Г. С. Габаев на строительстве канала Москва-Волга6

Екатерина Шильдер
     В давние времена были такие папиросы «Беломорканал». Такая карта на пачке папирос, на которой показаны были какие-то реки, и еще что-то. И хотя эти пачки папирос в нашем доме были в каждом углу, но картинки с географическими местами никак не расширили мои знания по географии. Как не знала географию, так и такие наглядные пособия, не помогли. По всей видимости, такое название «Беломорканал» придумали не просто так, а с большой целью, как прославление достижений, и как память о таком достижении. А то, что папиросы «Беломорканал» были крепкими, знала даже я сама. Строили канал с 1931 по 1933 год, и на этой стройке было более ста тысяч заключенных. Стройка заключенных.

В Дмитрлаг:
«Осенью 1934 г. я был затребован в Дмитрлаг и 22 октября отправлен в гор. Дмитров для работы по специальности в редакции монографии о Беломорканале».

     Только закончилось строительство одного канала, как качалось строительство другого, канала Москва-Волга. Протяжённость Беломорканала - 227 километров, протяженность канала Москва-Волга - 128 километров. Ширина на поверхности 85 метров. Если Беломорканал строили 20 месяцев, то канал Москва-Волга 4 года 8 месяцев.
 
     И получается, что заключённые не только строили канал Москва-Волга, но и также и участвовали в написании истории строительства Беломорканала, как это делал командир Лейб-гвардии саперного батальона, в его время полка,  полковник Г.С. Габаев. Но это все, было его прошлым. В настоящем он был заключенным.

    Для заключенных был построен Дмитровлаг в 1932 году, где и жили заключенные. Сейчас в водной глади канала Москва-Волга отражается простой крест, на котором только видны годы, и, конечно, они те тридцатые, когда канал и строился. И что еще здесь делал полковник Г.С. Габаев, может то, что помогло ему, приговоренному к расстрелу, выжить?

     «Я и здесь продолжил ударную работу как помтехредактора монографии, хранитель музея строительства канала Москва — Волга и старший инженер техинспекции. К концу работ строительства в мае 1937 г. у меня уже было 2 года зачетов рабочих дней, и, кроме того, я был разновременно 3 раза представлен к льготам и досрочному освобождению и по редакции, и по музею, и по инспекции. 5 июля 1937 г. я был освобожден досрочно, как сказано в удостоверении Дмитлага от того же числа за № 463245, «в связи с окончанием строительства канала Москва — Волга за ударную работу». От главинспектора инженера Фридмана я получил лестную рекомендацию (копия прилагается) для поступления по вольному найму на Куйбышевское строительство и был зачислен кандидатом, но за сокращением планов места не получил».

     Вот Г.С. Габаев не получил даже места работы по вольному найму, а получили ордена Ленина 6 крупных деятелей ОГПУ за Беломорканал  — Г. Г. Ягода, М. Д. Берман, Л. И. Коган, Я. Д. Рапопорт, С. Г. Фирин и Н. А. Френкель. Начальником строительства каанла Москва-Волга  был Л.Коган, а начальником Дмитлага был С.Фирин.