Поездка по монастырям Приладожья. Март 2008г

Юрий Бахарев
 

Мы  на 8 марта взяли туристическую путевку «По монастырям Приладожья» и утром этого дня в 8 часов отбыли на автобусе от Гостиного двора. Проехали по всему Невскому, пересекли Неву по мосту Александра Невского, кольцевую автомобильную дорогу и вышли на Мурманское шоссе.

Всю дорогу женщина-экскурсовод вела рассказ о проезжаемых церквях и соборах, речетативом, с комсомольским задором внезапно уверовавшего православного христианина.  Далее, по Мурманскому шоссе поехали в сторону устья Невы.

Еще раз пересекли Неву вблизи острова Орешек, на котором расположена Шлиссельбургская крепость, и пошли вдоль Ладожского озера, по , в этих местах, уже порядочно разбитому  шоссе. Здесь экскурсовод сменила тему и рассказывала, что здесь было во время Великой Отечественной войны.

 А земля в этих местах вся пропитана кровью. Места низкие, болотистые,  а именно здесь прорвав немецкую оборону, сошлись войска Ленинградского и Волховского фронт. Не далеко от проезжаемых мест самый большой (в мире!) военный мемориал немецких солдат. Содержится, конечно, за немецкие деньги.

 Сейчас в этих местах справа и слева от дороги огромные дачные массивы, Синявинский и  Пупышевский с сотнями тысяч дачных участков по 6 соток, плотно прилегающих один к другому. В советское время из идеологических ( вполне идиотских) соображений не давали больше, а сейчас многие эти дачи приходят в упадок: слишком мало земли, чтоб вести  рентабельное хозяйство, а для летнего отдыха, слишком дорого ездить.

Поехали поворот на Синявино, известное у нас в городе  по лучшим курам и яйцам, поставляемым от туда. Построили птицефабрику  еще в советское время, но сейчас, всем  на удивление, комбинат работает и работает не плохо.

 Поехали, стоящий у дороги, покрашенный белой краской ЗИС, поднятый со дна Ладоги на месте Дороги жизни, пересекли Волхов  у поворота на Старую Ладогу, которую сейчас величают первой столицей Руси, и дорога пошла по более веселым, возвышенным местам.

Минут через двадцать пересекли реку Сясь и  у города Сясьстрой сделали первую остановку, это как раз по середине до конечной точки нашего маршрута.
Как следует из названия, Сясьстрой возник  в советское время на месте строительства грандиозного ЦБК. За городом началась настоящая тайга, уже без всяких дачных кооперативов и птицефабрик. Здесь дорога шла  рядом  с Ладогой, так что из-за леса, кое-где были видные  ее заснеженные просторы.
 
Пересекли реку Пашу и вскоре выехали к берегам реки Оять. Здесь свернули с шоссе на проселочную дорогу и вскоре подъехали  к стенам Введено-Ояцкого монастыря. Монастырь еще называют Островным Введено-Ояцким, так как в половодье река разливается так, что монастырь, стоящий на возвышенном месте, оказывается на острове.

 Монастырь, в противоположность промышленным и социальным  постсоветским постройкам, где как правило царит сейчас «мерзость запустения» производит впечатление чуть ли не щеголеватое.  Сделали несколько фотографий, Лида набрала Святой Воды, которая, как говорили стоящие за ней  в очереди богомольцы, пахнет радоном. Правда,  я не думаю, что инертный газ имеет запах. Скорее, обычный сероводород в малой  концентрации.

Я хотел  об этом сказать, но воздержался от дискуссии.  Рядом с источником Святой Воды (стал святым в послесоветское время, помогает от дурной болезни) выстроена купальня с женским и мужским отделением. Лида была настроена выкупаться, благо на улице было не больше -3, но жертвенный акт не удался, так как вода в проруби была замерзшей.

Я сам хотел, хотя бы постоять голыми ногами на льду, но потом решил, что это не подвиг. Монастырский комплекс производит довольно внушительное впечатление, главное, на мой взгляд, что он идеально вписан в красивейший пейзаж.

 Известен монастырь тем, что там покоятся родители Святого Александра Свирского, очень почитаемого до революции, но, несравненно, больше в наше время «духовного возрождения».
 
 В начале июня 1997 г  вновь открыли монастырь Александра Свирского, и в сентябре настоятель монастыря  благословил инокиню Леониду (в миру кандидата биологических наук) на поиски изъятых  в 1918 году мощей преподобного.  В конце декабря 1997 г в фондах музея Военно-медицинской  Академии она нашла анатомический препарат, без инвентарного номера, который курсантам академии демонстрировали как вариант естественной мумификации человеческого тела.

 По некоторым признаком мумия была опознана как мощи чудотворца Александра Свирского умершего в начале 1500 годов. Впервые его мощи были  найдены в процессе строительства нового монастырского храма в 19 веке в удивительно хорошем состоянии.

После находки декабря 1997г, началось интенсивное обсуждение происшедшего.  Как написано в книге, которую Лида в монастыре купила: «Явное торжество благодати было нестерпимо для сил тьмы». И сейчас Русской Православной церковью признано, что это новое обретение мощей «знак торжества по случаю окончания времени бесовской власти».

 На цветной фотографии в книге (показаны только кисть руки  и стопы ног) мощи имеют вид вчера умершего человека.
Сейчас Александр Свирский,  признается одним из главных русских святых.
Хотя, ещё несколько лет назад, даже служители церкви,  мало, что о нем  слышали.   

  От Введено-Ояцкого монастыря мы поехали к главной цели нашей экскурсии к Свято-Троицкому монастырю Александра Свирского. Для этого пришлось переехать через судоходную реку  Свирь, соединяющую Ладожское и Онежское озера и двинуться вдоль восточного берега Ладоги.

Я заснул в дороге, а когда проснулся, уже  показались зеленые купола монастыря. Монастырь состоит из двух частей: Троицкой и Преображенской,  каждая со своим уникальным архитектурным ансамблем.  Их территории разделены протокой между озерами. Вид, как всегда, великолепный, умели наши предки выбирать место для святынь.

 По преданию, здесь Александру Свирскому, монаху одиноко, много лет жившему в лесу явилась Святая Троица, первый раз явленная человеку после видения Аврааму. Поэтому сейчас святого именуют Новозаветный Авраам.

Явленная троица в православной традиции называется не ангелами, как в Ветхом Завете, а явлением Бога отца, Бога сына, Бога духа святого. Троица поручила святому Александру Свирскому построить на этом месте монастырь и возглавить его.

Осмотр мы начали с Троицкой части монастыря, еще пока недействующей, но уже в значительной степени восстановленной. Сфотографировались снаружи монастыря и внутри стен. Купола все покрашены, на звоннице полный набор колоколов, являя пути  возрождения духовности в нашей стране.

 От Троицкой части пошли к Преображенской. На точном месте Явления  Троицы сейчас стоит часовня с иконой изображающей сие чудное действо. Внизу у иконы - ящик с песком, который богомольцы берут от всех болезней. Лида тоже насыпала себе грамм двести.  По всему монастырю  висит наглядная агитация с фотографиями, иллюстрирующими ужасы богоборческой власти и благодать времен возрождения духовности.

Чудесная святыня находится в Преображенской, хорошо восстановленной части обители. Рака с мощами святого, покрыта стеклянным колпаком, к которому можно прикасаться только губами, сидящий рядом старец-монах строго следит за этим. Самих мощей невидно совсем, лицо закрыто бронзовой маской, а тело, руки и ноги под одеждой.

 Говорят, когда рядом усердно молятся, то мощи мироточат с запахом жасмина и меда, но, видимо, в нашей группе молились недостаточно усердно и я мироточение не чувствовал.
Выйдя из храма, где покоятся мощи, набрали Святой Воды из источника в Преображенской части, полюбовались великолепным видом от стены монастыря на озеро и тихо пошли к автобусу.
 
Обратно добирались скучно, уже без религиозного речетатива экскурсовода и через пять часов были в Петербурге. Там, прямо от Гостиного двора нас забрали Поля с Андреем и уже на автомобиле мы в 22 часа прибыли в Парголово.