, что мы питаемся говядиной и свининой. Вот так вот поступила. Убиваем животных. И это позволяет каким-то недоумкам уничтожать всех подряд. Они ведь гниды, я прав, лейтенант?
   Офицер лишь вздохнул и распорядился, как подвёл итог:
   - Иди, миссионер, проповедуй свою религию с другом. Не сразу люди террористами становятся. Услышит вас кто-нибудь из них, может, задумается и поймёт. Людям и без них живётся не сладко.
   Свободен!

                *****