Слово о Фейербахе и Поппере

Юрий Шпилькин
Сегодня, 28 июля 2012 года день рождения двух выдающихся философов:   Людвигу Фейербаху исполнилось - 208 лет, а Карлу Попперу - 110 лет. Судьбе было угодно, чтобы об этих двух философах мир узнал благодаря марксизму. В свое время Маркс написал «Тезисы о Фейербахе», а Энгельс работу «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии». Тем самым причисли его к немецкой классической философии. В противном случае, он остался бы в безвестности.

Фейербах был основоположником антропологического материализма. Природа - основа всего сущего, учил Фейербах. Особенность философии Фейербаха состоит в том, что это антропологический материализм. Критикуя гегелевскую философию за пренебрежение живым человеком, за игнорирование чувств как источника познания, он решительно подчеркивал связи идеализма с религией, обнаружил их гносеологические корни, выступал с резкой критикой религии. Фейербах за исходный пункт своего учения принимает живого человека. В этом и состоит, по мысли Фейербаха, его антропологический подход к философии. И вспомнить его благодарно человечество как философа воздавшего гимн человеку, должно в первый день эпохального события – открытия Олимпийских игр.

  А Карла Поппера — австрийского и британского философа и социолога, одного из самых влиятельных философов XX столетия следовало упомянуть вчера, во время открытия в Лондоне Олимпийских игр. Как ни как, большую часть жизни он прожил в Лондоне, а сегодня ему исполняется круглая дата – 110 лет.  Поппер наиболее известен своими трудами по философии науки, а также социальной и политической философии, в которых он критиковал классическое понятие научного метода, а также энергично отстаивал принципы либеральной демократии и социального критицизма, которых он предлагал придерживаться, чтобы сделать возможным процветание открытого общества. Его работа так и называлась «Открытое общество и его враги». Причем «открытым» он считал, конечно же «западные демократии», а в числе врагов назвал и Платона, и Маркса. Умер Карл Поппер в лондонском районе Кройдон. Не вспомнили его неблагодарные потомки.